Урок русского языка по теме "Употребление заглавной буквы в собственных именах существительных"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (527 кБ)


Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

2

Тема и номер урока в теме

Употребление заглавной буквы в собственных именах существительных

 Урок  93

Предметная программа и её автор

Русский язык. Т.Г.Рамзаева

Цель  урока

Формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных) через реализацию монопроекта по теме: «Имена существительные собственные»

Тип урока

Изучение нового материала

Модель организации УПД младших школьников

АРМ – учитель – класс 10 ПК

Необходимое оборудование

Оборудование (создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды):
Для учителя: учебник: «Русский язык» 2 класс, Т.Г. Рамзаева, М., «ДРОФА», проектор, мультимедийная приставка, ноутбук.
Для учеников: учебник «Русский язык» 2 класс, Т.Г. Рамзаева, М, «ДРОФА», рабочая тетрадь, карточки для работы в паре, ноутбуки (10)

Структура и ход  урока

 

Структура и ход урока

Этап урока

Решаемая задача

Деятельность ученика

Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Название используемых ЭОР, гиперссылка

Время
(в мин.)

1. Адаптационный.

Организационный
момент

Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

Проявление интереса. Эмоциональный настрой на урок.
«У меня хорошее настроение.
Я могу быть добрым и терпеливым.
Я успею сделать все!
Я буду предельно внимателен на уроке»

Мотивирует обучающихся к учебной деятельности, Контролирует готовность к уроку

 

1

2. Актуализация знаний.

Создание ситуации успеха
 

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». 
Составление плана работы

Отвечают на вопросы. Демонстрируют знания, умения. Оценивают свои умения.
Словарно-орфографическая работа. Работа с фразеологическими оборотами:    «Попасть в молоко» - промахнуться мимо цели. «Молочные река, кисельные берега» - о сказочном изобилии. Чистописание: Мм  мя  ям  мо  ум
Миша ..орозов не боялся ..орозов

Задает вопросы с целью актуализации имеющихся знаний по теме «Имена существительные». Предлагает оценить умения проверять орфограммы; проверить правильность выполнения работы по образцу. Организует диалог с учащимися, в ходе которого конкретизирует понятие «орфограмма", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока

Слайд 1

4-5

3. Постановка учебной задачи

Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого

Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют

 

Создает  проблемную ситуацию, ситуацию познавательных противоречий.
- Почему я подчеркнула буквы в словах  Морозов морозов?
«Корзина идей»: ручная белка - собака Белка,  красная роза – веселая Роза, темная ночка – корова Ночка.
- Сформулируйте тему урока (обсуждение в парах).
- Чему будем учиться?

Слайд 2

3

4. Основной этап.

Открытие «нового» знания

 

Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия

Анализируют проблемную ситуацию, ищут решение, выдвигают и проверяют гипотезу Создает проблемную ситуацию. Побуждает учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений. Организует работу в парах. Побуждает к анализу собственных действий   10-13

 

Инструкция Дидактическая игра «Помоги почтальону».
Теперь прочитаем само письмо.
«Здравствуй  соня! Живу я хорошо. Я очень рад.
Теперь у меня есть шарик! Твой брат лев».
 

Имена собственные пишутся с большой буквы

мультфильм

Целеполагание - Всё ли вы поняли из письма?
- Чему рад автор письма?
Читаем приписку.
«Шарик звонко лает».
- О ком же идет речь в письме?
Исправление ошибок, которые допустил мальчик
- Какие правила нужно знать, чтобы наша речь была понятной?
   

Предъявление результата
гиперссылка
правило  

- Дети называют правила.
Имена собственные пишутся с большой буквы


 

 

5. Психо-физическая тренировка
 

Релаксация

Выполняют упражнение

 

Организация психофизической тренировки.
-  Сейчас мы поиграем с вами в интересную игру. Я буду называть слова. Если это имя собственное, то присядьте, если какое-то другое слово – поднимите руки вверх. Будьте внимательны:
Мама, Елена Николаевна, собака, Жучка, коза, воробей, Мурка, окунь, Маршак, корова, шарик / Шарик (здесь дети могут засомневаться).
- Ребята, как вы думаете, почему некоторые из вас присели, а некоторые подняли руки, когда я произнесла слово шарик /Шарик?
- Как называются слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение?
(Многозначные)
Вывод..
-  Действительно, написание слов шарик / Шарик зависит от его значения

 

1

6. Творческий этап.
Первичное закрепление нового материала.

Проверка понимания способа действия.
Развитие умения распознавать и подбирать имена существительные собственные

Работают по алгоритму, излагают, объясняют учебный материал

Организует практическую работу. Организует проговаривание нового знания и способа действия.

Списать текст с карточки, вставить правильную букву.
Незнайка затрудняется в выборе буквы. Помогите ему.
(фронтальная работа – комментирование с проговариванием правила).

«У девочки  (Л,л) илии есть братишка  (В,в) асилёк и подруга (Р,р) оза. Дети решили собрать букет цветов. В саду (Р,р) оза сорвала две (Л,л) илии, а (Л,л) лия – красивую. (Р,р) озу. В поле ушёл (В,в) асилёк и принёс (В,в) асилёк»

 

4-5

7. Гимнастика для глаз

Снятие усталости с глаз
(мультимедийное упражнение)

Выполняют гимнастику для глаз по упражнениям презентации

Организует выполнение гимнастики для глаз

Гимнастика для глаз

1

8. Самостоятельная работа (в парах)

Организация самостоятельной учебной деятельности с использованием ноутбуков

Дети читают задания и выполняют их.
Действуют согласно составленному алгоритму

Подключение к сети, передача задания на нетбуки учащихся, получение результатов.
Выяснение понимания задания (электронное приложение к учебнику).

Вернёмся к заданию, которое мы затруднялись выполнить в начале урока. Какое было затруднение?
Сможем выполнить сейчас? (решение орфографической задачи)

ЭОР (электронное приложение к учебнику)

3-4

8. Практическая работа

Выполнение упражнений знаний и умений во взаимосвязи с уже известными знаниями и умениями, способами действий.
Гиперссылка

Используют приобретенные знания в практической деятельности (карточка).
Самооценка

Организует ситуацию выбора в соответствии с возможностями, вариантность.
-Примените изученные орфограммы. Я уверена, что вы все справитесь.

Звучит фонограмма музыки Шопена

кошка
собака 
корова
конь
свинья

Дружок
Мурка
Хавронья
Зорька
Орлик

Проверка с помощью мультимедийной презентации.
- С какой буквы написали клички животных?
- Какое правило применили?

 

3

9. Повторение

Действие по обобщению: - анализ признаков объекта;
- выделение главных признаков;
- объединение признаков;
- оформление вывода.

Действия по оценке знаний умений и навыков

Выявляют границы применимости нового знания и выполнения заданий, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг

Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует индивидуальную работу.
Восстановление деформированного текста (коллективная работа).
- Восстановите текст, исправьте ошибки и подчеркните главные члены предложения
- В каком слове допущена ошибка? (обсуждение в парах)
спал, крыльце, на, котёнок, пушок, маленький
- Запись с комментированием

 

3-4

10. Домашнее задание

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Записывают задание на дом, задают вопросы

Проводит разбор домашнего задания, проводит  пояснения к упражнению, дает конструктивные задания

 

3

11. Рефлексия

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности. Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Анализируют деятельность.

Дают словесную оценку

Создает ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения.
- Какую задачу ставили в начале урока?
- Удалось ли её решить?
- Что нового узнали на уроке?
- Где можно применить новые знания?
- Какие слова пишутся с большой буквы?
Чтение правила.
- Кого хотите поблагодарить?
- Оцените свою работу на уроке (на парте каждого ребенка смайлики с настроением)

Слайд 3.

3