Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

Разделы: Начальная школа


Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни представляет собой комплексную работу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социально-нравственного здоровья воспитанников ГПД, как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Основные направления по формированию физического здоровья в ГПД

Прогулка – одна из форм организации активного отдыха, служащая для восстановления работоспособности воспитанников ГПД. Она расширяет кругозор, развивает познавательные интересы. Это занятие на воздухе, имеет свои цели, содержание, методику.

Во время прогулки провожу экскурсии.

Все экскурсии в ГПД по содержанию познавательного материала подразделяются на обществоведческие и природоведческие.

Во время обществоведческих экскурсий  с воспитанниками большое внимание уделяю показу труда и другой общественно-полезной деятельности людей.

При проведении природоведческих экскурсий знакомлю с многообразием окружающей природы, преобразующей ролью человека, взаимодействие его с  природой.

Воспитание школьников невозможно представить без игр.Они занимают в жизни детей значительное место.

Воспитанники ГПД испытывают естественную потребность в играх, как на свежем воздухе, так и в помещении. Игры по-своему характеру в достаточной мере способны совершенствовать и закреплять навыки в ходьбе, беге, метании, прыжках и др. двигательных действий.

Что такое здоровье?

Здоровье – это состояние полногофизического, психического и социального благополучия.

Физическое здоровье – это состояние органов и систем органов, жизненных функций организма.

Психическое здоровье – это состояние психики, характеризующее общим душевным равновесием.

Социальное здоровье – это система мотивов и ценностей, регулирующих поведение.

Здоровое питание

Правильное здоровое питание – одна из главных составляющих хорошего самочувствия школьника, его успешной учебы в школе. Ежедневно школьник нуждается в питательных веществах, витаминах, минералах.

Поэтому правильная организация режима питания школьника в ГПД – одна из главных задач по сохранения физического здоровья.
В ГПД строго соблюдается режим питания, который предусматривает полноценный обед (в 14.00 ч) и перекус (полдник в 16.00 ч).

Физический труд детей, организованный на прогулке, способствует переключению учащихся с умственного труда на деятельность с преобладанием физической нагрузки (это и уборка территории, работа на пришкольном участке, развешивание кормушек зимой и др.). Подобный переход положительно отражается на самочувствии и настроении детей. Коллективный производственный труд благотворно влияет на формирование нравственного и трудового опыта у детей.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения наступления утомляемости и снятия у них мышечного напряжения в ГПД провожу физкультминутки.

В состав упражнений для физкультминуток включаю: упражнения по формированию осанки; укрепления зрения, мышц рук; отдых позвоночника; упражнения для ног; упражнения на ковре; потягивание; самомассаж в области груди, лица, рук, ног;  релаксация; упражнения на выработку рационального дыхания.

Руки ставим мы в разлет:
(Руки в стороны)
Появился самолет
(«Полетели», как самолет)
Мах крылом туда-сюда,
(Наклоны влево, вправо)
Делай раз и делай два
(Повороты влево, вправо)

Большое значение для профилактики здорового образа жизни имеют тематические беседы. Я разработала цикл бесед по классам.

1 класс

  1. Организация режима дня школьника ГПД.
  2. Правильное питание.
  3. Почему необходимо употреблять в пищу овощи и фрукты?
  4. Чистота – залог здоровья.
  5. Как правильно надо читать книгу, чтобы сохранить свое зрение?
  6. Гимнастика для глаз.
  7. Беседа с врачом: «Что такое сколиоз?»
  8. Зубы. Уход за зубами.

2 класс

  1. Развитие памяти, внимания, мышления необходимые условия для успешного обучения школьника.
  2. Закаливание организма.
  3. Как правильно организовать свою работу за компьютером.
  4. Детский травматизм и как его избежать.
  5. Встреча с врачом. Профилактика простудных заболеваний.
  6. Занятие спортом – необходимое условие здорового образа жизни.
  7.  Будь осторожен с огнем!

3 класс

  1. Как стать сильным и ловким.
  2.  Папа, мама, я – спортивная семья.
  3.  Вредные привычки – угроза здоровью.
  4.  Встреча с врачом: «Правила гигиены».
  5.  Составление комплекса упражнений для утренней гимнастики.
  6.  «Что такое хорошо и что такое плохо».
  7.  Что нужно делать, чтобы быть здоровым  (практические советы).
  8.  Составление памятки: «Как правильно работать за компьютером?»

4 класс

  1. Что такое правильный образ жизни?
  2.  Встреча с врачом. Как сохранить хорошее зрение?
  3.  Встреча с психологом. Как избежать стрессовых ситуаций?
  4.  Знаете ли вы как обезопасить свою жизнь и здоровье?
  5.  «В здоровом теле – здоровый дух!»
  6.  Встреча с врачом. Профилактика инфекционных заболеваний.
  7.  Встреча с психологом. Мое настроение.
  8.  Водные процедуры – залог здоровья.

Психологическое здоровье

Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон не так давно автором Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Психологическое здоровье тесно связано с физическим здоровьем.

Три уровня психологического здоровья ребенка

  • к высокому уровню – креативному – можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности;
  • к среднему уровню – адаптивному – отнесем детей в целом адаптированных к социуму, однако имеющих некоторую повышенную тревожность;
  • к низкому уровню – дезадаптивному – отнесем детей, чей стиль поведения характеризуется стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или возможностям, или наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям. Дети, отнесенные к данному уровню, требуют индивидуальной психологической помощи.

Факторы риска психологического здоровья детей

Для эффективного оказания ученикам психологической помощи необходимо определить факторы риска.

Их можно разделить на две группы:

  • Средовые (все, что окружает ребенка, это может быть неблагоприятные семейные условия, и неблагоприятные условия связанные с учебным учреждением
  • Субъективные (его индивидуальные личностные особенности – характер, темперамент, самооценка)

Основным условием нормального психологического развития является прежде всего создание воспитателем ГПД спокойной и доброжелательной обстановки в ГПД и доверительное сотрудничество с родителями своих воспитанников. Воспитатель внимательно, заботливо относится к эмоциональным потребностям своих воспитанников, доброжелательно беседует с ними, поддерживает порядок и дисциплину, осуществляет необходимые наблюдения за воспитанниками, если необходимо обращается к школьному психологу для проведения необходимых обследований, занятий.

Психологическая поддержка детей в ГПД

Задачи:

  1. Обучение положительному самоконтролю и принятию других людей.
  2. Обучение рефлексивным умениям ( умение осознавать свои чувства, причины поведения)
  3. Формирование потребности в саморазвитии (умения находить в трудных ситуациях силы внутри себя).

Эти задачи реализуются на групповых занятиях с детьми (ролевые игры, беседы, практические занятия, тренинги).
Исходя из задач, система работы по формированию психологического здоровья состоит из следующих этапов:

  1. Диагностика тревожности и адаптированности детей к школе, наблюдение за воспитанниками и последующем определении их уровня.
  2. Включение детей, отнесенных ко второму уровню психологического здоровья, в еженедельные групповые занятия профилактической направленности. Занятия проводит школьный психолог.
  3. Подключение детей, отнесенных к третьему уровню психологического здоровья к коррекционной работе с привлечением родителей.

Применение различных видов релаксации в ГПД

Релаксация (ослабление, расслабление) – снижение тонуса скелетной мускулатуры. Она способствует снятию психического напряжения.

Цель релаксации – снять умственное напряжение, расслабиться, дать детям отдых, вызвать положительные эмоции. Видами релаксации могут быть различного образа движения, ролевые игры, пение, танцы, игры-соревнования, игры с предметами, диалоги с героями сказок, просмотр мультфильмов, драматизация небольших сценок, тренинги.

Ролевые игры  дают возможность воссоздания различных отношений, в которых люди находятся в реальной жизни. Воспитанникам ГПД очень нравятся такие игры, как Больница, Аптека, Прием у врача, На рынке, В магазине и др.)

Релаксивные упражнения на дыхание – один из необходимых моментов в младших классах. Если ребенок научен правильно использовать возможность своего дыхания, то в его речи не будет неоправданных провалов, пауз.

Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства, эмоции воспитанников является музыка, песни. Поэтому в ГПД мы поем, слушаем музыку. Музыка дает возможность расслабиться, отдохнуть, снимает напряжение и восстанавливает работоспособность.

Релаксационные тренинги – упражнения на саморегуляцию.

Социальное здоровье – состояние организма, определяющее способность человека контактировать с социумом.

Компонентами социального здоровья можно считать:

Нравственность индивида – совокупность морально-этических качеств, идеалов, ценностных ориентаций, которые человек считает для себя истинными и следование выбранным ценностным самоустановкам.

Проблема формирования социального здоровья младших школьников в ГПД осуществляется через работу кружка «Я и мой мир».
Задача кружка:раскрытие ценностей гуманистической этики и формированию у учащихся нравственных ценностных ориентиров, мотивов нравственного поведения, опыта самооценки и оценки поведения других людей с позиции добра и зла, способствовать накоплению опыта добрых дел и поступков, гуманных отношений со сверстниками и взрослыми.

Компоненты содержания (нравственность, право) Проектируемые результаты
1. Главные ценности нашей жизни (что всего дороже) Восприятие учащимися в качестве правовых ценностей следующего:
- жизнь человека, его здоровье, свобода и достоинство;
- родные и близкие люди, их любовь и забота;
- добрые отношения с окружающими людьми, дружба со сверстниками;
- Отечество, как страна, где ты родился, с народом которой связан общей историей, языком, традициями;
- малая Родина – город, в котором ты живешь, с его историей, особенностями быта, с традициями и чертами характера его жителей, красота города – источник духовного развития,
- окружающая природа как условие жизни и здоровья людей, красота природы – источник вдохновения;
- мир между людьми, основанный на уважении к правам человека, отсутствие насилия, агрессии, войн;
- труд как условие развития человека, источник благосостояния человека, его семьи, города, страны (на этой основе понимание уважительного отношения ко всему, что создано трудом).                                     

2. Представление о правах человека

 

Учащиеся осознают, что каждый человек имеет право на жизнь, охрану здоровья, свободу, равенство с другими людьми, честь и достоинство.

3. Понятие «государство Россия»

Знание о России как о государстве в определенных границах, на территории которого проживают люди разных национальностей и культур. Символы государства: флаг, герб, столица.

4. Понятие «гражданин России»

Учащиеся понимают термин «гражданин России» как свою принадлежность к россиянам, как право на заботу и защиту со стороны государства. Учащиеся знают, что с рождения они являются гражданами России, что это отражено в свидетельстве о рождении, что у гражданина есть права и обязанности.

5. Понятие «Закон»

Учащиеся понимают Закон как важный государственный документ, в котором содержатся правила, обязательные для выполнения.

6. Роль правил в жизни человека и общества

Понимание учащимися, что в обществе существуют определенные правила поведения людей, которые помогают им жить вместе, общаться, действовать.

7. Правила вежливости

Понимание учащимися, что правила вежливости основаны на уважении к человеку, а их соблюдение помогает общаться с другими людьми, вызывая к себе доброе отношение.
Усвоение правил вежливости в общении со старшими и со сверстниками ( форма приветствия, прощания, обращение с вопросом, ведение беседы, спора, умение слушать, знаки внимания, знаки уважения к старшим, точность во времени), проявление вежливости в поведении учащихся.

8. Правила поведения в школе

Усвоение правил поведения на уроке, на перемене, в школьной столовой, в гардеробе, при входе и выходе из школы. Знание своих прав и обязанностей как ученика. Представление о наличии прав и обязанностей у учителя, у директора школы, Уважение к учителям и руководству школы. Проявление знания этих правил.

9. Правила поведения в общественных местах

Знания учащимися правил уличного движения для пешеходов, правил поведения при пользовании городским транспортом, при посещении театра, на экскурсии, в музеи, при посещении исторических мест города и пригорода, на прогулке в загородной зоне. Стремление и умение руководствоваться этими правилами.

10. Что наносит вред личной безопасности                                                  

Негативное отношение учащихся к кражам, жестокостям и насилию в отношении людей, к жестокому отношению к животным, к любым действиям наносящим ущерб природе, к порче школьного имущества, стен в домах, лифтов, оборудования детских площадок, к загрязнению улиц, дворов, нарушению правил поведения в общественных местах.

11. Правила личной безопасности

Знание учащимися ряда правил безопасности:
-  при общении с незнакомыми людьми,
- при посадке в лифт,
- в случае нахождения в квартире без взрослых.
Отрицательное отношение к вредным привычкам, наносящим ущерб здоровью человека.
Знание правил противопожарной безопасности. Понимание опасности обращения со взрывчатыми веществами и др.

Проектируемые результаты:

К концу изучения курса «Я и мой мир» учащиеся должны:

  1. Знать конкретные правила поведения в семье, в своем доме, в школе, на улице, в транспорте, в учреждениях культуры, на зрелищных мероприятиях и в местах отдыха;
    понимать необходимость их выполнения;
    уметь разъяснять эти правила другим детям, оценивать свои действия, действия других людей и поступки с точки зрения выполнения правил поведения, умения выбирать способ поведения в соответствии с существующими правилами, выполнять их;
    ценить общественный порядок и деятельность по его охране, стремиться быть организованным и дисциплинированным.
  2. Иметь представление о правах человека, признаваемым мировым сообществом (Всеобщая декларация прав человека);
    Понимать ценность человеческой жизни, здоровья, свободы и достоинства людей, уважать их права;
    Негативно относиться к жестокости, насилию, национализму, нарушению прав личности;
    Стремиться знать свои права и обязанности, негативно реагировать на унижение, пренебрежение к себе и к другим;
    Знать способы защиты своих прав, предусмотренные Законом, иметь представление о государственных органах, призванных защищать права ребенка.
  3. Знать о том, какие действия и поступки запрещены Законом, уметь объяснить, почему не следует так действовать;
    Знать о некоторых видах наказание за нарушение правовых предписаний, распространяющихся либо на них, либо на их родителей;
    стремиться не нарушать запретов, быть законопослушными.
  4. Иметь представление о Конституции РФ как Основном  Законе России, знать государственные символы РФ, понимать термины: закон, конституция, гражданин, государство.
  5. Уважительно относиться к прошлому и настоящему России, ощущать свою связь со своей страной и с родным городом.
  6. Знать о наличии таких документов международного права как Всеобщая  декларация прав человека, Декларация прав ребенка, уметь объяснить назначение этих документов, знать о некоторых  из прав ребенка, уметь рассказывать об этих правах своими словами.
  7. Иметь представление о действиях и поступках, представляющих угрозу для жизни и здоровья детей, знать правила, которые следует соблюдать в интересах личной безопасности.
  8.  Иметь опыт правомерного дисциплинированного поведения, соблюдения правил вежливости в общении со сверстниками и старшими, добросовестного выполнения своих обязанностей.
  9. Иметь опыт обсуждения в группе жизненных ситуаций и коллективного выбора вариантов поведения, действий, опыт гуманных, уважительных отношений со взрослыми и со сверстниками.
  10. Иметь опыт совершения добрых дел, хороших поступков по отношению к детям, к взрослым и, особенно, к старикам, проявления заботы о близких людях.
  11. Иметь элементарные умения ухода за растениями, домашними животными, поведения в природной среде.

Структура и содержание кружка «Я и мой мир»

Рассчитан на 4 года. 1 раз в неделю. За год – 34 ч

Всего за 4 года – 136 ч

Изучаемые темы:

  1. Жизнь на Земле – 4 ч
  2. Жизнь и здоровье человека – 4 ч
  3. Индивидуальность человека, его честь и достоинство – 4 ч
  4. Права человека и способы их защиты – 4 ч
  5. Человек среди людей. Любовь, дружба, милосердие – 4 ч
  6. Сознательный труд и его результаты – 2 ч
  7. Дорогая цена вежливости – 2 ч
  8. Общественный порядок и его охрана – 4 ч
  9. Любимый город – 2 ч
  10. Родина Россия – 2 ч
  11. Мир на планете Земля – 2 ч

Формы и методы предусматривают органическое сочетание этико – правовых бесед с занятиями, проводимыми в форме игр и практикумов. Такое сочетание определяется важной ролью практически ориентированной деятельности  игр и практических занятий в воспитании школьников.

Используемая литература.

  1. Анализ и оценка воспитательного процесса ( Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии) под редак. Н.Е. Щуровой М.: Новая школа. 1998.
  2. Григорьев Д., Кулешова, Степанов П.  Диагностика эффективности воспитания на основе динамики личностного роста ребенка («Воспитательная работа в школе» 2003, №2).
  3. Левчук С.В. Воспитательная работа в ГПД. «ВЕКО» - АРКТИ, 2004.
  4. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы. М.: ВАКО, 2004.