Класс: 9
Тип урока: формирование новых знаний.
Цель урока: сформировать представление у учащихся о возможностях программирования на примере конкретного исполнителя Робот с использованием среды КУМИР; дать практические навыки работы с исполнителем.
Задачи урока:
- Образовательные: сформировать представление у учащихся об исполнителе алгоритма Робот; познакомить учащихся с командами исполнителя и средой программирования КуМир; закрепить полученные знания на практике.
- Развивающие: способствовать развитию у учащихся стремления к активной познавательной деятельности, работе самостоятельно и в группе и пытаться самим разрешать возникающих проблем. Развивать активную речь, навыки абстрактно-логического мышления и креативной деятельности.
- Воспитательные: способствовать воспитанию познавательных интересов, трудолюбия, усидчивости, культуры умственного труда, бережного отношения к школьному имуществу, умения работать в группе и самостоятельно, умения адекватно оценивать результаты своей работы.
Планируемые результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
- исполнитель алгоритма Робот;
- СКИ Робота, среду исполнителя Робот;
- способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
- основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
- назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов.
Учащиеся должны уметь:
- понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
- выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
- составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления исполнителя Робот; выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
Техники и технологии: здоровьесберегающая технология, ИКТ-технология
Оборудование: Презентация к уроку: «Среда программирования Кумир. Исполнитель Робот», ПК, мультимедийный проектор, электронная доска, раздаточный материал с условиями задач разного уровня сложности.
Используемые учебники и учебные пособия: Учебник - Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 9 класса/Н.Д. Уцгринович. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 212 с.
Содержание урока
1. Организационный момент (2 мин)
Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, фиксирует отсутствующих. Учащиеся приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку - наличие всего необходимого на парте для урока.
2. Актуализация знаний (5 мин)
Повторение пройденного материала. Учитель осуществляет фронтальный опрос учащихся на проверку изученного материала:
- На прошлом уроке мы с вами изучили тему «Алгоритм. Исполнители алгоритма».
- Давайте вспомним: «Что такое алгоритм?».
- Кто такой исполнитель алгоритма?
- Кто может являться исполнителем алгоритма?
Визуальная проверка выполнения домашнего задания.
Задание 1.
У исполнителя Квадратор две команды, которым присвоены номера:
1. вычти 1
2. возведи в квадрат
Первая из них уменьшает число на экране на 1, вторая возводит его во вторую степень. Исполнитель работает только с натуральными числами. Составьте алгоритм получения из числа 2 числа 64, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд.
(Например, 11121 — это алгоритм: вычти 1, вычти 1, вычти 1, возведи в квадрат, вычти 1, который преобразует число 7 в 15.) Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.
Ответ: 21212
Задание 2.
Цепочка из трёх бусин, помеченных латинскими буквами, формируется по следующему правилу:
– в середине цепочки стоит одна из бусин C, E, D, A;
– в конце – одна из бусин H, A, C, которой нет на втором месте;
– на первом месте – одна из бусин H, A, E, D, не стоящая в конце.
Определите, сколько из перечисленных цепочек созданы по этому правилу?
HCA AEA DAH ECC EEH ADE CEA AED EHA
В ответе запишите только количество цепочек.
Ответ: 3
Задание 3.
Автомат получает на вход четырёхзначное десятичное число. По полученному числу строится новое десятичное число по следующим правилам.
1. Вычисляются два числа – сумма четных цифр и сумма нечетных цифр заданного числа.
2. Полученные два числа записываются друг за другом в порядке неубывания (без разделителей).
Пример. Исходное число: 2177. Сумма четных цифр — 2, сумма нечетных цифр — 15. Результат: 215.
Определите, сколько из приведённых ниже чисел могут получиться в результате работы автомата.
419 1319 2014 1811 1212 205 322 294 55
В ответе запишите только количество чисел.
Ответ: 3
Задание 4.
Некоторый алгоритм из одной цепочки символов получает новую цепочку следующим образом. Сначала вычисляется длина исходной цепочки символов; если она нечётна, то удваивается первый символ цепочки символов, а если чётна, то в конец цепочки добавляется буква С. В полученной цепочке символов каждая буква заменяется буквой, следующей за ней в русском алфавите (А — на Б, Б — на В и т. д., а Я — на А). Получившаяся таким образом цепочка является результатом работы алгоритма.
Например, если исходной была цепочка ЛЕС, то результатом работы алгоритма будет цепочка ММЁТ, а если исходной была цепочка ПОЛЕ, то результатом работы алгоритма будет цепочка РПМЁТ.
Дана цепочка символов РУЧЕЙ. Какая цепочка символов получится, если к данной цепочке применить описанный алгоритм дважды (т. е. применить алгоритм к данной цепочке, а затем к результату вновь применить алгоритм)? Русский алфавит:
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ.
Ответ: ТТХЩЖЛТ
Рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашней работы.
3. Постановка учебной задачи (3 мин)
Учитель направляет детей для формулирования темы урока, вовлекает учащихся в процесс определения цели урока, задавая наводящие вопросы. Учащиеся отвечают на вопросы учителя, участвуют в беседе, выдвигают предположения относительно темы и цели урока.
Совместно с учителем формулируют тему и цель урока.
Слайд 1 – Учащиеся записывают тему урока в рабочие тетради «Исполнитель алгоритма Робот».
4. Изучение нового материала
Новый материал излагается в сопровождении презентации «Среда программирования Кумир. Исполнитель Робот».
Слайд 2 – Учитель формирует представление у учащихся, об исполнителе алгоритма Робот.
Робот – это условный исполнитель. Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может.
Слайд 3 – Учитель знакомит учащихся с системой команд исполнителя Робот. Учащиеся записывают в рабочие тетради основные команды выполняемые Роботом.
У Робота есть девять команд. Четыре команды – это команды-приказы:
вверх вниз влево вправо
При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑, вниз ↓, влево ←, вправо →.
Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится.
Также у Робота есть команда закрасить, при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.
Ещё четыре команды – это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырёх возможных направлений:
сверху свободно снизу свободно слева свободно справа свободно
Слайд 4-16 – Учитель знакомит учащихся с программой Кумир, с основными правилами работы с исполнителем алгоритма Робот в среде программирования в программе Кумир. Учащиеся записывают в рабочие тетради основные команды выполняемые Роботом.
Запуск программы:
Пуск – Все программы – НИИСИ РАН – Кумир
Выбор условного исполнителя:
Вставка – использовать Робот
Перед началом выполнения программы необходимо задать исполнителю Робот стартовую обстановку. Это значит установить Робота в нужную позицию, расставить стены, закрасить нужные клетки и т. п.
Запустив среду Кумир в меню Инструменты выбираем пункт Редактировать стартовую обстановку Робота.
Откроется окно с синим фоном. Это и есть стартовая обстановка Робота. И мы ее можем изменить.
По умолчанию, размер окна 10 на 15 клеток. Если нам необходимо изменить количество строк и столбцов, то щелкаем Обстановка - Новая обстановка и задаем необходимые значения
- Чтобы переместить Робота в новую позицию, щелкаем по нему левой кнопкой мыши и не отпуская ее тащим Робота в нужное место.
- Чтобы добавить/удалить стену, щелкаем левой кнопкой мыши по границе клетки.
- Чтобы закрасить/очистить клетку, щелкаем по ней левой кнопкой мыши
- Чтобы добавить или убрать точку в клетку щелкаем по клетке, удерживая клавишу Ctrl
Для того чтобы сохранить (Обстановка - Сохранить или Обстановка - Сохранить как).
После этого закрываем окно Обстановка и в основном окне программы выбираем Робот - Сменить стартовую обстановку
Находим сохраненную ранее обстановку и загружаем ее. После этого убедимся, что загрузили правильную стартовую обстановку, щелкнув по кнопке Показать окно Робота
Алгоритмические конструкции:
- Линейная
алг
нач
<команда 1>
<команда 2>
…
<команда n>
кон
- Ветвление
если <условие> то
<команда 1>
иначе <команда 2>
все
- Цикл
Цикл со счетчиком применяется когда заранее известно сколько повторений необходимо сделать.
нц <количество повторений> раз
<команда 1>
<команда 2>
…
<команда n>
кц
Цикл с условием выполнение действий до тех пор, пока не перестанет выполняться условие
нц пока <условие>
<команда 1>
<команда 2>
…
<команда n>
кц
В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и, или, не
Для запуска программы на выполнение: Выполнение – Выполнить непрерывно
5. Первичное закрепление полученных знаний
Слайд 17, 18 – Учитель на примере подробно разбирает решение задачи № 20.1 ОГЭ с использованием исполнителя Робот в среде программирования Кумир.
Пример
Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные над горизонтальной стеной и ниже горизонтальной стены. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию.
Конечное расположение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для произвольного размера поля и любого допустимого расположения стен внутри прямоугольного поля. При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться.
Решение:
6. Физкультминутка
Слайд 19 – Учащиеся выполняют упражнения для глаз под руководством учителя.
Упражнение 1. ШТОРКИ
Быстро и легко моргайте 2 минуты. Способствует улучшению кровообращения.
Упражнение 2. БОЛЬШИЕ ГЛАЗА
Сидим прямо. Крепко зажмуриваем глаза на 5 секунд, затем широко открываем их. Повторяем 8-10 раз. Укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение, способствует расслаблению мышц глаз.
Упражнение 3. МАССАЖ
Тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхние веки, через 1-2 секунды снимите пальцы с век. Повторите 3 раза. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.
Упражнение 4. «СТРЕЛЯЕМ ГЛАЗАМИ»
- Смотрим вверх-вниз с максимальной амплитудой.
- Чертим круг по часовой стрелке и обратно.
- Рисуем глазами диагонали.
- Рисуем взглядом квадрат.
- Рисуем глазами бантики (восьмерку).
- Переводим взгляд из одного угла в другой по диагоналям квадрата.
- Сводим зрачки к переносице изо всех сил, приблизив палец к носу.
7. Закрепление полученных знаний
Слайд 20 - Ученики работают практически за компьютерами с исполнителем Робот в среде КуМир, в которой выполняют задания с доски.
8. Домашнее задание
Слайд 21 - Сообщение домашнего задания.
Выполнить в программе Кумир задания 20 №20, 160, 300 с Образовательного портала для подготовки к экзаменам РЕШУ ОГЭ ИНФОРМАТИКА - https://inf-oge.sdamgia.ru/test?theme=20
9. Итог урока (2 мин)
Выставление оценок.
Подведение итогов урока.