Пояснительная записка
Программа предусматривает углубленное формирование математических понятий и представлений у детей через игру. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако, если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. Игра ценна в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний детей. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
Основные задачи программы:
- формирование способности сравнивать и классифицировать предметы по свойствам (форма, размер, материал, объем, вес);
- развитие умения преобразовывать геометрические фигуры, воссоздавая их из частей;
- формирование умения осуществлять действия в соответствии с воспринятой последовательностью, объяснять этапность выполнения действий разнообразного содержания;
- развитие способности считать, сравнивать количество предметов по образцу, числу с использованием цифр;
- действовать по плану ориентировки на местности;
- развивать умения определять время по часам;
- продолжать знакомство с количественным составом чисел из единиц;
- измерение длины различными мерками;
Программа «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игру» рассчитана на детей, чей возраст: 5-6 лет.
Образовательная деятельность данной программы проводятся как с группами детей (2-3 чел.), так и индивидуально. Каждая образовательная деятельность состоит из нескольких заданий с обязательным перерывом между ними. А также на занятиях применяются:
- подвижные игры,
- элементы психомышечной тренировки,
- продуктивные виды деятельности,
- соревнования.
Программа составлена с учетом межпредметных связей по разделам:
- «Физическая культура» - дети развивают ориентировку в пространстве при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения (построение в колонну по одному, в круг; перестроение в колонну по двое, по трое, по четыре на ходу, из одного круга в несколько, повороты направо, налево, кругом), играя в подвижные игры.
- «Конструирование, ручной труд» - знакомятся с геометрическими телами, обследуют, зарисовывают их в разных позициях (вид спереди, сбоку, сверху), учатся работать с планом, ориентироваться на листе бумаги.
- «Экологическое воспитание» - изучают последовательность времен года.
- «Изобразительная деятельность» - развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину.
- «Игра», где знания и умения, полученные на занятиях дети применяют в игровой деятельности.
Методика использования развивающих игр по развитию математических способностей:
Математические мероприятия проводятся ежемесячно, в них используются: задачки-шутки, занимательные вопросы, загадки, считалки, задачи в стихотворной форме, стихи-шутки, головоломки могут использоваться как на занятиях, так и в свободной деятельности детей, в подвижных играх, викторинах, вечерах досуга, математических КВНах.
Образовательная деятельность проводится всей группой или по подгруппам. Очень эффективна работа в парах.
Роль воспитателя при ознакомлении с игрой заключается в объяснении правил игры, ознакомлении с общими способами действий, исключая сообщение детям готовых решений. Важным условием эффективности применения игр является стимулирование педагогом проявленной самостоятельности в играх, поощрение стремления детей достичь конечного результата.
К концу года дети должны:
- Называть дни недели по порядку.
- Считать в пределах 10 прямым и обратном счетом.
- Самостоятельно решать поставленные задачи, выбирать приемы и средства в решении этих задач, проверять правильность решения задачи.
- Должны хорошо ориентироваться на листе бумаги и ограниченной плоскости, составлять силуэты из геометрических фигур.
- Использовать условные символы в решении поставленных задач.
- Уметь увеличивать и уменьшать числа на одну единицу.
- Сравнивать предметы различными путями.
- Уметь задавать вопросы, используя слова: сверху, снизу, между, над, под и т.д.
Содержание развивающих игр по развитию математических способностей для детей 5-6 лет
Название игры |
Цель |
«Цвет и форма» |
Упражнение в определении цвета, формы и нахождения похожих предметов в окружающем мире. |
«Одно свойство» |
Закрепление знания свойств геометрических фигур, развитие умения быстро выбирать нужную фигуру, описывая ее. |
«Кто в теремочке живет» |
Обучение отвечать на вопрос «Сколько?». Количественный состав чисел из двух меньших в пределах 10. |
Д/и «Баранки» |
Упражнение детей в определении расположения предметов (справа, слева или в середине) |
«Подбери фигуру» |
Закрепление знания свойств геометрических фигур, развитие умения быстро выбирать нужную фигуру, описывая ее. |
Д/и «Найди пару» |
Упражнение детей соотносить число с цифрой; счет до десяти |
Д/И «Разложи по порядку цифры» |
Упражнение детей соотносить число с цифрой; счет до десяти |
Д/И «Геометрические цветы» |
Закрепление знаний геометрических фигур, развитие воображения. |
«Домино» |
Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности, умения планировать очередной ход. |
«Волшебная дощечка» |
Упражнение детей в воссоздании силуэтов по схеме, придумывая свои варианты. |
«Логические блоки Дьенеша» |
Развитие мыслительных умений: сравнивать, анализировать, обобщать, абстрагировать. |
«Живая неделя» |
продолжение обучения называть дни недели по порядку. |
Содержание развивающих мероприятий по развитию математических способностей для детей 5-6 лет
Дата | Тема мероприятия |
Цели мероприятия |
Сентябрь |
МОД ««Путешествие по страницам сказки В.Катаева «Цветик-семицветик» |
- развитие логического мышления, умения ориентироваться на плоскости, сравнивать и обобщать; |
Октябрь |
МОД «Мир загадок» |
- закрепление представлений детей о геометрических фигурах; |
Ноябрь |
Экспериментальная деятельность: «Измерение объемов сыпучих веществ (гороха)» |
- обучение измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки; |
Декабрь |
Математический досуг по мотивам произведений С.Я.Маршака «Теремок с цифрами» |
- повторение порядкового счета, закрепление названия и отличительных признаков геометрических фигур; |
Февраль |
Сюжетно-ролевая игра «Магазин» |
- упражнение в присчитывании и отсчитывании предметов, их условных изображений (палочек, кружков) в пределах 10; |
Март |
МОД «Поход к лисе» |
- формирование навыков ориентации по элементарному плану, умения правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве; |
Апрель |
«Путешествие в волшебную страну Геометрию» |
- закрепление знания геометрических фигур. |
Май |
Игра «КВН» |
- закрепление счета в пределах 10, знание цифр, умение ориентироваться по схеме; |
«Путешествие по страницам сказки В.Катаева «Цветик-семицветик»
Целевой ориентир:
- активен в общение через диалог с взрослым, стремится к высказыванию,
- умеет проявить чувство симпатии, желание прийти на помощь,
- способен рассуждать и делать выводы,
- ориентируется в окружающем пространстве,
- способен рассуждать и давать адекватные умозаключения,
- умеет действовать в соответствии с предлагаемыми условиями.
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие в интеграции образовательных областей: «физическое развитие», «речевое развитие».
Технологии, методы, приемы: личностно-ориентированные технологии: деятельностная, рефлексивная; технология сохранения и стимулирования здоровья.
Материал: индивидуальные листы с заданиями, наборы цифр от 1 до 10, цветные ручки, 3 набора геометрических фигур, картинки с животными, обитающими на севере.
Предварительная работа: чтение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик», изготовление цветика-семицветика.
Задачи
Обучающие:
- Продолжение обучения ориентироваться на плоскости, в том числе на листе с клетчатой разлиновкой;
- Закрепление прямого и обратного счета в пределах 10;
- Закрепление умения группировать предметы по одному или нескольким признакам;
- Повторение названий и последовательности дней недели, осенних месяцев.
Развивающие:
- Развитие зрительного и слухового восприятия;
- Способствование развитию мыслительных операций;
- Развитие навыков контроля, обучение правильно оценивать свою работу и работу других детей.
Воспитательные:
- Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, способности к сочувствию и отзывчивости.
Образовательная деятельность на тему «Мир загадок»
Целевой ориентир: хорошо владеет счетом в пределах 6, умеет образовывать число 6 на основе сравнения двух групп предметов, владеет умением сравнивать до шести предметов по высоте в возрастающем и убывающем порядке: самый высокий, ниже, еще ниже, самый низкий.
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие в интеграции образовательных областей: «физическое развитие», «речевое развитие».
Технологии, методы, приемы: теория развивающего обучения (сотрудничество взрослого и ребенка, право выбора ребенка); теория проблемного обучения(создание проблемной ситуации выхода из нее через самостоятельную деятельность); теория познавательного интереса (активное использование накопленных знаний).
Материал: письмо - загадка, набор геометрических фигур, ведра 3-х цветов, альбомные листы, на которых наклеены вёдра 3-х цветов и падающие капли, плоские фигуры домов, персонажей сказок, разрезанные картинки.
Предварительная работа: игры с блоками Дьенеша, чтение сказок.
Задачи:
Количество и счет:
- Обучение считать в пределах 7;
- Развитие познавательных способностей детей: умения самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации;
Величина: Продолжение развития умения сравнивать предметы: большой, поменьше, маленький, одинаковый;
Геометрические фигуры: Совершенствование умения различать и классифицировать по группам геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг);
Ориентировка в пространстве: Совершенствование знаний о понятии правый верхний угол, правый нижний угол, левый верхний угол, левый нижний угол;
Логическое развитие: Развитие логического мышления, умения действовать по заданной последовательности;
Воспитательная: Воспитание внимательности, любознательности.
Экспериментальная деятельность: «Измерение объемов сыпучих веществ (гороха)»
Целевой ориентир: владеет умением измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки, развита способность детей к экспериментированию, знаком с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента.
Технологии, методы, приемы: теория развивающего обучения (сотрудничество взрослого и ребенка, право выбора ребенка); теория проблемного обучения (создание проблемной ситуации выхода из нее через самостоятельную деятельность); теория познавательного интереса (активное использование накопленных знаний).
Материал: две прозрачные миски, в одной из них горох; мерный стакан, чашка, ложка; счетные палочки.
Задачи:
- Обучение измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки;
- Упражнение в присчитывание и отсчитывание предметов;
- Побуждение интереса к занятиям математикой;
- Развитие творческого воображения;
- Воспитание внимательности, любознательности, познавательной активности.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Задачи:
- Обучение детей словесно обозначать тему игры, свою роль, роль других детей, выполняемые игровые действия.
- Приучение детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет;
- Выполнение соответствующих игровых действий, нахождение в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры, подведение детей к самостоятельному созданию игровых замыслов;
- Обогащение словарного запаса;
- Обогащение социально-игрового опыта детей (учить правильному взаимоотношению в игре).
- Развитие умения использовать ролевую речь, устанавливая ролевые отношения, совместно с ролевым диалогом;
- Развитие интереса к игре;
- Обучение объединятся в группы в игре;
- Ознакомление детей с правилами поведения в магазине.
Воспитательные задачи: Воспитание уважения к труду взрослых.
Игровые действия: Покупатели покупают товар, продавец подсчитывает стоимость товара, кассир принимает плату за товар.
Материал: деньги (фишки, сумки; изделия из тестопластики (продукты питания); коробки из-под конфет, молока, сметаны. Карточки-чеки, счеты, весы, колпак, фартук, полиэтиленовые пакеты.
Предварительная работа: Экскурсия в магазин. Занятие по развитию речи по теме «Профессия продавец». Занятие тестопластика по теме «Продукты».
Образовательная деятельность «Поход к лисе»
Целевой ориентир: умеет правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве, способен составить из геометрических фигур силуэты знакомых зверей, обследовать и анализировать составные части силуэтов.
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие в интеграции образовательных областей: «физическое развитие», «речевое развитие».
Технологии, методы, приемы: личностно-ориентированные технологии: деятельностная, рефлексивная; технология сохранения и стимулирования здоровья.
Материал: Билеты на автобус, таблица с планом, и раздаточные варианты таблицы с планом, набор «забавные цифры» Воскобовича (от 1 до 10), набор геометрических фигур, детали мозаики, карандаш на каждого ребенка. Длинная веревка, игрушки зайца и лисы.
Предварительная работа: чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик», изготовление цветика-семицветика.
Задачи:
- Формирование навыков ориентации по элементарному плану, умения правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве;
- формирование умения составлять из геометрических фигур силуэты знакомых зверей, обследовать и анализировать составные части силуэтов;
- Закрепление навыков счета в пределах десяти, обучение обратному счету от 10 до 1;
- Воспитание доброго отношения к лесным жителям, культуры поведения.
«Путешествие в волшебную страну Геометрию»
Целевой ориентир: знаком с овалом, хорошо умеет использовать коды, характеризовать признаки определенных фигур при помощи знаков – кодов, способен соотносить цифры 1–4 с количеством.
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие в интеграции образовательных областей: «физическое развитие», «речевое развитие».
Технологии, методы, приемы: личностно-ориентированные технологии: деятельностная, рефлексивная; технология сохранения и стимулирования здоровья.
Материал: План-схема «СТРАНА ГЕОМЕТРИЯ» карточка подсказка, «КОВЕР-САМОЛЕТ» с геометрическими заплатками, четыре разноцветных обруча, маски геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, овал), магниты – геометрические фигуры, блоки Дьенеша, коробочки с цифрами (1-4), карточки к игре «Четвертый лишний», карточки с пуговицами в чехлах, кодовые карточки, воздушные шары.
Предварительная работа: рассматривание схем, планов. Дидактические игры, игры с блоками Дьенеша на закрепление цвета, формы, величины, толщины. Выкладывание из геометрических фигур различных форм, составление человечков из блоков Дьенеша по образцу. Чтение сказок о геометрических фигурах, стихов.
Задачи
Обучающие:
- Ознакомление детей с овалом;
- Обучение пользоваться рисунчатыми значками – кодами, характеризовать признаки определенных фигур при помощи знаков – кодов;
Развивающие:
- Развитие внимания, зрительной памяти, мыслительных операций, интереса к предмету;
- Закрепление умения распознавать изученные геометрические фигуры;
- Закрепление умения соотносить цифры 1–4 с количеством, развитие умения считать посредствам тактильно-моторных ощущений.
Воспитательные:
- Воспитание внимательности, любознательности.
Образовательная деятельность на тему «Математический досуг по мотивам произведений С.Я.Маршака "Теремок с цифрами"»
Целевой ориентир: хорошо владеет счетом в пределах 6, умеет образовывать число 6 на основе сравнения двух групп предметов, владеет умением сравнивать до шести предметов по высоте в возрастающем и убывающем порядке: самый высокий, ниже, еще ниже, самый низкий.
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие в интеграции образовательных областей: «физическое развитие», «речевое развитие».
Технологии, методы, приемы: теория развивающего обучения (сотрудничество взрослого и ребенка, право выбора ребенка); теория проблемного обучения(создание проблемной ситуации выхода из нее через самостоятельную деятельность); теория познавательного интереса (активное использование накопленных знаний).
Материал: Модель числового отрезка, портрет С.Я.Маршака.
Предварительная работа: игры с блоками Дьенеша, чтение сказок.
Задачи:
- Количество и счет: Закрепление представлений детей о числовом ряде, счетных умений и навыков, знание состава чисел в пределах 10;
- Геометрические фигуры: Закрепление названия и отличительных признаков геометрических фигур;
- Ориентировка в пространстве: Формирование навыков ориентации по элементарному плану, умения правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве;
- Логическое развитие:
- Обобщение знаний детей о творчестве С.Я.Маршака и его произведениях;
- Расширение представлений детей о библиотеке;
- Воспитательная: Воспитание внимательности, любознательности, бережного отношения к книге, поощрение читательского интереса.
Игра «КВН»
Целевой ориентир: способен найти недостающие цифры и фигуры, хорошо знает о последовательности днях недели, времен года, месяцев, умеет аргументировать свои высказывания.
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие в интеграции образовательных областей: «физическое развитие», «речевое развитие».
Технологии, методы, приемы: личностно-ориентированные технологии: деятельностная, рефлексивная; технология сохранения и стимулирования здоровья.
Материал: Листочки с заданиями, счетные палочки, простой карандаш, карточки с цифрами (от 1 до 10), карточки с кружочками (от 1 до 10), красные треугольники.
Предварительная работа: отгадывание загадок, решение логических задач, решение конструктивных задач, наблюдение за календарём, индивидуальныезанятия.
Задачи
Обучающие:
- Создание условий для закрепления счёта в прямом и обратном порядке от 1-10;
- Формирование умений находить недостающие цифры, фигуры;
- Закрепление знаний о последовательности дней недели, времён года, месяцев года;
Развивающие:
- Развитие логического мышления, сообразительности, внимания;
- Создание условий для развития соревновательных качеств;
- Формирование мыслительных операций, умения аргументировать свои высказывания;
Воспитательные:
- Воспитание самостоятельности, умения понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.