Формирование самооценки у учащихся младшего школьного возраста

Разделы: Работа с родителями


В настоящее время перед школой стоит задача формирования самостоятельного, инициативного человека с активной личностной позицией.

Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях. Определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Начав формироваться еще в раннем детстве, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей, она продолжается видоизменяться на протяжении всей жизни, становясь все более критичной и содержательной. Благоприятный период для становления самооценки как особого компонента самосознания является младший школьный возраст, поэтому по этому поводу коллеги проводят очень много работы в этом направлении.

Самооценка рассматривается как составляющая и необходимая часть учебной деятельности школьника, которая включает самопроверку ребенком своих действий по овладению учебным материалом, учебных достижений и своего поведения. Овладение основами самооценки позволяет ученику судить о том, что он знает и умеет хорошо, в чем еще надо разобраться, а что еще предстоит узнать.

В результате этого процесса одни учащиеся избавляются от излишней самоуверенности, другие – начинают понимать свои недостатки, трудности, третьи осознают, что оценку своих возможностей произвели правильно.

Хочу обратить внимание оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение.

Приведу несколько примеров как учитель проводит свою работу в этом направлении.

Например, мы предлагаем ребятам выполнить домашнее задание различного уровня по сложности:

Первый уровень – обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику.

Второй уровень – тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. Эти ученики могут освобождаться от задания первого вида.

Третий уровень. Это – творческое задание. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк: частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам и т.п.; чайнворды, сканворды, кроссворды и т.п.;

Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

Наряду с оценочной шкалой- на уроке используется также трехцветный индикатор, для обратной связи на уроке, когда учитель должен увидеть весь класс:

  • красный – я не знаю, прошу помощи,
  • синий – сомневаюсь, не уверен,
  • зеленый – знаю, умею, могу помочь другим.

Особое внимание уделяется взаимооценке. Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Негативная оценка вовсе не означает, что ты плохой ученик, а лишь фиксирует сам факт ошибки.

При выполнении проверочной или самостоятельной работы мы обсуждаем с детьми критерии успешности ее выполнения. Выполнив работу, дети сами ставят себе баллы в соответствии с принятыми сообща критериями для каждого задания.

После этого Одноклассники говорят, что и как нужно сделать, дают рекомендации. При этом у ребёнка всегда есть право выбора: отказаться от оценки одноклассника, не согласиться с ней или, наоборот, согласиться. Вот ещё один пример с урока литературного чтения, где проверяется мастерство чтения учащихся. Сначала дети по желанию выступают со стихами, затем даётся оценка услышанного. Оценочные суждения бывают разные: «Было интересно слушать Машу, хотя некоторые слова произносились невнятно. Мне понравилось, как Алёша громко, выразительно рассказывал стихотворение. Хочу сделать замечание Насте, чтоб она не торопилась и читала громко».

Критерии должны отражать не только знание программного материала, но и такие как аккуратность, внимание, умение слушать и слышать, высказывать свое мнение.

Для этого мы используем различные тесты, диагностики, анкеты.

На протяжении всего урока или его части, после выполнения задания и его проверки, учащиеся фиксируют свой результат.

! -- Я доволен и могу двигаться дальше.

? -- Я доволен, но можно сделать лучше. Справлюсь сам.

-- Я не доволен. Мне нужна срочная помощь!

Результаты самооценивания дополнительно обсуждаются с отдельными ребятами, особенно с теми, у кого занижена самооценка, выясняются причины их неуверенности. После таких уроков многие ребята хотят улучшить свой результат по собственной инициативе
Такая работа представляется нам очень важной, поскольку только человек со здоровой самооценкой может конструктивно относиться к собственным ошибкам и неудачам, предвещая их в задачи (само) обучения, а не воспринимая их как повод для обиды на критикующего или впадая в уныние и отказываясь от каких бы то ни было усилий.

Хорошим наглядным примером учебного и личностного роста ребенка служат «Карты самооценки ученика». Заполняется карта ежемесячно самим ребенком, отметки за нее не выставляются. Предварительно с учащимися проводится разъяснительная работа. При заполнении карты ребенок советуется с учителем или родителями. О своих достижениях или проблемах ребята по своему желанию делятся с классом. И у учеников есть возможность наглядно увидеть изменения, все, что с ним происходило и в образовательном, и в личностном плане.

Для самооценки и взаимооценки мы с первого класса завели папку-портфолио, в которую ребята собирают все рисунки, работы, грамоты и т.п. в течение всей учебы в начальной школе. Папка делится на несколько глав: «Я и моя дружная семья », «Мои достижения», «Мой мир».

Некоторые страницы, разделы папки учащиеся придумывают сами, а некоторые оформляет педагог или предлагают темы, над которыми надо подумать, например:

  • что я люблю;
  • мои животные, мои родители, родственники и друзья;
  • мне уже 9 лет, и я знаю, что я умею…
  • за этот год я узнал, и научусь в следующем году…

В главе «Я и моя семья» учащиеся помещают: свое сочинение «Моя дружная семья», рассказы, фото своих любимых домашних питомцев. А глава «Взгляд изнутри меня» посвящена диагностикам по самооценке. Ребятам было предложено заполнить следующие анкеты:

  • «Что я могу сказать о себе?»
  • «С кем я хочу дружить»

Работая над формированием самооценки, мы добиваемся следующих результатов:

  • у детей формируется объективная самооценка, не складываются комплексы неполноценности по поводу отставания в чем-то от товарищей;
  • дети с младшего школьного возраста принимают участие не только в оценивании своих успехов, но также и во взаимооценке, и это позволяет сделать эти способы привычными и использовать их в любой другой деятельности;
  • привыкая к позитивной самооценке, ребятам проще выстраивать отношения, потому что в людях они видят больше хорошего и сосредотачиваются на их достоинствах, а не на недостатках. Ребята открыты для нового, для любого общения, толерантны и владеют способностью к коммуникации.

Как учитель, мы стремимся, чтобы каждый ученик обрёл здоровую спокойную уверенность в себе и столь же здоровую самокритичность. Это позволит ребёнку осознать свои возможности, развить их и реализовать. И тогда, можно быть уверенным, что в новом веке будет новая молодёжь: самостоятельная, инициативная, с активной личностной позицией.