Конспект урока литературного чтения во 2-м классе по программе «Школа России». Тема: "В.Бианки. «Музыкант»"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: Познакомить с творчеством В.В. Бианки и его рассказом «Музыкант».

Задачи:

  • Продолжить обучение пересказу текста по наводящим вопросам учителя;
  • Отрабатывать грамотное выразительное чтение; развивать речь, навыки выразительного чтения, дружелюбие в общении;
  • Расширять представления учащихся о взаимоотношениях человека с природой, животным миром, формировать бережное отношение ко всему живому. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к природе, любви в родной природе, чувство сострадания, сопереживания к животным.

Методы работы: объяснительно-иллюстративные, словесные, практические, наглядные, частично-поисковые.

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

универсальные учебные действия (УУД)

  • Регулятивные: составлять план и последовательность действий; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
  • Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; осознанно и произвольно строить сообщения.
  • Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, портрет В.Бианки, выставка книг писателя; плакат «Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи», рисунки для рефлексии, сигнальные карточки, учебник «Литературное чтение» - 1 часть (авторы М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, А.Ф.Климанова)

Технология продуктивеного чтения

На первом этапе - прием «яркое пятно» - актулизировать знания

3 этапа работы с текстом: до чтения, во время чтения и после чтения.

  • 1 этап - прогнозирование содержания
  • 2 этап - диалог с автором (погружение в текст)
  • 3 этап – сосавление плана, выделение главной мысли текста.

Метапредметное обучение детей – все четыре группы – формировала понятие «доброта человека».

 

Этапы урока

Обучающие и развивающие и диагностирующие задания каждого этапа

Формирование УУД каждого этапа

Организационный момент

Все вместе:

В нашем классе все друзья,
Ты, вы, мы и я
Улыбнись соседу справа
Улыбнись соседу слева,
Улыбнись своим гостям,
Вместе мы одна семья
Ты, вы, мы, я
Вместе нам скучать нельзя.

– Ребята, народная мудрость гласит: 

 «Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи».

- Как вы понимаете эти слова? (Слушаю ответы детей)
-  Верно,  ребята,  чтобы  получить  положительный  результат  от  своей  работы, нужно, прежде всего, отдать всего себя ей. 
- На каждом уроке литературного чтения  мы с вами открываем дверцу в прекрасную страну и отправляемся в путь…
-  А что  же  сегодня    нас  ожидает  за  этой  волшебной  дверью?

(видеосюжет «Новаторы»)

В работе нам будут помогать Новаторы. Кто это такие?

- А в каком источнике точно можно узнать значение этого слова? (в словаре)

- Обратимся к словарю Ожегова: НОВАТОР,  Человек, который вносит новые, прогрессивные идеи, приёмы в какой-нибудь области деятельности. 

- Какими мы будем сегодня с вами? Какие качества должны развивать?

– Чтобы продолжить работу, нам предстоит выполнить задания. А помогут нам наши новаторы.

Слушать  учителя, понимать и выполнять задания  на уроке. (Регулятивные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. (Познавательные УУД).

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. (Коммуникативные УУД).

2. Речевая разминка

– Начиная исследования нам нужно немного поработать с нашей речью. Прочитайте скороговорку записанную на доске:

МЁД В ЛЕСУ МЕДВЕДЬ НАШЁЛ, МАЛО МЁДА МНОГО ПЧЁЛ.

- Прочитаем её хором медленно, быстрее, ещё быстрее.
- Прочитаем её тихо, громко, ещё громче.
- Прочитайте её с удивлением, с радостью, с сожалением, спокойно.
- Повторите её быстро (3 ученика называют в быстром темпе).

Регулятивные УУД:
- соотносить выполнение задания с образцом, предложенным учителем;
- мобилизовать силы и энергию на плодотворную работу на уроке литературного чтения.

3. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания

 

 

 

Постановка проблемы,
выдвижение гипотезы

Итак, первое задание:

Посмотрите в своих рабочих тетрадях представлен текст и писатели, сопоставьте их, соедините стрелочками автора и его произведение

Вот тут и увидели ребята и зашвыряли шапками. Все время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелетывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. Ребята только было собрались закидать шапками мать и поймать ее, как утят, но тут я подошел. (Пришвин «Ребята и утята»)

Не успела стрекоза сесть на тарелку, как Алёша схватил её клювом за крыло. Насилу она вырвалась и с поломанным крылом улетела.
С тех пор она никогда не прилетала в сад, и утята каждый день наедались досыта. Они не только ели сами, но и угощали храброго Алёшу за то, что он спас их от стрекозы.
(Житков Б.С.)

Рассказ Храбрый утёнок.

И только Шура хотел сказать, что он и крокодилов не боится, как вдруг они слышат - за дверью, в сенях, кто-то негромко топает ногами по полу:топ.… топ.… топ.… шлёп.… шлёп… топ… топ….Как бросится Петя к Шуре на кровать! Они закрылись с головой одеялом, прижались друг к другу. Лежат тихо-тихо, чтобы их никто не услышал. Страшный рассказ. Чарушин Е.И.

– Скажите, из каких произведений эти тексты и кто автор?  («Храбрый утенок» Борис Житков, «Ребята и утята» Михаил Пришвин, «ежик» «Страшный рассказ» Евгений Чарушин.) 

– Что объединяет этих авторов? (Они пишут о животных и о природе).
- Ребята, вы ничего не заметили?
Остался лишний портрет.
Кто это?

 

4. Мотивация к учебной деятельности

(У доски выставка книг)

- Ребята, посмотрите  на выставку книг,  что вы заметили? (книги одного автора- Виталия  Бианки)
- Посмотрите чей это портрет.
- А можно догадаться, О ЧЕМ ПИСАЛ Виталий Валентинович Бианки? (о животных, на обложках книг нарисованы животные)
– Узнать название произведения писателя вам поможет зашифрованное слово. Попробуйте его расшифровать. Слово начинается с буквы М.
– Что это за слово? (Музыкант.)
– Как вы понимаете значение слова  музыкант? Кого мы можем назвать музыкантом? (предположения детей)
– Ребята, из какого источника мы можем узнать значение слова  музыкант?
– Сейчас Лиза прочитает значение слова «Музыкант» по толковому словарю Ожегова. (Сделать закладку и дать ребенку). Музыкант – артист, играющий на музыкальном инструменте.
Появляется слайд № 3 (Портреты музыкантов)
– Подтвердились ваши предположения?

Регулятивные УУД:
- организовать  своего рабочее  место.

Коммуникативные УУД:
- уметь  вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное)

Познавательные УУД:
- уметь строить речевое высказывание в устной форме.

5. Определение темы. Постановка цели, задач урока

– Ребята, как вы думаете, как связаны между собой слова Бианки и музыкант. Выскажите, свои предположения. (Произведение называется «Музыкант», а написал его В.Бианки

– Кто сформулирует тему урока(В.В. Бианки «Музыкант»)
(На доске заранее написана тема урока, открываю ее сначала В.В.Бианки, а затем «Музыкант»)

- Зная тему, поставьте цель урока.
Узнать, почему произведение называется музыкант?
Определить главную мысль произведения?
– Можем мы это сделать? Почему?
Откройте учебник на стр.142, прочитайте фамилию автора и название рассказа.
Правильно сформулировали тему урока?

Регулятивные УУД:
 -следовать режиму организации учебной деятельности;
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

ПознавательныеУУД:                            - осуществлять поиск нужной информации.

6. Работа с текстом до чтенияПрогнозирование ситуации 

– На странице 144 учебника рассмотрите иллюстрацию
– На какие же мысли наводят вас название произведения и иллюстрация?) 
– Почему автор назвал произведение «Музыкант»? И как это связано с медведем? (Потому что музыкантом автор называет медведя) 
– Что может произойти в произведении с таким названием? (Предположения детей)
– В конце урока, мы узнаем, подтвердились ли ваши предположения.
- Чтобы понять содержание текста, нужно прочитать произведение.

Личностные УУД:
- ценить и принимать базовые ценности: «добро», «сострадание»;
- формировать желание учиться.

Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге;
- слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки;
- оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Познавательные УУД:
- определять, в каких источниках найти необходимую информацию для выполнения задания.

  7. Физкультминутка

Учитель:

1) - Если я произнесу название музыкального инструмента, вы хлопните в ладоши.

Игра «Определи музыкальный инструмент?»  (Скрипка,  берёза, рябина, пианино, сосна, гитара, баян, ель, труба, осина).

2)

аз – поднялись, потянулись
Два – согнулись, разогнулись
Три в ладоши три хлопка
На четыре – три кивка,
Пять руками помахать,
Шесть – тихонько сесть

 

Личностные УУД:
- учебная мотивация.

Регулятивные УУД:
-  контролировать правильный результат свой и одноклассников.

8. Работа с текстом  во время чтения  СЛАЙД 3

Виталий Валентинович Бианки очень любил ходить в лес и наблюдать за природой. Давайте вместе с писателем с помощью машины времени новаторов отправимся в охотничий домик на опушке леса. С. учебника 142
Слушайте внимательно. Обратите внимание, какой необычный музыкант встречается там. МЫ С ВАМИ БУДЕМ ЧИТАТЬ И ВЕСТИ ДИАЛОГ С АВТОРОМ, ЗАДАВАТЬ АВТОРУ ВОПРОСЫ,  САМИ ИСКАТЬ НА НИХ ОТВЕТЫ,  И ПРОВЕРЯТЬ СВОИ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ ПО ХОДУ ЧТЕНИЯ. Если у вас возникают вопросы к автору или вам встретятся непонятные слова, сразу остановимся и разберемся.

ИТАК, ВИТАЛИЙ  Бианки «Музыкант»

1)  Чтение.

Учитель: Я начну читать рассказ, а вы продолжите по цепочке, после прочтения я задам вам несколько вопросов.

По ходу чтения идет словарная работа.

Словарная работа (по щелчку)

– Кто такой медвежатник(Медвежатник – человек, который охотится на медведей). (Читает 1 ученик) ;
– Как вы понимаете слово «завалинка»? (Земляная насыпь с внешней стороны дома) 
– Что, значит, пиликал на скрипке(Пиликал на  скрипке – плохо играл) 

2) Вопросы по содержанию.

– Чем занимался старый? (Он пиликал на скрипке)
– Для чего медвежатник, сидя на завалинке пиликал? (Ему хотелось научиться красиво играть. Он очень любил музыку.)
– Можно ли назвать то, что получалось у медвежатника «игрой на скрипке» и почему? (Нет нельзя. У него были отрывистые, нескладные, скрипучие, некрасивые звуки.)
– Какая главная мысль этой части? (Он очень любил музыку и старался сам научиться играть). Подтвердите из текста.
– Как озаглавим эту часть? (Медвежатник любил музыку)
– Кто проходил мимо старика? (Знакомый колхозник)
– Подтвердите словами из текста, что сказал колхозник старику.  (Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружье. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу).
– Как вы думаете, пойдет ли старик на охоту? Выскажите свои предположения.
Чтобы узнать ответ на этот вопрос прочитайте 2 часть рассказа.

Ребята, КАКИЕ У ВАС ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ, пойдет старик на охоту или нет?

Продолжаем 2 часть

 – Прочитайте значение слова

- колхозник – работник колхоза
- опушка  – край леса

Вопросы:

- Что услыхал старик в лесу? (звук «Дзенн»)
- С чем сравнивает автор этот звук? (Он сравнивает его со струной)
- Как об этом пишет автор? (Как струна пропела.)
- Как вы понимаете словосочетание «красивый звук»? (Чистый, нежный, приятный, хочется еще раз его послушать.)

– КАКОЙ ВОЗНИКАЕТ ВОПРОС? Кто мог издавать звонкий ласковый звук?

3 часть - чтение цепочкой

Вопросы после прочтения 3 части:

Щепка  -  тонкая пластинка, отколотая от дерева.

- Что увидел старик на опушке леса? Ответ найдите в тексте и прочитайте. (Старик и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом…)

- Как медведь играл на разбитом дереве? (Потянул щепку и отпустил ее, а она выпрямилась, задрожала и в воздухе раздался звук.)

- КАКОЙ ВОЗНИКАЕТ ВОПРОС?
- Как поступит старик с медведем? ПРЕДПОЛОЖИТЕ, КАК БЫ ВЫ ПОСТУПИЛИ?

4 ЧАСТЬ

- Найдите, где говорится, почему охотник не убил медведя (Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я)
- Почему охотник не смог убить медведя, который, как и он сам, любил музыку?  (Любовь к прекрасному,  музыке  спасла жизнь дикому  зверю – медведю)

Учитель:
-  Верно дети, человек,  любящий и  понимающий  музыку, искусство,  не способен совершить плохой поступок.

-  Какие действующие  лица в  4  части?  (автор,  колхозник, старик-охотник, струна)

Познавательные УУД:
- анализировать предлагаемую информацию, сравнивать; 
- характеризовать и оценивать; 
- устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД: 
- проявлять инициативность и самостоятельность, контроль и коррекцию.

Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в группе;
- выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Личностные УУД:
- адекватно реагировать на трудности;
- развивать эмоционально-нравственную отзывчивость;
- оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественного текста с точки зрения общечеловеческих норм.

9. Определение жанра произведения

  • Сказка
  • Басня
  • Стихотворение
  • Рассказ
  • Загадка

– Ребята, к какому литературному жанру художественной литературы вы отнесли это произведение?

Докажите, что это рассказ(Это произведение небольшое по объему, в нем мало действующих лиц, рассказывается об одном случае  из жизни старика – охотника).

Познавательные УУД:
- подробно пересказывать прочитанный и прослушанный текст;
- составлять простой план;
- находить необходимую информацию в учебнике;
- наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки;
- организация работы в трёх группах;
- владеть грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Регулятивные УДД:
- оценивать  задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

а) работа в парах

А герой рассказа – медвежатник и медведь похожи? Чем?
А теперь поработаем в паре - Сравните как старик и медведь слушали пение щепки.
В тетради у вас есть табличка слова - помощники (внимательно, любил музыку, не нравился звук)

Свои наблюдения запишите.

А действительно ли старик (медведь) музыкант? Почему? Значит, в каком смысле употреблено это название – в прямом или переносном?

- Сколько частей вы выделили бы? Почему? Давайте назовем каждую часть, о чем она. Мы должны выделить только то, что нам важно, основные моменты произведения.

ДАВАЙТЕ СОСТАВИМ ПЛАН РАССКАЗА.

Работаем в паре в рабочей тетради. 2-е у доски.

План рассказа «Музыкант».
1 часть. Старый медвежатник любил
2 часть. Старик пошёл охотиться на медведя. 
3 часть. Медведь – музыкант.
4 часть. Охотник пожалел медведя.

10. Работа в группах:
Биография автора.
Составление плана рассказа.
Обложки
Иллюстраций

А теперь задания для групп. Помним правила работы в группе?

1 группа – создает паспорт автора рассказа.

ЧТО ВАМ НУЖНО БЫЛО СДЕЛАТЬ?

Биография автора:– Виталий Бианки родился в Петербурге. Отец работал в Зоологическом музее Российской Академии наук. Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Витя впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем.

Разными были интересы, таким же — образование. Вначале — гимназия, затем — факультет естественных наук в университете, позднее — занятия в институте истории искусств. Всю жизнь он много путешествовал (правда, не всегда по своей воле). Особенно запомнились походы по Алтаю. Осенью 1922-го Бианки с семьей вернулся в Петроград. Вскоре в журнале «Воробей» был опубликован его рассказ «Путешествие красноголового воробья».

Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета».

2 группа – обложку для книжки.

ЧТО ВАМ НУЖНО БЫЛО СДЕЛАТЬ?

3 группа - располагает сюжетные картинки в правильной последовательности, озаглавить их.

ЧТО ВАМ НУЖНО БЫЛО СДЕЛАТЬ?

Вам понравился рассказ?

Что в нем было интересного, что вызвало у вас улыбку?

Как вы бы охарактеризовали старого медвежатника?

11. Обобщающая беседа

На доске пословица:

Красив тот, кто красиво поступает.

- К какому герою рассказа может подойти эта пословица?

 - Как вы относитесь к поступку охотника?

- Как бы вы поступили на его месте?

– Как вы думаете, почему автор назвал свой рассказ «Музыкант»? (Хотя ни тот, ни другой не умели играть, но любили музыку. Медведь играл на щепке, это необычное явление в природе)

– Какой же был авторский замысел(Он хотел показать, что звери тоже умеют любить прекрасное, как люди и их нельзя убивать.)

– Что вы взяли для себя из этого рассказа? Чему он учит? КАКИЕ КАЧЕСТВА ОПИСЫВЕТ?(Содержание рассказа учит быть наблюдательными, любить природу, беречь ее, заботиться, охранять и помогать животным, т.к. это наши братья меньшие.)

КАКОВА ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ?(учит быть наблюдательными, любить природу, беречь ее, заботиться, охранять и помогать животным, т.к. это наши братья меньшие)

12. Итог урока. Домашнее задание

В начале урока мы сказали, народная мудрость гласит:  «Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи».
Хорошо мы потрудились?

- Какие цели перед собой ставили?

Ваши предположения были верны?

- Что вам больше всего понравилось? (не понравилось?)
- Что бы хотели выполнить ещё раз?
- Продолжите предложения:

СЕГОДНЯ Я ПОНЯЛ…

МНЕ ХОТЕЛОСЬ…

МНЕ БЫЛО ТРУДНО...

Домашнее задание: 

На выбор:

1. чтение и пересказ рассказа «Музыкант»

2. понравившейся части нарисовать рисунок

С. 142–145, выразительное чтение

С.145 задание 6

Познавательные УУД:
- контроль, оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные УУД:
- ценить базовые ценности «добро», «милосердие», «природа»;
- формировать интерес (мотивацию) к учению

13. Рефлексия

б) Итак, давайте оценим себя самостоятельно.

- Кто всё понял сегодня, не испытывал трудностей при работе, поднимают карточку с солнышком и показывают ее соседу.
- Кто всё понял сегодня, но немного запутался в заданиях, – поднимают карточку с солнышком и тучкой.
- Кому сегодня не всё было понятно, у него что-то не получилось, было очень сложно работать – поднимают карточку с тучкой.
Ну, что молодцы, ребята! Я тоже считаю, что вы отлично сегодня поработали. 

А МЫ НЕ ПРОЩАЕМСЯ С НОВАТОРАМИ. ВПЕРЕДИ НАС ЖДУТ ЕЩЕ ОТКРЫТИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ.

Личностные УУД: 
- самооценка; 
- осознанность учения;
- адекватное реагирование на трудности.

Приложение 1

Приложение 2

Список литературы

  1. Г.А. Бакунина. Уроки литературного чтения. Развиваем интеллект, творчество, активность. 2 класс – Киров, 2007.
  2. С.В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению (к УМК Л.Ф. Климановой и др. «Школа России») – Москва, «ВАКО», 2012 год
  3. Учебник «Литературное чтение» - 1 часть (авторы М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, А.Ф. Климанова), 2016 год.