Программа предназначена для детей подготовительной группы с ОНР
Срок освоения программы – 1 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры - социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция.
Для достижения целевых ориентиров необходима профилактика и своевременная коррекция речевых нарушений у детей, поскольку сохранившиеся нарушения в речи неизбежно ведут к серьезным трудностям в усвоении школьной программы, отрицательно влияют на эмоциональное состояние ребенка, его самооценку и общение со сверстниками.
В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.
В связи с этим, в современной практике работы учителя-логопеда в условиях ДОУ, актуальным является совершенствование содержания коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи.
Перед логопедом встала задача построить обучение таким образом, чтобы использование современных технологий и подходов, помогло детям с нарушениями речи эффективно освоить общеобразовательную программу дошкольного образования, подвело к равным стартовым возможностям в школьном обучении, к успешной самореализации на каждом жизненном этапе.
С учетом этой приоритетной задачи разработана данная рабочая программа деятельности учителя-логопеда в ДОУ для детей с ОНР, отвечающая современным требованиям. Рабочая программа определяет возможные эффективные пути включения коррекционной деятельности учителя-логопеда дошкольного учреждения в структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с новыми требованиями ФГОС.
Это позволит своевременно провести коррекцию нарушений языкового и речевого развития, устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.
Настоящая программа ориентирована на развитие личности ребенка, носит коррекционную направленность, деятельностный подход, органично сочетается с образовательной программой дошкольного образования, и составляет современную комплексную коррекционно-развивающую модель, в которой определено взаимодействие участников образовательного процесса в достижении целей и задач коррекционно-образовательной программы: логопеда, ребенка и родителей.
Программа составлена с учетом особенностей «детей нового времени», направлена на развитие личности, усвоение культурного опыта саморазвития в современном быстро меняющемся мире.
Новые нормативные документы, отвечая требованиям времени и обеспечивая непрерывность образовательного процесса на всех его ступенях, переносят акцент с формирования у детей знаний, умений и навыков на формирование интегративных качеств и нравственных характеристик личности, которые закладываются в дошкольном возрасте и определяют результативность других ступеней образования.
Одним из важнейших приоритетов развития образования в России является обеспечение преемственности между всеми ступенями образования. Преемственность целей и задач на разных ступенях образования должна получать логическое продолжение во взаимодействии педагогических подходов и технологий, которые будут способствовать развитию успешности личности.
Для решения проблемы непрерывности образования между всеми ступенями обучения, в настоящей программе используется системно- деятельностный подход в организации коррекционно-развивающей работы детей с ТНР, который лежит в основе НОВОГО СТАНДАРТА образования.
Применение системно-деятельностного подхода поможет дошкольникам непрерывно накапливать культурный опыт деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, своими сверстниками и взрослыми при решении задач и проблем (познавательных, социальных, нравственных и др.), в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что станет основой формирования у него целостной картины мира, готовности к саморазвитию.
Данная рабочая программа составлена на основе:
1. Федеративного Государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
2. Общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой;
3.«Программы коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, М., 2007;
4.Методических пособий к программе:
а) «Устранение общего недоразвития речи у дошкольников», М., 2003;
б) «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина, М., 2007.
5.Методического пособия «Коррекция нарушений речи у дошкольников», «Обучение детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ» (под ред. Сековец), М.
6.Модифицированная технология деятельностного метода для дошкольной ступени «Ситуация», разработанного под руководством д. п. н. профессора Л. Г. Петерсон [2].
Образовательная деятельность регулируется нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями Правительства Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г ) с учетом поправок внесенным законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ и от 30 декабря 2008г. №7-ФКЗ).
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
«Об утверждении СанПин 2.4.1.2660-1 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФОС НОО) от 6 октября 2009г. №373; в ред. От 11 февраля 2013 г. №26993.
«Федеральные государственные общеобразовательный Стандарт» дошкольного образования (ФГОС дошкольного образования) от 16 марта 2010г. №16299.
Особенности психоречевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи
В комбинированных группах нашего дошкольного структурного подразделения находятся дети с ТНР. Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте.
Особенности речевой деятельности отражаются на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у этих детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Наличие указанных особенностей у детей с ОНР объясняется тем, что само недоразвитие речи, как правило, является следствием резидуально-органического поражения центральной нервной системы.
Трудности в обучении и воспитании, проявляющиеся у таких детей, часто усугубляются сопутствующими нервно-психическими нарушениями. В практике сочетание речевого недоразвития с рядом неврологических и психопатологических синдромов встречается довольно часто.
Учитывая неоднородность клинической характеристики детей с недоразвитием речи, можно выделить три основные группы ОНР у детей.(Е.А.Мастюкова).
1.Неосложненный вариант. Отсутствуют явно выраженные симптомы поражения ЦНС. Недоразвитие всех компонентов языка у этих детей сопровождается незначительными неврологическими нарушениями, такими как недостаточная регуляция мышечного тонуса, неточность двигательных дифференцировок и др.; наблюдается эмоционально-волевая незрелость, слабая регуляция произвольной деятельности и т.д.
2.Осложненный вариант. Речевой дефект сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов, таких как синдром повышенного внутричерепного давления. У этих детей отмечается повышенная истощаемость всех психических процессов, нарушение отдельных видов гнозиса и праксиса, выраженная моторная неловкость.
3.Глубокое и стойкое недоразвитие, обусловленное органическим поражением речевых зон головного мозга. Как правило, данную группу составляют дети с моторной алалией.
Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют проведения специально организованной своевременной планомерной коррекционной работы.
Особенности психофизического развития детей, квалификация характера речевых нарушений, степени выраженности, структуры речевого дефекта и возрастных особенностей детей позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.
Цель программы.
Формирование современного коррекционно-образовательного процесса с целью своевременной коррекции речевых, умственных, моторных нарушений, профилактики школьной неуспеваемости, накопление культурного опыта общения в процессе взаимодействия с окружающим миром, другими детьми и взрослыми, как основы для саморазвития и успешной социальной адаптацией в новых условиях.
Основные задачи коррекционного обучения.
- Формирование нравственных основ и общей культуры личности ребенка, предпосылок учебной деятельности, инициативности, самостоятельности и ответственности.
- Целенаправленное формирование высших психических функций, развитие и коррекция познавательной деятельности.
- Формирование правильного произношения (звукопроизношения, слоговой структуры слова и фонематического восприятия).
- Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
- Подготовка к обучению грамоте, овладение элементам грамоты.
- Развитие навыков связной речи, умения пользоваться речью, как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации.
- Воспитание эмоционально-волевой сферы, социально приемлемого поведения в обществе.
Всесторонняя, системная, комплексная коррекция общего недоразвития речи в дошкольном возрасте приобретает особую значимость, так как сохранившиеся к началу школьного обучения дефекты звукопроизношения, аграмматизмы, искажения слоговой структуры слов и недостатки связной речи непременно ведут к трудностям в усвоении школьной программы, нарушениям письма и чтения, отрицательно влияют на эмоциональное состояние ребенка, его самооценку, общение со сверстниками, на формирование личностных черт.
Настоящая программа предназначена для детей с третьим и четвертым уровнем речевого развития подготовительной логопедической группы детей с ОНР. Для детей с ОНР первого уровня речевого развития составляются индивидуальные коррекционно-развивающие маршруты.
Срок реализации данной программы рассчитан на один год, общая продолжительность обучения составляет 160 часов.
Особенности коррекционно-образовательного процесса в группе компенсирующей направленности.
Основными организационными формами коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда, на которых осуществляется развитие языковой системы, являются:
- фронтальная логопедическая работа, которая проводится в рамках непосредственно образовательной деятельности.
- подгрупповая логопедическая работа, которая также проводится в непосредственно образовательной (организованной) деятельности, совместной деятельности педагога и детей;
- индивидуальная логопедическая работа.
Продолжительность занятий (НОД) регламентируется СаНПиН и составляет для детей 6 – 7 лет 30 мин. Количество этих занятий в неделю меняется в зависимости от периода обучения.
В подготовительной к школе группе детей с общим недоразвитием речи логопедом проводится 2 типа групповых занятий, которые приоритетно ориентированы на:
- формирование лексико-грамматических представлений и развитию связной речи;
- формирование навыков звукового анализа и обучению грамоте.
Работа по развитию у детей с ОНР лексико-грамматических навыков, навыков словообразования, словоизменения и связной речи проводится в течение трех периодов
обучения на базе 28 лексических тем (тематическое планирование прилагается). Еженедельно проводится занятие по формированию фонематического восприятия и звукопроизношению.
Весь процесс коррекционного обучения имеет четкую коммуникативную направленность. Усваиваемые элементы языковой системы должны включаться в непосредственное общение. Важно научить детей применять отработанные речевые операции в аналогичных и новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в различных видах деятельности.
При разработке коррекционно-развивающей программы были реализованы следующие логопедические и общедидактические принципы:
- Принцип опоры на закономерности онтогенетического развития предполагает учет той последовательности формирования функций, которая имеет место в онтогенезе.
- Принцип опоры на сохранные анализаторы, на их взаимодействие.
- Принцип развивающего обучения предусматривает возможность объективного определения «зон актуального и ближайшего развития» ребенка и построения индивидуальной программы.
- Принцип учета ведущей деятельности, стимулирующей психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи.
- Принцип дифференцированного подхода предполагает учет этиологии, механизмов, симптоматики нарушений, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
- Важным принципом Программы является принцип деятельностного обучения, применение игровой стратегии обучения предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач.
Коррекционно-образовательный процесс организуется на диагностической основе, что предполагает проведение обследования речевого развития воспитанников.
Для анализа и оценки коррекционной работы, результативности реализованной программы, выявления проблем и трудностей, возникающих в ходе коррекционной работы, учителем-логопедом проводится комплексная диагностика.
Методики обследования речевого развития детей:
1. «Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста». авторы: О.А.Безрукова, О.Н.Каленкова, О.Г.Приходько, О.И.Служакова, Н.С.Челей.
Методики для исследования двигательной сферы детей:
1.Методы исследования праксиса.
2.Исследование нарушений моторного развития детей со стертой дизартрией (под ред. Е.Ф.Архиповой)
Методики для диагностики познавательной сферы детей:
1. Методика «Разрезные картинки».
2. Методика «10 слов».
3. Методика «Исключение четвертого».
4. Методика «Таблица Равенна».
5. Методика «Лесенка».
Методики для исследования уровня готовности детей к школе.
1. Методика «Мотивационная готовность» (автор А.Л.Венгер).
2. Методика «Корректурная проба».
3. «Тест Бендер»
Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.
В итоге логопедической работы речь воспитанников подготовительной группы должна соответствовать языковым нормам по всем параметрам.
Дети должны уметь:
- свободно составлять разного вида рассказы, пересказы, рассуждения, адекватно употребляя в самостоятельной речи простые и сложные предложения;
- понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов, правильно использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;
- овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;
- оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;
- овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи.
Также, у детей должны быть достаточно развиты и другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению:
- фонематическое восприятие;
- первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза;
- графо-моторные навыки;
- элементарные навыки письма и чтения (чтение и написание печатными буквами слогов, слов и коротких предложений).
Помимо этого, в результате инновационных методов логопедического воздействия, системно-деятельностного подхода в коррекционно-развивающем процессе, нацеленного на раскрытие собственного потенциала каждого ребенка, дети подготовительной к школе группе должны быть:
- социально адаптированны в обществе;
- с развивающимися и элементарными познавательными интересами;
- с потребностью и умением общаться;
- с обобщенными представлениями об окружающем мире, способствующими к дальнейшему развитию и совершенствованию психических процессов;
- со сформированными элементарными умениями учебной деятельности: умение осознавать цели самостоятельно решать поставленные задачи, достигать цели, оценивать результаты деятельности.
Особенности планирования коррекционно-образовательной деятельности в логопедической группе.
Для разностороннего развития детей с ОНР, в содержание обучения и воспитания введено 28 тем. Их подбор и расположение определены сезонностью и социальной значимостью. Часть тем имеет нейтральный характер и расположена свободно.
В связи с тем, что игровая деятельность у дошкольников является ведущей, то большая часть всех организационных форм логопедической работы проводится в игровой форме в виде коммуникативных игр, речевой гимнастики, логопедических тренингов, лексико-грамматических игр и т.п.
Дидактические игры, игровые задания, занимательные упражнения, используемые на занятиях, помимо основной цели, позволяют развивать интеллектуальные и личностные качества ребенка, создают условия для формирования предпосылок учебной деятельности и обеспечению социальной успешности дошкольников.
Использование технологии деятельностного метода в коррекционно-образовательном процессе со старшими дошкольниками.
В организации коррекционно-образовательной деятельности используется системно-деятельностный подход. Суть технологии деятельностного метода заключается в том, что педагог не просто объясняет новое знание, а создает условия для того, чтобы дети самостоятельно открыли его для себя.
Структура непосредственно образовательной деятельности включает в себя следующие этапы.
1.Введение в игровую ситуацию.
2.Актуализация опорных знаний, способов действий в самостоятельной или совместной с логопедом деятельности детей.
3.Затруднение в игровой ситуации.
4.Открытие детьми нового знания (способа действий).
5.Включение нового знания в систему знаний ребенка.
6.Осмысление (итог).
Такая организация коррекционно-развивающего обучения помогает детям под руководством педагога самостоятельно открывать новые знания для себя, учит логически мыслить, создает условия для развития познавательного интереса, формирует интегративные качества (любознательность, активность и т.д.), навыки культурного общения и коммуникативные умения дошкольников.
Содержание программы
Содержание программы составлено в виде таблице, в которой кратко описываются все занятия с четкой последовательностью согласно календарно-тематическому плану занятий логопеда. Описание содержания программы выполнено по алгоритму:
- последовательность занятий и названия лексических и логопедических тем;
- направления работы: разделы: лексикон, грамматическая компетентность, фонетико-фонематическая компетентность, текстовая деятельность, психологическая база;
- основные изучаемые вопросы (краткое описание занятия);
- формы и виды проведения занятий: игра, общение, тренинг, занятие, занятие-путешествие, интегрированное занятие;
- методы контроля: анализ результатов работы ребенка по изучаемой теме, домашняя работа, индивидуальные задания, экспертное наблюдение (оценка);
- количество часов для изучения каждой темы.
Приложение. Календарный тематический план образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических представлений, связной речи, фонематического восприятия и звукопроизношения детей с ОНР.
(подготовительная группа).
Результаты логопедической работы отслеживается логопедом через мониторинговые (диагностические) исследования три раза в год с внесением последующих корректив всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции. С помощью мониторинговой деятельности отслеживается динамика развития детей с ОНР, эффективность индивидуальной и фронтальной логопедической работы, перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, что способствует успешному освоению данной программы.
Современные коррекционные, образовательные технологии
В коррекционном обучении применяются современные коррекционно-логопедические и образовательные технологии, позволяющие наиболее полно и успешно реализовать коррекционно-развивающие задачи, развивать способности детей, повышать уровень познавательных возможностей.
- компьютерные программы «Игры у Тигры», «Дельфа-142» - логопедические тренажеры по коррекции устной речи детей с патологией речи;
- CD-диск - серия «Логопедические технологии», «Слоговая структура слова: системный метод устранения нарушений» с обширным картинным материалом к упражнениям, Н.С.Четверушкина, 2011 год;
- CD диски выпуск №1, №2 - «Логопедические упражнения», (рекомендации, развивающие занятия, дидактические материалы), серия «Коррекция речи», 2010 год. Издательство «Учитель»;
- игровые технологии в логопедической практике (Л.В.Забродина); (Н.Ю.Костылева);
- технология речедвигательной ритмики (А.Я.Мухина);
- технология логопедического массажа при коррекции дизартрических нарушений речи у детей дошкольного возраста (О.А.Приходько);
- технология «Ситуация» - модификация технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон для дошкольной ступени, адаптированная для дошкольников с нарушениями речи.
Разнообразие, вариативность используемых методик, учебно-игрового и дидактического материала позволяет обеспечить дифференцированный подход к коррекции речевых нарушений, индивидуализировать коррекционно-развивающий процесс, обеспечить индивидуальное логопедическое сопровождение каждого ребенка в зависимости от вида и структуры речевого нарушения.
С целью решения коррекционно-образовательных задач создается единое коррекционное пространство взаимодействия участников образовательной деятельности: логопеда, ребенка и его родителей.
Особенности работы учителя-логопеда с родителями дошкольников с ОНР.
Коррекционная работа ведется в тесном сотрудничестве с семьей ребенка с ОНР. Не одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.
Каждый специалист знает, что многое зависит от того, насколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь. Одни родители, приведя ребенка в специальные группы детского сада, остаются убежденными в том, что развитие их ребенка не отстает от нормы, и у него нет особых проблем.
У других родителей снижена социальная ответственность за судьбу ребенка. Они не интересуются, чем с ребенком занимается логопед, безразлично относятся к его успехам и неудачам. Поэтому логопед целенаправленно и систематически проводит с родителями просветительную и практическую работу, используя разнообразные, эффективные формы взаимодействия.
Итогом тесного, доверительного, творческого взаимодействия являются положительная динамика речевого развития детей и устранение недостатков в речи, развивающиеся познавательные интересы, любознательность и активность, овладение средствами общения и способами взаимодействия, умением управлять своим поведением и соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Заключение
Результативность коррекционно-образовательного процесса показывает, что данная программа позволяет одновременно освоить общеобразовательную программу ДОУ и своевременно провести коррекцию нарушений языкового и речевого развития, устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.
Использование в коррекционном обучении современных логопедических и образовательных технологий, предусмотренной программой, помогает дошкольникам решать задачи познавательных, нравственных и социальных проблем, в соответствии с возрастными и их индивидуальными особенностями, что станет основой готовности саморазвития в современном быстро меняющемся мире.