Единица содержания: способы познания окружающего мира.
Цель урока
обучающий аспект:
- знать названия естественных наук и учёных (познавательные универсальные учебные действия);
- познакомиться с научными методами познания (наблюдение, измерение, эксперимент) (познавательные универсальные учебные действия);
- учиться ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы (познавательные универсальные учебные действия).
развивающий аспект:
- развивать логическое мышление при выполнении заданий на соответствие иллюстрации и информации о ней (познавательные универсальные учебные действия);
- развивать речь, описывая на «языке науки» иллюстрации (коммуникативные универсальные учебные действия);
- развивать аудиальное, визуальное, кинестетическое восприятие объектов и их признаков (личностные универсальные учебные действия);
- развивать внимание и точность при организации и контроле, оценивании результаты собственной учебной деятельности (регулятивные универсальные учебные действия);
воспитывающий аспект:
- воспитывать познавательный интерес к изучению закономерностей мира природы (личностные универсальные учебные действия);
- воспитывать ценностно-смысловое отношение к окружающему миру (личностные универсальные учебные действия);
- воспитывать культуру совместной деятельности в парной работе (коммуникативные универсальные учебные действия).
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Этапы урока:
- подготовка к активной учебно-познавательной деятельности;
- усвоение нового материала;
- первичная проверка усвоения;
- итог на рефлексивной основе;
- домашнее задание.
Ресурсы урока: презентация, ЦОР «Дневник наблюдений», тренажер, тест, измерительные приборы и лабораторное оборудование, выставка книг, видеофрагмент сказки Ю.Олеши «Три толстяка», видеофрагмент «Как работают синоптики», схема «Правила работы в группе».
Ход урока
Этап подготовки к активной учебно-познавательной деятельности |
||
1. Установление связи между изученным учебным материалом и данной темой - 4 мин. Задача: обеспечение мотивации, актуализация знаний Метод: репродуктивный Форма работы: фронтальная Урок - «Окружающий мир». Думай! Учись! Преуспевай! Начнём мы его с повести-сказки Юрия Олеши «Три толстяка»… |
||
Деятельность учителя Посмотрите видео фрагмент и послушайте: - о ком будет повествование; - кем был герой; - как стал тем, кто есть. Вопрос: Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока? Запись темы на доске. |
Деятельность учащихся Просмотр видеофрагмента. Ответы на вопросы. КТО? Доктор Гаспар! Учёный! КАК? Изучил более 100 наук.
Тема урока: «Кто и как изучает окружающий мир» |
|
2. Постановка проблемных вопросов (формулировка проблемы, выдвижение гипотезы и другое) - 6 мин. Задача: обеспечение мотивации Метод: продуктивный (самостоятельная формулировка вопросов) Форма работы: парная |
||
Деятельность учителя Только человек может изучать. Что помогает человеку познать окружающий мир? Органы чувств. Какие? Что бы ответить на этот вопрос, предлагаю задание: Определите по цитате из произведения, о каком органе чувств сообщается. Проверка выполнения. Глаза, уши, нос, язык, кожа - органы чувств, которые сообщают нам сведения об окружающем мире. |
Деятельность учащихся
Определяют по цитате из художественного произведения, о каком органе чувств говорится. Если верно «+», если неверно «-». |
|
3. Постановка целей - 20 мин. Задача: обеспечение принятия цели учебно-познавательной деятельности Форма работы: групповая |
||
Показатели РРЭ: готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности. Оценивание: количество правильных ответов. |
||
Деятельность учителя Сто наук потребовалось доктору Гаспару, чтобы познать окружающий мир. Доктор Гаспар - учёный. Кто такой учёный? Это специалист в какой-либо области, внесший вклад в науку. Каких учёных, познающих окружающий мир, вы знаете? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю выполнить задание. |
Деятельность учащихся | |
Групповая работа. Правила работы: Заполните пропуски в тексте и представьте учёных. Инструктаж.
Проверка задания: биологи, астрономы, географы, экологи. |
Деление на группы по 3 человека. Осмысление и принятие учебной задачи. Организация работы в группе. Представление продукта, оценивание, рефлексия по итогам работы. План ответа: |
|
Наук сейчас много больше, чем когда-то изучал доктор Гаспар. Как ты думаешь, чем так увлечена девочка? Можно ли наблюдать за цветами, не срывая их? Что можно наблюдать в природе? Наблюдать можно даже дома! Например, что происходит, когда мороженое лежит на тарелке? Когда гвоздь подносишь к магниту? Когда кипит чайник? - Наблюдение отличается от простого «смотрения». Когда человек наблюдает, он пытается понять, как меняется то, что он наблюдает, почему это происходит. Во время наблюдений проводят измерения, используя приборы. Дневник наблюдений |
Пол Пил. «Юный ботаник». Канадский художник Пол Пит известен замечательными портретами детей. На картине маленькая девочка разглядывает цветок. Взгляд ее внимателен. Мы не знаем, кем она стала, когда выросла. Но наверняка она выросла умным и наблюдательным человеком. Ответы на вопросы. Рассматривание картины. |
|
Ж.Л. Перье. Алхимик - Посмотрите, у меня в баночках налита обыкновенная вода, но сейчас я скажу волшебные слова – наблюдайте, что произойдет: Ой, вода-водица, Научное наблюдение отличается от обычного тем, что его условия наблюдатель задает сам (контролирует) и, если надо, изменяет. Научное наблюдение проводится с помощью научных приборов и называется экспериментом. Чаще всего эксперименты проводится в специальном помещении – лаборатории. Ход эксперимента записывают в специальный журнал – лабораторный. Для этого можно использовать и обычную тетрадь, но записи в ней делают специальные. Отмечают дату проведения эксперимента, его название, цель и ход эксперимента: что делали, что наблюдали, какой результат получили. Вы ежедневно растворяете сахарный песок в воде. Проведите эксперимент… |
Жак Луи Перье. «Алхимик». Фотографирование эксперимента.
|
|
Этап применения знаний - 5 мин. |
||
Решение задач Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации Метод: продуктивный Форма работы: индивидуальная |
||
Деятельность учителя Предположи, что изучают ребята. Какие приборы помогут? - Глеб с книгами… - Маша с водой… - Миша с кристаллами… - Афина с Луной… - Мария с гербарием… |
Деятельность учащихся Выполняют упражнение-классификацию |
|
Показатели РРЭ: уровень качества овладения способами (приемами, правилами и т.д.) Оценивание: верно, неверно. |
||
Этап подведения итогов урока на рефлексивной основе - 3 мин. |
||
Задача: обеспечить анализ, оценку собственной деятельности и постановку новых задач каждым учеником с учетом поставленных в начале урока целей Метод: продуктивный Форма работы: фронтальная |
||
Показатели РРЭ: готовность учащихся к анализу и оцениванию собственной учебно-познавательной деятельности (Ответы на вопросы, самостоятельные выводы) |
||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
Рефлексия по содержанию учебного материала КТО? биологи, астрономы, географы, экологи. КАК? наблюдения, измерения, эксперимент. Рефлексия собственной деятельности. |
Высказываются о том, что они освоили на уроке, какие приемы и способы они для этого использовали. |
|
Этап информации о домашнем задании - 2 мин. |
||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
с.88-89 пересказ, опыты (учебник), упражнение в learningApps. |
Готовы к его самостоятельному выполнению. |
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ОБЪЕКТОВ ЭФУ и ЭОР
№ | Название объекта ЭФУ/ЭОР, сетевые сервисы, интерактивное оборудование |
Тип, вид объекта |
Номер страницы в учебнике, где находится данный объект/Ссылка на ЭОР из сети Интернет |
Комментарий, какую роль он играет на данном уроке (например, отработка вычислительных навыков, повторение материала и т.п.) |
1 |
ФГОС НОО |
Модель урока (маршрут) |
http://1-4.mioo.ru/course/view.php?id=32071 |
Маршрут урока (ссылки на задания по теме урока, помощь при выполнении домашнего задания, материал для домашней работы). |
2 |
LearningApps.org |
Составь пары (задание интерактивное) |
http://learningapps.org/display?v=pdf9karjn16 |
Организация этапа первичной проверки темы урока, домашнее задание. |
3 |
ЦОР |
Дневник наблюдений |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000009ed-1000-4ddd-b856-320047fe0a63/dn.swf |
Запись в дневнике наблюдений показаний погоды. |
4 |
Ю.Олеша «Три толстяка» |
Видео |
https://www.youtube.com/watch?v=AMFEtBC9004 |
Этап введения в тему урока. |
5 |
«Как работают синоптики» |
Видео |
https://www.youtube.com/watch?v=F61nsgMffjg |
Иллюстрирование темы урока. |