1. Общие замечания.
В курсе обучения русскому языку в начальной школе работа над формированием навыков письменной речи всегда считалась самой сложной темой, да и, к сожалению, до настоящего времени четко разработанных методических рекомендаций учителя не имеют.
Так, М.С. Соловейчик, преподаватель МГОПУ в статье "Повышаем культуру речи младших школьников, и... не только их", отмечает: "... обучение школьников соблюдению требований культуры речи хотя имеет место на уроках русского языка, но проводится беспорядочно, в малом объеме. Одна из причин такого положения в том, что учителя не имеют ясной программы этой работы..."
В базовой Программе общеобразовательных учебных заведений за 1992 г. опубликована программа нового курса "Речь и культура общения". Составители - Т.А. Ладыженская, Г.И. Сорокина, Р.И. Никольская. Данная программа предусматривает организацию и проведение специальных уроков по речевой культуре. Она состоит из трех разделов: "Речь и ее значение в жизни", "Текст", "Культура общения".
Наибольшую практическую ценность для развития навыков письменной речи представляет раздел "Текст", так как дает возможность определить в какой последовательности и форме нужно учить детей создавать текст, речевое произведение, высказывание.
Однако, имеется серьезный разрыв между содержанием базовой программы и программы "Речь и культура общения". Например, введение уже во 2 классе таких понятий, как: "Типы текстов. Рассуждение. Объяснение. Описание", требует включения в обязательную программу не менее 2-х уроков в неделю по развитию речи, что, конечно же, невозможно рассматривать в общеобразовательной школе.
Так появилась идея: на основании базовой программы и блока "Текст" программы "Речь и культура общения", разработать свой, скорректированный вариант. Предлагаемый вариант развития навыков письменной речи отвечает требованиям, как общеобразовательного уровня, так и практическим целям.
Курс "Развитие письменной речи» рассчитан на учащихся 2, 3, 4 классов и рассматривается как обязательная часть программы по русскому языку. Для проведения письменных упражнений в связной речи выделяются специальные уроки из общего фонда часов, отводимых на русский язык: во 2 классе - 20 часов; в 3 классе - 27 часов; в 4 классе - 30 часов.
2. Организационно-методический раздел
2.1. Цель курса
Курс направлен на развитие творческих способностей младшего школьника, на развитие его личности, мировоззрения, умений ребенка слушать и контролировать свою и чужую речь; на организацию активной речевой деятельности учащегося как необходимого компонента причинного мышления, а также на создание основного условия творческого процесса - формирование доброго, уважительного отношения к человеку в процессе обучения.
2.2. Задачи курса
Составить систему упражнений, при практическом применении которой возможно:
- научить детей связно выражать свои мысли в письменной форме, т.е. научить создавать текст, речевое произведение, высказывание;
- обогатить речь ребенка такими словами, оборотами, конструкциями, которые необходимы в повседневном общении между людьми, т.е. ввести в речь младших школьников формулы речевого этикета;
- способствовать развитию личности человека, который в общественной жизни, в лексическом общении способен правильно воспринимать информацию, осмысливать ее, воздействовать на мысли и чувства окружающих, отстаивать свою точку зрения и считаться с мнением других.
2.3. Краткое описание отдельных видов работ
Свободный диктант удовлетворяет требованию творческого письма: дети постепенно приобретают навык воспринимать и самостоятельно излагать те мысли, которые содержатся в диктуемом отрывке; он может быть использован для проверки усвоенных орфограмм; может иметь форму предупредительного диктанта.
При свободном диктанте дети, передавая текст своими словами, имеют возможность избежать тех слов, в правописании которых они сомневаются. Но опыт работы показывает, что они в значительной степени воспроизводят слова подлинника. Поэтому слова, трудные для написания, нужно записать на доске, и, кроме того, учащиеся могут спрашивать учителя, как пишутся те, или иные слова. Текст, предлагаемый детям, должен быть интересным и понятным, с легко запоминающимися сюжетами.
Рекомендации по организации работы над свободным диктантом.
- Причитать весь текст.
- Несколькими вопросами уточнить его содержание и основную мысль.
- Подробно объяснить новые слова.
- Прочитать текст по законченным логическим частям, состоящим из двух - трех предложений.
- Объяснить детям, что не надо стараться непременно запомнить все слова, надо понять смысл прочитанного отрывка и записать его своими словами.
- Дети записывают текст последовательно, часть за частью.
Редактирование текста с точки зрения использования в нем языковых средств - является весьма эффективным приемом проведения наблюдений за употреблением средств языка.
На доске написан текст.
Пришла зима. Кругом много снега. Радуются зиме ребята. Ребята на санках и на лыжах катаются с горы. Ребята мчатся на коньках по гладкому льду. Ребята играют в снежки. Весело ребятам.
- Нравится текст? (Учащиеся его редактируют, заменяют повторяющие слова: ребята - дети, малыши, детвора, они)
Конструирование единиц из данных элементов более низкого уровня - восстановление деформированного текста.
Составление письменных ответов на вопросы к прочитанному рассказу, упражнению, статье, басне - эта работа значительно облегчена по сравнению с обычным изложением, наличием вопросов и возможностью обращаться во время письма к тексту произведения.
Вопросы, на которые учащиеся самостоятельно будут писать ответы, следует сформулировать так, чтобы ученик мог свободно дать на каждый из них ответ, состоящий из одного предложения. Кроме того, вопросы должны быть построены так, чтобы ответы учащихся составили короткий связный рассказ.
Работу над изложением
Работа над изложением прочитанного текста является неотъемлемой частью работы по развитию речи в начальной школе. Изложение имеет свои особенности и задачи:
- В изложении дети учатся правильно и полно излагать чужие мысли, выраженные в форме рассказа, статьи, басни.
- Дети непосредственно на литературных образах учатся правилам построения рассказа, предложения, умению выбрать точное слово и использовать различные изобразительные средства языка.
Таким образом, воспроизведение оригинала является характерной чертой работы над изложением. Однако это воспроизведение ни в коем случае не может и не должно основываться на механической памяти. Ведь изложение приучает детей к большой логической работе, состоящей вначале из анализа произведения (его содержания, идеи, языка), а затем из его осознанного воспроизведения.
Требования к детским изложениям:
- Ученик должен правильно передать содержание того произведения, которое он излагает, не упуская ничего существенного и не добавляя
того, чего нет в произведении.
В детском изложении должна быть четко выражена главная мысль (идея) рассказа. Поэтому на уроке, подготавливающем к изложению, мы тщательно разбираем с детьми произведение, вскрывая его содержание при помощи вопросов, и выясняем главную мысль.
Очень важно приучить детей вдумчиво выяснять логические связи, заложенные в произведении:
- что является в рассказе самым главным;
- какие причины вызвали события;
- почему совершен тот или иной поступок;
- как следует оценить поведение действующего лица;
- какие чувства возникают при чтении рассказа.
После такого разбора учащиеся сознательно овладевают содержанием и осмысленно излагают его.
- Рассказ ученика должен быть правильно построен.
Почти все произведения, предлагаемые для учащихся, имеют три основные части: вступление, изложение основного содержания и заключение.
Следует особо подчеркнуть роль изложения как упражнения, приобщающего детей к лучшим образцам языка. Высокохудожественные тексты, написанные мастерами слова и затем письменно пересказанные детьми, способствует формированию правильных речевых навыков, очищают речь, повышают ее культуру, прививают художественный вкус, развивают языковое чутье.
В этом смысле изложение полезно именно рядом с сочинением, так как последнее всегда несет в себе опасность некоторого влияния диалектов и просторечия. Изложение может предшествовать сочинению на близкую тему.
Рекомендации по организации работы над изложением.
- Чтение текста самими учащимися 2 раза.
- Беседа по содержанию: о ком здесь рассказано? (Вопросы к беседе по анализу содержания составляются так, чтобы ответы на них исключали повторение предложений из оригинала).
- Словарная работа.
- Орфографическая подготовка.
- Устный пересказ по плану или вопросам учителя.
- Пересказ своего текста.
- Продолжение орфографической подготовки: трудные слова и словосочетания записываются на доске.
Учащиеся пишут изложение, учитель следит за работой каждого и оказывает индивидуальную помощь.
Наконец, организуется самопроверка. Очень важно приучить к ней детей уже в 1-м классе.
В 3-м и 4-м классах работа над подробным изложением усложняется: подбирая текст, предусмотрено ознакомление школьников с новыми для них особенностями в области логики, лексики, синтаксиса, композиции текста, с повествованием, элементами описания.
Рекомендации по организации работы над сочинением.
- Сообщение цели. Перед учащимися ставится задача передать сюжет близко к тексту оригинала.
- Чтение. После каждого абзаца делается небольшая пауза. Интонируются предложения.
- Коллективное составление плана. План может иметь два варианта:
- первый вариант - цитаты, повествовательные предложения;
- второй вариант - назывные предложения.
- Самостоятельное составление фрагментов текста по пунктам плана.
- Орфографическая работа над словами.
Сжатые изложения
Сжатые изложения вводятся в 3-м классе, продолжая усложняться, проводятся в 4-м классе.
Рекомендации по организации работы над сжатым изложением.
- Учитель, а чаще сами дети прочитывают текст 1-2 раза.
- После этого в ходе коллективной беседы выявляется главное-то, что обязательно надо отметить в сюжетном пересказе, и то, что можно опустить.
Следовательно, на первых порах нужна серьезная устная подготовка; она проводится на уроках чтения.
Предлагая учащимся написать сжатое изложение, нужно предоставить им возможность проявить максимум самостоятельности в отборе главного и деталей. В 3-м и 4-м классах иногда проводятся сжатые изложения деловых статей.
Творческие изложения.
Письменные изложения с творческими изменениями и дополнениями представляют собой продолжение устной работы. Наиболее удобны для письменного оформления пересказы от лица рассказчика или одного из персонажей.
Изложения с творческими дополнениями полезно иногда задавать четвероклассникам на дом, давая им несколько дней на обдумывание сюжета.
Работа над сочинением.
Еще одним видом творческих работ является сочинение, которое в школе занимает особое место: ему в известной степени подчинены другие речевые упражнения. Оно служит эффективным средством воспитания, возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать виденное и пережитое, развивает наблюдательность; требует самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в текст; способствует становлению личности учащегося. Выбор слов, оборотов в речи и предложений, обдумывание композиции рассказа, сбор материала, установление логических связей, проверка орфографии - весь этот комплекс действий требует от ребенка высокого напряжения его творческих сил.
Школьники любят сочинение за творческий характер, за то, что в нем можно проявить самостоятельность, написать свое.
В зависимости от источников сочинения делятся,
- во-первых, на сочинения о пережитом, виденном, слышанном самими учениками;
- во-вторых, сочинения на книжном материале, по картине, фильму, спектаклю и другим источникам опосредованного опыта;
- в-третьих, сочинения, где используется материал разных источников, например, в сочинении "Перелетные птицы нашего края" школьники используют наряду с книжными сведениями и свои наблюдения.
Особо следует отметить сочинения на основе творческого воображения: по сюжетной картине, по заданному началу или концу текста, импровизация сказок и т.п.
По степени самостоятельности, по методам подготовки различаются сочинения коллективные, проводимые на общую для всего класса тему и требующие в большей или меньшей степени общеклассной подготовки, и индивидуальные.
По жанрам связные тексты делятся на повествования, описания и рассуждения, причем чаще всего встречаются сочинения повествовательные, с элементами описания и рассуждения.
По стилю сочинения разделяются на эмоционально - образные и деловые. Первые - это преимущественно рассказы о событиях и описания природы; вторые - записи по наблюдениям, планы, отчеты, деловые описания, объявления, математические задания и т.п.
Сочинения могут классифицироваться и по тематическим группам: природа нашей Родины; труд взрослых и детей в нашей стране; профессии в городе, деревне и т.д.
Тема - это предмет сочинения, то, о чем в нем говорится. Она определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые в сочинении отражены. От того, как сформулирована тема учителем, как подведены школьники к ее пониманию, зависит правильность и полнота сочинения. Причем нужно учесть, что тема и заглавие сочинения не всегда совпадают. Так, тема "Первые признаки весны", может быть озаглавлена "Добро пожаловать, весна!", "Весна идет..." и т.п. Дети любят яркие, меткие, образные заглавия.
Тема всегда связана и идеей. Идея - это мысль писателя, выраженная в художественных образах.
Сочинения по картине.
Сочинения по картине должны занимать большое место в работе по развитию речи. Дети очень любят рассматривать картины, потому что они возбуждают не только их мысли, но и чувства, действуют на воображение.
Рекомендации по организации работы над сочинением.
Эту работу можно начать с небольшой беседы, которая иногда нужна для пояснений, помогающих лучше воспринимать картину, но чаще служит для того, чтобы вызвать в сознании детей понятия, близкие к содержанию картины, известные им из жизненного опыта и книг.
Затем предлагается рассмотреть картину - это наиболее ответственная работа. Сначала дети самостоятельно рассматривать ее, и именно в этот момент, под свежим впечатлением, они живо и непосредственно воспринимают и общее настроение картины, и ее содержание, выраженное в художественных образах.
Вслед за этим учащиеся рассматривают картину вместе с учителем. Задача учителя заключается в том, чтобы дети заметили не только общую часть картины, ее сюжет, но и все подробности, с помощью которых создается художественный образ. Только после этого происходит восприятие картины, и дети вполне усваивают ее содержание.
Теперь важно, чтобы дети изложили это содержание в полной последовательности. Для этого намечается план сочинения (обычно составляется коллективно).
Таким образом, урок строится по следующей схеме:
- Краткая вступительная беседа.
- Самостоятельное рассматривание картины.
- "Чтение" картины вместе с учителем и словарная работа.
- Составление плана сочинения.
- Устный рассказ по картине.
- Сочинение.
Обязательно нужно выписать на доске слова, трудные для написания.
Сочинения о пережитом.
Детские переживания дают богатый материал для сочинения, причем дети с удовольствием рассказывают о том, что они видели или испытали. Задача учителя заключается в том, чтобы ввести рассказ в определенные рамки и обеспечить последовательность изложения. Это достигается предварительной беседой, цель которой - помочь детям определить материал своего сочинения и его размеры.
Сочинения - описания.
Большое место отводится работам по описанию природы, основанным на собственных наблюдениях детей.
Такие сочинения должны проводиться регулярно. Кроме образовательных целей, которые достигаются при этом, они еще ценны тем, что учат детей пользоваться собственными наблюдениями и обобщать их.
2.4. Основные требования к знаниям и умениям учащихся
К концу |
Должны знать |
Должны уметь |
II класса |
такие понятия как:
|
|
III класса |
|
|
IV класса |
|
|
2.5. Проверочные работы по развитию речи
- во втором классе - восстановление деформированного текста или ответы на вопросы;
- в третьем классе - к концу года изложение по коллективно составленному плану;
- в четвертом классе - в первом полугодии изложение (учитель помогает разделить текст на части, дети части озаглавливают самостоятельно).
В конце учебного года - контрольное изложение: текст учащиеся самостоятельно делят на части, озаглавливают их назывными предложениями и по плану пишут текст.
2.6. Классификация ошибок
По классификации, принятой в средней школе (разработанной В.И. Капинос в 1973 году) ошибки, связанные с несоблюдением грамматических норм языка, называются грамматическими. Они свидетельствуют о нарушении грамматической правильности речи.
Орфографические ошибки тоже свидетельствуют о нарушении правильности передачи звукового состава слов на письме. Грамматические ошибки легко выявляются и на слух, так как они отражают неверное образование единицы языка.
Часто встречается в детской речи нарушение лексической нормы. Это происходит, прежде всего, в том случае, если слово используется говорящим в не свойственном ему значении или с не свойственной ему окраской, т.е. слово в языке обозначает не то, что имел в виду автор. Обратно пошел дождь. Дым повалил черными клубнями. Партизаны выдержали все допросы и попытки. Главарь партизанского отряда отдал приказ... Чаще всего ошибка провоцируется тем, что в языке есть звучное слово с другим значением: клубни - клубы, попытки - пытки, но иногда к ошибке приводит незнание точного значения слова, как в первом примере, или незнание его эмоциональной окраски, закрепившейся в языке, как в последнем случае.
Рассмотренные ошибки, как грамматические - неверное образование слова (сладкость, писканье), форм слова (ездию, с ей, санка и др.), словосочетания (застрял в лужу, пушистый материя), предложения (Птиц в парке мало. Поэтому что...), - так и лексическое (неверный выбор слова), схожи с тем, что в них проявляется нарушение правильности речи. По этому же признаку к ним примыкают и нарушения произношения, т.е. орфоэпические ошибки. Все эти виды речевых погрешностей являются отступлением от норм литературного языка, зафиксированного в словарях и справочниках.
Но кроме этой группы довольно грубых речевых ошибок в речи школьников встречаются погрешности, которые в названной классификации именуются более мягко - недочеты. В них проявляется неумение ребенка пользоваться лексической или грамматической единицей языка, т.е. употреблять ее с учетом конкретного содержания, контекста, условий и задач общения. Если ошибки первой группы - это нарушение правильности речи, то погрешности второй - это проявление ее неточности, бедности, невыразительности или избыточности. Вот некоторые разновидности этой группы речевых ошибок:
- Нарушение лексической сочетаемости: Илья Муромец собрался с мощью. Еж смотался в клубок. В голове у него метнулась мысль. Я уже ездил на самолете.
Каждым из выделенных слов сказано то, что хотел сказать автор (в отличие от ранее рассмотренных лексических ошибок), но неудачно, неумело, без учета возможностей его сочетания с другими словами.
- Употребление лишнего слова (тавтология): Синичка полетела за новыми новостями. Речка замерзла льдом. Мне выпала почетная честь. Всем подарили памятные сувениры. Во всех этих примерах каждым из слов тоже передано то значение, которое закреплено за ним в языке, но использование слова избыточно: новости не могут быть старыми, замерзла - значит, покрылась льдом, и т.д. Причина подобных ошибок - чаще всего в неполном понимании значения слов.
- Неудачное употребление местоимений, затемняющее смысл, порождающее двусмысленность: Мальчики показали дятла прохожему. Они
поймали его утром в лесу. Если Илью Муромца посадили на Алешиного коня, он бы не выдержал. В этих погрешностях проявляется специфика местоимений: не называть предмет, признак, а лишь указывать на него. Такая особенность местоимений обязывает проявлять особую «осторожность" при их использовании в контексте. - Употребление рядом однокоренных слов или одного и того же слова, что создает некоторое неблагозвучие: Загудел гудок поезда. В рассказе рассказывается. Лоси побежали. За ними побежали волки.
- Однообразие синтаксических конструкций: Мы пошли в парк. День был солнечный. Небо голубое. Ветер теплый. Травка молодая, зеленая.
- Нарушение стиля высказывания: Красавица рябина тоже принарядилась. Она красные бусы надела. Эти плоды являются хорошим кормом для птиц; Совсем еще недавно выпал первый снег. А уже все покрыто белым пушистым ковром. Толщина снежного покрова уже несколько сантиметров. В этих погрешностях проявляется неумение детей развести задачи речи: рисовать словами, передавая собственное восприятие, и сообщать точные сведения, необходимые в научно - деловой речи. Иногда такие ошибки "провоцируют" соединением на экскурсиях природоведческих и художественных задач.
Как видим, среди ошибок этой группы тоже есть погрешности, как в лексических, так и в грамматических единицах (ср., например, первую и вторую разновидности с третьей и пятой), но похожими их делает не нарушение языковой нормы, как в первой группе, а неудачное включение данной единицы языка в контекст. Таким образом, в предложенной классификации речевых ошибок учтена прежде всего их сущность: проявляется нарушение нормы языка или нарушаются требования контекста.
2.7. Основные критерии оценки письменных работ
Основными критериями оценки изложения является точность, последовательность, полнота воспроизведения авторского текста; сочинений - освещение темы, создание текста, а также (во всех видах творческих работ) речевое оформление, орфографическая и пунктуационная грамотность. Отметка ставится общая с учетом всех критериев.
Уже в начальных классах целесообразно выставлять две отметки: одну - за содержание и речевое оформление, другую - за грамотность.
При оценке содержания и речевого оформления следует учитывать: соответствие теме в сочинении, искажение содержания авторского текста в изложении, внесение лишних фактов, неудачный порядок предложений, слов в предложениях, отсутствие связи между частями текста, повтор одного и того же слова, неудачный выбор слов т.д.
Отметка "5" ставится за работу, в которой точно, полно, последовательно передан авторский текст в изложении; последовательно, правильно раскрыта тема в сочинении; отсутствуют фактические ошибки, богат словарь, правильное речевое оформление.
Грамотность: не должно быть орфографическим и пунктуационных ошибок. Учитываются ошибки только на изученные правила.
Допускается 1-2 исправления.
Отметка "4" ставится за работу, в которой точно, полно, последовательно передан авторский текст изложения, раскрыта тема сочинения, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения, есть отдельные речевые и фактические неточности. Их может быть не более 2-3.
Грамотность: допущены 1-2 орфографические и 1 пунктуационная ошибка, есть 1-2 исправления.
Отметка "3" ставится за работу, в которой допущены некоторые отклонения от авторского текста изложения, есть отклонения от темы в сочинении; также могут быть допущены отдельные нарушения в последовательности изложения текста, в построении предложений; беден словарь; имеются речевые неточности. Может быть не более 4-5 речевых недочетов.
Грамотность: допущены 3 - 5 орфографических ошибок и 1-2 пунктуационных, а также 1-2 исправления.
Отметка "2" ставится за работу, в которой есть значительные отступления от авторского текста изложения, значительные отклонения от темы, нарушена последовательность изложения, допущено большое число фактических неточностей, нет связи между частями, крайне беден словарь. В целом допускается шесть и более неточностей.
Грамотность: допущено 6 и более орфографических ошибок и 3 -4 пунктуационные ошибки.
За обучающие работы по развитию речи могут быть поставлены только положительные отметки, поэтому возникает необходимость писать второй вариант этой же работы и его оценивать.
2.8. Примерное планирование уроков развития речи
К концу |
Должны знать: |
Должны уметь: |
II класса |
такие понятия как:
|
|
III класса |
|
|
IV класса |
|
|
2.5. Проверочные работы по развитию речи
- во втором классе - восстановление деформированного текста или ответы на вопросы;
- в третьем классе - к концу года изложение по коллективно составленному плану;
- в четвертом классе - в первом полугодии изложение (учитель помогает разделить текст на части, дети части озаглавливают самостоятельно).
В конце учебного года - контрольное изложение: текст учащиеся самостоятельно делят на части, озаглавливают их назывными предложениями и по плану пишут текст.
2.6. Классификация ошибок
По классификации, принятой в средней школе (разработанной В.И. Капинос в 1973 году) ошибки, связанные с несоблюдением грамматических норм языка, называются грамматическими. Они свидетельствуют о нарушении грамматической правильности речи.
Орфографические ошибки тоже свидетельствуют о нарушении правильности передачи звукового состава слов на письме. Грамматические ошибки легко выявляются и на слух, так как они отражают неверное образование единицы языка.
Часто встречается в детской речи нарушение лексической нормы. Это происходит, прежде всего, в том случае, если слово используется говорящим в не свойственном ему значении или с не свойственной ему окраской, т.е. слово в языке обозначает не то, что имел в виду автор. Обратно пошел дождь. Дым повалил черными клубнями. Партизаны выдержали все допросы и попытки. Главарь партизанского отряда отдал приказ... Чаще всего ошибка провоцируется тем, что в языке есть звучное слово с другим значением: клубни - клубы, попытки - пытки, но иногда к ошибке приводит незнание точного значения слова, как в первом примере, или незнание его эмоциональной окраски, закрепившейся в языке, как в последнем случае.
Рассмотренные ошибки, как грамматические - неверное образование слова (сладкость, писканье), форм слова (ездию, с ей, санка и др.), словосочетания (застрял в лужу, пушистый материя), предложения (Птиц в парке мало. Поэтому что...), - так и лексическое (неверный выбор слова), схожи с тем, что в них проявляется нарушение правильности речи. По этому же признаку к ним примыкают и нарушения произношения, т.е. орфоэпические ошибки. Все эти виды речевых погрешностей являются отступлением от норм литературного языка, зафиксированного в словарях и справочниках.
Но кроме этой группы довольно грубых речевых ошибок в речи школьников встречаются погрешности, которые в названной классификации именуются более мягко - недочеты. В них проявляется неумение ребенка пользоваться лексической или грамматической единицей языка, т.е. употреблять ее с учетом конкретного содержания, контекста, условий и задач общения. Если ошибки первой группы - это нарушение правильности речи, то погрешности второй - это проявление ее неточности, бедности, невыразительности или избыточности. Вот некоторые разновидности этой группы речевых ошибок:
- Нарушение лексической сочетаемости: Илья Муромец собрался с мощью. Еж смотался в клубок. В голове у него метнулась мысль. Я уже ездил на самолете.
Каждым из выделенных слов сказано то, что хотел сказать автор (в отличие от ранее рассмотренных лексических ошибок), но неудачно, неумело, без учета возможностей его сочетания с другими словами.
- Употребление лишнего слова (тавтология): Синичка полетела за новыми новостями. Речка замерзла льдом. Мне выпала почетная честь. Всем подарили памятные сувениры. Во всех этих примерах каждым из слов тоже передано то значение, которое закреплено за ним в языке, но использование слова избыточно: новости не могут быть старыми, замерзла - значит, покрылась льдом, и т.д. Причина подобных ошибок - чаще всего в неполном понимании значения слов.
- Неудачное употребление местоимений, затемняющее смысл, порождающее двусмысленность: Мальчики показали дятла прохожему. Они
поймали его утром в лесу. Если Илью Муромца посадили на Алешиного коня, он бы не выдержал. В этих погрешностях проявляется специфика местоимений: не называть предмет, признак, а лишь указывать на него. Такая особенность местоимений обязывает проявлять особую «осторожность" при их использовании в контексте. - Употребление рядом однокоренных слов или одного и того же слова, что создает некоторое неблагозвучие: Загудел гудок поезда. В рассказе рассказывается. Лоси побежали. За ними побежали волки.
- Однообразие синтаксических конструкций: Мы пошли в парк. День был солнечный. Небо голубое. Ветер теплый. Травка молодая, зеленая.
- Нарушение стиля высказывания: Красавица рябина тоже принарядилась. Она красные бусы надела. Эти плоды являются хорошим кормом для птиц; Совсем еще недавно выпал первый снег. А уже все покрыто белым пушистым ковром. Толщина снежного покрова уже несколько сантиметров. В этих погрешностях проявляется неумение детей развести задачи речи: рисовать словами, передавая собственное восприятие, и сообщать точные сведения, необходимые в научно - деловой речи. Иногда такие ошибки "провоцируют" соединением на экскурсиях природоведческих и художественных задач.
Как видим, среди ошибок этой группы тоже есть погрешности, как в лексических, так и в грамматических единицах (ср., например, первую и вторую разновидности с третьей и пятой), но похожими их делает не нарушение языковой нормы, как в первой группе, а неудачное включение данной единицы языка в контекст. Таким образом, в предложенной классификации речевых ошибок учтена прежде всего их сущность: проявляется нарушение нормы языка или нарушаются требования контекста.
2.7. Основные критерии оценки письменных работ
Основными критериями оценки изложения является точность, последовательность, полнота воспроизведения авторского текста; сочинений - освещение темы, создание текста, а также (во всех видах творческих работ) речевое оформление, орфографическая и пунктуационная грамотность. Отметка ставится общая с учетом всех критериев.
Уже в начальных классах целесообразно выставлять две отметки: одну - за содержание и речевое оформление, другую - за грамотность.
При оценке содержания и речевого оформления следует учитывать: соответствие теме в сочинении, искажение содержания авторского текста в изложении, внесение лишних фактов, неудачный порядок предложений, слов в предложениях, отсутствие связи между частями текста, повтор одного и того же слова, неудачный выбор слов т.д.
Отметка "5" ставится за работу, в которой точно, полно, последовательно передан авторский текст в изложении; последовательно, правильно раскрыта тема в сочинении; отсутствуют фактические ошибки, богат словарь, правильное речевое оформление.
Грамотность: не должно быть орфографическим и пунктуационных ошибок. Учитываются ошибки только на изученные правила.
Допускается 1 - 2 исправления.
Отметка "4" ставится за работу, в которой точно, полно, последовательно передан авторский текст изложения, раскрыта тема сочинения, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения, есть отдельные речевые и фактические неточности. Их может быть не более 2-3.
Грамотность: допущены 1-2 орфографические и 1 пунктуационная ошибка, есть 1-2 исправления.
Отметка "3" ставится за работу, в которой допущены некоторые отклонения от авторского текста изложения, есть отклонения от темы в сочинении; также могут быть допущены отдельные нарушения в последовательности изложения текста, в построении предложений; беден словарь; имеются речевые неточности. Может быть не более 4-5 речевых недочетов.
Грамотность: допущены 3-5 орфографических ошибок и 1-2 пунктуационных, а также 1-2 исправления.
Отметка "2" ставится за работу, в которой есть значительные отступления от авторского текста изложения, значительные отклонения от темы, нарушена последовательность изложения, допущено большое число фактических неточностей, нет связи между частями, крайне беден словарь. В целом допускается шесть и более неточностей.
Грамотность: допущено 6 и более орфографических ошибок и 3-4 пунктуационные ошибки.
За обучающие работы по развитию речи могут быть поставлены только положительные отметки, поэтому возникает необходимость писать второй вариант этой же работы и его оценивать.
2.8. Примерное планирование уроков развития речи
2 класс - 20 работ.
№ п/п |
Тема урока, его целевые установки |
Кол-во часов |
1 |
Текст. Тема текста. Главная мысль. |
1 |
2 |
Редактирование и анализ текста. |
1 |
3 |
Зрительное изложение "Что ты умеешь?" |
1 |
4 |
Восстановление деформированного текста по серии сюжетных картин "Спасли птичку" |
1 |
5 |
Коллективное составление текста после экскурсии на тему "Зима" |
1 |
6 |
Сочинение по сюжетным картинкам "Снеговик" |
1 |
7 |
Свободный диктант "Кот Васька" |
1 |
8 |
Ответы на вопросы с использованием слов для справок. |
1 |
9 |
Составление текста по картине или по серии картин "Кормушка" |
1 |
10 |
Творческое списывание текста "Наша кошка" |
1 |
11 |
Выборочное изложение "На пасеке" |
1 |
12 |
Коллективное составление текста на тему"Друг" |
1 |
13 |
Усложненные ответы на вопросы |
1 |
14 |
Сочинение-описание «Белочка" |
1 |
15 |
Коллективное составление рассказа на тему "Весна" |
1 |
16 |
Восстановление деформированного текста. Проверочная работа. |
1 |
17 |
Зрительное изложение "Лиса" |
1 |
18, 19, 20 |
Уроки - резерв |
3 |
3 класс - 27 работ.
№ п/п |
Тема урока, его целевые установки |
Кол-во |
1 |
Изложение с языковым анализом текста "Улетели журавли" |
1 |
2 |
Зрительное изложение текста "Длиннохвостые разбойники" - учить детей выбирать наиболее точные слова, обогащать их словарный запас; |
1 |
3 |
Сочинение по картине "В лесу осенью" |
1 |
4 |
Сочинение по диафильму "Журавли" |
1 |
5 |
Сочинение по календарю природы "Октябрь в нашем городе" |
1 |
6 |
Слуховое изложение по деформированному плану |
1 |
7 |
Сочинение-описание овоща. |
1 |
8 |
Сочинение-описание "Березка" |
1 |
9 |
Свободный диктант "Вот так девочки!" |
1 |
10 |
Сочинение - описание "Кошка" (Деловой стиль). |
1 |
11 |
Сочинение по картине Н. Щепетовой "Зимние забавы". |
1 |
12 |
Письмо - новогоднее поздравление |
1 |
13 |
Зрительное изложение с языковым анализом "Колокольчики" |
1 |
14 |
Сочинение "Моя елка". Сказка о елочке, |
1 |
15 |
Сочинение с элементами описания по картине "Зима". Художник Зима |
1 |
16 |
Выборочные изложения по готовому плану "Ай, да муравьи!" |
1 |
17 |
Сравнение делового и художественного описания на тему "синички", |
1 |
18 |
Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Партизаны". |
1 |
19 |
Сочинение "Моя мама". |
1 |
20 |
Сочинение по наблюдениям "Весна" |
1 |
21 |
Сочинение - рассуждение "Почему так хорошо весной?" |
1 |
22 |
Сочинение по серии картин "В половодье". |
1 |
23 |
Зрительное изложение с языковым анализом текста "Теплинка " |
1 |
24 |
Сравнительное описание "Уж и гадюка". |
1 |
25 |
Сочинение с элементами описания "Первая Бабочка" |
1 |
26 |
Проверочное изложение "Лесной доктор " |
1 |
27 |
Сочинение "Мой друг". "Моя подруга" |
1 |
4 класс – 30 работ.
№ |
Тема урока, его целевые установки |
Кол-во |
1 |
Зрительное изложение повествовательного характера "Купание медвежат" или "Медведь - рыбак" |
1 |
2 |
Сочинение по летним впечатлениям. Темы: На реке. В лесу. Случай в горах. Вот это находка. В деревне. |
1 |
3 |
Сочинение по наблюдениям "Краски осеннего леса" |
1 |
4 |
Сочинение по картине В. Поленова "Золотая осень". |
1 |
5 |
Письмо автобиографии |
1 |
6 |
Свободный диктант "Березка" |
1 |
7 |
Сочинение по диафильму "Горькая вода" |
1 |
8 |
Выборочное изложение "Нюрка» |
1 |
9 |
Сравнение делового и художественного описания животных |
1 |
10 |
Слуховое изложение "Синичка обыкновенная" |
1 |
11 |
Письмо другу |
1 |
12 |
Сочинение по серии картин "Нужное дело" |
1 |
13 |
Проверочное изложение "Елка для белки" |
1 |
14 |
Сочинение - описание процесса. Изготовление открыток |
1 |
15 |
Творческое изложение по кинофильму "Зима" |
1 |
16 |
Сочинение по наблюдениям и календарю природы и труда: "Февраль - последний месяц зимы " (Деловой стиль) "Интересный случай!" (Художественный стиль) |
1 |
17 |
Сочинение по картине Э. Грабаря "Февральская лазурь" |
1 |
18 |
Краткое изложение по коллективно составленному плану "О чем горевали птички" |
1 |
19 |
Сравнение делового и художественного описания на тему "Весна" |
1 |
20 |
Сочинение по картине А. Саврасова "Грачи прилетели " или И. Левитана "Весна. Большая вода" |
1 |
21 |
Слуховое изложение "Зачем птицы поют" |
1 |
22 |
Характеристика героя художественного произведения |
1 |
23 |
Сравнительное описание "Грибы" |
1 |
24 |
Письмо телеграммы |
1 |
25 |
Составление текста на тему: "Какое время года я люблю больше и почему?" |
1 |
26 |
Контрольное изложение "Лебедь" или "Орел и кошка". |
1 |
27 |
Сочинение на тему: "Май в нашем городе" (Проверочная работа) |
1 |
28, 29, 30 |
Уроки - резерв |
3 |