Урок изучения новых знаний по теме "Алюминий"

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (18 МБ)


Тип урока – урок изучение новых знаний.

Цель урока – продолжить формирование представлений о металлах и их применении на примере алюминия и его соединений.

Задачи:

  • Образовательные (обучающие) – сформировать представление о строении атома алюминия на основании положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева, физических и химических свойствах алюминия; познакомить учащихся с соединениями и сплавами алюминия, расширить представление о способах получения металлов.
  • Развивающие – развивать познавательные умения (наблюдение, эксперимент, сравнение, анализ и синтез, абстракция и обобщение); развивать навыки самостоятельной работы с учебником и справочными материалами.
  • Воспитательные – воспитание интереса к предмету; формирование навыков интеллектуального труда, самостоятельной и практической работы; формирование бережного отношения к окружающей среде.

Оборудование и реактивы. Коллекция «Алюминий»; штатив с пробирками; алюминий в гранулах; хлорид алюминия, водные растворы аммиака, гидроксида натрия, серной кислоты, раствор медного купороса.

Наглядность. Периодическая система химических элементов им.Д.И.Менделеева, электронная презентация «Алюминий и его соединения», «Ряд активности металлов».

Ход урока

1. Организационный момент. Проверка готовности

План урока (на доске):

  1. Проверка д/з
  2. Актуализация знаний.
  3. Изучение нового материала

2. Проверка знаний по изученной теме

УЧИТЕЛЬ  - На прошлых уроках мы познакомились со щелочными и щелочноземельными металлами. К какому типу относятся оксиды, образуемые этими металлами? С какими классами веществ они могут вступать в реакции? (№9 с.125)

УЧИТЕЛЬ – Для изучения новой темы вам надо вспомнить об особенностях строения атомов металлов и их свойствах. Поэтому сейчас проведем самостоятельную работу. Время на ее выполнение – 5 минут.

Через 5 минут учащиеся меняются тетрадями, начинается взаимопроверка и осуществляется коррекция знаний у доски.

3. Изучение нового материала

УЧИТЕЛЬ – Тема сегодняшнего урока «Алюминий и его соединения». С алюминием вы хорошо знакомы, видели его не только в коллекции «Металлы», но и в опытах по выделению водорода из кислот. (Рассмотрим коллекцию «Алюминий».) Из недавно проведенного химического КВНа вы знаете, что он самый распространенный в земной коре металл (8% по массе). В природе этот металл встречается, в основном, в виде оксида (Al2O3) и входит в состав бокситов, нефелиновых руд, глин, полевых шпатов и других минералов (коллекция). А можете ли вы предложить способ его восстановления из оксида?

УЧИТЕЛЬ – К сожалению, алюминий нельзя получить с помощью известных нам восстановителей. Высокая температура плавления оксида алюминия (2027оС) делает невозможным электролиз его расплава. Для дальнейшего объяснения нового материала воспользуемся презентацией.

УЧИТЕЛЬ – Россия занимает 3 место в мире по выплавке алюминия.

УЧИТЕЛЬ - Какие свойства делают этот металл таким необходимым в жизни человека? (сначала описание внешнего вида, пластичности мягкости по образцам в коллекции, потом дополнения из слайда 5 «Физические свойства»).

УЧИТЕЛЬ – Прежде, чем мы познакомимся с химическими свойствами этого металла, давайте вспомним о строении его атома. Ведь строение определяет свойства. (У доски по алгоритму один ученик описывает строение атома алюминия).

При необходимости учащиеся при поддержке учителя корректируют записи и объяснения учащегося.

УЧИТЕЛЬ – К каким элементам относится алюминий? Какова же его химическая активность («Электрохимический ряд напряжения металлов»)?

УЧИТЕЛЬ – А теперь подтвердим ваши выводы опытным путем (видеоопыты «Горение алюминия», «Взаимодействие алюминия с бромом, водой).

Все уравнения реакций записываются в тетрадях:

1) 4Al + 3O2 = 2Al2O3

2) 2Al + 3Br2 = 2AlBr3

3) 2Al + 6HOH = 2Al(OH)3↓ + 3H2

УЧИТЕЛЬ – Алюминий реагирует и с другими неметаллами, кроме водорода. Напишите реакцию с углеродом и назовите полученное соединение:

4) 4Al + 3С = Al4С3

УЧИТЕЛЬ – С какими еще сложными веществами могут вступать в реакции металлы?

Посмотрите уже известный вам опыт взаимодействия алюминия с раствором серной кислоты и запишите уравнение реакции (демонстрационный опыт):

5) 2Al + 3H2SO4 = Al2(SO4)3 + 3H2

УЧИТЕЛЬ – А теперь посмотрим, возможна ли реакция алюминия со щелочью (демонстрационный опыт). Запишите соответствующее уравнение реакции в тетрадь:

6) 2Al + 2NaOH + 6H2O = 2Na[Al(OН)4] + 3H2

УЧИТЕЛЬ – Сделайте выводы об увиденном. К какому классу веществ можно отнести Na[Al(OН)4]?

После проверки этого задания учитель объясняет, как правильно назвать эту соль (тетрагидроксоалюминат натрия), это соединение относится к комплексным.

Иногда это уравнение записывают и по-другому:

7) 2Al + 2NaOH + 2H2O = 2NaAlO2+ 3H2

УЧИТЕЛЬ – К какому классу веществ относится NaAlO2?

Учитель помогает назвать эту соль (метаалюминат натрия).

IV. Обобщение нового материала

УЧИТЕЛЬ - А сейчас давайте сделаем выводы о химической активности алюминия.

  1. В какие реакции вступает алюминий?
  2. В какую группу металлов можно поместить алюминий, исходя из его активности?
  3. Для чего нужно удалять оксидную пленку с поверхности алюминия?
  4. Во всех ли реакциях необходимо предварительно проводить амальгамирование алюминия?
  5. Почему алюминий может реагировать с растворами щелочей, а металлы IA и IIA групп нет?

УЧИТЕЛЬ – Назовите соединения алюминия, с которыми мы встретились на уроке?

На следующем занятии мы познакомимся подробнее со свойствами оксида и гидроксида алюминия.

УЧИТЕЛЬ – Попробуйте перечислить области применения алюминия.

Одна из них – получение сплавов. Посмотрите, для чего использует человек сплавы алюминия (презентация). Сделайте необходимые записи в тетрадь.

V. Закрепление нового материала

УЧИТЕЛЬ – А теперь потренируемся в составлении  ионных уравнений реакций (для реакций 3,5-6). У доски ученики по очереди записывают составленные полные и сокращенные уравнения реакций. Учитель обращает внимание на то, как диссоциируют комплексные соединения (внешняя и внутренняя сфера).

При необходимости идет взаимокоррекция знаний. Учитель только контролирует этот процесс.

Те ученики, что работают быстрее (другой уровень), приступают к выполнению задачи №7 с.115. На уроке обязательно оговариваются те реакции, которые необходимо обсчитать и алгоритм решения задачи.

VI. Подведение итогов

УЧИТЕЛЬ напоминает о цели урока и просит поднять руки тех, у кого есть вопросы. На основании имеющихся или отсутствующих у  учеников вопросов делается вывод о достижении цели и понимании изученного на этом уроке материала.

VII. Домашнее задание

1) Прочитать §16 с 107-114.

2) № 5,6с.115.

Задания «0»-среза

1. Выпишите в 2 столбика символы щелочных и щелочно-земельных металлов:

  • I вариант – Fe, Н2О, Na, Mn, КCl, Ca, Au, Р, K, H2SO4
  • II вариант – Li, Н3РО4, Be, Рb, NaCl, Ag, K, Н2О, Ba, Н2
  • III вариант – Не, Sr, К3РО4, Li, Аl, НNO3, Rb, Н2О, Ba

2. Укажите наиболее активный металл в каждом столбике.

3. Напишите уравнение реакции одного из этих металлов с водой.

Карта взаимопроверки заданий «0»-среза

Щелочные металлы

Щелочно-земельные металлы

I вариант - Na, К                           

Ca

II вариант – K, Li                           

Ba

III вариант – Rb, Li                        

Sr, Ba

Наиболее активные

 

I вариант – К                                    

Са

II вариант – K                                    

Ва

III вариант – Rb 

Ва

2К + 2Н2О = 2КОН + Н2