Открытый урок «И некому было крикнуть о помощи…». Ю.П.Казаков «Тихое утро». 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Технологическая карта урока литературы

Тип: урок систематизации знаний.

Методы: проблемно-поисковый, метод шести шляп.

Формы работы: самостоятельная, работа в группах, индивидуальная работа, инсценирование.

Цели:

Обучающие:

  • Актуализировать знания учащихся о творчестве Ю.П.Казакова;
  • Формировать навыки анализа художественного произведения;

Развивающие:

  • развивать критическое мышление, творческие способности учащихся, умение оценивать идейную и художественную сторону произведения;

Воспитательные:

  • содействовать воспитанию эстетического чувства;
  •  формировать нравственно-философские позиции.

Задачи урока через планируемые результаты.

Личностные:

  • создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;
  • создание условий для развития отношения учеников друг к другу;
  • формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.

Предметные:

  • расширить представление учащихся о творчестве русских писателей 20 века на примере произведения Ю.П.Казакова «Тихое утро».
  • способствовать формированию навыков самостоятельного анализа произведения;
  • приобщить учащихся к размышлениям о вечных нравственно-философских проблемах человечества.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение понимать и решать учебную задачу;
  • учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом;
  • уметь оценивать свою работу.

Коммуникативные:

  • развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
  • сохранять и развивать умение сотрудничать в группе, отвечать на вопросы;
  • формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • способствовать развитию речевой коммуникативной культуры школьников.

Познавательные:

  • активизировать творческую деятельность учащихся, ориентированную на самостоятельную учебно-исследовательскую работу в группах в процессе обсуждения проблемного вопроса, темы и при защите результатов учебной деятельности;
  • содействовать повышению мотивации обучения, эффективному формированию знаний, умений и навыков учащихся, благодаря нетрадиционной форме организации учебного процесса;
  • формировать умение работать с текстом, выполняя учебно-познавательные действия, осуществляя логические операции анализа, синтеза, классификации;
  • понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учетом решаемых задач;
  • извлекать нужную информацию.

 Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 УУД

1. Организационный
(1 мин.)

Приветствие, проверка готовности.
-Здравствуйте, ребята. Повернитесь лицом друг к другу и улыбнитесь.
-Давайте постараемся сохранить дружескую атмосферу на уроке, будем очень внимательны, бережны к словам, которые будем произносить.

Ученики осуществляют проверку готовности к уроку.

Регулятивные.
Формировать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

2. Актуализация знаний и формулирование темы урока

- Мы продолжаем знакомство с творчеством русских писателей второй половины XX века. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с прозаиком Ю.П.Казаковым и его рассказом «Тихое утро».
- Посмотрите на видеоряд иллюстраций и сформулируйте тему урока ( портрет писателя, обложка печатного издания произведения, сюжетные картинки, объединенные темой дружбы и взаимопомощи). Так какова же тема урока?

Фронтальная работа. Ученики формулируют тему урока, объясняя свой выбор.

Регулятивные.
Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение понимать и решать учебную задачу.
Коммуникативные.
Формировать умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

3. Постановка учебной проблемы

- Давайте вместе подумаем, что мы должны узнать из этого рассказа? Какие извлечь уроки? Какую цель мы должны с вами поставить на уроке?
- Какие задачи стоят перед нами, как читателями?

Фронтальная работа. Ученики определяют задачи урока и отвечают на вопросы учителя.

Коммуникативные.
Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
формировать умение.
Регулятивные.
Формулировать тему урока, цели урока, умение понимать и решать учебную задачу.

4. Поиск решения (открытие нового знания) 1. Вступительное слово учителя.
В основе рассказов Ю.П.Казакова лежит действительный случай. Это можно сказать и о рассказе «Тихое утро» (1954), о котором мы и поведём речь на сегодняшнем уроке.
Откройте, пожалуйста, уже знакомый вам текст произведения и настройтесь на его анализ, цель которого – уяснение проблематики рассказа и извлечение из него нравственных уроков.
Домашним заданием являлось чтение рассказа «Тихое утро». Текст вам известен.
Работать мы с вами будем по группам. В группе вы должны как бы надеть свою мыслительную шляпу, т. е. призадуматься, поразмыслить над теми заданиями, которые вам будут даны. Я попрошу в группе выбрать руководителя, консультанта, оформителя, эксперта. По окончании работы группы вам нужно составить кластер и защитить его.

Учащиеся делятся на группы и распределяют роли в них.

Познавательные.
Содействовать повышению мотивации обучения, эффективному формированию знаний, умений и навыков учащихся, благодаря нетрадиционной форме организации учебного процесса.

Коммуникативные.
Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
способствовать развитию речевой коммуникативной культуры школьников.

  2. Мотивация изучения.
- Рассказ называется “Тихое утро”. Какие ассоциации возникают у вас в связи с
этим словосочетанием?
- В каком значении употребляется слово “тихое”? (Погруженное в безмолвие).
- Что вы ждете от рассказа с таким название?
Учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы, составляют ассоциативный ряд к словосочетанию «тихое утро».  

5. Самостоятельная работа в группах

Группа 1. Белая шляпа.

Должна ответить на вопрос: «Помер?» - с испугом подумал Яшка, и ему стало очень страшно. Убежать бы куда-нибудь, спрятаться, чтобы только не видеть этого равнодушного, холодного лица».

Почему Яшка решил, что Володя помер? Какой мы обладаем информацией? Только факты. Также должна поработать над художественно-выразительными средствами текста. Составить словарик.

Учащиеся, изучив критерии оценки, приступают к выполнению поставленного задания. Готовят творческий отчет – рассуждение, сопровождаемое кластером.
Выступление групп.

1. Белая шляпа.
Ключевые слова:

тихое утро – несчастье
рыбалка – Яшка – Володя
колодец-вода-сом-голавли
караси-щука-окунь-плотва-лещ- линь
чирочки-дрозды
река-омут-черная вода-осьминоги
рыба ушла у Яшки – солнце поднималось - первый улов – лещ
удочка сползает в воду – Володя в воде – недотепа
ком земли – Володя тонет – осьминог
звать на помощь - прыгнул в воду - пнул Володю в живот – к берегу
солнце – нырнул-вытащил Володю
трясти-стон-слезы
теплый ветер-дыхание проснувшейся земли

Словарь:
Бочаг – глубокая яма, залитая водой, или омут в реке; бочагом называют иногда и остаток пересохшей реки.
Куга – (осока) болотное растение
Рига – крытое строение с печью для сушки льна или хлеба в снопах;
Художественно-выразительные средства:
Ирония – осмеяние, насмешка
«А ты галстук надень, у нас рыба обижается, когда к ней без галстука суешься».
Эпитет: тихое утро, сонные петухи;
Сравнение: деревня, будто большим пуховым одеялом, была укрыта туманом;
Метафора:
«пелена тумана»
Разговорная лексика: «весело затрусил к риге»;
Антитеза: спокойствие природы противопоставлено тому, что происходит: яркое солнце и «гибель человека».

Познавательные.
Активизировать творческую деятельность учащихся, ориентированную на самостоятельную учебно-исследовательскую работу в группах в процессе обсуждения проблемного вопроса, темы и при защите результатов учебной деятельности. Содействовать повышению мотивации обучения, эффективному формированию знаний, умений и навыков учащихся, благодаря нетрадиционной форме организации учебного процесса.
Формировать умение работать с текстом, выполняя учебно-познавательные действия, осуществляя логические операции анализа, синтеза, классификации.

Коммуникативные.
Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли. Сохранять и развивать умение сотрудничать в группе, отвечать на вопросы.
Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные.
Самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели.
Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы.
Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

 

2 группа. Желтая шляпа.
Вам нужно проанализировать положительные стороны героев. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества?

2. Желтая шляпа.
Главные герои:
Володя
Яшка

Основные темы повести:
Тема взаимовыручки, взаимопонимания
Тема совести, долга, любви к ближнему.
Любовь к природе.
Тема нравственного выбора.
Тема дружбы.

Яшка
хорошо знает деревенскую жизнь;
знает природу, рыб, птиц;
внимательный, наблюдательный;
мужественный, стойкий;
настоящий друг;

Володя
любознательный;
благодарный слушатель;
образованный;
хорошо воспитанный.

 
  3 группа. Черная шляпа.
Что негативного в поведении героев, в сюжете? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

Шляпа 3. Черная шляпа.
Ссора, ненависть, злоба, боль.
Яшка «разозлился», «зло ответил», с пренебрежением осмотрел Володю;
«презрительно спросил», «съязвил»;
злость, раздражение, презрение, пренебрежение, чувство превосходства, стремление чем-нибудь уколоть, обидеть, унизить;
склонен приписывать свою вину другому, не признавая своих ошибок;
Володя – проспал, не готов был к рыбалке.

 
 

4 группа. Красная шляпа. «Как…как я тону-ул!.. – будто удивляясь, сказал он и тоже заплакал, дергая худыми плечами, беспомощно опустив голову» и отворачиваясь от своего спасителя».

Рыдающие мальчики. Какие по этому поводу возникают чувства?

Шляпа 4. Красная шляпа.
Яшка не только спас Володю. Он преодолел в себе злость, раздражение, страх за свою жизнь. Через чувства жалости и сострадания к Яшке пришла настоящая истинная любовь, которая должна царить в душе человека.
Мальчики
Дружба.
Любовь.
Доброта, сердечность, готовность помочь друг другу.

 
  5 группа. Зеленая шляпа. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Как по-другому могли развиваться события рассказа? Почему автор все-таки пишет такой сюжет?

Шляпа 5. Зеленая шляпа.

Володя умел хорошо плавать.
Яшка позвал на помощь, и пришли спасатели.
Яшка сразу вытащил Володю на берег.

 
 

6 группа. Синяя шляпа. Чего мы достигли, прочитав рассказ?
Сначала давайте ознакомимся с критериями оценки групповой работы.
«5»- дан полный аргументированный ответ,
отличное знание текста, активность группы.
«4»- дан краткий точный ответ на основной вопрос, активность в ответах на дополнительные вопросы.
«3»- нет связного ответа, безынициативность группы, слабое знание текста повести.

Шляпа 6. Синяя шляпа.

Это замечательный рассказ, полный душевной теплоты и света, произведение о дружбе, о том, что главное в жизни оставаться человеком, несмотря ни на какие испытания, быть добрым, милосердным.

Это рассказ о взрослении человека.

Это рассказ о нравственной ответственности человека за свои поступки.

 
 

4. Творческий отчет. Выступление групп.

- Роли меняются, кто готов надеть другую шляпу и выразить свои эмоции, высказать критические замечания по сюжету повести, ее истолкованию или дополнить ответы других шляп?
- Подведем итог работы в группах. Все кластеры собрали воедино. Для чего мы их составляли? Что у нас получилось? (Полный анализ текста).
Выставление оценок.

Учащиеся вносят свои дополнения, замечания.

 

Учащиеся составляют синквейн.
Яшка,
Деревенский, веселый.
Ворчит, рыбачит, спасает,
Не оставляет в беде,
Хороший друг!

Коммуникативные.
Формировать умения оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других,
пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Регулятивные.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные.
Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую.

6. Творческая практическая деятельность обучающихся

К уроку учащиеся приготовили инсценирование эпизода «Поход на рыбалку Яшки и Володи».

Импровизация сцены из повести.

Коммуникативная.
Выступать перед аудиторией сверстников с творческим заданием.

7. Включение в систему знаний

- Вспомните, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?
- Достигли ли мы желаемого?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя и подводят итоги урока.

Коммуникативная.
Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

8. Домашнее задание

Сделать зарисовки к рассказу. Написать сочинение-миниатюру: описать случай из жизни, где было бы проявление настоящей дружбы.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Регулятивные.
Формировать умение планировать домашнее задание в соответствии с поставленными задачами и собственными возможностями.

9. Рефлексия

Учитель организует рефлексию, самооценку результатов учеников.
- А сейчас оцените свою работу на уроке по пятибалльной системе.

Учащиеся осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативная.
Формировать умение выражать свои мысли.
Регулятивные.
Формировать умения выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.