9 класс
Чтение и развитие речи
Обучение чтению в 5-9 классах направлено на решение следующих задач:
- формирование и дальнейшее совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного текста;
- развитие и коррекция недостатков психического, в том числе речевого развития, формирование речи как средства общения;
- воспитание нравственных качеств личности, усвоение нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, осмысление нравственных понятий.
Для решения поставленных задач в программе выделены следующие подразделы: «Примерная тематика чтения», «Навыки чтения», Работа с текстом», «Внеклассное чтение», «Основные требования к умениям учащихся».
В круг чтения. Определяемой примерной тематикой, включены произведения, представляющие разные области словесно – литературного творчества: фольклор, произведения русской классической и современной литературы, а также произведения зарубежных авторов или отрывки из этих произведений. Наряду с изучением художественной литературы ученики знакомятся с научно – популярными статьями, посвященными природе, историческим деятелям и событиям (5-7 классы), а также с биографическими справками о жизни и творчестве поэтов и писателей (8-9 классы).
Требования, предъявляемые к качествам, характеризующим навык полноценного чтения (правильность, беглость, осознанность и выразительность), отражены в разделе «Навыки чтения».
Продолжается последовательная работа по овладению учащимися навыками синтетического чтения: от чтения целым словом (5 класс) к поэтапному чтению отдельными СС (6 класс) и коротким предложениями (7-9 классы). Дети с нарушением интеллекта по-разному проходят все этапы овладения техникой чтения в силу своих особенностей, поэтому правильная организация работы во многом помогает преодолеть возникающие у школьников затруднения. Предупреждение и исправление ошибок, ведущих к нарушению правильности чтения, проводятся во все годы обучения. Овладение выразительностью чтения связано с постепенным переходом от коллективных форм работы к увеличению доли самостоятельности учеников, что предполагает использование средств устной выразительности (силы голоса, темп речи, тона голоса, синтаксических пауз, логического ударения и некоторых других).
Работа над техникой чтения должна обеспечивать полное и адекватное понимание прочитанного. С этой целью в программе выделен раздел «Работа над текстом». В 5 – 7 классах уделяется внимание не только усвоению детьми фактического содержания произведения и установлению адекватных смысловых отношений между частями текста, причинности поступков действующих лиц, но и осознание идейной направленности (подтекста) произведения. Таким образом, в этот период главное в работе над текстом – анализ сюжета в единстве с его предметным (фактическим), смысловым и идейным содержанием. С этой целью дети учатся выделять тему и идею произведения, соотносить тему с его названием, определять последовательность и причинность событий, мотивы поступков героев и т.д.
Читательский опыт, приобретенный учащимися в 5-7 классах, представляет собой ту необходимую базу, на которой в последующие годы (8-9 классы) происходит совершенствование навыка полноценного чтения. В первую очередь это связано с работой над образом художественного произведения, в центре которого находится герой (человек) и его взаимоотношения с природой и обществом. Осознание учениками художественного образа предполагает проведение анализа содержания в неразрывном единстве с изобразительными средствами.
Овладение языковыми средствами в 5-7 классах, в частности обогащение словарного запаса и использование различных конструкций предложений, осуществляется в процессе лингвистического анализа текста, предметом рассмотрения которого является отдельные слова и словосочетания («как можно сказать по –другому?», «Как вы понимаете это выражение?»). В 8-9 классах анализ образных средств поможет школьникам почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать героям.
Чтение – один из видов речевой деятельности, основу которого составляет комплекс коммуникативно – речевых умений и навыков, формируемых у учащихся в процессе всех лет обучения. В связи с этим определяющим подходом к урокам чтение, также как и к урокам русского языка, является коммуникативно – речевой. Он предполагает обучение детей опосредованному взаимодействию с текстом (воображаемый диалог с автором), в ходе которого ученики не только отвечают на вопросы по прочитанному тексту, но и самостоятельно их задают, учатся прогнозировать содержание по иллюстрации, на основе диалогов героев и т.д.
С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа предусматривает комплексное решение задач нравственно – эстетического и гражданского воспитания учащихся на основе произведений художественной литературы. Усвоенное содержание произведений позволяет ученикам понять и усвоить принципы нравственного поведения в обществе.
Основным видом чтения в старших классах по – прежнему остается чтение вслух, поскольку учащиеся с нарушением интеллекта значительно хуже понимают содержание текста, прочитанного про себя. Вместе с тем чтение вслух непродуктивно как для отработки темпа чтения, так и в жизненной практике. Поэтому программа ориентирует учителя на формирование у старшеклассников умения чтения про себя. Акцент в ней делается на увеличении объема читаемого текста и поощрении самостоятельности чтения.
Обучение чтению в 5-9 классах делится на 2 этапа:
- в 5-7 классах – продолжение объяснительного чтения, начатого в начальной школе;
- в 8-9 классах – литературное чтение, которое продолжается и в последующих классах.
Структура программы объяснительного чтения и тематика изучаемых на этом этапе художественных произведений учитывают особенности психического развития учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида: недостаточность запаса представлений об окружающей действительности, трудности актуализации имеющихся знаний, несовершенство речевого развития и т.д. Содержание большинства художественных текстов, изучаемых в это время, является близким и понятным, поскольку оно обращено к имеющемуся у детей личному опыту.
В свою очередь, литературное чтение, основанное на монографическом принципе (изучения произведений одного автора), предполагает знакомство учеников с произведениями русской классики, сюжет которых, как правило, посвящен историческим событиям или эпохам. Для того, чтобы снять возникающие у детей трудности понимания, художественные произведения по-своему содержанию тесно связываются с темами по истории. Установленные таким образом межпредметные связи помогают легче осознать временную отдаленность изучаемых событий, понять непривычные для сегодняшнего дня традиций. А также некоторые расхождения в лексике.
Следуя основным положениям уроков литературного чтения, учитель знакомит учащихся с краткими биографическими сведениями об авторе, включающими информацию об обстоятельствах создания изучаемого произведения. Хронологический принцип изучения творчества писателей позволяет систематизировать знания учащихся, полученные в течение всех предыдущих лет обучения, создает определенную законченность литературного образования умственно – отсталых учащихся. На этапе литературного чтения они знакомятся с некоторыми литературоведческими понятиями, которые отрабатываются в процессе чтения и анализа художественного произведения. Это жанры народного творчества: сказка, былина, песня, пословица, загадка; виды сказок (волшебные, бытовые, сказки про животных); языковые особенности сказки (присказка, зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений (литературная сказка, рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма). Дети учатся воспринимать юмор как способ выражения авторского замысла, понимать и использовать простейшие метафорические выражения, знакомятся с некоторыми названиями интонационных выразительных средств языка: тон голоса, пауза, логическое ударение, темп речи.
Структурно раздел «Литературное чтение» разделен на следующие темы: «Устное народное творчество», «Произведения писателей России 19 века», «Произведения писателей России 20 века», «Произведения зарубежных писателей».
С произведениями зарубежных авторов учащиеся знакомятся на этапе объяснительного чтения. Эти произведения могут быть представлены в виде самостоятельного раздела или включены в содержание других близких по тематике разделов.
На уроках литературного чтения произведения зарубежных авторов изучаются в отдельном разделе.
Уроки внеклассного чтения проводятся, начиная с 5 класса, один раз в месяц по усмотрению учителя, который определяет перечень дополнительной литературы. предлагаемой для самостоятельного чтения учащихся. При этом следует учесть, на сколько у них сформирован навык чтения, их индивидуальные интересы, а также состояние библиотечного фонда школы. Начиная с 8 класса программа рекомендует чтение статей периодической печати(газет и журналов. Предназначенных для детского и юношеского возраста).
Примерная тематика чтения
Устное народное творчество. Русские народные песни (колыбельные, бытовые), пословицы, былины (в авторском переложении). Жанры сказок (волшебные, бытовые, сказки про животных). Структура сказки (присказка, зачин, троекратные повторы, концовка). Сравнение волшебной сказки и былины.
Русская литература XIX века. Примерный список авторов: А.С.Пушкин, И.А.Крылов, М.Ю.Лермонтов, Н.А.Некрасов, А.А.Фет, А.Н.Майков, И.С.Тургенев, В.М.Гаршин, А.П.Чехов, Л.Н.Толстой, И.А.Бунин, А.И.Куприн и др.
Краткие биографические сведения и рассказ о реальном случае, который лег в основу включенного в учебник произведения. Сравнение реального и вымышленного сюжетов.
Русская литература XX века. Примерный список авторов: А.М.Горький, А.Н.Толстой, А.А.Платонов, Н.М.Рубцов, М.М.Зощенко, Н.Н.Носов, М.А.Шолохов, К.М.Симонов, А.Т.Твардовский, В.М.Шукшин, Ю.И.Коваль, В.П.Астафьев, В.П.Быков, В.А.Солоухин, В.Г.Распутин, К.Булычев и др.
Краткие биографические сведения об авторах. Рассказ о событии, корое реально произошло в жизни писателя и которое легло в основу произведения, включенного в учебник. Сравнение реального и вымышленного сюжетов.
Зарубежная литература. Краткие биографические сведения об авторах. Рассказы, стихотворения, отрывки из повестей о жизни детей, о природе, о животных. Юмористические произведения.
Навыки чтения. Продолжение работы над техникой чтения и пониманием прочитанного произведения, контроль за правильностью чтения, за орфоэпическим произношением при чтении целым словом и беглом чтении. Работа над выразительностью чтения: самостоятельная подготовка к выделению логического ударения, синтаксических пауз, определению тона голоса.
Чтение по ролям, драматизация.
Работа с текстом. Продолжение работы по установлению учащимися логических связей описываемых событий, определение мотивов поступков героев, подбор фактов для подтверждения высказанной мысли, выделение основной мысли произведения (с помощью учителя).
Развитие умения чувствовать настроение героя, понимать отношение автора к нему и к описываемым событиям. Оценка нравственных качеств действующих лиц.
Составление характеристики персонажей произведения по данному плану (с помощью учителя), подбор соответствующих мест текста для подтверждения определенных черт характера действующего лица.
Развитие умения ставить вопросы к тексту и задавать их одноклассникам, выступая в роли учителя.
Работа с незнакомыми словами текста, их самостоятельное объяснение с помощью одноклассников или с использованием словаря. Работа над образными средствами языка.
Выделение в тексте описаний и повествований. Коллективное составление планов к этим типам текстов и пересказ их по плану с опорой на лексику произведений.
Разыгрывание диалогов действующих лиц произведения с сохранением авторской лексики.
Развитие умения доказывать (с помощью учителя) принадлежность произведения или его фрагмента к определенному жанру.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение художественной литературы, статей из газет и журналов с последующим обсуждением.
Основные требования к умениям учащихся
1 уровень
- читать вслух правильно, бегло, выразительно в соответствии с нормами литературного произношения;
- читать про себя доступные по содержанию тексты и пересказывать их;
- называть главные черты характера героев, давать оценку их поступкам;
- пересказывать отдельные части текста с опорой на авторскую лексику;
- знать наизусть 8–10 стихотворений (объем не менее 12 строк).
2 уровень
- уметь читать вслух по слогам и целым словом;
- читать про себя доступные по содержанию тексты, правильно отвечать на вопросы;
- участвовать в анализе произведения;
- пересказывать доступный текст и отдельные его части по картинному плану;
- выражать свое отношение к поступкам действующих лиц (нравится – не нравится, почему);
- учить стихотворение наизусть в доступном для ученика объеме.
Чтение и развитие речи. 9 класс
№ п/п |
Название темы урока |
Кол-во часов |
Элементы содержания |
Дата проведения |
|
план |
факт |
||||
|
I четверть 18 часов |
|
|
05.09 |
|
1 |
Введение. Повторение изученного в 8 классе |
1 |
|
07.09 |
|
2 |
Устное народное творчество |
1 |
Книги, иллюстрации |
12.09 |
|
3 |
Русские народные песни |
1 |
|
14.09 |
|
4 |
Былины. На заставе богатырской |
1 |
|
19.09 |
|
5 |
Сказки. Сказка про Василису Премудрую |
1 |
|
21.09 |
|
6 |
Лиса и тетерев (русская народная сказка) |
1 |
Предметные иллюстрации |
26.09 |
|
7 |
Из произведений русской литературы XIX века. В.А.Жуковский «Три пояса» |
1 |
Портрет В.А.Жуковского |
28.09 |
|
8 |
И.А.Крылов «Кот и повар» |
1 |
Портрет И.А.Крылова |
03.10 |
|
9 |
А.С.Пушкин |
1 |
Портрет А.С. Пушкина |
05.10 |
|
10 |
А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» |
1 |
Раздаточный материал к сказке « Руслан и Людмила» |
10.10 |
|
11 |
А.С.Пушкин «Руслан и Людмила». Приключения Людмилы в замке Черномора |
1 |
Раздаточный материал к сказке « Руслан и Людмила» |
12.10 |
|
12 |
А.С.Пушкин «Руслан и Людмила». Песнь третья |
1 |
Репродукция картины В.М.Васнецова « После побоища Игоря Святославовича с половцами» |
17.10 |
|
13 |
А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка» |
1 |
Просмотр фильма по повести А.С.Пушкина « Барышня – крестьянка» |
19.10 |
|
14 |
М.Ю.Лермонтов «Тучи», «Баллада», «Морская царевна» |
1 |
Раздаточный материал к сказке |
26.10 |
|
15 |
Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». Ганна |
1 |
Иллюстрации в учебнике. |
07.11 |
|
16 |
Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». Утопленница |
1 |
|
09.11 |
|
17 |
Н.В.гоголь «Майская ночь или Утопленница». Пробуждение |
1 |
|
14.11 |
|
18 |
Н.А.Некрасов |
1 |
Портрет Н.А.Некрасова |
16.11 |
|
19 |
Н.А.Некрасов «Рыцарь на час» |
1 |
|
21.11 |
|
20 |
Н.А.Некрасов «Саша» |
1 |
|
23.12 |
|
21 |
Вн.чтение Произведения Н.А.Некрасова |
1 |
|
28.11 |
|
22 |
А.А.Фет «На заре ты ее не буди…» |
1 |
Портрет А.А.Фета |
30.11 |
|
23 |
А.А.Фет «Помню я: старушка няня…» |
1 |
|
05.12 |
|
24 |
А.А.Фет «Это утро, радость эта…» |
1 |
|
07.12 |
|
25 |
Вн.чтение. Стихи А.А.Фета. |
1 |
Портрет А.П. Чехова |
12.12 |
|
26 |
А.П.Чехов «Злоумышленник» |
1 |
|
14.12 |
|
27 |
А.П.Чехов «Злоумышленник». Пересолил |
1 |
|
19.12 |
|
28 |
Повторение изученного за 2 четверть |
1 |
|
21.12 |
|
29 |
Из произведений русской литературы XX века. |
1 |
Портрет Максима Горького |
09.01 |
|
30 |
М.Горький « Песня о Соколе» |
1 |
Иллюстр. в учебнике |
11.01 |
|
31 |
Вн.чтение Горький М. «Случай с Евсейкой» |
1 |
|
16.01 |
|
32 |
В.В.Маяковский |
1 |
Портрет В.В.Маяковского |
18.01 |
|
33 |
В.В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» |
1 |
|
23.01 |
|
34 |
М.И.Цветаева |
1 |
Портрет М.И.Цветаевой |
25.02 |
|
35 |
М.И.Цветаева «Красною кистью…» |
1 |
Просмотр к \ фа, посвящ.М.И.Цветаевой |
30.01 |
|
36 |
М.И.Цветаева «Вчера еще в глаза глядел…» |
1 |
|
01.02 |
|
37 |
Вн.чтение. М.И. Цветаева «Август – астры…» |
1 |
Иллюстр. « Осень» |
06.02 |
|
38 |
Повторение по произ. М.И. Цветаевой |
1 |
Просмотр к \ фа |
08.02 |
|
39 |
К.Г.Паустовский |
1 |
Портрет К.Г.Паустовского |
13.02 |
|
40 |
К.Г.Паустовский «Стекольный мастер» |
1 |
Иллюстр. стеклянных предметов |
15.02 |
|
41 |
С.А.Есенин |
1 |
Портрет С.А.Есенина |
20.03 |
|
42 |
С.А.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…» |
1 |
Картина « Осень» |
22.03 |
|
43 |
С.А.Есенин «Собаке Качалова» |
1 |
|
27.03 |
|
44 |
Вн.чтение. С.А.Есенин «Заметает пурга» |
1 |
|
01.03 |
|
45-46 |
М.А.Шолохов « Судьба человека» |
2 |
Ноутбук |
06.03 |
|
47 |
Повторение |
1 |
Просмотр к \ фа « Судьба человека» |
08.03 |
|
48 |
Повторение изученного в 3 четверти |
1 |
|
13.03 |
|
49 |
Обобщающий урок |
|
|
15.03 |
|
50 |
Е.И.Носов |
1 |
Портрет Е.И.Носова |
29.03 |
|
51 |
Е.И.Носов «Трудный хлеб» |
1 |
Иллюстр. в учебнике |
03.04 |
|
52 |
Н.М.Рубцов «Тихая моя родина» |
1 |
|
05.04 |
|
53 |
Н.М.Рубцов «Русский огонек» |
1 |
Иллюстр. в учебнике |
10.04 |
|
54 |
Н.М.Рубцов «Зимняя песня» |
1 |
|
12.04 |
|
55 |
Ю.И.Коваль «Приключения Васи Куролесова». В деревне Сычи |
1 |
Портрет Ю.И.Коваль |
17.04 |
|
56 |
Ю.И,Коваль « Приключения Васи Куролесова». Тертый калач |
1 |
|
19.04 |
|
57 |
Ю.И.Коваль « Приключения Васи Куролесова». Парочка поросят |
1 |
Иллюстрации в учебнике. |
24.04 |
|
58 |
Ю.И.Коваль « Приключения Васи Куролесова». Темная ночь |
1 |
|
26.04 |
|
59 |
Ю.И.Коваль « Приключения Васи Куролесова». Рыжий |
1 |
|
01.05 |
|
60 |
Ю.И.Коваль « Приключения Васи Куролесова». Вася бьет черноусого |
1 |
|
03.05 |
|
61 |
Из произведений зарубежной литературы. |
1 |
Портрет писателя |
08.05 |
|
62-64 |
Эрнест Сетон – Томпсон « Снап». История бультерьера |
3 |
Иллюстр. пород собак |
10.05 |
|
65 |
Джеральд Даррелл « Живописный жираф» |
1 |
Портрет писателя. |
17.05 |
|
66 |
Повторение изученного за год |
1 |
|
22.05 |
|
67 |
Обобщающий урок за 9 класс |
1 |
|
|
|
68 |
Резервный урок |
1 |
|
|
|