Индивидуальная программа педагогического развития «Развитие математических способностей старших дошкольников через игровую деятельность»

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

Программа предусматривает углубленное формирование математических понятий и представлений у детей  через игру. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако, если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие  детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. Игра ценна в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний детей. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

Основные задачи программы:

  • формирование  способности сравнивать и классифицировать предметы по  свойствам (форма, размер, материал, объем, вес);
  • развитие  умения преобразовывать геометрические фигуры, воссоздавая их из частей;
  • формирование умения осуществлять действия в соответствии с воспринятой последовательностью, объяснять этапность выполнения действий разнообразного содержания;
  • развитие  способности считать, сравнивать количество предметов по образцу, числу с использованием цифр;
  • действовать по плану ориентировки на местности;
  • развивать умения определять время по часам;
  • продолжать знакомство с количественным составом чисел из единиц;
  • измерение длины различными мерками;

Программа «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через  игру» рассчитана на детей, чей возраст: 5-6 лет.

Образовательная деятельность данной программы проводятся как с группами детей (2-3 чел.), так и индивидуально. Каждая образовательная деятельность состоит из нескольких заданий с обязательным перерывом между ними. А также на занятиях применяются:

  • подвижные игры,
  • элементы психомышечной тренировки,
  • продуктивные виды деятельности,
  • соревнования.

Программа составлена с учетом межпредметных связей по разделам:

  1. «Физическая культура» - дети развивают ориентировку в пространстве при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения (построение в колонну по одному, в круг; перестроение в колонну по двое, по трое, по четыре на ходу, из одного круга в несколько, повороты направо, налево, кругом), играя в подвижные игры.
  2. «Конструирование, ручной труд» - знакомятся с геометрическими телами, обследуют, зарисовывают их в разных позициях (вид спереди, сбоку, сверху), учатся работать с планом, ориентироваться на листе бумаги.
  3. «Экологическое воспитание» - изучают последовательность времен года.
  4. «Изобразительная деятельность» - развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину.
  5. «Игра», где знания и умения, полученные на занятиях дети применяют в игровой деятельности.

Методика использования развивающих игр по развитию математических способностей:

Математические  мероприятия проводятся ежемесячно, в них используются: задачки-шутки, занимательные вопросы, загадки, считалки, задачи в стихотворной форме, стихи-шутки, головоломки могут использоваться как на занятиях, так и в свободной деятельности детей, в подвижных играх, викторинах, вечерах досуга, математических КВНах.

Образовательная деятельность проводится всей группой или по подгруппам. Очень эффективна работа в парах.

Роль воспитателя при ознакомлении с игрой заключается в объяснении правил игры, ознакомлении с общими способами действий, исключая сообщение детям готовых решений. Важным условием эффективности применения игр является стимулирование педагогом проявленной самостоятельности в играх, поощрение стремления детей достичь конечного результата.

К концу года дети должны:

  • Называть дни недели по порядку.
  • Считать в пределах 10 прямым и обратном счетом.
  • Самостоятельно решать поставленные задачи, выбирать приемы и средства в решении этих задач, проверять правильность решения задачи.
  • Должны хорошо ориентироваться на листе бумаги и ограниченной плоскости, составлять силуэты из геометрических фигур.
  • Использовать условные символы в решении поставленных задач.
  • Уметь увеличивать и уменьшать числа на одну единицу.
  • Сравнивать предметы различными путями.
  • Уметь задавать вопросы, используя слова: сверху, снизу, между, над, под и т.д.

Содержание развивающих игр  по развитию математических способностей для детей 5-6 лет

Название игры

Цель

«Цвет и форма»

Упражнение в определении цвета, формы и нахождения похожих предметов в окружающем мире.

«Одно свойство»

Закрепление знания свойств геометрических фигур, развитие умения быстро выбирать нужную фигуру, описывая ее.

«Кто в теремочке живет»

Обучение отвечать на вопрос «Сколько?». Количественный состав чисел из двух меньших в пределах 10.

Д/и «Баранки»
Лабиринты
«Веселые палочки»

Упражнение детей в определении расположения предметов (справа, слева или в середине)
Обучение ориентироваться по схеме, выкладывая символические
изображения предметов из счетных палочек.

«Подбери фигуру»
«Дорисуй фигуру»

Закрепление знания свойств геометрических фигур, развитие умения быстро выбирать нужную фигуру, описывая ее.

Д/и «Найди пару»

Упражнение детей соотносить число с цифрой; счет до десяти

Д/И «Разложи по порядку цифры»

Упражнение детей соотносить число с цифрой; счет до десяти

Д/И «Геометрические цветы»

Закрепление знаний геометрических фигур, развитие воображения.

«Домино»

Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности, умения планировать очередной ход.

«Волшебная дощечка»
«Разложи фигуры»

Упражнение детей в воссоздании силуэтов по схеме, придумывая свои варианты.
Развитие логического мышления, закрепление счета и знания геометрических фигур.

«Логические блоки Дьенеша»

Развитие мыслительных умений: сравнивать, анализировать, обобщать, абстрагировать.

 «Живая неделя»

продолжение обучения называть дни недели по порядку.

Содержание развивающих мероприятий по развитию математических способностей для детей 5-6 лет

Дата

Тема мероприятия

Цели мероприятия

Сентябрь

МОД ««Путешествие по страницам сказки В.Катаева «Цветик-семицветик»

- развитие логического  мышления, умения ориентироваться на плоскости, сравнивать и обобщать;
- закрепление знаний детей о геометрических  фигурах;
- продолжениеобучения записывать решение задач с помощью   математических знаков и цифр;
- воспитание  у детей самостоятельности, взаимопомощи.

Октябрь

МОД «Мир загадок»

- закрепление  представлений детей о геометрических фигурах;
- закрепление знаний основных цветов синий, желтый, красный, зеленый;
- повторение  прямого  и обратного счета, количественного и порядкового.

Ноябрь

Экспериментальная деятельность: «Измерение объемов сыпучих веществ (гороха)»

- обучение  измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки;
- упражнение  в присчитывание и отсчитывание предметов;
- побуждение интереса к занятиям матема­тикой;
-развитие творческого воображения.

Декабрь

Математический досуг по мотивам произведений С.Я.Маршака «Теремок с цифрами»

- повторение порядкового счета, закрепление названия и отличительных признаков геометрических фигур;
- развитие  внимания, смекалки, умения работать в коллективе.

Февраль

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

- упражнение в присчитывании и отсчитывании предметов, их условных изображений (палочек, кружков) в пределах 10;
- развитие интереса и уважение к профессии продавца;
- ознакомление  с правилами поведения в магазине.

Март

МОД «Поход к лисе»

- формирование навыков ориентации по элементарному плану, умения правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве;
- формирование  умения составлять из геометрических фигур силуэты знакомых зверей, обследовать и анализировать составные части силуэтов;
- закрепление  навыков счета в пределах 10, обучение обратному счету от 10 до 1;
- воспитание доброго отношения к лесным жителям, культуры  поведения.

Апрель

 «Путешествие в волшебную страну Геометрию»

- закрепление  знания геометрических фигур.

Май

Игра «КВН»

закрепление  счета в пределах 10, знание цифр, умение ориентироваться по схеме;
- развитие  логического мышления, умения определять длину при помощи условной мерки;
- формирование умения распределять предметы по длине, знание геометрических фигур, форм.
- развитие творческого мышления.

«Путешествие по страницам сказки В.Катаева «Цветик-семицветик»

Целевой ориентир:

  • активен в общение через диалог с взрослым, стремится к высказыванию,
  • умеет проявить чувство симпатии, желание прийти на помощь,
  • способен рассуждать и делать выводы,
  • ориентируется в окружающем пространстве,
  • способен рассуждать и давать адекватные умозаключения,
  • умеет действовать в соответствии с  предлагаемыми условиями.

Приоритетная образовательная область: познавательное  развитие в интеграции образовательных областей: «физическое развитие», «речевое развитие».

Технологии, методы, приемы: личностно-ориентированные технологии: деятельностная, рефлексивная; технология сохранения и стимулирования здоровья.

Материал: индивидуальные листы с заданиями, наборы цифр от 1 до 10, цветные ручки, 3 набора геометрических фигур, картинки с животными, обитающими на севере.

Предварительная работа: чтение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик», изготовление цветика-семицветика.

Задачи

Обучающие:

  • Продолжение  обучения ориентироваться на плоскости, в том числе на листе с клетчатой разлиновкой;
  • Закрепление прямого и обратного счета в пределах 10;
  • Закрепление умения группировать предметы по одному или нескольким признакам;
  • Повторение названий и последовательности дней недели, осенних месяцев.

Развивающие:

  • Развитие зрительного и слухового восприятия;
  • Способствование развитию мыслительных операций;
  • Развитие навыков контроля, обучение правильно оценивать свою работу и работу других детей.

Воспитательные:

  • Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, способности  к сочувствию и отзывчивости.

Образовательная деятельность на тему «Мир загадок»

Целевой ориентир: хорошо владеет счетом в пределах 6, умеет образовывать число 6 на основе сравнения двух групп предметов, владеет умением сравнивать до шести предметов по высоте в возрастающем и убывающем порядке: самый высокий, ниже, еще ниже, самый низкий.

Приоритетная образовательная область: познавательное  развитие в интеграции образовательных областей: «физическое развитие», «речевое развитие».

Технологии, методы, приемы: теория развивающего обучения (сотрудничество взрослого и ребенка, право выбора ребенка); теория проблемного обучения(создание проблемной ситуации выхода из нее через самостоятельную деятельность); теория познавательного интереса (активное использование накопленных знаний).

Материал: письмо - загадка, набор геометрических фигур, ведра 3-х цветов, альбомные листы, на которых наклеены вёдра 3-х цветов и падающие капли, плоские фигуры домов, персонажей сказок, разрезанные картинки.

Предварительная работа: игры с блоками Дьенеша, чтение сказок.

Задачи:

Количество и счет:

  • Обучение считать  в пределах 7;
  • Развитие познавательных способностей детей: умения самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации;

Величина: Продолжение развития умения сравнивать предметы: большой, поменьше, маленький, одинаковый;

Геометрические фигуры: Совершенствование умения различать и классифицировать по группам геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг);

Ориентировка в пространстве: Совершенствование знаний о понятии правый верхний угол, правый нижний угол, левый верхний угол, левый нижний угол;

Логическое развитие: Развитие логического мышления, умения действовать по заданной последовательности;

Воспитательная: Воспитание внимательности, любознательности.

Экспериментальная деятельность: «Измерение объемов сыпучих веществ (гороха)»

Целевой ориентир владеет умением измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки, развита способность детей к экспериментированию,  знаком  с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента.

Технологии, методы, приемы: теория развивающего обучения (сотрудничество взрослого и ребенка, право выбора ребенка); теория проблемного обучения (создание проблемной ситуации выхода из нее через самостоятельную деятельность); теория познавательного интереса (активное использование накопленных знаний).

Материал: две прозрачные миски, в одной из них горох; мерный стакан, чашка, ложка; счетные палочки.

Задачи:

  • Обучение  измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки;
  • Упражнение  в присчитывание и отсчитывание предметов;
  • Побуждение интереса к занятиям математикой;
  • Развитие творческого воображения;
  • Воспитание внимательности, любознательности, познавательной активности.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Задачи:

  • Обучение детей словесно обозначать тему игры, свою роль, роль других детей, выполняемые игровые действия.
  • Приучение детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет;
  • Выполнение соответствующих игровых  действий, нахождение в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры, подведение детей к самостоятельному созданию игровых замыслов;
  • Обогащение словарного запаса;
  • Обогащение социально-игрового опыта детей (учить правильному взаимоотношению в игре).
  • Развитие умения использовать ролевую речь, устанавливая ролевые отношения, совместно с  ролевым диалогом;
  • Развитие интереса к игре;
  • Обучение объединятся в группы в игре;
  • Ознакомление детей с правилами поведения в магазине.

Воспитательные задачи: Воспитание уважения к труду взрослых.

Игровые действия: Покупатели покупают товар, продавец подсчитывает стоимость товара, кассир принимает плату за товар.

Материал: деньги (фишки, сумки; изделия из тестопластики (продукты питания); коробки из-под конфет, молока, сметаны. Карточки-чеки, счеты, весы, колпак, фартук, полиэтиленовые пакеты.

Предварительная работа: Экскурсия в магазин. Занятие по развитию речи по теме «Профессия продавец». Занятие тестопластика по теме «Продукты».

Образовательная деятельность «Поход к лисе»

Целевой ориентир: умеет правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве, способен составить  из геометрических фигур силуэты знакомых зверей, обследовать и анализировать составные части силуэтов.

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие в интеграции образовательных областей: «физическое развитие», «речевое развитие».

Технологии, методы, приемы: личностно-ориентированные технологии: деятельностная, рефлексивная; технология сохранения и стимулирования здоровья.

Материал: Билеты на автобус, таблица с планом, и раздаточные варианты таблицы с планом, набор «забавные цифры» Воскобовича (от 1 до 10), набор геометрических фигур, детали мозаики, карандаш на каждого ребенка. Длинная веревка, игрушки зайца и лисы.

Предварительная работа: чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик», изготовление цветика-семицветика.

Задачи:

  • Формирование навыков ориентации по элементарному плану, умения правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве;
  • формирование умения составлять из геометрических фигур силуэты знакомых зверей, обследовать и анализировать составные части силуэтов;
  • Закрепление навыков счета в пределах десяти, обучение обратному счету от 10 до 1;
  • Воспитание доброго отношения к лесным жителям, культуры  поведения.

«Путешествие в волшебную страну Геометрию»

Целевой ориентир: знаком с овалом, хорошо умеет использовать коды, характеризовать признаки определенных фигур при помощи знаков – кодов, способен соотносить цифры 1–4 с количеством.

Приоритетная образовательная область: познавательное  развитие в интеграции образовательных областей: «физическое развитие», «речевое развитие».

Технологии, методы, приемы: личностно-ориентированные технологии: деятельностная, рефлексивная; технология сохранения и стимулирования здоровья.

Материал: План-схема «СТРАНА ГЕОМЕТРИЯ» карточка подсказка, «КОВЕР-САМОЛЕТ» с геометрическими заплатками, четыре разноцветных обруча, маски геометрических фигур (квадрат,  треугольник, круг, овал), магниты – геометрические фигуры, блоки Дьенеша, коробочки с цифрами (1-4), карточки к игре «Четвертый лишний», карточки с пуговицами в чехлах, кодовые карточки, воздушные шары.

Предварительная работа:  рассматривание схем, планов. Дидактические игры, игры с блоками Дьенеша на закрепление цвета, формы, величины, толщины. Выкладывание из геометрических фигур различных форм, составление человечков из блоков Дьенеша по образцу. Чтение сказок о геометрических фигурах, стихов.

Задачи

Обучающие:

  • Ознакомление  детей с овалом;
  • Обучение пользоваться рисунчатыми значками – кодами, характеризовать признаки определенных фигур при помощи знаков – кодов;

Развивающие:

  • Развитие внимания, зрительной памяти, мыслительных операций, интереса к предмету;
  • Закрепление умения распознавать изученные геометрические фигуры;
  • Закрепление умения соотносить цифры 1–4 с количеством, развитие умения считать посредствам тактильно-моторных ощущений.

Воспитательные:

  • Воспитание внимательности, любознательности.

Образовательная деятельность на тему «Математический досуг по мотивам произведений С.Я.Маршака "Теремок с цифрами"»

Целевой ориентир: хорошо владеет счетом в пределах 6, умеет образовывать число 6 на основе сравнения двух групп предметов, владеет умением сравнивать до шести предметов по высоте в возрастающем и убывающем порядке: самый высокий, ниже, еще ниже, самый низкий.

Приоритетная образовательная область: познавательное  развитие в интеграции образовательных областей: «физическое развитие», «речевое развитие».

Технологии, методы, приемы: теория развивающего обучения (сотрудничество взрослого и ребенка, право выбора ребенка); теория проблемного обучения(создание проблемной ситуации выхода из нее через самостоятельную деятельность); теория познавательного интереса (активное использование накопленных знаний).

Материал:  Модель числового отрезка, портрет С.Я.Маршака.

Предварительная работа: игры с блоками Дьенеша, чтение сказок.

Задачи:

  • Количество и счет: Закрепление представлений детей о числовом ряде, счетных умений и навыков, знание состава чисел в пределах 10;
  • Геометрические фигуры: Закрепление названия и отличительных признаков геометрических фигур;
  • Ориентировка в пространстве: Формирование навыков ориентации по элементарному плану, умения правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве;
  • Логическое развитие:
    • Обобщение знаний детей о творчестве С.Я.Маршака и его произведениях;
    • Расширение представлений детей о библиотеке;
  • Воспитательная: Воспитание внимательности, любознательности, бережного отношения к книге, поощрение читательского  интереса.

Игра «КВН»

Целевой ориентир: способен найти недостающие цифры и фигуры, хорошо знает о последовательности днях недели, времен года, месяцев,  умеет аргументировать свои высказывания.

Приоритетная образовательная область: познавательное  развитие в интеграции образовательных областей: «физическое развитие», «речевое развитие».

Технологии, методы, приемы: личностно-ориентированные технологии: деятельностная, рефлексивная; технология сохранения и стимулирования здоровья.

Материал: Листочки с заданиями, счетные палочки, простой карандаш, карточки с цифрами (от 1 до 10), карточки с кружочками (от 1 до 10), красные треугольники.

Предварительная работаотгадывание загадок, решение логических задач, решение конструктивных задач, наблюдение за календарём, индивидуальныезанятия.

Задачи

Обучающие:

  • Создание  условий  для закрепления счёта в прямом и обратном порядке от 1-10;
  • Формирование умений  находить  недостающие цифры, фигуры;
  • Закрепление знаний о последовательности дней недели, времён года, месяцев года;

Развивающие:

  • Развитие логического мышления, сообразительности, внимания;
  • Создание  условий  для развития соревновательных качеств;
  • Формирование мыслительных операций, умения аргументировать свои высказывания;

Воспитательные:

  • Воспитание  самостоятельности, умения  понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.