Цели урока: создать условия для формирования понятия круговорота воды в природе, как важнейшем явлении в природе.
Задачи урока:
- Помочь учащимся систематизировать и расширить знания учащихся о процессах, происходящих с водой;
- Организовать деятельность учащихся по формированию мировоззренческих идей материальности мира
- Содействовать развитию речи учащихся, формированию умения высказывать свою точку зрения, создавая речевую ситуацию.
- Способствовать становлению бережного отношения к воде
- Совершенствовать умение слушать учителя, одноклассников;
- Совершенствовать умение работать в паре, группе
Оборудование урока: презентация, приложение, портреты Капитошки и Волчонка, плакат “Круговорот воды в природе”, изображения айсберга, тумана, для опыта: стакан с водой, спиртовка, тарелочки с кубиками льда, тест.
Организационный момент |
Вот опять звенит звонок, начинается урок. Встали ровно и красиво, проверили готовность к уроку, тихо сели. Проверили посадку. Молодцы! Я желаю всем удачи. Чтобы узнать, о чём мы будем говорить сегодня на уроке, отгадайте загадку: Меня пьют, Наш урок мы посвятим разговору о воде. Будьте внимательны на уроке, старайтесь, в конце урока нас ждёт небольшая самостоятельная работа. Работать будем по плану: (на доске или на экране) |
Слайд 2
Слайд 3 |
|||||||||
Проверка Д/З |
Проверка Д/З Исследуя воду на предыдущем уроке, мы узнали много её свойств. - Давайте проверим, как вы запомнили их, выполнив Тест. Инструктаж. Самопроверка по ключу. Самооценка знаний по критериям. Взаимопроверка. (Работа в парах). Обратная связь: Встаньте те, кто поставил себе «5», … «4», … «3». Анализ типичных ошибок. (Проходя по рядам, проверяю работу детей и ошибки. Большинство допустили ошибки в уровне «С». Давайте его разберём. Вода нужна для мытья посуды, стирки, т.к. вода – растворитель. Вода нужна для приготовления пищи. Вымыть, добавить блюду нужное количество жидкости по рецепту.) |
Слайд 5 |
|||||||||
Создание ситуации успеха. Целеполагание |
Изучение нового материла Послушайте загадку. Я и туча, и туман, |
Слайд 7 | |||||||||
Изучение нового материала. Открытие новых знаний
|
- В каких трёх состояниях вода может быть в природе? В жидком, в твёрдом и в газообразном. Молодцы! - Назовите слова, отражающие жидкое состояние воды? - Прочитайте: (И ручей, и океан). - Назовите слова, отражающие твёрдое состояние воды? - Прочитайте: (И стеклянной быть могу). Докажите! Это лёд. - Назовите слова, отражающие газообразное состояние воды? - Прочитайте (Я и туча, и туман). Итак, вода может находиться в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном. - Как можно по-другому назвать изменение свойств воды? Вспомните, как э то происходит в сказках со сказочными героями, например, Царевна-лягушка и Иванушка. - Может, кто-нибудь попробует сформулировать тему нашего урока. «Превращения и круговорот воды» (на доске) |
Слайд 9, 10 |
|||||||||
Работа в группах |
Работа в группах. - Давайте, представим себя маленькими исследователями. Перед вами задача. Вы будете работать в группах (6 групп: объединяю детей по 3-4 человека). У каждой группы на листочке вопрос, подумайте, обсудите и постарайтесь на него ответить. Решите, кто из вашей группы будет отвечать. На эту работу даю вам 1 минуту. Возьмите листочки. Начинаем работать. 1 группа. Как вода переходит из жидкого состояния в газообразное? 2 группа. Как вода переходит из жидкого состояния в твёрдое? 3 группа. Как вода переходит из твёрдого состояния в жидкое? Выступление 6 человек, по 1-му представителю из каждой группы. Параллельные выступления ребят из групп с одинаковыми вопросами. Спасибо. Ну что ж, давайте проверим ваши версии. |
Слайд 12 |
|||||||||
Открытие новых Практическая работа
|
Опыт 1. У вас на столах лежат кубики льда. Потрогайте их на ощупь. Давайте их погреем. Подержите их в руках. Верните их обратно. Возьмите салфетки и протрите руки. Ответьте на вопросы: - Что с ними происходит? (тают) - И превращаются во что? (в воду) - Значит, вода какое состояние приобрела? (жидкое) - Где можем наблюдать воду в жидком состоянии? (моря, реки, озёра, океаны, ручьи) - А ещё в каком состоянии может быть вода? (в газообразном) - А что надо сделать, чтобы вода перешла в газообразное состояние? (нагреть) |
|
|||||||||
Опыт 2. Проделаем опыт. Нагрею воду спиртовкой. Спиртовка - это горелка. Посмотрите, всем видно? - Что происходит с водой? Вода нагревается и под действием высокой температуры из жидкого состояния переходит в…(Газообразное, т.е. становится паром) Тёплый воздух легче холодного, поэтому поднимается вверх. Поставим над поднимающимся паром перевёрнутую стеклянную кружку. Она сухая, прозрачная. Достигая холодного стекла капли охлаждаются – этот процесс получил название конденсация. (на экране) Встаньте. Читаем хором определение. Конденсация – это переход воды из газообразного состояния в жидкое (то есть из пара – в воду.) Ещё раз прочитайте самостоятельно. Расскажите друг другу. Работаем в парах. Кто выучил? Расскажи (Артём, Ваня). Молодцы! - Итак. Мелкие капельки собираются в более крупные, и что же с ними происходит? (капельки воды увеличиваются, отрываются и падают) Сделайте вывод: Мы увидели, что вода нагрелась, стала испаряться, т.е. превращаться в пар. Пар от соприкосновения с холодным стеклом снова превратился в воду. Получился круговорот. (Если дети будут затрудняться, показываю слайд на экране и читаем хором.) |
Слайд 14
Слайд 18 |
||||||||||
Физминутка |
А теперь надо немного отдохнуть. Встаньте. Сейчас мы поиграем в игру «Вода, не вода» - Если названное мною слово, обозначает то, что содержит воду, то вы приседаете. - Если предмет не имеет никакой связи с водой, то поднимаете руки вверх. Облако, лужа, журнал, дождь, стол, туман, ветер, книга, пар, ковёр, компот, блокнот, град, суп, ручка, дверь, иней, сок, снег, альбом. - Молодцы, вы справились. Садитесь на свои места. Проверили посадку. |
|
|||||||||
Рефлексия |
Отгадайте загадку: В морях и реках обитает, Молодцы! *** - А почему её так называют? |
Слайд 20
Видеофрагмент м/ф Капитошка» |
|||||||||
Первичная |
Волчонок так и не понял, кто такой Капитошка. А вы, ребята, поняли? (это капелька воды) Давайте поможем Волчонку разобраться, кто же такой Капитошка. |
|
|||||||||
Сообщение | Продолжаем работать. Вот что о путешествии капельки, нам расскажет Семён в своём сообщении.
(Оценка Семёну) |
||||||||||
Первичное закрепление |
Итог. - Так кто же такой, Капитошка? (капля воды) - Скажите, что произошло с каплей в жаркий день? (испарилась) Какое это состояние воды? (газообразное) Вешаю на доску (по кругу)
- Когда капля с тёплой поверхности поднялась наверх, подул холодный ветер, капли начали прижиматься друг к другу, чтобы согреться, превратились в большую каплю. - Какое это состояние воды? (жидкое) - Как называется превращение газообразного состояния воды в жидкое?
- Как капли вернулись на землю? (в виде осадков) - Какие бывают осадки? (дождь, снег, град)
- Жидкие осадки. Это что? Назовите. (дождь) - А твёрдые осадки. Это что? Назовите. (снег, град) - В конце капелька мечтала, чтобы снова наступил жаркий день, и опять можно было попутешествовать. Путешествуя в жаркий день, что произойдёт снова с капелькой? (испарится) - И превратится снова во что? (в газообразное состояние)
- Значит, что произошло с водой в природе? (круговорот воды в природе) |
Слайд 22 |
|||||||||
Работа |
Откройте учебник на стр.58. Прочитайте вывод тихо вслух. Повернитесь, расскажите друг другу. Работаем в парах. (самопроверка-рефлексия). Встаньте. А теперь хором. Молодцы! |
|
|||||||||
Физминутка |
Давайте отдохнём. Закрыли глазки. Сосчитали до 10-ти. Окрыли глазки, поморгали. Внимание на экран. (Комментирую по ходу) Круговорот воды в природе. Презентация с музыкальным сопровождением. |
Презентация |
|||||||||
Систематизация и обобщение полученных знаний
|
Переходим к самому главному этапу нашего урока, самостоятельной работе. Возьмите листочки.К каждому процессу из левого столбика вам нужно найти определение из правого столбика, и соединить их стрелками. На эту работу я вам даю 1 минуту.
Проверка: (на экране) У кого всё правильно? Молодцы! У кого одна ошибка? У кого больше ошибок? Несколько человек допустили ошибки. Давайте вспомним определения. (Спрашиваю 2-3 человек, кто допустил ошибки, за ними повторяют определения.) |
Слайд 24
|
|||||||||
Домашнее задание |
Домашнее задание.
Покажите товарищу, как записали Д/З |
Слайд 26 |
|||||||||
Рефлексия деятельности на уроке |
- О каких трех состояниях воды вы узнали? - При каком условии образуется лёд? (при t=0о С и ниже, замерзает) - Отчего он тает? (Повышение температуры выше 0о С) - Как образуется пар? (вода нагревается до кипения и начинает испаряться) Итак. Почему вода-путешественница? |
|
|||||||||
Программа
Сообщения детей |
- Время у нас осталось, и мы переходим к программе максимум. Где мы можем наблюдать воду в твёрдом состоянии, нам расскажет Софья. Айсберги. (Оценка Софье) - Айсберг - это какое состояние воды?(твёрдое) |
Слайд 28 |
|||||||||
|
Где можно встретить воду в газообразном состоянии и в жидком расскажут Максим и Алёша. (Оценка Максиму) ***** Об осадках нам расскажет Денис. Дождь, град, снег. (Оценка Денису) |
Слайд 30
Слайд 32 |
|||||||||
Рефлексия учебной деятельности
Итог урока |
- Наш урок подошёл к концу. Оцените свою работу на уроке. Садитесь. - Вы все хорошо поработали на уроке. Капитошка и Волчок прощаются с вами и благодарят за работу. Спасибо за урок. |
Слайд 34 |