Многие учителя отмечают, что начинать орфографическую подготовку следует как можно раньше, а именно с момента обостренного внимания детей к слову, когда оно впервые пишется и читается маленьким учеником. Именно в это время наиболее естественным становится орфографическое чтение, оно и используется в методике как действенный прием развития грамотности учащихся. В момент первоначального самостоятельного чтения и письма, ребенку, прежде чем осмыслить слово, необходимо произнести его по частям и в опоре на ударение, проанализировать каждый звук, вглядеться в буквы. «Становление орфографической зоркости в этот момент может проходить очень эффективно. Однако ознакомление младших школьников, особенно самых маленьких, с орфографическими трудностями родного языка должно осуществляться доступными для данного возраста средствами». И здесь рифмованные упражнения становятся необходимыми. Дети не без удовольствия читают зарифмованные правила. Например:
ЧА и ЩА, ЩА и ЧА,
Роща, чаща и свеча,
Пища, туча, саранча –
С буквой А пиши ЧА, ЩА.
Первые стихотворные тексты читаются с доски хором. Каждый первоклассник в меру своей подготовленности к школе находит в текстах знакомые буквы, радуется встрече с ними, сначала робко, а затем все смелее, читая вместе с учителем. Например, после знакомства с первой согласной буквой Н, звуковой и слоговой работы «читаются» хором с доски стихи А.Шибаева:
Н - надела поясок,
И - надела поясок,
Буква Н – надела ровно,
Буква И – наискосок.
Школьники с удовольствием декламируют стихи, называют знакомые буквы. Таким образом, стихи о буквах, скороговорки и чистоговорки, записанные на доске, не только повышают настроение на уроке, не только объединяют и организуют детей своим ритмом, но и при определенных условиях могут явиться прямым и эффективным средством опережающего изучения букв алфавита. Читая хором стихи, выделяя знакомые буквы, учитель обращает внимание учеников и на незнакомые. Первоклассники, как правило, интересуются ими, и учитель обводит их цветными мелками и выписывает на доске крупным шрифтом. Буквы называются хором, а дети произвольно их запоминают. Также учитель может написать и небольшие тексты для речевой гимнастики:
Кричал Архип, Архип охрип.
Не надо Архипу кричать до хрипу!
_______________________________
Еле, еле, еле, еле
Закружились карусели.
А потом кругом, кругом,
Все бегом, бегом, бегом.
И опять проводится примерно такая же работа.
Эти и им подобные строчки оживляют урок, помогают преодолеть непривычное для многих детей умственное напряжение. Но кроме того, стихи помогают детям учиться, запоминать буквы, сплачивать их в совместной работе.
Рифмованные тексты имеют определенный дидактический смысл. Ведь насколько легче при помощи стихов запоминаются буквы! А как запомнить, что такое гласные и согласные? Для этого можно предложить специальные рифмовки:
Э-Ы-У, А-О-И –
Звуки гласные мои.
Их нетрудно перечесть
И запомнить: звуков – 6:
Э-Ы-У, А-О-И –
Звуки гласные мои.
У каждого учителя есть своя методическая копилка, куда входят стихотворные упражнения, так называемые рифмовки. Эти упражнения построены на основании соблюдения четкого ритма. Например:
Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Жирафы, мыши и моржи,
Машины, шины, камыши –
Запомни слоги ЖИ и ШИ.
_______________________
Лужи, лужи, камыши,
Мыши, жимолость, чижи,
Шимпанзе, шипы, машина,
Шишки, ёжики, пружина.
В слоге ЖИ и в слоге ШИ
Только букву И пиши.
Стихотворные упражнения, или рифмовки активно используются на уроках письма, а затем и русского языка и имеют ряд преимуществ. Прежде всего, это ритм, на котором построены данные упражнения. Понятие ритма универсально, межпредметно. «Привычка к ритму движений есть привычка к согласованию своих нервных импульсов, к управлению своими собственными движениями, к экономной и правильной трате своей нервной энергии. Но с того момента, как у ребенка возникает чувство согласованности своих и чужих движений и это чувство начинает сопровождаться у него видимым удовольствием, у него начинается развитие первоначального эстетического чувства, лежащего в основе всех изящных искусств», - так писал о значении ритма еще в начале 20 века видный педагог Ц.П. Балталон. Рифмованные упражнения служат действенным средством воспитания у первоклассников чувства ритма, столь необходимого им в настоящей и будущей деятельности.
Часто при хоровой декламации рифмовок у первоклассников наблюдаются непроизвольные ритмические движения головы, рук, плеч, легкое постукивание ногой под партой. Ритм значительно интенсифицирует процесс обучения. Хорошо известно, как непросто заставить первоклассника читать, не отвлекаясь, первые слова и предложения. Рифмовка же своим «волшебным ритмом» помогает детям «не уставать» и читать без отдыха сразу 8-16 слов:
Лара, Лиза, Лида, Лена,
Гера, Гриша, Галя, Гена,
Соня, Саня и Семён,
Ася, Аня и Антон.
Несомненно, значение работы учителя над рифмой стихотворных упражнений тесно связано с главной задачей первоначального чтения и письма - развитием фонематического слуха у первоклассников. Становление чувства рифмы как раз и возможно на основе прочных фонематических представлений младших школьников, на основе их постоянного активного состояния и такой работы на уроке, которая строится на желании детей не только слушать, но и придумывать свои, пусть поначалу не совсем совершенные рифмы. Подбирая их, школьники совершенствуют свой речевой слух, развивая через него чувство родного языка. Рифма привлекает детей игрой слов и созвучий. Поэтому не лишним будет включать в простейшие упражнения задания по нахождению рифмы.
Приведем для примера 2 фрагмента уроков.
Дети хором читают с доски запись:
Поля | Дима |
Паша |
Рома |
Петя |
Коля |
Таня |
… |
- Ваня, Аня! – начинают наперебой кричать дети. Коллективно из двух предложенных вариантов выбирается только один. Дети настойчиво стремятся снова перечитать полученную рифмовку, заодно повторяется правописание большой буквы в именах людей.
Рассматривается картинка с большим забавным поросенком, дети читают с доски текст с пропусками слов и сочиняют свои стихи:
Как у свинки-хрюшки
Маленькие … (ушки).
Нежный розовый бочок,
Круглый, гладкий … (пятачок).
Ходит свинка всех важней –
Ты придумай кличку ей.
Под картинкой напиши,
Как писать ее …!
- Скажи! - заканчивают дети.
Последние три строчки постепенно и незаметно переключают первоклассников на чисто орфографические задачи: надо не только записать придуманные для хрюшки клички, но и объяснить правило, по которому эти клички написаны. Однако текст с заданиями на подбор рифмы не теряет своей привлекательности даже после решения орфографических задач. Дети еще раз читают стихотворение, вслушиваются в рифмованные окончания, подбирая новые слова в рифму, удивляясь и радуясь точным созвучиям.
При такой организации работы развитие фонематического слуха у детей становится не самоцелью, а средством удовлетворения их растущего интереса к языку, средством развития языкового чутья.
К.И. Чуковский, прекрасный знаток детской речи, писал, что «никто не требует, чтобы педагоги делали детей стихотворцами, но они обязаны научить их восприятию стиха».
Рифмованные упражнения вместе с другими дидактическими материалами и средствами обучения чтению и письму занимают на уроках русского языка полноправное место. Эти упражнения важно эффективно и с небольшой отдачей использовать их на уроке.
В зависимости от роли, которую выполняют рифмовки, их можно поделить на несколько групп.
1 группа. Рифмовки-«запоминалки».
Они служат для выделения орфограммы и запоминания ее правописания. «Запоминалки» не подменяют правил учебника и читаются задолго до знакомства с ними. Такие упражнения являются своеобразным средством опережающей подготовки к серьезному изучению языковых явлений. Многократное чтение таких рифмовок, а иногда и их непроизвольное заучивание создают тот благоприятный фон, на котором в дальнейшем осознанно усваиваются детьми орфографические правила. Например:
Сочетанья ЩА и ЧА –
В слове пища и свеча,
Чаща, дача и печать –
Нужно с буквой А писать,
Потому что ЧА и ЩА
Пишут только с буквой А.
_______________________
Имена, фамилии,
Клички, города,
Все с заглавной буквы
Пишутся всегда.
Начинает буква
Важные слова
Иванова Анна,
Шура и Москва.
Вторая группа. Рифмовки-«тренажеры».
Используются для чтения и письма (в первом классе, особенно в начале года, преимущественно для чтения) орфографически насыщенного словарного материала. Такие упражнения привлекают внимание детей к орфограмме, расширяют их представления о несоответствиях написаний и произношения, служат средством накопления слов, иллюстрирующих правила правописания. Например:
Кошка Маришка,
Котёнок Тишка,
Щенок Дружок,
Цыпленок Пушок,
Корова Бурёнка,
Коза Найдёнка,
Поросёнок Хрюша
И бычок Гаврюша –
Все их клички до одной
Пишут с буквы прописной!
В этой рифмовке 8 кличек и названий животных, и дети, тренируясь в чтении таких слов, очень легко их запоминают. В упражнение включено предложение, напоминающее детям, как пишутся клички, поэтому такую рифмовку вполне можно отнести и к «запоминалкам». Однако главное ее назначение – дать учащимся опыт употребления в речи кличек и названий животных и непроизвольно закрепить орфограммы в памяти первоклассников. Упражнения этой группы можно проводить в различных вариантах. Например, данную рифмовку учитель пишет на доске так:
Кошка Маришка, Котенок …, Щенок Дружок, Цыпленок …, Корова Буренка, Коза …, Поросенок Хрюша И бычок …, - Все их клички до одной Пишут с буквы …! |
Гаврюша |
Детям предлагается подобрать животным клички из записанных справа. Последнее слово рифмовки дети припоминают сами. В следующий раз можно стереть клички кошки, щенка, коровы, поросёнка и предложить ученикам вписать их вместо точек. Это задание труднее, чем первое. Однако и первое, и второе задания направлены на запоминание детьми правописания кличек. В дальнейшем представленную рифмовку вообще можно оформить на отдельных карточках и проводить в игровой форме: кто быстрее подберет клички названным животным.
Рассмотрим еще одну рифмовку тренировочного характера на важную для первоклассников орфограмму «мягкий знак - показатель мягкости на письме»:
Лак, лук, лось, лень,
Так, тук, ток, тень,
Сом, соль, мел, мель,
Нос, нёс, ел, ель -
Назови, в каких словах
Написал ты мягкий знак?
В данной рифмовке представлены односложные слова с мягким или твердым согласным на конце. Их правильное чтение дети отрабатывают в букварный период.
Например, можно провести такое упражнение. Учитель от лица Незнайки делает ошибки – пишет мягкий знак там, где его писать не следует, стирая там, где мягкий знак просто необходим. Затем детям предлагается прочитать получившуюся рифмовку. Таким образом, ученики убеждаются в необходимости мягкого знака для письменной речи.
Варианты заданий к упражнениям тренировочного характера могут быть самыми разнообразными.
Третья группа. Рифмовки-«контролеры».
Такие рифмовки служат средством контроля и самоконтроля для детей, осваивающих первые умения и навыки правописания. Например:
Все обдумай, не спеши,
А потом уже пиши:
Знаешь, как писать? Теперь так ли думаешь?
Проверь!
Чайка, ежики, чижи, дача, щука, камыши.
Если так хотел писать,
Получи оценку 5!
Эта рифмовка состоит из двух частей. Первая – настраивает первоклассников на выбор правильной орфограммы и заставляет подумать над вопросом, как нужно писать предложенные слова. Вторая часть содержит ответ, дает возможность еще раз прочитать слова с выделенными сочетаниями, поощряет работу детей.
У кого-то могут возникнуть возражения против такой записи слов, в которой детям предложен выбор слога. Однако опыт многих методистов показывает, что иногда следует идти на подобные шаги.
Во-первых, избежать полностью зрительного восприятия неправильного написания слов в жизни никогда не удается: в исправленном виде ошибка сохраняется в тетради ученика: он может видеть ее у соседа по парте или даже на доске в письме одного из своих товарищей. Поэтому вряд ли стоит преувеличивать значение зрительного восприятия неправильных написаний (как, впрочем, и значение безошибочного письма, ибо оно может быть результатом копирования, а не сознательного усвоения орфограмм).
Самое важное, чтобы ошибка стала предметом анализа, разбора и даже средством обучения грамотному письму. Не зря говорят: «На ошибках учатся», «Научен горьким опытом», «Ошибся, что ушибся: вперед наука».
Д.Б. Богоявленский в работе «Психология усвоения орфографии» убедительно обосновывает несостоятельность принципа «недопущения неправильного образа слова» при обучении детей. Он пишет: «Важнейшее значение приобретают конкретные условия деятельности, в которой происходит столкновение ученика с ошибкой… При работе над ошибками правильному восприятию противопоставляется объяснение, как и почему надо писать иначе… и победителем оказывается интеллектуальная деятельность, связанная с осознанием ошибки». Поэтому использование на уроке, начиная с 1-го класса, дидактического материала, содержащего в себе задания по выбору правильного ответа из двух возможных вариантов, представляется весьма полезным. Такой подход способствует обострению орфографической зоркости у младших школьников. Конечно, упражнения такого типа, особенно на первых порах, вызывают у детей определенные затруднения.
Однако нелишне будет заметить, что подобная запись в рифмовках-контролерах делается только тогда, когда ученики поработали с «запоминалками», упражнениями-тренажерами, неплохо усвоили, как пишутся сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Большинство рифмовок-контролеров составляется для проверки одной определенной орфограммы, ибо усвоение каждой из них требует специальной работы с учащимися. Например, при работе с безударными гласными в корне слова можно использовать такую рифмовку (проверка проводится устно с помощью сигнальных карточек с гласными буквами о,е,а,и,я):
М…рской, р…чной, г…ристый,
Ст…льной, р…дной, л…систый.
Проверь слова, но не спеши.
Красиво, грамотно сп…ши.
Многие рифмовки совмещают в себе одновременно задачи запоминания, контроля, а также тренировки в чтении и письме слов с определенной орфограммой. Для учителя важно не столько деление рифмовок на группы само по себе, сколько выявление в каждой из них основного дидактического смысла для наиболее эффективной работы на уроке.
Четвертая группа рифмовок - «Орфографические пятиминутки».
Применяются по завершении букварного периода. Проводятся устно, в виде соревнования – кто больше орфограмм найдет. Например:
Жимолость, ландыши, щука, часы,
Чудо, машина, огонь, камыши,
Девочка Ира и мальчик Илья –
Сколько здесь правил
Нашли вы, друзья?
При выполнении этого упражнения идет отработка навыков правописания на основе нескольких изученных орфограмм, целенаправленно формируется орфографическая зоркость первоклассников.
Орфографические пятиминутки – это упражнения, которые учитель может предложить детям на уроках чтения и письма, в конце или начале занятия. Одну и ту же рифмовку можно использовать многократно, перемежая работой с другими стихотворными упражнениями этой же группы:
Точка, бочка, шишка, друг,
Песик Булька и утюг,
Класс, аллея, телеграмма –
Кто нашел все орфограммы?
Работа, включающая в себя все изученные орфограммы, проводится для того, чтобы обеспечить утяжеление нагрузки к концу года. Занимательная форма этих упражнений и характер их проведения (всегда устный) ощутимо облегчают это утяжеление. Действительно, если время от времени целенаправленно в течение 3-4 месяцев предлагать детям находить орфограммы в рифмовках и придумывать свои примеры на те же правила, то к концу года ученики легко справляются с этим заданием.
Для работы с рифмованными упражнениями, содержащими грамматико-орфографический материал, характерны следующие общие особенности:
- преимущественно устное выполнение упражнений (только с середины учебного года наряду с устной работой детям постепенно предлагаются письменные задания);
- включение орфографического проговаривания на уроках чтения и письма, обязательное послоговое прочитывание трудных в орфографическом отношении слов;
- визуальное предъявление данных упражнений на первых порах обучения, то есть, как правило, работа от буквы к звуку.
Грамотность учащихся достигается не только с помощью рифмовок. Наряду с ними большое место на уроках отводится аналитико-синтетическим упражнениям со слогом, словом, предложением. Существенную часть урока обучения грамоте занимает работа от звука к букве. Дети практически знакомятся с основными принципами русского правописания - фонетическим, фонемным и морфологическим.