Формирование волевой регуляции у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Воля – это осознанное регулирование человеком своего поведения и деятельности. Волевая регуляция необходима для формирования социального поведения и психологической подготовки к школьному обучению.

Важно отметить три направления проявлении воли:

  1. Познавательные процессы – память, внимание, мышление, речь.
  2. Поведение, взаимодействие с окружающими.
  3. Саморегуляция.

Поведение ребёнка формируется сочетанием и чередованием процессов возбуждения и торможения. Самосознание ребёнка старшего дошкольного возраста ещё недостаточно зрелое. Ему трудно контролировать свои действия. Тем более, это трудно детям с задержкой психического развития. Таким детям проблематично сконцентрировать своё внимание. Они легко возбуждаются, «заражаясь» друг от друга, и очень трудно успокаиваются. Поэтому им необходима помощь в развитии регуляторных процессов со стороны взрослых. Эта помощь состоит в специальных занятиях и упражнениях, направленных на развитие волевой регуляции. По содержанию эти упражнения можно разделить на группы. При формировании  занятия желательно использовать упражнения из каждой группы.

Мышечная релаксация. Чередование состояний мышечного напряжения и расслабления помогает детям научиться управлять поведением через ощущения своего тела. Расслабление позволяет устранить беспокойство, тревогу, восстанавливает силы и здоровье, увеличивает запас энергии, пробуждает творческий потенциал. Например, упражнение «когти тигра». Детям предлагается максимально напрячь, сделать твёрдыми пальцы рук («коготки тигра») и подержать их в таком положении. Затем детям предлагается расслабит пальцы, свесить кисти рук, сделать их мягкими и слабыми (вместо «коготков» - «мягкие лапки»).

Дыхательная гимнастика. Ритмичное, замедленное дыхание успокаивает возбуждённый ум и помогает глубже расслабиться. Дыхательные упражнения дают возможность достигать состояния расслабления и регулировать чередование процессов возбуждения и торможения на уровне центральной нервной системы. Эти упражнения способствуют овладению ребёнком ритмами собственного тела. Например, упражнение «Одуванчик». Предлагаем детям представить себя гуляющими на поляне с пушистыми одуванчиками. Срываем одуванчик, набираем воздух ( вдох носом), дуем на цветок (длинный выдох через рот). Внимательно «следим», как разлетаются пушинки с одуванчика.

Глазодвигательные упражнения помогают расширить объём зрения и координацию зрительных восприятий. Это улучшает деятельность коры головного мозга и развивает способность к обучению. Упражнение «Любопытная Варвара».

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперёд. Тут немножко отдохнёт.
А Варвара смотрит вверх! Выше всех и дальше вверх.
А потом опять вперёд. Тут немножко отдохнёт.
А теперь посмотрим вниз. Наши глазки напряглись.
Возвращаемся обратно, расслабление приятно.

Дети выполняют глазами движения в соответствии со словами ведущего.

Игры, направленные на формирование внимания, памяти, мышления, речи. Игра остаётся основным видом деятельности в старшем дошкольном возрасте. Поэтому игры, связанные с развитием мелкой и крупной моторики, повторение и воспроизведение движений и слов педагога необходимы для развития познавательных процессов психики. Например, игра «У Маланьи, у старушки».

Дети встают в круг, ведущий – в середине. Дети водят хоровод вокруг ведущего.

У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке
Семь дочерей, семь сыновей, все без бровей.
(Закрываем брови руками.  Хоровод останавливается).
Зато вот с такими ушами (показываем большие уши),
Вот с такими носами, вот с такими усами! Вот с такой головой!
Вот с такой бородой! Они не спали, они не ели,
Всё сидели, на Маланью глядели и делали вот так:
Ведущий делает любые движения, а дети повторяют.

Затем в круг встаёт кто-либо из детей. Игра повторяется.

Ролевые игры по правилам. Игра для детей интересна, привлекательна и эмоционально наполнена. Вместе с тем игра возможна только при соблюдении правил. Вырабатывая в игре навык соблюдения правил и управления своими действиями в соответствии с этими правилами, дети в дальнейшем могут использовать это умение в жизни и учебной деятельности.

Продуктивная и изобразительная деятельность. Известно, что дети очень любят рисовать, вырезать, наклеивать, лепить. В процессе этой деятельности раскрываются их способности к творчеству. Здесь дети могут дать волю своей фантазии и воображению. Также, они имеют возможность выразить в символической форме свои проблемы и переживания, используя цвет, форму, свободные образы. Дети получают удовольствие от взаимодействия с художественными материалами, что тоже способствует релаксации и расслаблению. Вместе с тем, процесс творческой деятельности, проводимой под руководством взрослого, обязательно требует подчинения определённым правилам. Поэтому также способствует развитию волевой регуляции.

Все эти занятия должны проходить совместно со взрослыми и под их руководством. Так как только взрослый может показать пример мотивированного поведения, научить ребёнка правилам и вовлечь его в игровую и творческую деятельность своим примером и увлечённостью. В ДОУ это делают воспитатели, педагоги и психологи в процессе групповых и индивидуальных занятий. Вместе с тем необходимо, чтобы эту деятельность продолжали родители дома каждый со своим ребёнком. Особенно это важно для детей с задержкой психического развития, так как они более других нуждаются в индивидуальных занятиях. Прямой личный контакт особенно с близкими любимыми людьми необходим такому ребёнку для развития его эмоционально-волевой сферы. Волевая регуляция тесно связана с эмоциональным состоянием и развитием. И самое сильное и позитивное эмоциональное развитие у ребёнка происходит в совместных играх с родителями.