21 столетие - это «век научно-технического прогресса», так как быстрый темп развития науки привел к внедрению результатов в повседневную жизнь. Современные люди уже не мыслят своё существование без техники и результатов научных разработок, так как они прочно вошли в наш быт, делая его комфортным и проще. В связи с этим время запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и готового к самостоятельным действиям.
Педагогическое сознание уже приняло новые образовательные ценности, поставив в центр образовательного процесса активного и самоорганизующегося ученика, предложив учителю занять позицию фасилитатора, тьютора, посредника либо сотрудника в его учебной деятельности. Ведущими векторами образовательной стратегии стали образование в течение всей жизни, инициатором которого является тот, кто учится; вариативность и индивидуализация обучения, которые обеспечивают его запросы и возможности; компетентностный подход, тесно связанный с активным характером обучения. [6] Наиболее полно новая образовательная стратегия определяется так: «Возьми в свои руки контроль над своим обучением». [9]
Разработка и реализация федерального образовательного стандарта (ФГОС) явилась одним из приоритетных направлений модернизации образования, направлен на повышение качества образования. Это возможно с введением новых технологий оценивания. Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью - проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков, но конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. [4]
На данный момент в системе образования установлено несколько видов контроля за качество процесса обучения: текущий, тематический и итоговый контроль, но не всегда его результаты могут порадовать. Такое оценивание в классе традиционно рассматривается как способ осуществления текущего контроля учебных достижений школьника. Оно проводится учителем и предполагает регулярную проверку и оценку письменных работ и устных ответов ученика. [5] Проблемы, связанные с несовершенством школьной оценки, рассмотрены в работах М. В. Пинской.
Одна из проблем - узость шкалы оценивания, которая действует, практически, как трёхбалльная и наиболее употребляемыми отметками могут быть только положительные «3», «4» и «5». Это не позволяет фиксировать отдельные индивидуальные продвижения, оставляя ученика в рамках того же показателя: не поддерживая его позитивные усилия и не реагируя на постепенное ухудшение результата, пока он не пересечёт пороговой черты соседнего балла. Часто, весьма условной. [5]
Возникает проблема педагогической практики, а именно выделяются недостатки системы оценивания:
- не позволяет зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного обучающегося;
- отметка часто малоинформативна: не дает обучающемуся и родителям точного представления о реальных успехах;
- отметка нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления на обучающегося и родителей;
- не позволяет оценить способности обучающихся выполнять задания в реальной ситуации.
Следует особо отметить, что существующая система оценивания выполняет функцию, которую выполнять не должна – карательную, то есть используется для поощрения или наказания. Более того, карательная функция отметки неоправданно выдвигается на первый план. В условиях неясности критериев, когда ученик не понимает, за что его поощряют и наказывают, и не является субъектом оценивания, отметка очень быстро разрушает защитную функцию самооценки ученика. [10] На травматизм действующей системы оценивания указывал уже в середине 80-х гг. прошлого века Ш.А. Амонашвили. [1]
Таким образом, рассмотрение реализации существующей в настоящее время системы оценивания образовательных результатов своих функций заставляет признать правомерным стремление пересмотреть подходы к оцениванию, в последнее время неоднократно демонстрировавшееся на страницах педагогической литературы.[2] Оценка должна быть ориентирована не только на определение уровня усвоения учащимися единого для всех содержания образования, но и глубины и объема их индивидуальных знаний, готовности их использования, овладения специальными и универсальными способами деятельности, степени и характера личных усилий учащихся. Ориентация школы на формирование ключевых компетентностей должна сопровождаться изменением не только стратегии и технологий. [10]
Новые образовательные стандарты задают новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию. В последнее время разрабатывались и вводились в практику новые формы оценивания в классе, выходящие за рамки пятибалльной шкалы.
Термин оценивание относится к любым формам деятельности учителя и учеников, оценивающих самих себя, обеспечивающим информацию, которая может служить обратной связью и позволяет модифицировать процесс преподавания и учения.
Наибольшую известность получили следующие:
1. Многобалльные шкалы отметок, построенные на том, что каждый балл соответствует определенному уровню или степени выполнения заданий.
Наибольшее распространение получила десятибалльная шкала.
2. Портфолио. На начальной ступени обычно применяются вариации портфолио, который включает биографическую информацию об ученике; профиль его достижений в динамике, например, по четвертям; информацию о внеурочной активности.
3 К нетрадиционным формам оценивания в классе можно отнести рейтинговую систему, основанную на принципе накапливания баллов в течение определённого отрезка времени или в ходе прохождения отдельной предметной темы. [5]
Каждое из перечисленных нововведений принято определять как формирующее оценивание, где оценка применяется для получения данных о текущем состоянии для определения ближайших шагов в направлении улучшения. [5]
Формирующее оценивание является первым шагом к учебной самостоятельности и достижению планируемых результатов, так как происходит ежедневное взаимодействие учителя и учащихся и выполняет различные цели:
- определение потребностей учащихся;
- поощрение самостоятельности и сотрудничества;
- отслеживание успеваемости;
- проверка и демонстрация понимания на каждом этапе урока и теме, своевременная помощь и коррекция.
Учителю необходимо использовать результаты оценивания для повышения качества образования, в форме систематической обратной связи от учителя к ученику, на основе критериального самооценивания и взаимооценивания.
Чаще всего взаимооценивание проводится при оценке командной работы, например, группового выступления, инсценировки, презентации проекта. Взаимооценивание опирается на те же критерии, по которым ученики могут оценить собственные работы. Критерии оценивания заранее устанавливаются учениками и учителем. [7]
По сути, формирующее обучение направлено на то, чтобы человек сам мог оценить свои учебные достижения, выявить у себя слабые места, а самое главное – мог определить, что и как ему надо делать, чтобы продвинуться дальше, чтобы улучшить собственные результаты.
Формирующее обучение происходит в ходе обучения и является его частью. [5] Его можно рассматривать как текущее, диагностическое, но наиболее точное название – «оценивание для обучения». Именно так его называет и М.А. Пинская.
Что необходимо учитывать учителю в своей работе?
- Стандарты ФГОС и цели обучения;
- вовлечение учащихся в процесс оценивания;
- управление оцениванием;
- использование результатов оценивания для рефлексии и дальнейшего планирования обучения;
- использование оценивания на протяжении всего цикла обучения;
- использование разнообразных методов оценивания для достижения планируемых результатов;
- оценивание важных целей учебной темы;
- формирование разных видов УУД.
В последнее время много говорится о безотметочной системе оценивания. По мнению ведущих специалистов и психологов это позволит не причинять вреда эмоциональному здоровью ученика и более эффективно отслеживать умения и навыки. При безотметочном обучении предлагалось использовать такие средства оценивания, которые позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка и не провоцируют учителя на сравнение детей между собой, ранжирование учеников по их успеваемости. [5]
Оценочные приёмы, которые помогают учителю формировать учебные действия контроля и оценки у младших школьников в начальной школе:
- прием «волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал школьниками);
- прием «прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения той или иной задачи);
- прием «задания-ловушки» (готовые «ловушки» на рефлексию освоения способа действия);
- прием «составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);
- прием «сопоставление своих действий и результата с образцом» (умение вычленять операциональный состав действия);
- прием «составление задачи, подобной данной» (направлены на вычленение существенного в представленной задачи);
- прием «классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа действия»);
- прием «составление задачи по чертежу» (умение переходить от графического языка к словесному описанию);
- прием «обнаружение причин ошибок и способы их устранения» (умение учащихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации);
- прием «создание «помощника» для проверки работы» (умение найти или изготовить себе «помощника» с помощью которого можно точно проверить выполненное задание. Другими словами, куда нужно посмотреть, чтобы точно сказать, что я выполнил это задание правильно);
- прием «составление проверочных заданий» (работа над выделением критериев и на их основе разработка проверочных заданий);
- прием «обоснованный отказ от выполнения заданий» (умение обнаруживать границу своих знаний, обнаруживать задания с недостающими условиями, например, методика «диктант для робота»);
- прием «многоступенчатый выбор» (умение работать со столом «заданий»);
- прием «орфографические или математические софизмы» (умение обнаружить и опровергнуть псевдологичное рассуждение при решении той или иной задачи);
- прием «разноцветные поправки» (умение работать над совершенствованием своего текста (работы), формирует потребность у учащихся к неоднократному возврату за продолжительный отрезок времени); - прием «умные вопросы» (умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос учителю: «я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю…» [3]
Техника недельных отчетов.
Недельные отчёты обеспечивают быструю обратную связь, в которой ученики сообщают, чему они научились за неделю и какие трудности у них возникли. Недельные отчёты – это листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на 3 вопроса:
− Чему я научился за эту неделю?
− Какие вопросы остались для меня неясными?
− Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?
Недельные отчёты дают ученикам возможность отрефлексировать вновь приобретённые знания, задать вопросы о том, что им неясно.
Читая отчёты, учитель может:
− Узнать о затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у учеников.
− Получить полезную обратную связь и подкорректировать содержание следующего урока, темы.
− Проникнуть в то, как ученик осознаёт собственную учебную деятельность.
Оценивание служит не только для выставления баллов, а и другим целям: побуждение учащихся активно участвовать в процессе собственного обучения, оценке и контроле.
Основой результативности формирующего оценивания является обратная связь, т.е. информирование учителем ученика о результатах оценивания, которое бы мотивировало его продвигаться, делать усилия и надеяться на успех:
- Показывать, что получилось хорошо.
- Указывать, что нуждается в улучшении (исправлении).
- Давать рекомендации о необходимых исправлениях: напоминание, показ, пример.
- Создавать возможность вносить изменения.
Внедрение оценочных средств, как Лист обратной связи, позволяет формировать заданное качество выполнения учебного задания или рефлексию собственной деятельности на уроке, например:
Какие затруднения возникли у вас в ходе урока? |
С какими заданиями справились успешно? |
Какие задания вызвали затруднения? |
Что ещё вам нужно уточнить по этой теме? |
Технология формирующего оценивания индивидуальных достижений школьников, обеспечит объективность, системность, плановость, наглядность, надежность качества индивидуальных учебных достижений.
Рекомендации для формирующего оценивания:
- Центрировано на ученике. Внимание учителя и ученика в большей степени фокусируется на отслеживании и улучшении процесса учения, а не преподавания.
- Направляется учителем. Профессионализм учителя решает, что оценивать, каким образом, как реагировать на полученную информацию. При этом учитель не обязан обсуждать результаты оценивания с кем-либо помимо собственного класса.
- Разносторонне результативно. Поскольку оценивание сфокусировано на учении, оно требует активного участия школьников, благодаря чему они глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. А учитель совершенствует свои преподавательские умения и приходит к новому пониманию своей деятельности.
- Формирует учебный процесс. Цель формирующего оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основания для выставления отметок.
- Определено контекстом. Формирующее оценивание осуществляется с учетом, как нужд учителя, учеников, так и характеристик изучаемых дисциплин.
- Непрерывно. Оценивание – это продолжающийся процесс, который запускает механизм обратной связи и постоянно поддерживает его в работающем состоянии.
- Основано на качественном преподавании. Формирующее оценивание опирается на высокопрофессиональное преподавание и с помощью механизма обратной связи, информирующей учителя о том, как учатся ученики, позволяет ему работать более систематично, подвижно и эффективно. [5]
Оценивание не является целью учебного процесса, а является средством развития ученика и создания ситуации успеха на уроке.
Виды формирующего оценивания, способствующие активизации работы учащихся на уроке:
1.Взаимопроверка (дети меняются тетрадями, исправляют ошибки, ставят отметки. Учитель контролирует правильность поставленной оценки, может проследить за уровнем знаний ученика, проверяющего работу, и за уровнем знаний ученика, выполнявшего работу);
2. Самооценка (по окончании работы, учащиеся получают правильные ответы, сверяют свою работу, исправляют ошибки, ставят себе отметку);
3. Групповая работа и активное слушание. Выставление отметки за заработанные в течение урока баллы (На уроке заранее оговаривается сколько баллов нужно набрать, чтобы получить "5" или "4)
Технология формирующего оценивания позволяет:
- делать выводы о продвижении ученика по личной учебной траектории путем сравнения не только со среднестатистической нормой, не только с другими учениками, но и путем сравнения его новых результатов с предыдущими;
- связывать оценку с индивидуальным приращением образовательных результатов (умений, компетентностей и т.п.) учащегося;
- обеспечивать учащемуся доступную информацию о его собственных достижениях, стимулируя самооценку ребенка;
- формировать умения учащегося оценивать собственные результаты образования, предоставляя ему возможность выбирать как способы и темпы достижения образовательного результата, так и уровень его освоения, способствуя превращению обучающегося в субъект оценивания;
- оценивать ученика, не по тому, «сколько ошибок он допустил, а по тому, сколько ошибок он исправил». [2]
Результаты обучения при формирующем оценивании:
1.Повышается качество обучения.
2.Улучшается успеваемость отстающих учеников.
3.Происходит понимание и углубление знаний на уроке.
4.Повышается мотивация, учащихся воодушевляются из-за больших возможностей.
Таким образом, стандарт для начальной школы предполагает расширение задач и инструментов оценивания, осуществляемого на уровне школы и класса. Новый подход устраняет недочёты в действующей сегодня традиционной системе оценивания. Избавление детей от страха перед школьным контролем и оцениванием путем создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье. С переходом на новые образовательные стандарты учитель должен понять и принять новые ориентиры в своей деятельности. Основная цель введения элементов формирующего оценивания - это трансформация того, как учатся дети: мы это делаем для того, чтобы максимально усилить включённость учеников в учебную активность, во все учебные работы, принципиально изменить их роль в учебном процессе. Это не вопрос быстрых эффектов, надо рассчитывать на долговременную ежедневную работу. Учителю нужно иначе взглянуть на свою практику и решиться внести в неё что-то новое, понимая, что это может принести огромную пользу детям.
Литература
1.Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. – М.: Педагогика, 1984.
2. Атанов, Г. А. Обучение и искусственный интеллект, или Основы современной дидактики высшей школы [Текст] / Г. А. Атанов, И. Н. Пустынникова. – Донецк: ДОУ, 2002. – 503 с.
3.Воронцов А.Б. Контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников как основа учебной самостоятельности подростка. Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5,2009.
4.Моисеев И.А. Контроль и оценка результатов обучения: 1-4 классы,-М.: ВАКО,2010. -128 с. (Педагогика. Психология. Управление).
5. Пинская М.А. Оценивание в условиях новых ФГОС, 2010.
6. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие / М.А. Пинская. – М.: Логос, 2010. – 264 с.
7. Пинская М., Улановская И. "Новые формы оценивания" 2011г.
8.Селезнева Н.А., Байденко В.И. Проблема качества образования: актуальные аспекты пути решения // Проблемы качества, его нормирования и стандартов в образовании: Сб. научных статей. – М.: ИЦ, 1998.
9. Тряпицына Н.П., Родионова. Модернизация общего образования: оценка образовательного результата. СПб, 2002. - 225 с.
10.Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие. – Самара, 2007.