1. Основные цели и задачи игры.
Основная методическая и дидактическая цель – обобщить и расширить знания, полученные на уроках, показать их использование в жизни, пробудить в учащихся стремление к творчеству, выработать у них умение мыслить, проявлять находчивость в трудных ситуациях. Важным моментом является эстетическое воспитание детей.
Основные задачи игры:
- Получить общую картину усвоения знаний, умений и навыков учащихся, комплексного их применения на практике;
- Содействовать формированию идеи познаваемости окружающего мира
- Выработать умения работать в коллективе
- Развивать самостоятельность мышления по применению знаний на практике
- Познакомить учащихся с некоторыми понятиями, которые будут изучаться в 8 и 9 классах (магнитное поле Земли, система отсчета).
2. Организация и подготовка игры.
Организация и подготовка игры ведется по следующим направлениям:
- разработка программы, содержания и структуры игры в соответствии с поставленными целями
- формирование команд и выбор капитанов
- выбор помощников ведущего из учащихся старших классов
- подготовка учащихся к проведению квеста.
- в роли ведущего выступает учитель. Он тщательно следит за игрой, объясняет ее участникам правила, помогает игрокам, а иногда выступает в роли тайного посредника между персонажами.
2.1 Разработка программы, содержания и структуры игры.
Задания для квеста комплектуются из ряда физических задач практического содержания. Задачи составлены по следующим темам курса физики 7-го класса:
- Первоначальные сведения о строении вещества.
- Механическое движение.
- Взаимодействие тел.
- Давление твердых тел. Атмосферное давление.
- Работа. Мощность. Энергия.
- Простые механизмы.
Квест проводится на территории школьного двора. Он начинается с линейки всех команд, на которой ведущий (учитель) объясняет правила игры и капитанам команд выдается карта с указанием маршрута их движения. В соответствии с этим маршрутом команда должна пройти 7 станций:
- ст. Ньютония
- ст. Паскалия
- ст. Размышляйкино
- ст. Литературная
- ст. Догоняйкино
- ст. Смекалка
- ст. Вытесняйкино.
Каждая команда имеет свою последовательность прохождения маршрута. (Пример маршрутной карты сканирован). На каждой станции старшеклассник выдает капитану команды карточку, на которой содержится текст задания, а затем проверяет правильность его выполнения. За ответы и дополнения членам команды выдаются жетоны разного цвета. (По окончании игры учитель может оценить личные достижения каждого участника по количеству цветных жетонов).
В случае правильного выполнения поставленной задачи команда получает слово-«подсказку»* и разрешение двигаться дальше. Если команда не справилась с заданием, она уходит на следующую станцию без подсказки. Когда командой будет пройдена последняя станция их маршрута, они должны будут вернуться на ту станцию, где с заданием они не справились.
Собрав на всех станциях 7 слов-«подсказок», ребята, проявив смекалку могут определить тело отсчета и координаты клада.
*Смотри приложение 2 (слова – «подсказки»)
2.2 Формирование команд, выбор капитанов.
Учащиеся одного 7ого класса или дух классов разбиваются на команды по 5-6 человек (число команд и станций может быть другим). Каждая из команд выбирает своего капитана. Им должен быть ученик, знающий физику, пользующийся авторитетом, обладающий хорошими организаторскими способностями.
Капитан должен:
1. Получить у ведущего карту с указанием маршрута движения своей команды.
2. Получить задание у помощника ведущего.
3. Обсудить с товарищами способ выполнения поставленной задачи.
4. Назначить исполнителей.
5. Следить за правильностью выполнения задания.
6. Провести вместе с членами своей команды анализ полученных результатов, сделать выводы либо необходимые расчеты.
7. Сдать отчет или проинформировать устно помощников о выполнении работы (в случае необходимости).
2.3 Выбор помощников ведущего.
Помощники выбираются учителем из учеников старших классов. Учитель заранее объясняет им их обязанности, описание хода решения задач и правильные ответы к ним. Они же вместе с учителем оформляют и готовят станции и оборудование.
Помощники должны:
1. Выдать текст задания капитану команды.
2. следить за порядком его выполнения и поведением учащихся.
3. Оценить правильность выполнения задания. Выдать жетон активным членам команды.
- За полный правильный ответ – жетон красного цвета.
- За дополнения или неполный ответ – жетон желтого цвета.
- В случае успешного выполнения задания выдать капитану команды слово-«подсказку».
2.4 Подготовка учащихся к проведению игры.
Подготовка учащихся проводится на уроках в рамках учебной программы при повторении материала. Подготовка помощников - на дополнительных занятиях.
Тексты заданий.
КАРТОЧКА №1.
Вы на станции «ДОГОНЯЙКИНО».
Оглянитесь вокруг! Вы увидите, что все, что вас окружает, находится в движении: плывут по небу облака, колеблются листья деревьев, проходят мимо тебя люди, ползают по земле муравьи, летают птицы и т.д. Присмотритесь внимательно, из одного места в другое тела двигаются по различным линиям, которые называются
1………, а также с различными скоростями.
Например, муха может летать со скоростью 18 км/ч, а скворец со скоростью 20 м/с. А как быстро сможет бежать самый быстрый парень из вашей команды?
2.Определите его скорость на участке длиной 100 м. Узнайте, кого он сможет обогнать, муху или скворца.
3.А еще рассчитайте среднюю кинетическую энергию вашего спринтера.
ОБОРУДОВАНИЕ: СЕКУНДОМЕР, РУЛЕТКА, НАПОЛЬНЫЕ ВЕСЫ
КАРТОЧКА №2.
Вы попали в страну «НЬЮТОНИЮ».
1. В этой стране самыми любимыми словами являются «сила», «масса», «энергия». А вам знакомы эти термины? Конечно, мы не сомневаемся! Разве могли те, кто не обладает достаточной силой и энергией отправиться на поиски клада?!
Так вот: выберите из команды двух самых сильных ребят. Чтобы не было споров, судьей пусть будет прибор для измерения силы ……
1. Как он называется?
2. Далее они должны определить среднюю мощность, которую они будут развивать, поднимаясь, обгоняя друг друга по лестнице с 1го на 3ий этаж.
3. Сравните мощность двигателя автомобиля BMW-X5 (N=272 л.с.) с мощностью ваших ребят.
Ну что, теперь вам понятно, почему мы прибегаем к услугам различного рода техники? Не переживайте, истинная сила человека в том, что он может создать эту технику и заставить ее работать на себя.
ОБОРУДОВАНИЕ: СИЛОМЕР, НАПОЛЬНЫЕ ВЕСЫ, СЕКУНДОМЕР, КАЛЬКУЛЯТОР, (НЕДОСТАЮЩУЮ ИНФОРМАЦИЮ МОЖЕТЕ НАЙТИ В ИНТЕРНЕТЕ).
КАРТОЧКА №3.
Следующее задание содержится в записке, которую вы разыщите между ветвями этого красивого кустарника. Но будьте осторожны, не уколитесь о его шипы и не превратитесь в спящую красавицу!
1. Кстати, объясните, пожалуйста, вашему помощнику, почему бывает так больно, когда уколешься об острый предмет? Он до сих пор об этом не знает.
Текст записки.
1. Это волшебная страна «Паскалия».
2. В честь какого знаменитого человека названа эта страна, и какой удивительный закон был им открыт?
3. А теперь волшебная задачка для вас. На дне сосуда находится тело, к которому прикреплена «подсказка». Достаньте ее, не замочив руки, используя только те предметы, которые вам даст помощник. Объясните свои действия.
ОБОРУДОВАНИЕ: ВЕДРО С ВОДОЙ, РЕЗИНОВАЯ ТРУБКА.
КАРТОЧКА №4.
На этой станции «РАЗМЫШЛЯЙКИНО» вам нужно вспомнить
1. Какой из простых механизмов: рычаг, блок, ворот, наклонную плоскость, клин или винт должен использовать лентяй, чтобы получить выигрыш в работе? Не лучше ли лентяю использовать для своей вожделенной цели более сложный механизм?
2..И стоит ли ему вообще использовать эти приспособления или лучше обойтись без них? Чтобы убедиться в правильности своего ответа проделайте свой эксперимент.
Под этим камнем спрятана записка с «подсказкой». Не дотрагиваясь до камня руками, достаньте ее, используя простой механизм.
3. Произведите расчеты, подтверждающие ваши выводы.
ОБОРУДОВАНИЕ:ЛОПАТА, РУЛЕТКА, ТЕЛО ДЛЯ ОПОРЫ.
КАРТОЧКА №5.
Название этой станции «ЛИТЕРАТУРНАЯ», возможно вызовет у вас вопрос: «Что общего между физикой и литературой, между наукой и искусством?»
Вспомните, что Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносов, И.Гете и очень много других знаменитых ученых внесли вклад в развитие науки и искусства. Обращение ученых к литературе и искусству не случайно: художественные образы нередко подсказывали исследователям путь к правильным решениям именно тогда, когда логика оказывалась бессильна.
Вот и вам сейчас представится возможность «навести мосты» между физикой и художественной литературой.
Вам необходимо разгадать этот кроссворд*, слова для которого вы найдете в отрывках из литературных произведений*. Выделенное слово - «подсказка».
* отрывки из литературных произведений смотри приложение1.(кроссворд сканирован)
КАРТОЧКА №6.
На станции «Смекалка» записку с подсказкой вы найдете в этой книге.
Не спешите! Сначала определите ее массу. Сложите цифры из значения массы. Число, которое вы получите, соответствует странице с «подсказкой».
В вашем распоряжении резинка с крючком, грузы известной массы и линейка, кусочек мела.
ОБОРУДОВАНИЕ: на этой станции должна быть доска, к которой можно подвесить резинку.
КАРТОЧКА №7.
Название этой станции «Вытесняйкино» подскажет вам, как поступить в следующей ситуации.
На дне этого сосуда вы увидите яйцо с «секретом». Только после того, как оно всплывет, вы сможете вскрыть «секрет». Объясните помощнику, что нужно для этого сделать? Все необходимые приборы вы получите у старшеклассника.
ОБОРУДОВАНИЕ: сосуд с водой и яйцом, пачка соли (выдать ее только после того, как об этом попросят учащиеся).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Кроссворд
1.А.П.Платонов Ямская слобода
«Посреди слободы стоял двухэтажный старый дом. Около него колодезь, а у колодца круглый сарай – темница для лошади. В той темнице целый день лошадь кружилась на узком месте, таская деревянное водило. На водиле закручивались и раскручивались веревки, которые таскали бадьями воду из колодца. Вода сливалась в большой чан, а из чана напускалась в корыта».
- Какие простые механизмы использовались для подъема воды?(блок)
2.А.Р. Беляев. Человек-амфибия
«Ихтиандр опускался все глубже и глубже в сумеречные глубины океана. Ему хотелось быть одному, прийти с себя от новых впечатлений… Он погружался все медленнее. Вода становилась плотнее, она уже давила на него, дышать становилось все труднее. Здесь стояли густые зелено-серые сумерки».
- Значительно ли меняется плотность воды с глубиной? Что менялось с глубиной?(давление)
3.и 5. М. Басе (японская поэзия)
С треском лопнул кувшин;
Ночью вода в нем замерзла,
Я пробудился вдруг.
- Почему вода при замерзании разорвала кувшин? Какие физические величины изменились?(3.объем и 5.плотность)
4. А.М. Волков. Волшебник Изумрудного города
«Скоро путешественники оказались среди необозримого макового поля. Запах мака усыпляет, но Элли этого не знала и продолжала идти, беспечно вдыхая сладковатый и усыпляющий аромат… Веки ее отяжелели, и ей ужасно захотелось спать.»
- Почему запахи распространяются в воздухе?(диффузия)
6.Л. Кэрролл. Алиса в Зазеркалье
«Стоило Коню остановиться.., как Рыцарь тут же летел вперед. А когда Конь снова трогался с места… Рыцарь тотчас падал назад».
- Объясните, что происходило с Рыцарем?(инерция)
7.Л.Н. Толстой. Лебеди
«Лебеди стаей летели из холодной стороны в теплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь, и другой день и другую ночь они летели, не отдыхая, над водой… Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее…»
- Почему впереди летят обычно более сильные птицы? (сопротивление)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Текст - напутствие на обратной стороне маршрутной карты:
- Каждый мечтает найти клад!
- А ты? Если да, то твоя мечта может осуществиться! Но только при одном условии: клад сможет найти только тот, кто хорошо учил физику в течение всего года!
- Ну что, попробуешь?!
- Смело двигайся вперед по своему маршруту и прежде чем что-то сделать думай, думай и думай!
Слова-«подсказки»
1. Кабинет,
2. №41,
3. Фиолетовый
4. Цветок
5. На восток
6. До озера 7.20 шагов на север
(В кабинете №41 на окне находится фиолетовый цветок. В нем спрятан компас. Цветок является телом отсчета. Озеро «наклеено» на стене в кабинете (фотообои или картинка). Клад находится в лаборантской. В качестве клада ученики находят коробку с шоколадными батончиками.