География, как учебная дисциплина обладает уникальными возможностями знакомить обучающихся с целостным представлением о Земле. От того, насколько эмоционально и ярко начнётся это знакомство, зависит дальнейший ход научного познания.
Курс начальной географии знакомит с основными понятиями, объектами и явлениями физической географии, которые то абстрактны, то удалены на расстояния, то раскинулись по всему земному шару. Такие явления и объекты не всегда доступны для восприятия, а значит трудны как для усвоения обучающихся, так и для объяснения учителем. Поэтому необходимо уделять большое внимание практико-ориентированным урокам. Именно они помогают конкретизировать географические понятия, создавать образные представления об объектах. Создание географической площадки позволяет учителю интереснее проводить такие уроки, а также практические работы, как предусмотренные школьной учебной программой, так и выходят за ее рамки.
Географическая площадка - специально оборудованное место для наблюдений и практических занятий по физической географии. Если посмотреть историю создания учебной площадки, то можно отметить, что широкое распространение она получила в 60-е годы XX века и являлась важнейшим средством изучения курса географии. Но, к сожалению, утратила свою актуальность в конце 20-столетия и на данный момент далеко не все образовательные учреждения оборудуют свои школьные дворы такими площадками.
Географическая площадка представляет собой учебный кабинет, но на природе. Такой кабинет практической направленности был создан в МАОУ «СОШ№7» Южноуральского городского округа Челябинской области. Широкие возможности усвоения обучающимся трудных разделов предмета и овладения важнейшими практическими навыками с помощью географической площадки используются и учителями-предметниками и учителями начальных классов.
Основная цель площадки – это формирование пространственных представлений, навыков ориентирования, умений наблюдать за природными явлениями, выявление между ними связей и закономерностей.
При выборе участка земли должны были соблюдены требования: место открытое, незатененное, достаточно ровное. Территория должна быть ограждена для защиты и сохранности установленных приборов. У площадки сориентированы стороны в меридиональном и широтном направлениях.
С учетом местных условий наиболее близок к оптимальному размеру площадки был выбран участок площадью 12х12м. Составлен проект расположения приборов для установки на площадке, произведены наблюдения и измерения. Изучив рекомендации источников учебной литературы, было отобрано оборудование для практической деятельности обучающихся.
Строительство площадки началось с деревянного ограждения. Западная сторона представляет собой забор-измеритель, для этого через каждый метр она была окрашена в разные цвета. Это позволяет выполнять практические работы.
Задание. Измерив расстояния на глаз, шагами и рулеткой до заданных объектов, занесите данные в таблицу. В конце работы оцените себя.
Измерено расстояние | Определено |
Измерение |
В метрах |
Тропинка от корта до южных ворот школы |
|
|
|
Длина южной стороны школы |
|
|
|
Расстояние от крыльца школы до западных ворот. |
|
|
|
Таким образом, при проведении практических работ забор-измеритель служит для тренировки глазомера, определения длины шага и измерения расстояний.
К установке приборов приступили с центра площадки. Прочертили окружность 2000 мм, установили гномон и столбы, которые указывают основные стороны горизонта. Между вершинами столбов натянули цветные веревки, которые символизируют параллели и меридианы, изображенные на географических картах. (модель местного меридиана и параллели используют в начальном курсе физической географии для демонстрации направления этих линий, а гномон используется для определения направления полуденной линии и высоты солнца над горизонтом).
Для формирования пространственных представлений определили место положения на географической площадке кубическому и квадратному метрам. Такие приборы используются для конкретизации объемных представлений.
Опыт работы показал, что на практико-ориентированных уроках повышенный интерес у обучающихся вызывают наблюдения за погодными условиями и атмосферными явлениями. Содержание и способы деятельности, приборы для их проведения различны по сложности, а потому требуют соответствующей подготовки. В пятых классах наблюдения должны быть простыми, проводиться в более доступной и занимательной форме. Цель практических работ состоит в том, чтобы конкретизировать и закрепить ряд элементарных представлений и навыков через установленные приборы (флюгер, термометр, барометр-анероид и гигрометр).
Задание.
- С помощью термометра измерьте температуру в течение суток три раза, каждый день в одно и то же время, данные занесите в таблицу. Вычислите среднесуточную температуру.
- С помощью барометра измерьте атмосферное давление. Измерения производите 1 раз в сутки, занесите данные в таблицу.
- С помощью флюгера определите направление и силу ветра. Занесите данные в таблицу.
Число, |
Температура, 0 С |
Направление и сила ветра |
АД |
Облачность и виды облаков |
Виды |
Погодные явления |
|||
|
время |
Средне- |
|
|
|
|
|
||
|
8ч |
13ч |
18ч |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итак, метеорологические приборы помогают как в составлении ведения дневника наблюдений за погодой, так и в ходе выполнения заданий практической работы.
Снегомерная рейка прибор наблюдения в зимний период. Она помогает обучающимся определять мощность снежного покрова. Флюгер служит не только для определения направления и скорости ветра, но и с его помощью можно определять основные и промежуточные стороны горизонта.
Астрономические и фенологические наблюдения на географической площадке сложны для восприятия пятиклассника, но овладение начальными навыками и умениями необходимы для работы с приборами, потому что в процессе наблюдения можно найти ответ на различные вопросы.
Вопрос: Если вы будете двигаться на Север, в каком направлении вы будете возвращаться?
Вопрос: В каком направлении вы двигаетесь, если рано утром солнце находится позади вас?
А солнечные горизонтальные часы, которые установлены на географической площадке, позволят определить солнечное (истинное время), учитывая координаты местности. Благодаря им обучающиеся могут увидеть меридиан точки наблюдения по полуденной линии гномона, а также местное (среднее солнечное) время, используя поправки при расчетах.
Современные условия требуют поиска новых возможностей для работы на географической площадке. Положено начало использования прибора GPS-навигатора, в комплексе с Интернетом который приобретает новый смысл, углубляет содержание предмета географии, а также служит мотивацией познавательного интереса обучающихся.
Уроки, которые проходят на природе никогда не приведут к утомлению обучающихся. Они пройдут активно и продуктивно. Если у обучающихся начальных классов навыки самостоятельной и практической работы еще недостаточно сформированы, то в пятых классах научить их такой работе можно, используя географическую площадку. Она позволяет не только совершенствовать учебно-воспитательный процесс на уроках географии, но и может послужить базой для проведения факультативных занятий и кружковой работы.
Литература
- Бекетова С.И., Губеева С.К. Современная школьная географическая площадка. Учебно-методическое пособие. - Казань: 2012 , с.22 – 29.
- Будун А.С. Школьная географическая площадка, 2 изд., М., 1960.
- Голов В.П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2107 «География». — М.: Просвещение, 1987, с.5.
- Иванов Ю.П. Развитие творческой деятельности в школьных курсах географии при традиционной и инновационной системах обучения. //География в школе №2, 2000, с.67.
- Семакин Н.К Географический кабинет и учебная площадка в школе — М, 1973.
- Сиротин В.А. Система географических заданий и упражнений как необходимое условие реализации деятельного подхода //География в школе №2, 2003, с.54.
- Сухорукова А.В. Практические работы на географической площадке с учащимися V – VII классов, М.: 1958, с.7.
- Сухорукова А.В. Работа на географической площадке М.: Просвещение, 1970. с 52.
- Формирование учебной деятельности школьников (под ред. В.В. Давыдова) – М.: Педагогика, 1982, с.114.