Условия современной жизни диктуют жесткие требования к выпускникам, такие как мобильность – способность быстро адаптироваться к новым условиям; коммуникабельность и активность; способность к самообразованию, самоорганизации, сотрудничеству с другими людьми. Чтобы развить эти способности, помимо личностных качеств, необходимо освоить различные умения. В первую очередь для решения жизненных задач потребуются общеучебные умения: «умение учиться», умения решать проблемы, работать с информацией, общаться и сотрудничать. Эти умения можно приобрести при самостоятельной подготовке проектов. Работа над проектами помогает сформироваться «проектному мышлению».
Учебный проект – это комплекс самостоятельно выполняемых действий, направленных на получение продукта, который помогает решить важную для автора проекта проблему. Проектный продукт – это средство решения проблемы проекта; то, что создается в результате работы. Продукт обеспечивает достижение поставленной цели. Особенностью проекта является соблюдение определенной последовательности работы, соответствующей этапам поисковой и исследовательской деятельности: проблемная ситуация – определение проблемы – поиск способов решения проблемы – получение продукта.
Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной
деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы общего образования.
Проект – это задание учащимся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течении определенного отрезка времени. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, принимать решения; развитие критического мышления, умения исследовательской и творческой деятельности. Проектная деятельность позволяет педагогу организовать работу с различными группами учащихся, что в определенной степени обозначает пути продвижения каждого ученика. Проектирование позволяет формировать личностные качества учащихся, в первую очередь, умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбор, решение вопросов, анализировать результаты деятельности.
Типы проектов.
Проекты могут быть различными по своей типологии. Они могут быть информационными, практико-ориентированными, творческими, игровыми, исследовательскими. По продолжительности выполнения – краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные. По количеству участников – личностные, парные, групповые.
Работа над проектами проводится поэтапно. Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жёсткой алгоритмизации действий, но требует следования логики принципам проектной деятельности.
Этапы работы над проектом.
1. Подготовительный – определение темы и целей проекта, его исходного положения; подбор рабочей группы;
2. Аналитический - определение источников необходимой информации; определение способов сбора и анализа информации; определение способа представления результатов (формы проекта); установление процедур и критериев оценки результатов проекта; распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы;
3. Практический - сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.д.); выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проекта; выбор оптимального варианта хода проекта; поэтапное выполнение исследовательских задач.
4. Презентационный - планирование презентации и подготовка презентационных материалов. Представление (защита) проекта. Представление проекта (защита) включает в себя: демонстрацию результатов исследовательской деятельности; предложения по разрешению проблем.
5. Контрольный - оценка проекта: предполагает оценивание планирования, деятельности, получение конечного результата, самооценку, определение уровня знания предмета, анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.
Деятельность учащихся и учителя на этапах выполнения проекта.
Этапы работы над проектом | Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Подготовительный |
Знакомит с замыслом проекта, мотивирует учащихся. Помогает в постановке цели. |
Обсуждает предмет исследования с учителем. |
Планирование, организация деятельности. |
Предлагает идеи, высказывает предположения по решению задач проекта, организует группы, распределяет роли в группах. |
Устанавливает план действий, формулирует задачи, разбиваются на группы, распределяют роли в группах. |
Осуществление деятельности |
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, консультирует подготовку к презентации. |
Выполняют исследование, решают промежуточные задачи, анализируют информацию, готовят материалы к презентации. |
Представление, отчет, презентация проекта |
Слушает, задает вопросы в роли рядового участника, оценивает усилия учащихся, использование источников информации, результаты решения проблемы, возможности и потенциал продолжения исследования, качество отчета. |
Обсуждают найденный способ решения проблемы, участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. |
Как можно применять проектный метод на уроках?
Важно выделить целесообразные темы курса или разделы, которые будут вынесены на “проектирование”. Следует отметить, что проекты в 5-6 классах являются в основном краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, однако это не умаляет их значимость, а лишь говорит о соответствии возрастным особенностям школьников данного возраста. Общеизвестно, что к концу 7-го, началу 8-го класса интерес учащихся к предмету резко падает. Учителя говорят, что в этом возрасте дети не хотят учиться. Ученые же, исследовав эту проблему, выяснили следующее: у 60% учащихся к 8-му классу желание учиться сохраняется, но пропадает интерес к предмету. Опыт применения метода проектов подтверждает выводы ученых. Считается, что он является хорошим стимулом для повышения интереса к изучению предмета именно в этом возрасте. Проекты несколько усложняются по форме и по содержанию, практикуется научный подход к оформлению, при этом, соответственно, увеличивается время на их подготовку – они становятся среднесрочными.
Как метод проектов дополняет традиционные методы обучения?
В традиционной системе акцент делается на усвоение готовых знаний, а самообучение происходит за счет эксплуатации памяти.
Метод проектов:
- развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности;
- развивает творческие способности и самостоятельность;
- он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования;
- он творческий по самой своей сути, т.к предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов;
- позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.
Таким образом, использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальным. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать многие воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем.
Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.
В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цели);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Личностными результатами является формирование следующих умений:
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты:
- Умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Межпредметные связи на занятиях:
- с уроками информатики: поиск информации в Интернете, создание презентаций;
- с уроками русского языка: грамотное оформление своего проекта.
- с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков, моделей при защите проектов.
В заключение отметим, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения российского образования
Список использованной литературы.
- http://www.issl.dnttm.ru
- http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php
- http://www.klyaksa.net/
- Бабинский М.Б. Стратегический анализ идеологии стандарта школьного образования.//Народное образование.-2011.- №6.- С.11-16. Благинин А.Г. Нормативно-правовое обеспечение введения на региональном уровне.//Вестник образования.- 2011.- №11.- С.21-28.
- Бобылева О.Л., Филькина Т.Г.Школьное научное общество как возможность формирования метапредметных умений школьника. Как готовиться к внедрению нового стандарта образования?// Инновационные проекты и программы в образовании.-2013- №6.
- Заграничная Н.А. Проектная деятельность в школе: учимся работать индивидуально и в команде. Учебно-методическое пособие. / Н.А. Заграничная. И.Г. Добротина. – Москва: «Интеллект-Центр», 2013.-196 с.