Современный системный подход в преодолении общего недоразвития речи дошкольников в условиях ДОУ. Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности логопеда ГБОУ "Школа №760" г.Москвы

Разделы: Логопедия


Программа предназначена для детей подготовительной группы с ОНР

Срок освоения программы – 1 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Федеральный  государственный  образовательный стандарт  дошкольного  образования  определяет целевые ориентиры   -  социальные  и  психологические  характеристики  личности ребенка  на этапе  завершения  дошкольного образования,  среди которых речь  занимает  одно из  центральных мест как самостоятельно  формируемая функция.
Для достижения целевых ориентиров  необходима  профилактика  и своевременная коррекция  речевых нарушений  у детей,  поскольку сохранившиеся нарушения в речи неизбежно ведут к серьезным трудностям в  усвоении  школьной  программы,  отрицательно влияют на эмоциональное состояние ребенка, его самооценку и общение со сверстниками.

В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.

В связи с этим, в современной  практике работы учителя-логопеда  в условиях ДОУ, актуальным  является совершенствование  содержания коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи.
 
Перед логопедом встала задача построить обучение таким образом, чтобы использование современных технологий и подходов, помогло детям с нарушениями речи эффективно освоить общеобразовательную программу дошкольного образования, подвело к равным стартовым возможностям в школьном обучении, к успешной самореализации на каждом жизненном этапе.

С учетом этой приоритетной задачи разработана  данная рабочая программа  деятельности учителя-логопеда в ДОУ для детей с ОНР, отвечающая современным требованиям.  Рабочая программа определяет возможные  эффективные  пути   включения коррекционной деятельности учителя-логопеда дошкольного учреждения  в  структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с новыми требованиями ФГОС. 

Это  позволит  своевременно провести коррекцию  нарушений языкового и речевого развития,  устранить   причины  потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.

Настоящая программа  ориентирована на развитие  личности ребенка,  носит коррекционную направленность, деятельностный подход, органично сочетается  с образовательной программой дошкольного образования,  и составляет  современную комплексную коррекционно-развивающую модель, в которой  определено взаимодействие участников образовательного процесса в достижении целей и задач коррекционно-образовательной программы: логопеда, ребенка и родителей.

Программа составлена с учетом особенностей «детей нового времени», направлена на развитие личности, усвоение культурного опыта саморазвития в современном быстро меняющемся мире.

Новые нормативные документы, отвечая требованиям времени и обеспечивая  непрерывность образовательного процесса  на всех его ступенях, переносят акцент с формирования у детей знаний, умений и навыков  на формирование интегративных качеств и нравственных характеристик личности, которые закладываются  в дошкольном возрасте  и определяют  результативность других ступеней образования.

Одним из важнейших приоритетов развития образования в России является обеспечение преемственности между всеми ступенями образования. Преемственность целей и задач на разных ступенях образования должна получать логическое продолжение во взаимодействии педагогических подходов и технологий, которые будут способствовать развитию успешности личности.

Для решения проблемы непрерывности  образования  между всеми ступенями  обучения, в настоящей  программе используется системно- деятельностный  подход в организации коррекционно-развивающей работы детей с ТНР, который лежит в основе НОВОГО СТАНДАРТА образования.

Применение  системно-деятельностного подхода  поможет дошкольникам  непрерывно накапливать  культурный опыт деятельности и общения в процессе  активного взаимодействия  с окружающей средой, своими сверстниками и взрослыми при решении задач и проблем (познавательных, социальных, нравственных и др.),  в соответствии  с возрастными и  индивидуальными особенностями,  что станет  основой  формирования  у него целостной картины мира, готовности к саморазвитию.

Данная рабочая программа составлена на основе:

1. Федеративного Государственного образовательного стандарта дошкольного образования;

2. Общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой;

3.«Программы  коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи»  Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, М., 2007;

4.Методических пособий к программе:

а) «Устранение общего недоразвития речи у дошкольников», М., 2003;

б) «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина, М., 2007.

5.Методического пособия «Коррекция нарушений речи у дошкольников», «Обучение детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ» (под ред. Сековец), М.

6.Модифицированная технология деятельностного метода для дошкольной ступени «Ситуация», разработанного под руководством  д. п. н. профессора Л. Г. Петерсон [2].

Образовательная деятельность регулируется нормативно-правовыми документами и методическими  рекомендациями Правительства Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г ) с учетом поправок внесенным законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ и от 30 декабря 2008г. №7-ФКЗ).

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
«Об утверждении СанПин 2.4.1.2660-1 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФОС НОО) от 6 октября 2009г. №373; в ред. От 11 февраля 2013 г. №26993.

«Федеральные государственные общеобразовательный Стандарт»  дошкольного образования (ФГОС дошкольного образования) от 16 марта 2010г. №16299.

Особенности психоречевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи

В комбинированных группах нашего дошкольного структурного подразделения находятся дети с ТНР.  Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте.

Особенности речевой деятельности отражаются на формирование у детей   сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у этих детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Наличие указанных особенностей у детей с ОНР объясняется тем,  что само недоразвитие речи,  как правило,  является следствием  резидуально-органического поражения  центральной нервной системы.

Трудности в обучении и  воспитании, проявляющиеся у таких детей, часто усугубляются сопутствующими нервно-психическими нарушениями. В практике  сочетание речевого недоразвития  с рядом  неврологических и психопатологических синдромов встречается  довольно часто.
Учитывая неоднородность клинической характеристики детей с недоразвитием речи,  можно выделить три основные группы ОНР у детей.(Е.А.Мастюкова).

1.Неосложненный вариант. Отсутствуют явно выраженные симптомы поражения ЦНС. Недоразвитие всех компонентов языка у этих детей сопровождается незначительными неврологическими нарушениями, такими как недостаточная регуляция мышечного тонуса, неточность двигательных дифференцировок и др.; наблюдается эмоционально-волевая незрелость, слабая регуляция произвольной деятельности и т.д.

2.Осложненный вариант. Речевой дефект сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов, таких как синдром повышенного внутричерепного давления. У этих детей отмечается  повышенная истощаемость всех психических процессов, нарушение отдельных видов гнозиса и праксиса, выраженная моторная неловкость.

3.Глубокое и стойкое недоразвитие, обусловленное органическим поражением речевых зон головного мозга. Как правило, данную группу составляют дети с моторной алалией.

Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют проведения специально организованной  своевременной планомерной  коррекционной работы.

Особенности  психофизического развития детей, квалификация характера речевых нарушений, степени  выраженности, структуры речевого дефекта и возрастных особенностей детей позволяют определить цель,  задачи,  содержание и формы логопедического воздействия.

Цель  программы.

Формирование современного  коррекционно-образовательного процесса с целью своевременной коррекции  речевых, умственных,  моторных  нарушений, профилактики школьной неуспеваемости, накопление культурного опыта общения в процессе взаимодействия с окружающим миром, другими детьми и взрослыми, как основы для саморазвития и успешной социальной адаптацией в новых условиях.

Основные задачи коррекционного обучения.

  • Формирование нравственных основ и общей культуры личности ребенка, предпосылок учебной деятельности, инициативности, самостоятельности и ответственности.
  • Целенаправленное формирование высших  психических функций, развитие и  коррекция познавательной деятельности.
  • Формирование правильного произношения (звукопроизношения, слоговой структуры слова и фонематического восприятия).
  • Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
  • Подготовка к обучению грамоте, овладение элементам грамоты.
  • Развитие навыков связной речи, умения пользоваться речью, как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации.
  • Воспитание эмоционально-волевой сферы, социально приемлемого поведения в обществе.

Всесторонняя, системная,  комплексная  коррекция  общего недоразвития речи в дошкольном возрасте приобретает  особую значимость, так как сохранившиеся  к началу школьного  обучения  дефекты  звукопроизношения,  аграмматизмы,  искажения  слоговой структуры слов и недостатки связной речи   непременно ведут  к трудностям  в усвоении школьной программы, нарушениям письма и чтения,  отрицательно влияют на эмоциональное  состояние ребенка,  его самооценку,  общение  со сверстниками, на формирование  личностных черт.

Настоящая программа предназначена для детей с третьим и четвертым уровнем речевого развития подготовительной логопедической группы детей с ОНР. Для детей с ОНР первого уровня речевого развития  составляются индивидуальные коррекционно-развивающие маршруты.

Срок реализации данной  программы рассчитан на один год,  общая продолжительность обучения составляет 160  часов.

Особенности  коррекционно-образовательного процесса в группе компенсирующей направленности.

Основными организационными формами коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда, на которых осуществляется  развитие языковой  системы, являются:

  • фронтальная  логопедическая работа, которая проводится в рамках непосредственно образовательной деятельности.
  • подгрупповая логопедическая работа, которая  также проводится в непосредственно образовательной  (организованной) деятельности, совместной деятельности педагога и детей;
  • индивидуальная логопедическая работа.

Продолжительность  занятий  (НОД)  регламентируется СаНПиН   и составляет для детей 6 – 7 лет  30 мин.  Количество  этих занятий  в неделю  меняется в зависимости от периода  обучения.

В  подготовительной к школе группе детей с  общим недоразвитием речи   логопедом проводится  2 типа групповых занятий, которые  приоритетно ориентированы на:

  • формирование  лексико-грамматических  представлений и развитию связной речи;
  • формирование навыков звукового анализа и обучению грамоте.

Работа по развитию у детей с ОНР  лексико-грамматических навыков, навыков словообразования, словоизменения и связной речи проводится в течение трех периодов

обучения на базе 28 лексических тем (тематическое планирование прилагается). Еженедельно проводится занятие по формированию фонематического восприятия и звукопроизношению.

Весь процесс  коррекционного обучения имеет четкую  коммуникативную направленность.  Усваиваемые элементы языковой системы  должны включаться  в непосредственное общение.  Важно  научить детей применять отработанные речевые операции  в аналогичных и новых ситуациях, творчески использовать  полученные навыки  в различных видах деятельности.

При разработке коррекционно-развивающей программы  были реализованы следующие логопедические и общедидактические принципы:

  • Принцип опоры на закономерности онтогенетического развития предполагает учет той последовательности  формирования функций, которая имеет место в онтогенезе.
  • Принцип опоры на сохранные анализаторы, на их взаимодействие.
  • Принцип развивающего обучения предусматривает  возможность объективного определения «зон актуального и ближайшего развития» ребенка и построения индивидуальной программы.
  • Принцип учета ведущей деятельности, стимулирующей психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи.
  • Принцип  дифференцированного подхода  предполагает учет этиологии,  механизмов,  симптоматики нарушений, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
  • Важным принципом Программы  является  принцип  деятельностного  обучения, применение игровой стратегии обучения  предполагает  не передачу  детям готовых знаний,  а  организацию  такой  детской  деятельности,  в процессе которой  они сами делают  «открытия», узнают  что-то новое путем решения  доступных проблемных задач.

Коррекционно-образовательный процесс организуется  на  диагностической  основе,  что предполагает  проведение  обследования  речевого развития  воспитанников.

Для анализа и оценки  коррекционной работы,  результативности  реализованной программы,  выявления  проблем и трудностей,  возникающих  в ходе  коррекционной работы,  учителем-логопедом  проводится  комплексная  диагностика.

Методики обследования речевого  развития  детей:

1. «Методика определения  уровня речевого развития детей дошкольного возраста». авторы: О.А.Безрукова, О.Н.Каленкова, О.Г.Приходько, О.И.Служакова, Н.С.Челей.

Методики для  исследования двигательной сферы детей:

1.Методы исследования  праксиса.

2.Исследование  нарушений моторного развития  детей со стертой дизартрией  (под ред. Е.Ф.Архиповой)

Методики для диагностики познавательной сферы детей:

1. Методика «Разрезные картинки».

2. Методика «10 слов».

3. Методика «Исключение четвертого».

4. Методика «Таблица Равенна».

5. Методика «Лесенка».  

Методики для исследования уровня готовности детей к школе.

1. Методика «Мотивационная готовность»  (автор А.Л.Венгер).
2. Методика «Корректурная проба».
3.  «Тест  Бендер»

Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.

В итоге логопедической работы речь воспитанников подготовительной группы должна соответствовать языковым нормам по всем параметрам.

Дети должны уметь:

  • свободно составлять разного вида  рассказы,  пересказы, рассуждения, адекватно употребляя в самостоятельной речи простые и сложные предложения;
  • понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов, правильно использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;
  • овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой  лексический материал;
  • оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;
  • овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи.

Также, у детей должны быть  достаточно развиты и другие предпосылочные  условия, во многом определяющие  их готовность к школьному обучению:

  • фонематическое восприятие;
  • первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза;
  • графо-моторные навыки;
  • элементарные навыки письма и чтения (чтение и написание печатными буквами слогов, слов  и коротких предложений).

Помимо этого, в результате инновационных методов логопедического воздействия, системно-деятельностного подхода в коррекционно-развивающем процессе, нацеленного на раскрытие собственного потенциала каждого ребенка, дети подготовительной к школе группе должны быть:

  • социально адаптированны в обществе;
  • с развивающимися и элементарными познавательными интересами;
  • с потребностью и умением общаться;
  • с обобщенными представлениями об окружающем мире, способствующими к дальнейшему развитию и совершенствованию психических процессов;
  • со сформированными элементарными умениями учебной деятельности: умение осознавать цели самостоятельно решать поставленные задачи, достигать цели, оценивать результаты деятельности.

Особенности планирования коррекционно-образовательной деятельности  в  логопедической группе.

Для разностороннего развития  детей с ОНР, в содержание обучения и воспитания введено 28 тем.  Их подбор и расположение определены сезонностью и социальной значимостью.  Часть тем имеет нейтральный характер и расположена свободно.

В связи с тем, что игровая деятельность  у дошкольников является  ведущей,  то большая часть всех  организационных форм  логопедической  работы  проводится  в игровой форме  в виде коммуникативных игр, речевой гимнастики, логопедических тренингов, лексико-грамматических игр и т.п.

Дидактические игры, игровые задания, занимательные упражнения, используемые на занятиях, помимо основной цели, позволяют развивать интеллектуальные и личностные качества ребенка, создают условия  для формирования предпосылок учебной деятельности и обеспечению  социальной  успешности дошкольников.

Использование технологии деятельностного метода  в коррекционно-образовательном процессе  со старшими дошкольниками.
В организации коррекционно-образовательной деятельности используется  системно-деятельностный подход.   Суть технологии деятельностного метода  заключается в том, что  педагог не просто объясняет новое знание, а создает условия для того,  чтобы дети  самостоятельно открыли его для себя.

Структура непосредственно образовательной деятельности включает в себя следующие этапы.

1.Введение в игровую ситуацию.

2.Актуализация  опорных знаний, способов действий в самостоятельной или совместной с логопедом  деятельности детей.

3.Затруднение  в игровой  ситуации.

4.Открытие  детьми нового знания (способа действий).

5.Включение нового знания в систему знаний ребенка.

6.Осмысление (итог).

Такая организация  коррекционно-развивающего обучения помогает детям под руководством  педагога   самостоятельно  открывать новые знания для себя,  учит логически мыслить, создает условия  для развития познавательного интереса,  формирует интегративные качества (любознательность, активность и т.д.),  навыки культурного общения и коммуникативные умения дошкольников.

Содержание программы

Содержание программы  составлено в виде  таблице,  в которой  кратко описываются все занятия с четкой последовательностью согласно  календарно-тематическому плану  занятий логопеда. Описание содержания программы  выполнено  по алгоритму:

  • последовательность занятий и названия лексических и логопедических тем;
  • направления работы: разделы: лексикон, грамматическая компетентность, фонетико-фонематическая компетентность, текстовая деятельность, психологическая база;
  • основные изучаемые вопросы (краткое описание занятия);
  • формы и виды  проведения занятий: игра,  общение,  тренинг, занятие, занятие-путешествие, интегрированное занятие;
  • методы контроля: анализ результатов работы ребенка по изучаемой теме, домашняя работа, индивидуальные задания,  экспертное наблюдение (оценка); 
  • количество часов  для изучения каждой темы.  

Приложение.  Календарный тематический план образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических представлений,  связной речи, фонематического восприятия и звукопроизношения детей  с ОНР.
(подготовительная   группа).

Результаты  логопедической работы  отслеживается логопедом  через мониторинговые (диагностические) исследования  три раза в год с внесением последующих  корректив  всего  коррекционно-образовательного процесса  и в индивидуальные  маршруты коррекции. С помощью мониторинговой деятельности  отслеживается  динамика развития детей с ОНР, эффективность индивидуальной и фронтальной  логопедической работы, перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, что способствует успешному освоению данной программы.

Современные  коррекционные, образовательные технологии 

В коррекционном обучении  применяются современные коррекционно-логопедические и образовательные технологии, позволяющие наиболее полно и успешно реализовать коррекционно-развивающие задачи,  развивать способности детей, повышать уровень познавательных возможностей.

  • компьютерные программы «Игры у Тигры», «Дельфа-142» - логопедические тренажеры по коррекции устной речи детей с патологией речи;
  • CD-диск - серия «Логопедические технологии», «Слоговая структура слова: системный метод устранения нарушений»  с обширным картинным материалом к упражнениям, Н.С.Четверушкина, 2011 год;  
  • CD диски  выпуск №1, №2  - «Логопедические упражнения», (рекомендации, развивающие занятия, дидактические материалы), серия «Коррекция речи», 2010 год. Издательство «Учитель»;
  • игровые технологии в логопедической практике (Л.В.Забродина); (Н.Ю.Костылева);
  • технология речедвигательной ритмики (А.Я.Мухина);
  • технология логопедического массажа при коррекции дизартрических нарушений речи у детей дошкольного возраста (О.А.Приходько);
  • технология «Ситуация» - модификация технологии деятельностного метода  Л.Г.Петерсон для дошкольной ступени, адаптированная для дошкольников с нарушениями речи.

Разнообразие, вариативность используемых методик, учебно-игрового и дидактического материала  позволяет обеспечить  дифференцированный подход к коррекции речевых нарушений,  индивидуализировать коррекционно-развивающий  процесс,  обеспечить  индивидуальное логопедическое  сопровождение каждого ребенка  в зависимости от вида и структуры речевого нарушения.

С целью решения  коррекционно-образовательных задач  создается единое коррекционное пространство  взаимодействия участников  образовательной деятельности: логопеда, ребенка и его родителей.

Особенности работы учителя-логопеда  с родителями дошкольников с ОНР.

Коррекционная работа ведется в тесном сотрудничестве с семьей ребенка с ОНР. Не одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.

Каждый специалист знает, что многое  зависит от того, насколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким,  какой он есть и стремятся помочь. Одни  родители, приведя ребенка в специальные группы детского сада, остаются убежденными в том, что развитие их ребенка не отстает от нормы,  и у него нет  особых  проблем.

У других родителей  снижена социальная ответственность  за судьбу ребенка.  Они не интересуются, чем с ребенком занимается логопед,  безразлично относятся к его успехам и неудачам.  Поэтому логопед целенаправленно и систематически  проводит с родителями  просветительную и практическую работу, используя разнообразные, эффективные формы взаимодействия.

Итогом тесного, доверительного, творческого  взаимодействия являются положительная динамика речевого развития детей и устранение недостатков в речи, развивающиеся познавательные интересы,  любознательность и активность,  овладение средствами общения и способами взаимодействия,  умением управлять своим поведением и соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Заключение

Результативность коррекционно-образовательного процесса показывает, что данная программа позволяет одновременно освоить общеобразовательную программу ДОУ и своевременно провести коррекцию нарушений языкового и речевого развития, устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.

Использование в коррекционном  обучении современных  логопедических и образовательных технологий, предусмотренной программой, помогает дошкольникам решать задачи познавательных, нравственных и социальных проблем, в соответствии с возрастными и их индивидуальными особенностями, что станет основой готовности саморазвития  в современном быстро меняющемся мире.