Тип урока – урок изучение новых знаний.
Цель урока – продолжить формирование представлений о металлах и их применении на примере алюминия и его соединений.
Задачи:
- Образовательные (обучающие) – сформировать представление о строении атома алюминия на основании положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева, физических и химических свойствах алюминия; познакомить учащихся с соединениями и сплавами алюминия, расширить представление о способах получения металлов.
- Развивающие – развивать познавательные умения (наблюдение, эксперимент, сравнение, анализ и синтез, абстракция и обобщение); развивать навыки самостоятельной работы с учебником и справочными материалами.
- Воспитательные – воспитание интереса к предмету; формирование навыков интеллектуального труда, самостоятельной и практической работы; формирование бережного отношения к окружающей среде.
Оборудование и реактивы. Коллекция «Алюминий»; штатив с пробирками; алюминий в гранулах; хлорид алюминия, водные растворы аммиака, гидроксида натрия, серной кислоты, раствор медного купороса.
Наглядность. Периодическая система химических элементов им.Д.И.Менделеева, электронная презентация «Алюминий и его соединения», «Ряд активности металлов».
Ход урока
1. Организационный момент. Проверка готовности
План урока (на доске):
- Проверка д/з
- Актуализация знаний.
- Изучение нового материала
2. Проверка знаний по изученной теме
УЧИТЕЛЬ - На прошлых уроках мы познакомились со щелочными и щелочноземельными металлами. К какому типу относятся оксиды, образуемые этими металлами? С какими классами веществ они могут вступать в реакции? (№9 с.125)
УЧИТЕЛЬ – Для изучения новой темы вам надо вспомнить об особенностях строения атомов металлов и их свойствах. Поэтому сейчас проведем самостоятельную работу. Время на ее выполнение – 5 минут.
Через 5 минут учащиеся меняются тетрадями, начинается взаимопроверка и осуществляется коррекция знаний у доски.
3. Изучение нового материала
УЧИТЕЛЬ – Тема сегодняшнего урока «Алюминий и его соединения». С алюминием вы хорошо знакомы, видели его не только в коллекции «Металлы», но и в опытах по выделению водорода из кислот. (Рассмотрим коллекцию «Алюминий».) Из недавно проведенного химического КВНа вы знаете, что он самый распространенный в земной коре металл (8% по массе). В природе этот металл встречается, в основном, в виде оксида (Al2O3) и входит в состав бокситов, нефелиновых руд, глин, полевых шпатов и других минералов (коллекция). А можете ли вы предложить способ его восстановления из оксида?
УЧИТЕЛЬ – К сожалению, алюминий нельзя получить с помощью известных нам восстановителей. Высокая температура плавления оксида алюминия (2027оС) делает невозможным электролиз его расплава. Для дальнейшего объяснения нового материала воспользуемся презентацией.
УЧИТЕЛЬ – Россия занимает 3 место в мире по выплавке алюминия.
УЧИТЕЛЬ - Какие свойства делают этот металл таким необходимым в жизни человека? (сначала описание внешнего вида, пластичности мягкости по образцам в коллекции, потом дополнения из слайда 5 «Физические свойства»).
УЧИТЕЛЬ – Прежде, чем мы познакомимся с химическими свойствами этого металла, давайте вспомним о строении его атома. Ведь строение определяет свойства. (У доски по алгоритму один ученик описывает строение атома алюминия).
При необходимости учащиеся при поддержке учителя корректируют записи и объяснения учащегося.
УЧИТЕЛЬ – К каким элементам относится алюминий? Какова же его химическая активность («Электрохимический ряд напряжения металлов»)?
УЧИТЕЛЬ – А теперь подтвердим ваши выводы опытным путем (видеоопыты «Горение алюминия», «Взаимодействие алюминия с бромом, водой).
Все уравнения реакций записываются в тетрадях:
1) 4Al + 3O2 = 2Al2O3
2) 2Al + 3Br2 = 2AlBr3
3) 2Al + 6HOH = 2Al(OH)3↓ + 3H2↑
УЧИТЕЛЬ – Алюминий реагирует и с другими неметаллами, кроме водорода. Напишите реакцию с углеродом и назовите полученное соединение:
4) 4Al + 3С = Al4С3
УЧИТЕЛЬ – С какими еще сложными веществами могут вступать в реакции металлы?
Посмотрите уже известный вам опыт взаимодействия алюминия с раствором серной кислоты и запишите уравнение реакции (демонстрационный опыт):
5) 2Al + 3H2SO4 = Al2(SO4)3 + 3H2↑
УЧИТЕЛЬ – А теперь посмотрим, возможна ли реакция алюминия со щелочью (демонстрационный опыт). Запишите соответствующее уравнение реакции в тетрадь:
6) 2Al + 2NaOH + 6H2O = 2Na[Al(OН)4] + 3H2↑
УЧИТЕЛЬ – Сделайте выводы об увиденном. К какому классу веществ можно отнести Na[Al(OН)4]?
После проверки этого задания учитель объясняет, как правильно назвать эту соль (тетрагидроксоалюминат натрия), это соединение относится к комплексным.
Иногда это уравнение записывают и по-другому:
7) 2Al + 2NaOH + 2H2O = 2NaAlO2+ 3H2↑
УЧИТЕЛЬ – К какому классу веществ относится NaAlO2?
Учитель помогает назвать эту соль (метаалюминат натрия).
IV. Обобщение нового материала
УЧИТЕЛЬ - А сейчас давайте сделаем выводы о химической активности алюминия.
- В какие реакции вступает алюминий?
- В какую группу металлов можно поместить алюминий, исходя из его активности?
- Для чего нужно удалять оксидную пленку с поверхности алюминия?
- Во всех ли реакциях необходимо предварительно проводить амальгамирование алюминия?
- Почему алюминий может реагировать с растворами щелочей, а металлы IA и IIA групп нет?
УЧИТЕЛЬ – Назовите соединения алюминия, с которыми мы встретились на уроке?
На следующем занятии мы познакомимся подробнее со свойствами оксида и гидроксида алюминия.
УЧИТЕЛЬ – Попробуйте перечислить области применения алюминия.
Одна из них – получение сплавов. Посмотрите, для чего использует человек сплавы алюминия (презентация). Сделайте необходимые записи в тетрадь.
V. Закрепление нового материала
УЧИТЕЛЬ – А теперь потренируемся в составлении ионных уравнений реакций (для реакций 3,5-6). У доски ученики по очереди записывают составленные полные и сокращенные уравнения реакций. Учитель обращает внимание на то, как диссоциируют комплексные соединения (внешняя и внутренняя сфера).
При необходимости идет взаимокоррекция знаний. Учитель только контролирует этот процесс.
Те ученики, что работают быстрее (другой уровень), приступают к выполнению задачи №7 с.115. На уроке обязательно оговариваются те реакции, которые необходимо обсчитать и алгоритм решения задачи.
VI. Подведение итогов
УЧИТЕЛЬ напоминает о цели урока и просит поднять руки тех, у кого есть вопросы. На основании имеющихся или отсутствующих у учеников вопросов делается вывод о достижении цели и понимании изученного на этом уроке материала.
VII. Домашнее задание
1) Прочитать §16 с 107-114.
2) № 5,6с.115.
Задания «0»-среза
1. Выпишите в 2 столбика символы щелочных и щелочно-земельных металлов:
- I вариант – Fe, Н2О, Na, Mn, КCl, Ca, Au, Р, K, H2SO4
- II вариант – Li, Н3РО4, Be, Рb, NaCl, Ag, K, Н2О, Ba, Н2
- III вариант – Не, Sr, К3РО4, Li, Аl, НNO3, Rb, Н2О, Ba
2. Укажите наиболее активный металл в каждом столбике.
3. Напишите уравнение реакции одного из этих металлов с водой.
Карта взаимопроверки заданий «0»-среза
Щелочные металлы |
Щелочно-земельные металлы |
I вариант - Na, К |
Ca |
II вариант – K, Li |
Ba |
III вариант – Rb, Li |
Sr, Ba |
Наиболее активные |
|
I вариант – К |
Са |
II вариант – K |
Ва |
III вариант – Rb |
Ва |
2К + 2Н2О = 2КОН + Н2 |
|