Конспект открытого занятия «Музыкальное и творческое развитие детей дошкольного возраста»

Разделы: Дополнительное образование


Цель занятия: Развитие музыкальных и творческих навыков обучающихся 3 года обучения (5 – 6 лет).

Задачи:

  • развивать слух (воспитание слухового контроля, умения оценить правильность выполнения каждого вокально-технического задания);
  • развивать познавательный интерес;
  • развивать творческие способности;
  • расширять словарный запас, речевую культуру;
  • развивать дикцию и артикуляцию;
  • развивать вокальные навыки;
  • развивать навыки певческого дыхания;
  • продолжать знакомить детей с музыкальной терминологией: интонация, темп, интервал и т.д.;
  • воспитывать слушательскую культуру;
  • продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
  • сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей.

Оборудование:

  • фортепиано;
  • нотный материал;
  • реквизит.

Дети сидят в полукруге.

Педагог в традиционном костюме приветствует обучающихся.

Педагог: Добрый день, дети! Я рада, что у вас хорошее настроение. Покажите, пожалуйста, мне свои ямочки на щечках, умнички. Начинаем.

Педагог: Прошу детей сесть прямо, выпрямить спину и потянуться макушкой к солнышку.

Упражнение «Уборка в ротике».

Разогрев речевого аппарата.

Педагог делает показ упражнения: движения языка по часовой стрелке, против часовой стрелки. Дети повторяют. Можно импровизировать.

Упражнение «Самолетик».

Разогрев речевого аппарата, языка. Работа над звуком.

Педагог делает показ упражнения: ставит одну ладошку, изображая самолетик.

Педагог: «Диспетчер Петр, разрешите взлет!».

Ребенок: «Взлет разрешаю».

Вытягиваем губы трубочкой. Проговариваем звуки – ТРУУУ.

Ладошка делает плавное движение с нижнего положения вверх. С нижнего звука пропеваем звукоряд до верхнего звука и обратно (в удобном диапазоне). Тоже самое делаем с другой ладошкой.

Упражнение «Здравствуйте».

Развитие слуха, ритма.

Педагог поет слово «Здравствуйте». На низких звуках, на высоких звуках, комбинирует высоту, используя различные ритмические рисунки. Дети повторяют.
Народный вокал. Работа над звуком.

Педагог: Берем в ручки звук! (как берем в руки маленький воздушный шарик)

Педагог показывает жестом, дети повторяют.

Педагог: Давайте с вами вспомним, какой у нас звук? Плоский, тоненький…?

Дети: Нет! Он большой, объемный, сильный.

Педагог: Верно. А еще пушистый и толстенький, как котик. Сейчас мы с вами правильно раскроем рот и споем этот звук. А как правильно раскрыть рот?

Дети: Как яблочко во рту.

Педагог: Верно, словно взяли в рот маленькое яблочко. Всем достались яблочки?! Итак, поем звук Я.

Педагог вместе с детьми поет звук Я.

Педагог напоминает: Звук громкий, но не кричащий! Это очень важно!

Педагог: А теперь будем подниматься по ступенькам. Поем по полутонам вверх. Затем вниз.

Певческое дыхание. Комплекс упражнений (база Стрельниковой)

Педагог и обучающиеся становятся в круг.

Педагог напоминает детям, как правильно выполнять упражнения на дыхание. Делает показ: вдох носом (коротко), выдох ртом, «дышим пузиком». Вдох активный, выдох спокойный и продолжительный.

Вот несколько упражнений комплекса:

«Зайчик»

Встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Ступни ног не должны отрываться от пола. Сделать танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо – резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий шумный вдох. Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно. Колени слегка согнуть и выпрямить (приседание легкое, пружинистое). Руками делать хватательное движение справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот только в талии.

«Насос»

Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Сделать легкий поклон, обе руки прижать к груди, сжав кулачки. Делаем резкое движение руками вниз, а вместе с этим короткий и шумный вдох через нос. Выдох делается пассивно через рот.

«Лодочка»

Встать прямо. Правая нога вперед левая сзади. Делая выпад на правую ногу, короткий и шумный вдох, выдох через рот. Тоже самое на левую ногу. Затем ноги меняем.

«Воздушный шарик»

Встать прямо. Ноги на ширине плеч. Руки кладем на «пузико». И как бы накачиваем себя, делая многократные вдохи (и выдохи) носом – надуваемся, «как шарик». Задерживаем дыхание. Медленно «сдуваемся» на звуке Ш (можно использовать другие звуки).

Можно шарик не сдувать. А превратить его в мячик и он будет весело прыгать от пола: «Ой, ой, ой…» Втягивать в себя животик многократно, приговаривая ой,ой, либо прыгать и кулачками стучать себя по животику, не расслабляя его.

Вокальные упражнения. Распевки.

«Андрей – воробей» - простая распевка, которую дети хорошо знают.

Начинаем с примарной зоны. Затем «по ступенькам» - полутонам поднимаемся вверх (на кварту – квинту). Потом вниз.

Следующий шаг. Разучивание новой распевки.

«В доме одна Домна».

- В доме одна Домна, думает Домна: Дай приберу!
Прибрала Домна дом, а у Домны все вверх дном!

Педагог поет распевку, дети слушают.

Педагог объясняет значение непонятных детям слов.

Педагог еще раз поет распевку в спокойном темпе и просит детей внимательно послушать мотив, обратив особое внимание на интонацию.

Педагог просит детей спеть вместе с ним и прохлопать ритмический рисунок распевки.

Закрепить новый материал.

Дикционные и речевые упражнения. Скороговорки.

Педагог проговаривает скороговорку. Дети слушают, повторяют.

  • «Сам барабан не забарабанит»
  • «Дали Глаше простоквашу, а у Глаши каша»
  • «У осы не усы, не усищи, а усики»
  • «У четырех черепашек по четыре черепашонка»

Игровая переменка. Понятие «Темп»

Эмоциональная игровая потешка «Раз конфетка, два конфетка».

Исполняется в трех темпах: медленно, умеренно, быстро. Сопровождается жестами.

- Раз конфетка, два конфетка, тортики, тортики.
Взяли ложку, взяли вилку – в ротики, в ротики.
Очень вкусно?!
Очень вкусно!
Облизали пальчики (понарошку!!!)
Ну-ка, вместе. Ну-ка, дружно:
(команда мальчиков кричит)
-Мальчики!
(команда девочек кричит)
-Девочки!

Ритмические упражнения.

Педагог предлагает детям приготовить ладошки к работе и прохлопать слова либо сочетание слов. Упражнение выполняем коллективно, по очереди все, выборочно.

Упражнения на артистизм. Эмоциональная подача песенного материала.

Актерское мастерство.

Педагог предлагает детям показать сказку про маленького мальчика, который пошел к бабушке за сметаной….

Педагог импровизирует.

«Жил-был на свете мальчуган по имени….Петя (педагог предлагает мальчику по имени Петр исполнить роль в сказке). Как-то раз пошел он к бабушке за сметанкой. Взял кувшин с гостинцем, а бабушка ему наказывает: «По дороге пойдешь, внучок, ворон не считай, под ноги смотри, а то все разольешь!»

Отправился Петя в дорогу. Забыл бабушкин наказ – идет ворон считает. Камня – то под собой и не увидал. Упал, сметану всю пролил. Грустный и печальный возвращается он к бабушке. А бабушка у Пети добрая была, посмотрела на внука и сказала: «Эх ты, ели – теля – недомеля, перемеля – растетеря!» (добрым и ласковым голосом). А в это время на печке прятался домовенок Кузьма. Решил Кузьма маленько пошалить и превратил нашу бабушку из доброй в злую: «Ели – теля – недомеля! Перемеля! Растетеря!» (сердитым голосом сказала бабушка). Кузьма не унимался, теперь он превратил бабушку в Незнайку. «Ели – теля – недомеля? Перемеля? Растетеря?», растерянно говорила бабушка. «А теперь в плаксу», - решил Кузька и бабушка разрыдалась: «Ели – теля – недомеля! Перемеля! Растетеря!» Тут Кузьме пришла идея сделать из бабушки старушку – веселушку. И бабушка залилась смехом: «Ели – теля – недомеля, перемеля – растетеря!». «Все, я устал», - сказал Домовенок и залез под одеяло. И наша бабушка снова стала доброй и ласковой: «Ели – теля – недомеля, перемеля – растетеря!»

Педагог эмоционально и артистично ведет свой рассказ, помогая детям овладеть актерскими навыками, навыками импровизации, передачи художественного образа произведения.

В заключение занятия проводится рефлексия – по подержанию символическая, по форме деятельности – коллективная.

Педагог благодарит детей за хорошую работу.