Технологическая карта урока литературы
Тип: урок систематизации знаний.
Методы: проблемно-поисковый, метод шести шляп.
Формы работы: самостоятельная, работа в группах, индивидуальная работа, инсценирование.
Цели:
Обучающие:
- Актуализировать знания учащихся о творчестве Ю.П.Казакова;
- Формировать навыки анализа художественного произведения;
Развивающие:
- развивать критическое мышление, творческие способности учащихся, умение оценивать идейную и художественную сторону произведения;
Воспитательные:
- содействовать воспитанию эстетического чувства;
- формировать нравственно-философские позиции.
Задачи урока через планируемые результаты.
Личностные:
- создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;
- создание условий для развития отношения учеников друг к другу;
- формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.
Предметные:
- расширить представление учащихся о творчестве русских писателей 20 века на примере произведения Ю.П.Казакова «Тихое утро».
- способствовать формированию навыков самостоятельного анализа произведения;
- приобщить учащихся к размышлениям о вечных нравственно-философских проблемах человечества.
Метапредметные:
Регулятивные:
- формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение понимать и решать учебную задачу;
- учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом;
- уметь оценивать свою работу.
Коммуникативные:
- развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
- сохранять и развивать умение сотрудничать в группе, отвечать на вопросы;
- формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- способствовать развитию речевой коммуникативной культуры школьников.
Познавательные:
- активизировать творческую деятельность учащихся, ориентированную на самостоятельную учебно-исследовательскую работу в группах в процессе обсуждения проблемного вопроса, темы и при защите результатов учебной деятельности;
- содействовать повышению мотивации обучения, эффективному формированию знаний, умений и навыков учащихся, благодаря нетрадиционной форме организации учебного процесса;
- формировать умение работать с текстом, выполняя учебно-познавательные действия, осуществляя логические операции анализа, синтеза, классификации;
- понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учетом решаемых задач;
- извлекать нужную информацию.
Организационная структура урока
Этап урока | Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1. Организационный |
Приветствие, проверка готовности. |
Ученики осуществляют проверку готовности к уроку. |
Регулятивные. |
2. Актуализация знаний и формулирование темы урока |
- Мы продолжаем знакомство с творчеством русских писателей второй половины XX века. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с прозаиком Ю.П.Казаковым и его рассказом «Тихое утро». |
Фронтальная работа. Ученики формулируют тему урока, объясняя свой выбор. |
Регулятивные. |
3. Постановка учебной проблемы |
- Давайте вместе подумаем, что мы должны узнать из этого рассказа? Какие извлечь уроки? Какую цель мы должны с вами поставить на уроке? |
Фронтальная работа. Ученики определяют задачи урока и отвечают на вопросы учителя. |
Коммуникативные. |
4. Поиск решения (открытие нового знания) | 1. Вступительное слово учителя. В основе рассказов Ю.П.Казакова лежит действительный случай. Это можно сказать и о рассказе «Тихое утро» (1954), о котором мы и поведём речь на сегодняшнем уроке. Откройте, пожалуйста, уже знакомый вам текст произведения и настройтесь на его анализ, цель которого – уяснение проблематики рассказа и извлечение из него нравственных уроков. Домашним заданием являлось чтение рассказа «Тихое утро». Текст вам известен. Работать мы с вами будем по группам. В группе вы должны как бы надеть свою мыслительную шляпу, т. е. призадуматься, поразмыслить над теми заданиями, которые вам будут даны. Я попрошу в группе выбрать руководителя, консультанта, оформителя, эксперта. По окончании работы группы вам нужно составить кластер и защитить его. |
Учащиеся делятся на группы и распределяют роли в них. |
Познавательные. Коммуникативные. |
2. Мотивация изучения. - Рассказ называется “Тихое утро”. Какие ассоциации возникают у вас в связи с этим словосочетанием? - В каком значении употребляется слово “тихое”? (Погруженное в безмолвие). - Что вы ждете от рассказа с таким название? |
Учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы, составляют ассоциативный ряд к словосочетанию «тихое утро». | ||
5. Самостоятельная работа в группах |
Группа 1. Белая шляпа. Должна ответить на вопрос: «Помер?» - с испугом подумал Яшка, и ему стало очень страшно. Убежать бы куда-нибудь, спрятаться, чтобы только не видеть этого равнодушного, холодного лица». Почему Яшка решил, что Володя помер? Какой мы обладаем информацией? Только факты. Также должна поработать над художественно-выразительными средствами текста. Составить словарик. |
Учащиеся, изучив критерии оценки, приступают к выполнению поставленного задания. Готовят творческий отчет – рассуждение, сопровождаемое кластером. 1. Белая шляпа. тихое утро – несчастье Словарь: |
Познавательные. Коммуникативные. Регулятивные. |
2 группа. Желтая шляпа. |
2. Желтая шляпа. Основные темы повести: Яшка Володя |
||
3 группа. Черная шляпа. Что негативного в поведении героев, в сюжете? В чем недостатки? Что здесь неправильно? |
Шляпа 3. Черная шляпа. |
||
4 группа. Красная шляпа. «Как…как я тону-ул!.. – будто удивляясь, сказал он и тоже заплакал, дергая худыми плечами, беспомощно опустив голову» и отворачиваясь от своего спасителя». Рыдающие мальчики. Какие по этому поводу возникают чувства? |
Шляпа 4. Красная шляпа. |
||
5 группа. Зеленая шляпа. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Как по-другому могли развиваться события рассказа? Почему автор все-таки пишет такой сюжет? | Шляпа 5. Зеленая шляпа. Володя умел хорошо плавать. |
||
6 группа. Синяя шляпа. Чего мы достигли, прочитав рассказ? |
Шляпа 6. Синяя шляпа. Это замечательный рассказ, полный душевной теплоты и света, произведение о дружбе, о том, что главное в жизни оставаться человеком, несмотря ни на какие испытания, быть добрым, милосердным. Это рассказ о взрослении человека. Это рассказ о нравственной ответственности человека за свои поступки. |
||
4. Творческий отчет. Выступление групп. - Роли меняются, кто готов надеть другую шляпу и выразить свои эмоции, высказать критические замечания по сюжету повести, ее истолкованию или дополнить ответы других шляп? |
Учащиеся вносят свои дополнения, замечания.
Учащиеся составляют синквейн. |
Коммуникативные. Регулятивные. Познавательные. |
|
6. Творческая практическая деятельность обучающихся |
К уроку учащиеся приготовили инсценирование эпизода «Поход на рыбалку Яшки и Володи». |
Импровизация сцены из повести. |
Коммуникативная. |
7. Включение в систему знаний |
- Вспомните, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока? |
Учащиеся отвечают на вопросы учителя и подводят итоги урока. |
Коммуникативная. |
8. Домашнее задание |
Сделать зарисовки к рассказу. Написать сочинение-миниатюру: описать случай из жизни, где было бы проявление настоящей дружбы. |
Учащиеся записывают домашнее задание. |
Регулятивные. |
9. Рефлексия |
Учитель организует рефлексию, самооценку результатов учеников. |
Учащиеся осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. |
Коммуникативная. |