В последние годы всё чаще отмечаются речевые нарушения у детей, приходящих в первый класс. Причиной этого может быть особенность развития речевого аппарата, общая школьная незрелость в силу каких-то социальных причин, и другие. Но главной задачей школы, поставленной ФГОС, является создание таких образовательных условий на уроке и во внеучебной деятельности, чтобы каждый ученик стал успешным, имея разные стартовые условия. Учитель, таким образом, может и должен использовать в работе все доступные ресурсы, чтобы нивелировать, по – возможности, влияние речевых нарушений на образовательную деятельность ребёнка в учении и обучении. Особенно актуальным такой подход становится в случае отсутствия специалистов (логопедов, дефектологов) в образовательных учреждениях и центрах дополнительного образования.
Я предлагаю подборку материалов, которые можно использовать в организации и осуществлении урочной и внеучебной деятельности. Эти материалы помогут ребёнку научиться слышать звуки, правильно прочитывать буквы, которые эти звуки обозначают, различать их на письме, т.к. предложенные задания построены на активизации и дифференциации функции слухо-речевого анализатора и развитии фонематического слуха. Предлагаемые задания помогут ученикам лучше понять и почувствовать различие между близкими звуками посредством слухового, зрительного, кинестетического анализаторов; установится и закрепится прочная связь между звуком и буквой. Задания помогут ощутить различия каждого из смешиваемых звуков при выполнении устных и письменных упражнений. Использовать материал можно в форме индивидуальных заданий, заданий для организации работы в парах и группах, для фронтальной работы, при организации проектной деятельности и т.д.
К предлагаемому мною материалу можно давать различные задания: чтение про себя, вслух, хором, выборочное, комментированное, объяснительное и др.; выписать слова с заданной буквой; выделить букву в карточке или в записи цветным карандашом; составить предложения с заданными словами; выполнить фонетический (звуко – буквенный) анализ; зрительный, предупредительный, первичный проверочный, объяснительный и др. диктанты.
При выполнении диктантов в начале работы по паре звуков имеет смысл смешиваемые звуки произносить с подчёркнутой артикуляцией (орфографическое чтение) и громкостью, а в последующей работе эта подчёркнутость убирается.
На этапе обучения грамоте изучаемые звуки для детей с речевыми нарушениями необходимо чётко артикулировать, тренировать соотнесение произнесения звука с поиском в разрезной азбуке или написанием обозначающей его буквы. Выполняя звуковой анализ слов, следует определить – сколько букв в слове, на каком месте в слове находится изучаемая буква; можно предложить ученикам придумать слова с этой буквой, создать ряд слов и вновь определить место заданной буквы в словах; записать ряд слов, выделить букву и т.д.
Психо-физиологические особенности обучающихся в начальных классах детей диктуют учителю необходимость использования в ежедневной практике игровые технологии. Применяя данный материал, можно организовать игры – «Цепочки слов», «Лото», «Словесный мячик», «Да - нет», «Я беру с собой» и др.
Л – Р
лак |
лук |
палата |
рак |
роза |
марка |
лапа |
луч |
палатка |
Рая |
рысь |
карта |
лампа |
луна |
шалун |
рама |
рука |
парта |
лапша |
лужа |
болото |
рана |
рыба |
комар |
лото |
лопата |
волна |
рот |
рукав |
шар |
лось |
лодка |
платок |
роса |
ручей |
норка |
На полке мыло.
Белый мел на доске.
На ёлке белка.
Мила любила куклу Лушу.
Лариса нарвала ландыши.
Слава пошёл в школу. |
Шура моет раму.
У Ромы на руке рана.
Растёт рябина на берегу.
Крутая гора у дороги.
Ворона сидит на заборе.
Воробей прыгает на дороге. |
барка |
балка |
бурки |
булки |
жарить |
жалить |
жарко |
жалко |
жарь |
жаль |
рак |
лак |
репка |
лепка |
ров |
лов |
розы |
лозы |
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Пушистый хвост – краса.
Кто это?... (лиса) |
Лесники её котят взять домой не захотят.
Ей не скажешь – «Кошка, брысь!»
Потому что это …(рысь) |
Лейся, дождик веселей!
Мы с тобою дружим!
Хорошо нам бегать босиком по …(лужам) |
Ни пера, ни крыла, а быстрее орла.
Только выпустит хвост –
Понесётся до звёзд. (ракета) |
Тихо – тихо снег идёт,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лёд
Во дворе …(лопатой) |
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют,
И, галдя, его клюют.(рябина) |
Сидит дед, в сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает. (лук) |
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём – ищем,
Ищем – не найдём. (роса) |
Лампа упала со стола.
Мила купила ландыши.
У дома была лужа.
Володя сел за стол.
Слава пошёл в школу.
У куклы голубые глаза. |
Ручка стала плохо писать.
Крутая гора видна из окна.
Сорная трава растёт в поле.
Карандаш лежит на парте.
У речки играли ребята.
В ведре плавала крупная рыба. |
Слава Соколов учился в школе.
У него заболела мать.
Она лежит в больнице.
Слава из школы бежал домой.
Дома его ждали Клава и Галя.
Дети помогали Славе убрать дом. |
Вот и весна на дворе.
На огородах кипит работа.
Сеют редьку, редиску, морковь.
На деревьях берёзы появились серёжки.
Пробивается молодая травка.
С крутых гор бегут ручьи. |
В лодку положен улов лососины.
Подводная лодка опустилась на дно.
Володя повёл Галю в школу.
Аля положила локти на стол.
Малыш долго плакал и потом плохо спал.
Ученик положил мел на стол. |
По горной тропинке пробирается охотник.
Рабочий красит крышу красной краской.
Ребята в лагере громко распевают песни.
Пограничники зорко охраняют границы.
Воробьям насыпали в кормушку зерна.
Из раны ручьём течёт кровь. |
Лето.
Было жарко.
Ребята гуляли в роще.
Лена рвала цветы.
Рома увидел белку.
Аля собирала малину. |
Зимой в лесу.
Выпал первый снежок.
Юра взял лыжи и пошёл в лес.
В лесу росли ели и берёзы.
Под одной берёзой была нора.
В норе жила молодая лиса. |
Лето.
Наступило жаркое лето.
В поле шла дружная работа.
Бригада собрала богатый урожай.
Зерно было крупное.
Рабочие отвезли зерно на элеватор. |
Зима.
Стояли морозные дни.
Река покрылась льдом.
Рая, Роман и Лена пошли на речку.
Там они катались с крутого берега.
Раздавались весёлые голоса ребят. |
Б – П
Паша |
Петя |
лапа |
баня |
Люба |
брат |
палка |
пионы |
липа |
балка |
рыба |
билет |
пила |
печь |
папа |
белка |
шуба |
рыбак |
перо |
песок |
лапка |
Боря |
верба |
фабрика |
палка |
песня |
липка |
бык |
собака |
бабушка |
полка |
пират |
лампа |
бинт |
рябина |
букварь |
У Пети пила.
Он пилил липу.
Папа купил полку.
На полке проволока.
Петя и Паша купались в реке.
Панама упала на песок. |
У Любы бант.
У брата билет на балет.
Боря ловил рыбу.
Мама работает на фабрике.
Брат у бабушки.
У Любы белые бусы. |
букет |
пакет |
балка |
палка |
башня |
пашня |
бочка |
почка |
бой |
пой |
бел |
пел |
забирай |
запирай |
набор |
напор |
болит |
палит |
Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверушка?
Щёлкает орехи мелко.
Ну, конечно, это – …(белка) |
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (пчела) |
Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (бабочка) |
Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней… (помидора) |
Стоят в поле сестрицы, платья белены,
Шапочки – зелены. (берёзки) |
Портфель у меня не велик и не мал.
Лежат в нём учебник, тетрадь и …(пенал) |
Прилетели галки в поле
И уселись на снегу.
Стану я учиться в школе –
Разобраться в них смогу. (буквы) |
Он с хвостом резиновым,
С желудком парусиновым.
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль и сор. (пылесос) |
Брат купил букварь.
В букваре были картинки.
Петя ловил рыбу.
Рыба плавала в банке.
Банка была большая.
Пете было интересно. |
Утро было ясное.
Боря и Полина пошли в лес.
На ветке белка.
Боря бросил палку.
Собака любила играть с ребятами.
У собаки белые лапы. |
У Бори барабан.
У Пети труба.
Боря бил в барабан.
Петя и Боря пели песни.
Потом дети рвали цветы.
У бори большой букет. |
На реке.
Рыбаки ловили рыбу.
Река у нас большая.
Рыбаки причалили к берегу.
Они брали рыбу и бросали её в баки.
Рыба была крупная. |
Ребята пришли к пристани.
У пристани стоял большой корабль.
Ребята шли по палубе.
На море бушевала буря.
Ребята ушли в каюту.
Буря бушевала всю ночь. |
Яблоки.
В саду большие яблони.
На них спелые яблоки.
Папа и Боря собирали яблоки.
Бабушка пекла блины.
Хороши блины с яблочным вареньем. |
Утро было ясное и тёплое.
Ребята пошли в лес.
Там Борис и Полина собирали бруснику.
На ветке сидела белка.
У белки большой пушистый хвост.
Собака бросилась за белкой. |
Около села протекала большая река.
Рыбаки ловили рыбу в реке.
Ребята собрались на рыбалку.
Они поймали большую рыбу.
Рыба сорвалась с крючка.
Боря поймал рыбу и принёс её бабушке. |
Охотники шли около болота.
Они вышли на опушку леса.
На липе была белка.
У белки пушистый мех и большой хвост.
Собака бросилась вперёд и залаяла.
Белка бросилась в дупло. |
Боря и Петя шли по тропинке.
Тропинка шла мимо болота вдоль реки.
Ребята пошли к рыбакам.
Рыболов переправил ребят через речку.
У леса ребята устроили привал.
Для костра Боря нарубил веток. |
В – Ф
Валя |
сова |
Витя |
Фома |
филин |
Африка |
Ваня |
трава |
вилка |
Феня |
финики |
кофта |
вата |
слова |
вишня |
ферма |
фикус |
фрукты |
Вова |
Клава |
весна |
фокус |
фиалка |
флоксы |
волк |
дерево |
ветка |
фонарь |
фартук |
фрак |
волос |
Москва |
весло |
фонтан |
фасоль |
кафтан |
Филин в лесу.
Фома на ферме.
У Фомы фонарь.
Около фонтана фиалки.
На столе флоксы.
У нас поспели фрукты.
Хороши наши фрукты.
Фаина надела фартук. |
Вера варила плов.
Вова купил веник.
В лесу выли волки.
На ветке соловей.
В парке высокая трава.
Ваня открыл ворота.
Ковёр висит у кровати.
Всё красиво в новой школе. |
Веня |
Феня |
ветка |
конфетка |
влага |
фляга |
Ездить нужно осторожно.
За рога держаться можно.
Жаль вот только – гривы нет!
Что за конь? (велосипед) |
Этот глаз – особый глаз.
Быстро взглянет он на вас –
И появится на свет самый точный
Ваш портрет. (фотоаппарат) |
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем. (воздух) |
Из меня посуду тонкую,
Нежно – белую и звонкую
Обжигают с давних пор.
Называюсь я - … (фарфор) |
Я зашёл в зелёный дом
И недолго пробыл в нём.
Оказался этот дом
Быстро в городе другом. (вагон) |
Праздник, праздник у ворот.
Кто встречать его пойдёт?
Я и верный мой дружок –
Красный, маленький … (флажок) |
Две плетёнки – две сестрёнки,
из овечьей пряжи тонкой.
как гулять – их надевать,
чтоб не мёрзли пять и пять. (варежки) |
Днём – спит, ночью – летает,
Прохожих пугает. (филин) |
На витрине красивые ковры.
Валя купила ковёр.
Ковёр повесили у кровати.
Валя украсила комнату цветами.
Вера принесла ватрушку.
Все пили чай с ватрушкой. |
Валя и Феня в лесу.
Красиво в лесу.
На ветке ворона.
На иве филин.
Филин спал.
Вася нашёл фиалки. |
Вася и Вера в новой школе.
Всё красиво в новой школе.
Окна высокие и светлые.
Учителя вернулись на работу.
Восхищались они новой школой.
Красиво и светло в классах. |
Валя, Лёва и Филипп пошли в парк.
В парке весело пели птички.
Они клевали крошки.
На Вале новый шарф.
У Филиппа новый костюм.
Лёва угостил друзей вишней. |
Весной внуки приехали в Москву.
Москва их приветливо встретила.
Вещи внуки внесли в комнату.
Пальто повесили на вешалку.
Вова выучил новую песню.
Это красивая песня о Москве. |
Варя и Феня живут на севере.
Мама купила Варе новую кофточку.
Кофточка висит на вешалке.
Фене мама купила новые валенки.
Варя и Феня идут в магазин.
Там они купили вскусные финики. |
Наступила ранняя весна.
Ваня и Витя отправились в лес.
Хорошо весной в лесу.
Ветер качал верхушки ивы.
На ветке ивы новые листочки.
В лесу кричала сова. |
В огороде растут свёкла, фасоль и морковь.
Сорная трава мешает расти овощам.
Вера вырывает сорную траву.
Хорошие овощи выросли у Веры.
Стручки фасоли очень крупные.
Морковь и свёкла яркие и большие. |
Вера перешла в восьмой класс.
У Веры день рождения.
На столе вкусные вафли и халва.
Ваня принёс финики.
Мама купила ватрушку и конфеты.
Валя принесла фрукты. |
Васька в комнате ловил мух.
На шкафу лежала шляпа.
Мухи сели на шляпу.
Васька уцепился за шляпу.
Шляпа упала на Ваську.
Фома и Ваня нашли Ваську под шляпой. |
Г - К
Галя |
гора |
гуси |
Катя |
ком |
кепка |
газ |
горох |
губы |
каша |
конь |
кекс |
галка |
голос |
гиря |
капля |
колесо |
кефир |
гамак |
гости |
гитара |
каска |
Кира |
кедр |
галстук |
голова |
герой |
капитан |
кино |
кухня |
Гаврила |
голуби |
гром |
капуста |
кирпич |
колпак |
Галя гонит гусей.
Гриша гонял голубей.
На лугу гуляли дети.
На горе растут грибы.
Гоша ходил за грибами.
Гуси громко кричали. |
У Киры косы.
Катя купила краски.
Карина кормила кур.
Коля поймал карася.
Кошка ловит мышку.
У мышки в норке корка. |
игра |
икра |
Галина |
калина |
гора |
кора |
галька |
калька |
гол |
кол |
колос |
колос |
гости |
кости |
густ |
куст |
грот |
крот |
Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне всё стук, да стук. (гвоздь) |
Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко.
Ведь правда вкусная… (картошка) |
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы. (гриб) |
Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …(капуста) |
На дворе переполох –
С неба сыплется горох!
Съела шесть горошин Нина –
У неё теперь ангина. (град) |
Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня? (коньки) |
Без рук, без топорёнка
Построена избёнка. (гнездо) |
Не зверь, не птица, носок – как спица.
Летит – звенит, сядет – молчит. (комар) |
Гоша ходил за грибами.
Груша гладит ленты.
Мама гнала гусей на гору.
На горе растут грибы.
В графине много воды.
Грачи охраняют огороды. |
Коля пас корову на лугу.
На лугу высокая густая трава.
За лугом красивый лес.
В лесу много ягод.
Коля собирал ягоды.
Корова ела траву. |
Мы долго ходили по лесу.
Там собирали ягоды и грибы.
Гриша сел у дерева и ел ягоды.
Гена нашёл много белых грибов.
Ребята не могли найти дорогу.
Только к вечеру дети вышли к дороге. |
Дети играют на дворе.
На дворе большие сугробы.
Дети лепят из снега бабу.
Надели дети шубы и бегут на горку.
Дети летят на санках с горы.
На губах улыбки. |
Мальчики бегали на лугу.
Потом они пошли гулять в лес.
Коля нашёл много грибов.
Гриша набрал мало ягод.
Около леса была горка.
Под горкой протекала река.
Мальчики долго купались. |
У речки крутые берега.
У правого берега большие луга.
На лугу много голубых цветов.
У дороги росло высокое дерево.
На дереве сидел галчонок.
Маленький галчонок упал с дерева.
Гриша поднял галчонка в гнездо. |
Сильно грело солнце.
На лугу зеленела трава.
Трава была высокая и густая.
Дети на лугу играли в горелки.
Около луга протекала река.
Река была глубокая. |
Я пригласил друга на прогулку.
Мы поехали за город.
Мы шагали по широкой дороге.
За горой лес и глубокая река.
Солнце сильно грело.
На берегу реки было много ребят. |
Стояла тёплая погода.
Солнце сильно грело.
По дороге бегали грачи.
Вдруг прилетел большой ястреб.
Он схватил когтями одного грача.
Ястреб с добычей поднялся в воздух. |
Нашу кошку зовут Мурка.
Головка у Мурки круглая.
Глаза у неё карие.
Шерсть густая, мягкая.
На лапках у кошки коготки.
Мы кормим её молоком, творогом, мясом. |
Д – Т
Даша |
душ |
сад |
Таня |
тут |
каток |
дача |
дым |
садик |
Тася |
туча |
ветка |
даль |
дыра |
кадушка |
танк |
туман |
пастух |
далеко |
дупло |
девочка |
тачка |
тыква |
платок |
дом |
доска |
деревня |
тарелка |
тихо |
станок |
дочь |
дерево |
декабрь |
тюльпан |
тишина |
стол |
Таня ела тыкву.
Толя кормит кота.
Тимур любит петь.
Кота зовут Трусик.
Кот ест сметану.
Стул стоит у стола. |
У дома сад.
Даша была в саду.
Дина сидела под деревом.
Надя едет к дедушке.
На пруду плавали лебеди.
Девочки водили хороводы. |
дело |
тело |
день |
тень |
дом |
том |
доска |
тоска |
дочка |
точка |
дрова |
трава |
удочка |
уточка |
док |
ток |
дом |
том |
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт,
И никуда я не пойду,
Покуда он идёт (дождь) |
Через поле и лесок
Подаётся голосок.
Он бежит по проводам – скажешь здесь,
А слышно – там (телефон) |
Его весной и летом мы видели одетым,
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.
(дерево) |
Кланяется, кланяется,
Придёт домой – растянется.
(топор) |
Высоких деревьев длинней,
Травиночки маленькой ниже.
С ней дали становятся ближе
И мир открывается с ней. (дорога) |
Над тобою, надо мною
Пролетел мешок с водою.
Наскочил на дальний лес –
Прохудился и исчез. (туча) |
На когтях на ствол сосновый
Влез монтёр красноголовый.
Он трудился на весу,
Но не вспыхнул свет в лесу. (дятел) |
То я в клетку, то в линейку.
Написать на мне сумей – ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (тетрадь) |
Дети ушли домой.
Кошка Дымка дома.
Дымка искала еду.
На столе Дымка нашла рыбу.
Дымка сыта.
Дети играли с Дымкой. |
В саду кусты смородины.
Дети были в саду.
Они собирают смородину.
Смородину кладут в тарелки.
Тарелки несут домой.
Даша и Таня угощают друзей. |
Даша посадила в саду деревья.
Наша дача недалеко от деревни.
Девочка принесла ведро воды.
Понедельник – первый день недели.
Дима и Володя ходили около дачи.
Мальчики подошли к высокому дереву.
Вода в роднике вкусная и холодная. |
У дедушки дом в деревне.
Около деревни два пруда.
Летом Дима был у дедушки.
Дедушка подарил Диме удочку.
Дима удил рыбу на пруду.
Рыбу он бросал в ведро.
Кот Дымок доставал из ведра рыбу. |
Один охотник бродил по лесу.
Он увидел дикую утку с утятами.
Утка повела своих детей к реке.
Налетел ястреб и схватил утку.
Утята остались одни.
Охотник принёс утят домой. |
Дима и Толя пошли с отцом ловить рыбу.
Диме было девять лет, Толе десять.
У них были удочки и сеть.
Дима поставил сеть.
Толя сидел в тени и ловил удочкой.
Дима и Толя несут домой рыбок. |
Лиза смотрела в окно.
Из окна видны кусты смородины и дубы.
Один дуб стоял в десяти шагах от дома.
На его ветки садились воробьи и голуби.
Прилетят, посидят и улетят.
Лиза сделала для птиц кормушку. |
Льдину с рыбаками унесло в море.
Среди туч люди увидели самолёт.
Это лётчик нашёл рыбаков.
Лётчик бросил на льдину мешок.
Там была еда.
Скоро подошла лодка спасателей. |
Кончились уроки в школе.
Дима направился домой.
Он шёл лесом по тропинке.
Дима увидел двух волков.
Мальчик быстро вскочил на дерево.
К вечеру подошёл охотник и спас Диму. |
Володя встал очень рано.
Мальчик быстро оделся.
Он отправился удить рыбу.
В руках он нёс удочки и ведро.
На удочку попадались судачки.
Он принёс десять судачков. |
Ж – З
жаба |
живот |
лужа |
замок |
коза |
заноза |
жало |
жилет |
кожа |
забор |
ваза |
заяц |
жалко |
жираф |
лыжи |
закат |
Лиза |
зайка |
жара |
Женя |
ужин |
зонт |
змея |
зефир |
Жора |
Желток |
рожок |
зубы |
Мурзик |
зяблик |
жонглёр |
живопись |
ёжик |
затылок |
морозы |
зерно |
У Жени жук.
В луже жаба.
Жора поймал жабу.
Ежи живут в лесу.
Женя жалеет животных.
Дети лежали на пляже. |
У Зины замок.
Лиза доила козу Зорьку.
Зоя дала Лизе вазу.
У Зины болели зубы.
У Зои кот Мурзик.
В школе зазвенел звонок. |
кожи |
козы |
лежать |
лизать |
рожок |
разок |
жить |
шить |
жутко |
шутка |
лужа |
Луша |
В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета. (жёлудь) |
Просыпаюсь утром рано,
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю … (зарядку) |
Он высокий и пятнистый,
С длинной – длинной шеей,
И питается он листьями –
Листьями деревьев. (жираф) |
Шелестя, шурша травой,
Проползает шнур живой.
Вот он встал и зашипел –
Подходи, кто очень смел. (змея) |
В золотой клубочек
Спрятался дубочек (жёлудь) |
Тридцать два молотят –
Один – поворачивает (зубы и язык) |
Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти. (журавли) |
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила (зима) |
Женя жалеет животных.
Жора Жуков дежурный.
Дети лежали на пляже.
Жаворонок летал над жатвой.
Журнал лежал на столе.
У Рыжухи рыжий жеребёнок. |
В саду стояла берёза.
Берёза была сухая.
На берёзе было гнездо зяблика.
Зяблик таскал в гнездо корм.
В гнезде жили птенцы.
Зяблик заботился о птенчиках. |
Женя жила на нижнем этаже.
На ужин были свежие творожники.
Каждый день идут дожди.
На льдине лежат моржи.
Жора бегает на лыжах.
Жук лежал вверх животом. |
Пришла зима.
Выпал снег.
Озеро замёрзло.
Медведи залезли в берлогу и спят.
Белки в дупле грызут орехи.
Зайки залезли под кусты. |
Снежок лежит пушистым ковром.
Весело блестят снежинки.
Серёжа и Шура побежали на лужайку.
Лужайка покрыта большими сугробами.
На ели прыгала рыжая белка.
Жучка лаяла на рыжего зверька. |
Красивые яблоки зреют в саду.
Есть и земляника.
Дети набрали корзину земляники.
Взрослые собрали яблоки и сливы.
Зрелые фрукты вкусные и полезные.
Скоро урожай повезут в магазины. |
Жора был большой шалун.
Он взял палку и бросил в Жучку.
Жучка укусила ему руку.
Бежит Жора домой.
Жоре больно и стыдно.
Зачем обидел Жучку? |
Надо было поднять затопленный корабль.
Пришёл спасательный корабль.
Он стал спускать под воду водолазов.
Водолазы в резиновых костюмах.
На голову водолазам одевают шлем.
Через трубку водолазу подают воздух. |
В доме жил ручной ёжик.
Он прижимал колючки и делался мягким.
Мы прозвали его Пушок.
Он бегал по дорожке сада.
Пушок ловил жуков и лягушек.
Днём ёжик спал, а ночью бегал.
Так он прожил всё лето. |
Наступили сильные морозы.
Берёзы и липы зимой стоят голые.
А сосна и ель зелёные.
Вся земля замёрзла.
Медведь залез в берлогу.
Зайчик нарядился в белую шубку.
По лесу бегают злые волки. |
С - Ш
Саша |
соты |
сито |
мост |
шаги |
шишка |
Сеня |
сода |
сирена |
каска |
шило |
крошка |
сом |
сук |
сигнал |
миска |
шакал |
мошка |
соль |
сын |
сабля |
паста |
шоколад |
крышка |
село |
сети |
коса |
песок |
шашки |
Маша |
семь |
секрет |
лиса |
носок |
шахтёр |
Миша |
На суку сова.
Саня спит.
В саду осы.
В лесу сосны.
На суку сидит сова.
Доска висит на стене. |
Кошка ловит мышку.
Маша ела кашу.
На вешалке шуба.
Миша моет уши.
Шалуны шумели и шалили.
Миша и Лёша играют в шахматы. |
башня |
басня |
каша |
касса |
кашка |
каска |
крыша |
крыса |
Машка |
маска |
мышь |
мыс |
мишка |
миска |
шутки |
сутки |
кашка |
пасха |
жар |
шар |
жаль |
шаль |
жест |
шест |
Одеяло белое, не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось. (снег) |
Твой хвостик я в руке держал,
Ты полетел – я - побежал.
(шарик) |
Растёт она вниз головою.
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт,
Заплачет она и умрёт. (сосулька) |
На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков. (шахматы) |
Светит, сверкает,
Всех согревает. (солнце) |
Сегодня всё ликует! В руках у детворы
От радости танцуют воздушные… (шары) |
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернётся – под лучами
Отливает серебром. (самолёт) |
Если мы растём на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбу у ребятишек
Никому не нужно … (шишек) |
Настя стоит на мосту.
Доска висит на стене.
В лесу стоит высокая сосна.
Соня и Сима сидят на скамейке.
Солдат стоит на посту.
Ася спокойно спит на постели. |
Паша вешает шубу на вешалку.
Дедушка купил Мише шашки.
Миша и Лёша играют в шахматы.
Шалуны шумели и шалили.
У Яши и Миши шалаш.
Школьники пришли в школу. |
Саня спускался с высокой горы.
У стены стоит красивое кресло.
Соня боялась собаки Барбоса.
Соня и Сима катались на санках.
В саду распустилась сирень.
В саду посадили астры и ирисы. |
Мама шьёт на швейной машинке.
Наташа поехала к дедушке и бабушке.
Паша и Тимоша шли по парку.
Бабушка дала Наташе пышку.
Даша пришила к шубе вешалку.
На шахте работают шахтёры. |
В посёлке появилась лиса.
Она стала опасна для гусей.
Появились у лисы лисята.
Лиса таскала гусей из посёлка.
Настя спустила собаку с цепи.
Лиса испугалась собаки и убежала в лес. |
Миша идёт в школу.
В руках у Миши сумка.
В сумке тетради и карандаши.
Вот и школа.
Миша снимает у вешалки шубу и шапку.
Мальчик спешит на урок. |
На небе солнышко.
Солнышко ярко светило.
На траве блестела роса.
В поле шла спешная работа.
Пашню готовили к севу.
За пашней были большие луга. |
У нас большая школа.
Гриша и Миша спешат в школу.
Около школы широкая дорога.
Широкая дорога ведёт в лес.
Миша собирал шишки в лесу.
Гриша увидел лису с пушистым хвостом. |
Дети пришли из школы.
Даша и Шура сели обедать.
Они ели салат и лапшу.
Хорош салат и вкусна лапша!
К столу подошла собака Шарик.
Шура угостила Шарика лапшой. |
У кошки появились котята.
Она сидела с ними за шкафом.
Котята скоро подросли.
Кошка вывела котят на свет.
Кошка ловила мышей.
Котята следили за кошкой и учились. |
Ц – Ч
цел |
отец |
цвет |
грач |
час |
чудо |
цепь |
певец |
цветок |
калач |
чай |
чулан |
целый |
молодец |
цветёт |
обруч |
чайка |
чугун |
центр |
продавец |
кузница |
кирпич |
чайник |
чулок |
цепкий |
леденец |
водица |
меч |
часовой |
точка |
царапать |
цитрус |
мельница |
печь |
чародей |
дочка |
У дома курица.
В цветнике цветут цветы.
На границе служит боец.
Курица была умница.
Зайцы боятся песцов.
Синица – красивая птица. |
Грачи кричат.
Дочка читает.
Девочка ела калач.
На столе чай в чайнике.
У дачи течёт речка.
Врач лечит дочке пальчик. |
цапля |
сабля |
цвет |
свет |
цветик |
светик |
Нарядные сестрёнки
Весь день гостей встречают,
Мёдом угощают. (цветы) |
Кто же это ходит в каменной рубахе?
В каменной рубахе ходит…
(черепаха) |
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат. (цапля) |
Идёт спокойно, не спеша.
Пусть видят все, как хороша.
Удобна и прочна рубаха,
В которой ходит … (черепаха) |
Был белый дом, чудесный дом,
И что - то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо. (цыплёнок) |
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!» (чайник) |
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете. (цифры) |
Мы ходим ночью, ходим днём,
Но никуда мы не уйдём.
Мы бьём исправно каждый час,
Но вы, друзья, не бейте нас. (часы) |
У цирка растёт акация.
По улице идут офицеры.
Цибик целый день на цепи.
Курица повела цыплят на улицу.
В парнике цвели огурцы.
Отец погнал двенадцать овец. |
Мальчик читал книгу.
Девочка учила уроки.
Врач лечит Коле пальчик.
В чашке горячий чай.
Девочка получила отличную отметку.
Катя ела горячий калач. |
Прилетели грачи.
На ветках чирикали птицы.
На цветах были гусеницы.
Их поедали грачи.
Птички искали червяков.
Птички спасают растения от червяков. |
Мальчики были в цирке.
Там прыгала собачка.
Играла волчица с волчатами.
Четыре собачки ходили по цепи.
Собачки узнавали цифры.
Лисица играла в мяч. |
Весной по улицам бегут ручьи.
Целый день кричат грачи.
Мальчики делают скворцам скворечники.
Скворцы поедают червяков.
У нас четыре чудесные клумбы.
Девочки поливают цветы. |
Мальчики ходили в лес за черникой.
Из кустов выскочили зайцы.
Они прыгали с кочки на кочку.
Один мальчик хотел поймать зайца.
Он бросил чернику и погнался за зайцем.
Заяц быстро ускакал по кочкам в лес. |
Яркое солнечное утро.
Пчёлы полетели за мёдом.
Цвела гречиха на полях.
Цветы гречихи были очень душистые.
На цветах гречихи сидели бабочки.
Они испугались пчёл и улетели на акацию. |
У курицы вылупились из яиц цыплята.
Их было двенадцать.
Четыре цыплёнка чёрных.
Восемь цыплят пёстрых.
Курица повела цыплят на улицу.
Цыплята учились искать червяков. |
На чердаке было гнездо ласточки.
У ласточки было четыре птенца.
Один птенчик выпал из гнезда.
Ласточка не могла помочь птенцу.
Митя сидел на крыльце и увидел это.
Он поднял птенчика и положил в гнездо. |
Девочка решала задачи.
Одна задача была очень трудная.
Она считала целый час.
Наконец задача была решена.
Девочка много занималась.
Скоро она отлично решала задачи. |
Литература.
-
|
Волина В.В. «Занимательное азбуковедение» - М., 1991 |
-
|
Волкова К.А. «Произношение: Школа глухих» - М., 1985 |
-
|
Горецкий В.Г., Тикунова Л.И. «Контрольные работы в начальной школе по чтению» - М., 1996 |
-
|
Игры в логопедической работе с детьми. – М., |
-
|
Кондакова М.Ф. «Диктанты и другие материалы для дифференциации смешиваемых букв» - М., 1964 |
-
|
Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя» - М., 1983 |