Что такое человек? В чем смысл жизни? Почему надо следовать добру и избегать зла? Как правильно строить отношения с другими людьми? Почему нравственная личность созидает и живет, а безнравственная разрушает и умирает? Мы, педагоги, на своих уроках можем последовательно, глубоко, профессионально говорить с учениками о морали, нравственности, духовности, об их значении в жизни человека, семьи и общества, о душе, совести, обязанностях человека, раскрывать перед ними жизненные смыслы традиционных нравственных заповедей.
Сегодня, когда в обществе катастрофически снижается уровень духовности, культуры, когда распадаются нравственные ценности, возникла настоящая потребность в укреплении нравственности подрастающего поколения.
Личность формируется в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
Духовно-нравственное развитие и воспитание неотделимо от всех учебных дисциплин, но большую роль, на мой взгляд, здесь играет литература, которая в силу своей специфики напрямую выходит к проблемам нравственности, духовности, культуры. Еще А.Т.Твардовский называл уроки литературы уроками нравственного прозрения. Литература всегда брала на себя духовное, нравственное воспитание человека. Именно литература (книга) утверждает единство ребенка и взрослого человека, не скрывает теневых сторон жизни, заставляет читателя задуматься о себе, о своем месте в жизни, о самоопределении.
Не целесообразно сводить роль литературы к одной функции или, наоборот, расширять количество этих функций до неопределенной бесконечности. Достаточно остановиться, особенно в среднем звене, на трех основных аспектах: познавательном (истина), воспитательном (добро), и эстетическом (красота). При анализе художественных произведений я акцентирую внимание на воспитательном и эстетическом аспекте. Наши выпускники, вооруженные обилием всевозможных понятий, терминов, представлений из разных областей современных знаний, имеют весьма смутные представления о том, что такое «доброта», «счастье», «совесть», «нравственный долг», «семейные ценности», «чистота души», «душевность». Перечитайте искренние признания В.А.Сухомлинского в его книге «Сердце отдаю детям»: «Я вспоминаю сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? – Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал: добрым». Почему доброта не становится в один ряд с такими добродетелями, как мужество и храбрость?! Почему мы стесняемся своей доброты?! Ведь доброта – это подлинная теплота сердца, которую один человек отдает другому. Без доброты невозможна душевная доброта.
Именно поэтому многие уроки проводятся мною под своеобразным эпиграфом: «Учись на добро отвечать добром». При анализе художественного произведения учащиеся под руководством педагога обращают большее внимание на определение и выявление в поведении, характере, образе жизни героев духовно-нравственных категорий (базовых ценностей), учатся правильно оценивать поведение героев, в каждом поступке или действии находить положительное (позитивное) начало. Основная часть таких уроков – это активная беседа с привлечением положительного жизненного опыта ребенка. В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Стандарты второго поколения) написано: «Духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами». Кроме того, на уроках проводится словарная работа (индивидуальная, коллективная), а «Словарь живого великорусского языка В.И.Даля» стал нашей опорой, работа с иллюстративным рядом, привлечение материалов УНТ для характеристики героев, для комментирования их поступков, действий (пословицы и поговорки), работа в парах, микрогруппах (определенные задания), работа с консультантом (проверка домашнего задания).
Нельзя забывать и том, что современное обучение должно строиться с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков:
- умения понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь нужную информацию, проникнуть в смысл высказывания – слышание;
- умения осмыслить письменный текст, нахождения конкретной информации, понимания текста, интерпретация содержания – чтение;
- умения вести диалог и построение монологического высказывания – говорение;
- умения осмысливания темы и основной мысли высказывания, собирать и систематизировать материал, составлять план, пользоваться различными типами речи, строить высказывание в определенном стиле, отбирать языковые средства – письмо, говорение.
Для формирования данных коммуникативных умений и навыков в своей работе с пятого класса учащиеся овладевают основными видами чтения на уроке литературы:
1) ознакомительное чтение (учитель или ученик), направленное на извлечение основной информации,
2) изучающее чтение (самостоятельное чтение вполголоса), имеющее целью извлечь полную и точную информацию,
3) поисковое чтение (работа в парах, в четверках), направленное на нахождение конкретного факта, конкретной информации,
4) выразительное чтение (работа над эпизодом),
5) рефлексивное чтение, заключающееся в овладении соотношения содержания текста с личным опытом, сопоставление различных точек зрения, сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией, составление записей.
Для оптимизации работы на уроках большое внимание уделяю формированию у учащихся умения задавать вопросы к тексту (широко практикую с шестого класса). Постановка вопроса отражает активность мысли школьника, глубину и правильность понимания содержания прочитанного, стремление к большей ясности и четкости знания. Стимулирует постановку вопросов на уроках «чтение с остановками». Вместе с ребятами мы используем классификацию Б.Блума, который выделял шесть типов вопросов.
- Простые вопросы. Отвечая на них, необходимо назвать какие-то факты, воспроизвести некую информацию.
- Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если мы правильно тебя поняли, то…». Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи.
- Объясняющие вопросы. Они направлены на установление причинно-следственных связей.
- Творческие вопросы. В вопросе присутствует частица «бы», а в формулировке – элемент условности, предположения, фантазии, прогноза.
- Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.
- Практические вопросы. Они помогают установить взаимосвязь между теоретической и практической частью.
По данным последних исследований, проведенных специалистами РАН, 80% школьников относятся к визуальному типу восприятия, то есть наиболее доступным источником информации для них является изображение. Следовательно, эффективнее будут те уроки, в которых учитель вместе с детьми работает с иллюстративным материалом.
Обратимся к «Словарю методических терминов». Иллюстрация – визуальное средство обучения, компонент содержания учебника или урока, средство наглядности (рисунок, фотография, таблица, схема и т.п.), поясняющее или дополняющее какой-либо текст.
Действительно, к основным дидактическим функциям иллюстраций относятся: функции пояснения, а порой и замена основного текста. Замена способствует развитию умения составлять развернутое высказывание на основе сжатого материала.
Часто бывает, что учащиеся затрудняются словесно выразить мысли. На помощь в этом случае может прийти иллюстрация. Такой вид иллюстрирования имеет огромное значение в текстах эстетического направления.
Большую роль иллюстрация может сыграть в объяснении непонятных ученикам слов.
Заканчивает список основных дидактических функций учебных иллюстраций воспитывающая функция: иллюстрация должна воспитывать позитивное отношение к жизни, к окружающему миру, уважение литературных героев.
Учебные иллюстрации (картины, фотографии, рисунки учащихся) позволяют решать следующие образовательные задачи:
- развивать у учащихся наглядно-образное мышление;
- помогать понимать и запоминать теоретические сведения;
- раскрывать познавательные и воспитательные функции текста;
- помогать осваивать практические навыки.
Все вышеизложенные задачи успешно решают компьютерные видеоматериалы, благодаря которым школьникам предоставляется пространственная, зрительная информация, а при использовании компьютерной анимации создается иллюзия присутствия обучающегося в реальном времени. Более того, учащиеся на таких уроках – активные участники на уроках, а не пассивные слушатели. Именно поэтому я решила использовать на уроке презентации, материалы которых позволяют мне привлечь внимание учащихся с первой минуты урока, заинтересовать и зажечь огонек в глазах воспитанников. Благодаря презентации мы вместе можем рассмотреть репродукции известных русских пейзажистов и проанализировали одну из них (в материалах учебной хрестоматии репродукционный материал не предусмотрен!). При анализе стихотворений поэта, при выяснении художественных особенностей, для эмоциональности – вновь яркие материалы презентации (фотографии из личных семейных альбомов учащихся).
Презентационный материал помогает решить проблему межпредметных связей на уроке: литература – русский язык (анализ поэтического текста, стилистические особенности, образные средства, выбор лексики, особенности синтаксического строя), литература – музыка (музыкальное произведение было использовано в начале урока для эмоционального подъема, создания соответствующей обстановки в классе активизации воображения; на фоне музыкального произведения педагог подвел итог размышлениям учащимся после активной беседы), литературы – ИЗО (анализ репродукции картин известных русских пейзажистов помог активизировать речевую деятельность учащихся, способствовал повышению работы по развитию речи, обогащению речи учащихся словами, необходимыми для анализа картины и ее описания, искусствоведческими терминами).
Воспитание нравственности – это, конечно, не школьная дисциплина, не учебный предмет, по которому детям надлежит сдать экзамен, и в то же время это, может быть, самая главная цель, которой служит школа или другое учебное заведение: как выдержат его выпускники, его воспитанники испытание жизнью.
Хорошо известно, что отличное знание ведущих предметов в школе вовсе не есть залог самого главного – формирования нравственной личности. На мой взгляд, разговор о нравственности должен быть составляющей частью уроков по любому предмету – математике, физике, химии. И уж, конечно, на всех «гуманитарных» уроках.