Цель: Познакомить учащихся с разнообразными сказками о животных.
Задачи:
- Знакомить учащихся с произведениями фольклора о животных.
- Развивать у детей интерес к литературе, дополнительному чтению.
- Развивать воображение, память, слуховое восприятие, ассоциативное мышление детей.
- Развивать творческое воображение, мышление, словарный запас учащихся.
- Развивать навыки пересказа.
- Формировать связную речь учащихся.
- Воспитывать вдумчивого читателя.
Подготовительная работа. Организаторам необходимо подготовить помещение, где будет проводиться встреча, подобрать наглядное и музыкальное оформление, разучить с детьми стихотворения и подготовить пересказ сказок.
Звучит фонограмма песни «Почему, отчего?» (Песня любопытного слоненка) (муз.Б.Чайковского, сл.Д.Самойлова).
Ведущая:
Сказка по лесу идет –
Сказку за руку ведет,
И за мной и за тобой
Сказки бегают гурьбой.
В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит.
Сказка – умница и прелесть
Нам без сказки не прожить.
Ю. Мориц
Сказки и предания - это произведения народного творчества, которые объясняют нам происхождение предметов, явлений, существ. Эти рассказы и сказки передавались из поколения в поколение. Из них складывались представления наших предков об окружающем мире.
В давние времена для людей в окружающем мире было много непонятного, загадочного. Люди жили ближе к природе и хотели ее понимать. Самые умные хотели понимать язык животных. Горы, камни, пещеры жили своей жизнью. У каждого озера, долины, болота, ручейка, большого строения была своя легенда о возникновении, которые помнят и сейчас.
Герои многих сказок - люди, которых наделяли особой мудростью, способностями и умениями. Раньше верили и в змеиных королей, и в лесных фей, и в леших, и в других существ, внешность которых не так легко представить. Верили в колдовство, порчу, сглаз, заклинания и т.д.
Сказки и предания происходят из времен, когда вечерами при свете свечей рассказывали друг другу всякие истории.
Осенью и зимой темнеет рано. Электричества и радио не было, даже книг тогда еще не было, и поэтому вечерами сумерничали. Для проведения времени и рассказывали старшие люди разные сказочные истории и загадывали загадки.
Послушайте одну из них…
Ведущая читает тувинскую сказку «Почему птицы не говорят».
Ведущая:
Летела сова –
Веселая голова;
Вот она летела,
Летела и села;
Хвостиком повертела
Да по сторонам посмотрела…
И опять полетела;
Летала, летала и села.
Хвостиком повертела
Да по сторонам посмотрела…
Это присказка.
А сказка?
Сказка вся впереди.
Ведущая читает эвенкийскую сказку «Почему сова лохматая».
Чтецы:
Стройных сосен длинные стволы
Нехотя качаются от ветра,
И пищат, щебечут воробьи,
Затерявшись где-то среди веток.
Сплетничает громко воронье
И трещит болтливая сорока.
Слышен гулкий хохот из дупла,
Где сова уселась одиноко.
Громок этот птичий разговор,
И, проснувшись, скажет леший старый:
«И с каких же это давних пор
Болтунов в лесу так много стало?»
Посердится, поворчит старик,
Скажет: «Ну-ка, умолкайте.
Вам, вороны, если невтерпеж,
Разговор потише продолжайте».
И уйдет опять в лесную глушь.
Птицы успокоятся немного,
Лишь в дупле премудрая сова
Ухнет тихо, но сердито, строго.
Чебыкина Н. «Болтуны Беломорья»
Дети пересказывают русскую народную сказку «Почему сова мышей ловит».
Демонстрируется отрывок из мультфильма «Серая шейка» (разговор глухаря с Серой шейкой).
Ведущая: Вы узнали сказку и ее героев, ребята? Тогда скажите мне, пожалуйста, о ком эта загадка?
Кто средь птиц лесных "глухой",
А не подпустит ближе.
Кто красуется, как царь,
Брови - красно-рыжи.
(Глухарь)
Ведущая читает русскую народную сказку «Про глухаря».
Ведущая: Сказки сочиняет народ, поэтому они так глубоки, разнообразны и мудры.
Удивительный мир сказки открывает человеку свои волшебные двери и отдает ему все богатство, ничего не требуя взамен.
В фольклоре славянских и западноевропейских народов сказок о животных сравнительно немного. А вот у народов Америки, Австралии, Азии, Африки их без счета. Конечно, в каждой стране в сказках живут «свои» животные. В Европе - это волк, медведь, лис, заяц, конь, собака, кот, петух (или курица), орел, ворон; в Азии и Африке - лев, тигр, слон, мартышка, черепаха, попугай; в Австралии - кенгуру.
Давайте познакомимся с одной из этих сказок.
Ведущая читает тибетскую сказку «Орел и петух».
Ведущая: Не одну тысячу лет бродят по земле сказки, то пробираясь сквозь высокие снега Севера, то пересекая раскаленные пески африканской пустыни, то поднимаясь по крутым утесам в азиатские горные селения, то переплывая моря-океаны... И везде им рады, они самые желанные гости в любом доме, особенно, если в нем есть дети.
Ровный золотистый свет луны заливал высокий дом, стоящий на сваях, как на ходулях, освещал ребятишек и взрослых, сидящих на высоком помосте - открытом крыльце - вокруг старого Тхыонга, деда-сказочника. Невдалеке сквозь тропическую ночь скорее угадывались, чем виднелись силуэты невысоких, сгорбленных, как черепахи, вьетнамских гор. Размеренно и напевно лилась речь - дед рассказывал сказки.
Долго слышались мелодичные и величавые звуки гонга, доносившиеся из его дома, где собрались люди.
Дед Тхыонг и напевно декламировал, и подражал гомону птиц, рокоту горных потоков, рычанию тигров и трубным звукам слонов. Он имитировал шум джунглей, звон ручья, крики обезьян и птиц…
Дети пересказывают вьетнамскую сказку «Отчего у ворона оперение черное, а у павлина пестрое и красивое».
Ведущая: Сказки рассказывали и рассказывают в русских избах, в чумах и юртах кочевых народов, в домах на высоких сваях в странах Юго-Восточной Азии, в хижинах индийских бедняков и под небом Ближнего Востока. Слушая сказки, и взрослые, и дети отдыхают после шумного дня. В Японии про сказку говорят: «Если днем рассказывать, то мыши будут смеяться».
Медленно гаснет закат золотой,
Песенки шепчут березы,
И появляются вслед за луной
Чуть запоздавшие звезды.
Ночь накрывает темным плащом
За день уставшую землю.
Стало темно и тихо кругом,
Ветер, набегавшись, дремлет.
В окнах последние гаснут огни,
Спят уже малые дети,
И, попрощавшись с нами в ночи,
Сказки уйдут на рассвете.
Чебыкина Н. «Медленно гаснет закат золотой…»
Пора и нам с вами сказать друг другу: «До свидания! До новых встреч с доброй и мудрой, забавной и смешной, умной и поучительной сказкой!»
Литература.
- «Золотой ларец сказок». Самая большая книга сказок от 0 до 7. Русские народные сказки. Москва. «Планета детства». 2009.
- «Сказки народов мира». Москва. «Правда». 1987.
- Ресурсы сети Интернет:
http://fairy-tales.su/narodnye/vetnamskie-skazki
http://skazkimira.com/orel-i-petux-tibetskie-skazki/