Цель занятия: повторение и закрепление теоретических знаний по теме «дорожная азбука», отработка практических навыков безопасного поведения на дороге.
Обучающие задачи:
- углубить и закрепить знания детей по Правилам Дорожного Движения;
- сформировать у детей представление о значении новых понятий: участники дорожного движения, виды транспортных средств, виды светофоров и значение сигналов, служба ГИБДД, отряды ЮИД, группы и название дорожных знаков, правила перехода проезжей части и др.
Развивающие задачи:
- формировать устойчивые привычки дисциплинированного, осторожного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте;
- развивать творческую активность детей, внимание, память, а также координацию движений.
Воспитательные задачи:
- воспитывать доброжелательные взаимоотношения в детском коллективе;
- взаимодействие с семьёй;
- воспитывать законопослушное поведение у юных участников дорожного движения и чуство взаимоуважения на дороге.
Применяемые педагогические технологии:
- технология игрового обучения;
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии (методы подачи информации с помощью разнообразных мультимедийных программ);
- здоровьесберегающая технология;
- технология сотрудничества.
Введение.
Данная сценарная наработка конкурсно-игровой программы «Дорожная азбука» представляет собой вариативный модуль, состоящий из 13 частей. Педагоги общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования имеют возможность выбрать для тематического занятия (урок, классный час, праздник и т.п.) любой набор из данного модуля. Содержание и объём блоков могут варьироваться в зависимости от дидактических целей, возрастной категории, времени проведения, наличия оборудования и желаний учащихся. Практическая значимость заключается в том, что к сценарию «Дорожная азбука» прилагаются аудио- и видеоматериалы, презентация, таким образов педагоги могут провести организационно-массовую работу с минимальными затратами времени на подготовку.
Место проведения: актовый зал Дома детского творчества (класс или рекреация в образовательной организации).
Длительность занятия: 40-60 минут (в зависимости от используемых модулей).
Форма работы: групповая.
Возраст учащихся: 6-8 лет.
Участники: дошкольники, учащиеся начальной школы, родители.
Действующие лица: педагог, члены отряда ЮИД, ростовая кукла «Зебра».
На занятии используются методы:
Методы обучения:
- словесные (устное изложение, рассказ, беседа и объяснение);
- наглядные: просмотр фотографий, плакатов, дидактических материалов, электронных презентаций и видеофильмов;
- практические: упражнения на развитие внимания, памяти, а также массовые музыкальные песни-игры, эстафеты, конкурсы.
Методы педагогического мониторинга и контроля: анализ деятельности детей на занятии.
Оформление:
- На стенах актового зала ДДТ (класса): тематические плакаты, рисунки, фотографии, шары красного, желтого и зеленого цветов.
- В зале (классе): макеты дорожных знаков, модель перекрестка, макеты пешеходного и транспортного светофоров, мягкая игрушка «зебра», модели транспортных средств;
Оборудование: Мультимедийная установка, ноутбук, экран, фотоаппарат и кинокамера.
Для эстафет и конкурсов: самокаты, детские игрушечные автомобили и тележки, фишки для трассы, пазлы, игрушечные рули со звуковыми сигналами, шлемы, модели машин оперативных служб и две машины на атласных ленточках для конкурса «Гонщики-мотальщики», парики и жилетки , форма юных инспекторов дорожного движения.
Дидактические материалы: выпуски авторской детской телепередачи «Светофорик» и мультфильмов «Стоп. Бип. Топ. Азбука дорог», снятых в Доме детского творчества г.Можайска, слайд-шоу «Движение ЮИД Можайского района», презентация «Дорожная азбука», мультфильмы «Два дорожных знака», «Где опасно играть» студии «Лукоморье» и «Некультурные автомобили», «Самая страшная машина» из серии «Смешарики и ПДД». А также песни по Правилам Дорожного движения.
Для награждения: световозвращатели, тематические сувениры, памятки пешехода и т.п.
План занятия:
1. Организационный момент
- вход детей в актовый зал (класс) и размещение;
- приветствие;
- знакомство учащихся с темой занятия и планом.
2. Основная часть
- теоретическая и практическая части состоят из модулей.
3. Заключительная часть
- подведение итогов, награждение;
- рефлексия и самоанализ.
Ход занятия
Звучит фонограмма тематических песен.
Вход детей в актовый зал (класс) и размещение..
Педагог: Здравствуйте, ребята ( уважаемые родители, а также бабушки, дедушки, сестры и братья). Добро пожаловать на открытое занятие «Дорожная азбука» под девизом «Знайте правила движенья, как таблицу умноженья!». Проведу урок я - педагог ДДТ Ольга Семеновна Козлова. Чтобы нам вместе погрузиться в «дорожную азбуку» предлагаю отгадать рифмованные загадки с хоровыми ответами (на выбор несколько загадок).
Первый мой вопрос простой:
Что пробьет туман густой?
Чьи волшебные лучи
Освещают путь в ночи?
На машине их две пары.
Догадались? Это …..ФАРЫ
Едем, едем мы, и вот
Надо сделать поворот.
Путь вперед сейчас закрыт.
Чтоб не задержал патруль,
Поворачиваем …РУЛЬ
Молодцы, ребята. В плане нашего урока – знакомства с темами: участники дорожного движения, виды транспортных средств, виды светофоров и значение сигналов, служба ГИБДД, отряды ЮИД, группы и название дорожных знаков, правила перехода проезжей части и др. А еще сегодня вы примете активное участие в эстафетах, конкурсах, музыкальных играх. Научитесь безопасно переходить проезжую часть, повстречаетесь с сотрудниками ГИБДД и юными инспекторами дорожного движения. Вас ждет сюрприз… В гости к нам спешит загадочный гость с подарками.
А сейчас первая остановка.
Модуль №1. Участники дорожного движения.
На экране мы видим, что это три группы: ПЕШЕХОДЫ, ПАССАЖИРЫ И ВОДИТЕЛИ. (Проводится ролевая игра для закрепления темы в убыстряющемся темпе).
Пешеходы – топаем. (тихо фонограмма звучит)
Пассажиры – ручкой машем.
Водители – рулим. (дети выполняют движения).
Модуль №2. Виды транспортных средств».
Внимательно посмотрите на экран. Вы видите, что транспорт делится на четыре группы: водный, воздушный, наземный и железнодорожный транспорт. Давайте дадим определения игрушечным ТС. (ведущий показывает модели ТС (вертолет, мотоцикл, лодка, грузовик, паровоз и др.), дети определяют к какому виду транспорта они относятся).
Чтобы на дорогах был порядок на улицах устанавливают специальные устройства. Отгадайте загадку.
Он имеет по три глаза,
По три с каждой стороны.
И хотя ещё ни разу
Не смотрел он всеми сразу-
Все глаза ему нужны.
Он висит тут с давних пор.
Что же это? …СВЕТОФОР. (ведущий показывает на макеты светофоров)
Модуль №3. Виды светофоров и их сигналов.
Это наша следующая остановка.
Светофоры бывают транспортные и пешеходные. Первый уличный светофор появился в Лондоне в 1868 году. Придумал его английский инженер Найт. Первый светофор был механическим: цветные сигналы менялись с помощью системы приводных ремней, поэтому рядом дежурил полицейский. В России первый светофор установили в Москве в 1924 году.
Светофор с тремя цветами (красным, жёлтым и зелёным) регулирует движение автомобилей. Водителя обязательно должны подчиняться сигналам транспортного светофора, чтобы не было аварий. Светофор двухцветный с контурами человечков – для пешеходов.
У нас в гостях пешеходный светофор. (Дети в разноцветных париках и жилетках выходят к макетам светофоров, читают стихотворения, выученные наизусть или по карточкам ). Фонограмма песен про ПДД.
Светофор пешеходный:
Чтоб тебе помочь путь пройти опасный,
Горит и день, и ночь зеленый цвет и красный.
Красный свет, красный свет!
Это значит – хода нет!
Это – стоп! Остановись!
Это значит – берегись!
Свет зеленый появился,
Перекресток оживился,
Стал свободным переход,
Смело двигайся вперед!
Педагог раздает детям дидактические материалы (по пять бумажных кружков красного, желтого и зеленого цветов). Задание: составить транспортный и пешеходный светофоры. Показать запрещающий сигнал пешеходного светофора и т.д.
Просмотр обучающих мультфильмов на тему («Светофор» студии «Лукоморье», «Смешарики», «Стоп.Бип.Топ. Азбука дорог».)
Модуль №4. Служба ГАИ-ГИБДД. Звучит фонограмма «Мы в Подмосковье честно служим…»
На экране фото ГИБДД.
К сожалению, не всегда и не все строго соблюдаю ПДД, поэтому на дорогах бывают ДТП, аварии, в которых получают ранения и гибнут взрослые и дети. Служба ГАИ-ГИБДД очень важная и нужная потому, что инспекторы ДПС следят за порядком, наказывают нарушителей дорожных правил.
Слово предоставляется сотруднику ГИБДД.
Модуль №5. Отряды ЮИД.
Звучит фонограмма «Марш ЮИДовцев Подмосковья». На экране слайды о работе отрядов ЮИД.
Добро пожаловать на остановку №5.А у ГИБДД есть помощники, это юные инспектора движения, которые изучают правила, пропагандируют их соблюдение среди ребят, проводят интересные мероприятия и сами стараются быть грамотными участниками дорожного движения. (Слово ребятам из отряда ЮИД. Выступление с агитбригадой).
ЮИДовцами проводится словесная игра с хоровыми ответами.
Вариант №1. «Это я, это я, это все мои друзья»:
- Кто из вас идет вперед там, где знак «пешеходный переход»? (это я…)
- Кто летит вперед так скоро, что не видит светофора (дети молчат)
Вариант №2. Вы правила дорожного движения знаете? (Ответ зала: да!)
Я вам верю. Но проверю.
Кто-нибудь, друзья, из вас
Перешел хотя бы раз
Улицу на красный свет,
Отвечайте дружно… нет!.
ЮИД под фонограмму уходят.
Модуль №6. Свод правил юного пешехода.
(Дети читают стихотворения, выученные наизусть или по карточкам).
Дома для вас мы просто дети-
Маши, Насти, Ромы, Пети.
По дороге же идет
Не ребенок – пешеход!Ты, милый друг, шагая в школу,
Ворон на небе не считай.
А будь примерным пешеходом
И Правила все соблюдай.
Модуль №7. Страна дорожных знаков.
Дорожные знаки необходимы для регулирования дорожного движения. Дорожные знаки нужны водителям и пешеходам. Они устанавливают или запрещают определенные режимы, предупреждают водителей об опасностях на дороге. И сейчас ребята расскажут нам о некоторых дорожных знаках. (Дети выходят с дорожными знаками, читают стихи, выученные наизусть или по карточкам).
Приложение №4 (стихи о дорожных знаках)
Этот знак предупреждает водителей, что скоро будет пешеходный переход.
В треугольнике шагаю.
Транспорт я предупреждаю:
Скоро место перехода -
Берегите пешехода!
Дорожный знак «Пешеходный переход».
Этот знак совсем несложный,
Но зато такой надежный.
Помогает он в пути
Всем дорогу перейти.
Модуль №8. Педагог проводит экзамен на знание дорожных знаков.
Приглашает детей и просит найти определенный дорожный знак или дать правильное название знаков.
Модуль №9. А мы с вами на девятой остановке. Правила перехода проезжей части.
Даже если на пешеходном светофоре горит зеленый разрешающий сигнал, и вы на специальной дорожной разметке «зебра» помните очень важные правила безопасного поведения. Надо сначала остановиться, оглядеться и прислушаться! Убедиться, что все водители вас видят и пропускают. Давайте вместе выучим алгоритм перехода дороги:
(Дети строятся на макете перекрестка парами, переходят проезжую часть по «зебре» и повторяют стихотворение).
Вспомним, как учили нас:
Подошли к дороге – РАЗ!
Смотрим налево, смотрим направо, и еще раз налево – ДВА!
Нет машин – шагай вперед, начинаем переход!
Модуль №10. А у меня в руках модели машинок, которые имеют проблесковые маячки (мигалки) и звуковые сирены: «Скорая помощь», «ДПС», «Пожарная служба». Это автомобили оперативных служб и они имеют право преимущественного проезда, их должны пропускать все водители и пешеходы. Запомните, ребята!
Модуль №11. Световозвращатели.
С 1 июля 2015 года вступили в силу очередные изменения правил дорожного движения, регламентирующие обязательное наличие светоотражающих элементов у пешеходов вне населенных пунктов.
Для того, чтобы пешеходы были видны водителям издалека в темное время суток или в условиях недостаточной видимости (туман, метель, дождь), а значит, стали заметнее на дороге есть специальные материалы со светоотражающими свойствами. Когда на такие предметы (нашивки, брелки и т.п.) попадает свет от фар автомобиля, они отражают этот свет и, как-будто, сами светятся. Вот такие полезные и красивые «огоньки» или «светлячки» мы сегодня подарим всем участникам мероприятия.
Дорогие ребята, помните, что световозвращатели надо носить на верхней одежде: куртке, пальто, на ранце. Ваша безопасность – в ваших руках: «Пешеходный светлячок - безопасности залог!».
(Дети хором повторяют слоган).
Модуль №12. Зебра – это переход!
Загадка для выхода ростовой куклы «Зебра»:
Мы на улицу пошли, светофора не нашли.
Как дорогу перейти, если «зебра» на пути?
Мы гадали, мы решали, что же это за проход?
А потом мы все узнали:
«ЗЕБРА» - это ПЕРЕХОД!
Полосатая лошадка «Зебра» сегодня у нас в гостях, давайте встретим громкими аплодисментами!
Музыкальная массовая игра (дети строятся в хоровод и повторяют движения за педагогом), звучит песня «А у зебры есть полоски, есть полосочки везде…»,
(Зебра дарит светоотражающие подвески).
Модуль №13. Конкурсно-игровая программа.
- конкурс «Гонщики-мотальщики» (игрушечные машинки на веревочках);
- собери «Пазлы»;
- командные игры-эстафеты. Формируются две команды (5-12 участников).
- «Трасса» - участники соревнуются на самокатах (велосипедах). Старт и финиш обозначаются макетами дорожных знаков. По команде начинается заезд под веселую музыку «Кручу педали» и т.д.
- «Грузовики» = участники преодолевают расстояние с машинами, к которым привязаны веревки. В кузов можно положить кубики и построить дом.
- «Рулим» (игрушечные рули с сигналами),
Способы определения результативности: для отслеживания (диагностики) успешности освоения учащимися содержания занятия используются: педагогическое наблюдение, устные опросы, работа с раздаточным дидактическим материалом, а также оценка уровня активности и заитересованности детей на занятии.
Рефлексия.
Используются два вида:
1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
2. Рефлексия содержания занятия.
Педагог. Ребята, выберите один из трёх сигналов светофора (раздаются картонные кружки трех цветов) и покажите нам своё настроение и то, как вы сегодня оцениваете занятие по ПДД (красный – плохо, желтый – хорошо, зеленый – отлично).
Схема самоанализа занятия:
- Удалось ли реализовать замысел урока, достичь цели и задач.
- В чём достоинства и недостатки занятия?
- Как исправить недостатки?
Педагогический анализ занятия (критерии успешности, новые знания):
- правильность ответов по ходу изучения;
- разнообразие деятельности детей;
- положительный эмоциональный настрой детей;
- создавалась ли ситуация успеха для каждого;
- активность, внимательность на занятии.
Литература.
- Вдовиченко Л.А. «Ребенок на улице». Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
- Дети и дорога. Часть 2. Методический комплект для учителей начальных классов. М.: Информатик, 1994.
- Добрая Дорога Детства. Методичка. Всероссийская газета.
- «Дорога на зеленый свет». Набор плакатов.
- Дорожная азбука. Основы правил безопасности на дорогах для детей младших классов. М. Ежедневные новости. Подмосковье, 2010.
- «Дорожная азбука». Набор плакатов.
- Ефимова Т.В. Детский праздник. Игры, сценарии, идеи на каждый день. Питер, СПб, 2010.
- Рыбин А.Л., Маслов М.В. Дорожное движение. Безопасность пешеходов, пассажиров. Водителей. 5-9 кл. М.: Просвещение, 2008 г.
- Рыбин А.Л., Маслов М.В. Обучение ПДД. Методическое пособие. М.: Просвещение, 2008 г.
- Интернет-ресурсы.