Особенности организации урока для детей с ЗПР в основной школе в специальном (коррекционном) классе общеобразовательной школы (на примере предмета "Обществознание")

Разделы: История и обществознание, Коррекционная педагогика


Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивидуально-типологические особенности. Построение учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей каждого ребенка должно стать нормой работы общеобразовательной школы. Так по данным Вакориной Л.Ю. - заместителя начальника отдела Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России, в 2015 г. в нашей стране общее количество детей с ОВЗ обучающихся в общеобразовательных учреждениях составило более 481 тысяч человек.  За два последних года количество детей с ОВЗ и инвалидностью обучающихся инклюзивно составило около 160 тысяч (+15%), обучающихся в специальных (коррекционных) классах – 13,5 тысяч (+ 3,5%) и вместе с тем количество отдельных образовательных организаций работающих по адаптированным общеобразовательным программам сократилось на 3,9%.

По данным заседания Круглого стола при Самарской губернской Думе (марте 2016 г.) в  Тольятти наблюдается тенденция сокращения специальных (коррекционных) классов и увеличения количества школ, реализующих совместное обучение детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Совместное обучение реализует 68% школ города. На основании медицинских показаний организовано индивидуальное обучение детей на дому. На индивидуальном обучении находится 559 детей из них 205 человек-дети-инвалиды. То есть все большее количество школ города сталкиваются с проблемой организации обучения детейс ОВЗ.

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях  г.Тольятти обучается 1208 детей с ограниченными возможностями здоровья, что составляет 1,8% от общего количества учащихся школ. По желанию родителей и с учетом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ дети данной категории обучаются в специальных (коррекционных) классах, интегрировано и индивидуально на дому.  Другими словами проблема организации обучения детей с ОВЗ в нашем регионе, как и по стране в целом является актуальной и останется такое еще на длительный период времени.

Это имеет непосредственное отношение к четко выделяющейся в последнее время большой группе детей с задержкой психического развития (далее – дети с ЗПР). Такие дети не готовы к обучению в школе и испытывают трудности в усвоении общеобразовательных программ, имеют нарушения ценностно-личностной ориентации, высокую степень педагогической запущенности, отклонения интеллектуального и личностного развития, частичное отставание в развитии психических функций. В нашем образовательном учреждении в настоящее время обучается  907 учеников из них 124 дети с ОВЗ. В нашей школе основной формой организации обучения детей с ОВЗ являются специальные (коррекционные) классы, поэтому в данной статье будет сделан акцент на обучение при данной форме организации учебно-воспитательного процесса на примере изучения курса обществознание. Несмотря на то, что в настоящее время активно внедряется ФГОС ОВЗ, однако этот процесс касается только начальной школы, а в основной школе проблема организации обучения детей с ОВЗ остается актуальной. Так, в нашей школе для эффективного усвоения учащимися с ОВЗ учебного материала по обществознанию в программу общеобразовательной школы внесены следующие изменения: ряд вопросов излагаются в виде обзора с акцентом на наиболее значимых выводах (требования к знаниям учащихся в данном случае могут быть ограниченны); часть материала изучается в ознакомительном плане (знания по такому учебному материалу не включаются в контрольные работы); некоторые наиболее сложные вопросы исключены из рассмотрения. В последнем случае учитель может проводить отбор материала самостоятельно в зависимости от уровня подготовки класса. Учитель школы при оценивании знаний обучающихся среднего звена руководствуется общеобразовательной программой и наличием у ребенка с ЗПР способности работать по алгоритмам. Задержка психического развития, если даже она не компенсируется к подростковому возрасту, проявляется в более медленном темпе усвоения учебного материала ребенком, в сниженной способности к волевым усилиям, в неумении самостоятельно организовать деятельность, осуществлять самоконтроль. Все это сказывается на учебной деятельности. Вместе с тем, ребенок может удовлетворительно усваивает общеобразовательную программу.

Понятие «задержка психического развития» - психолого-педагогическое. Задержка психического развития – временное отставание развития психики в целом или отдельных ее функций.   Конечно, не все причины и не все особенности психического развития детей могут быть нивелированы в условиях общеобразовательной школы, однако главная задача учителя организовать обучение с учетом имеющихся особенностей.

Необходимо помнить, что особенностью психического развития детей с задержанным развитием является недостаточность у них процессов восприятия, внимания, мышления, памяти. Особенности внимания детей с задержкой психического развития проявляются в его неустойчивости, повышенной отвлекаемости, неустойчивой концентрации на объекте. Наличие посторонних раздражителей вызывает значительное замедление выполняемой детьми деятельности и увеличивает количество ошибок. Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности этих детей. У них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; к началу школьного обучения,  как правило, не сформированы основные мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение. Выявлено снижение познавательной активности,  недостаточную продуктивность произвольной памяти, её малый объем, неточность и трудность воспроизведения.    Недостаточность произвольной памяти у детей с задержкой психического развития в значительной степени связана со слабостью регуляции произвольной деятельности, недостаточной ее целенаправленностью, несформированностью функций самоконтроля. Этими факторами объясняются характерные нарушения поведения у данной категории детей. Дети с гармоническим психофизическим инфантилизмом доброжелательны, эмоциональны и приветливы, но у них долго доминируют игровые интересы, наблюдается непосредственность в рассуждениях, наивность. Дети с дисгармоничным психофизическим инфантилизмом эмоционально неустойчивы, склонны к конфликтам, драчливости, агрессивности.

Таким образом, особенности детей с ЗПР должны быть учтены при организации обучения. При изучении обществознания большое значение имеют словесные формы преподнесения информации на уроке, поэтому вопросы педагога должны быть хорошо продуманы и четко сформулированы и должны быть доступны детям. Используется одноступенчатая инструкция. Объяснение педагога часто требует повтора. Рассказ педагога также должен быть лаконичным, четким, эмоциональным и выразительным.

Так на моих уроках установлен некий «ритуал» когда урок начинается и заканчивается одними и теми же словами, в одной и той же положительной тональности.  Курс обществознания – это объединение знаний из различных наук, различных сфер человеческой жизни, что осложняет его освоение для учащихся, а для детей с ЗПР тем более. Поэтому, например тема «Государство», которая предполагает изучение  понятия «государство», истории его возникновения, формы государства, которое в свою очередь включает в себя понятия – форма правления, форма национально-территориального устройства и политический режим.  В специальном (коррекционном) классе я даю только общее понятие государства, избегая многообразия трактовок, которые существуют в литературе.  Историю и теорию возникновения государства опускаю, сосредотачиваясь на современном государстве. При сравнении различных форм правления, форм национально-территориального устройства и политических режимов останавливаюсь только на 3-4 основных критериях.

Дети с задержкой психического развития испытывают трудности в восприятии и переработке вербальной информации, у большинства из них страдает речевое развитие, поэтому словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических заданий. Например – использовать наглядный метод, который  является очень действенным методом в коррекционной работе и  к нему предъявляются определенные требования. Так, например, иллюстрационный материал должен быть понятен детям, не иметь множества лишних деталей, соответствовать изучаемой теме. Схемы должны быть предельно четкими и доступными пониманию детей. Поэтому на своих уроках я использую свои схемы и таблицы, значительно более простые, чем предлагается учебниками. Хорошо помогают компьютерные презентации. Однако при их подготовке надо помнить, что продолжительность концентрации внимания у этих детей небольшая, презентации длятся не более 10-12 минут. Т.е. если вернуться к теме «государство» в презентации могут быть только структура государства или только форма правления или какой-то один другой элемент темы.

Из практических методов в  работе с детьми с ЗПР наиболее эффективными являются упражнения и дидактическая игра. Необходимость упражнений обусловлена слабой мыслительной активностью детей данной категории, ослабленной памятью, трудностями восприятия и т. д. Поэтому, с помощью упражнений, многократного выполнения умственного и практического действия достигается овладение определенными знаниями. Так мной используются карточки, на которых записаны термины по теме с сопровождением иллюстрации. Карточки используются в начале темы учителем для подкрепления слов, затем карточки используют ученики при ответе на вопросы по теме, затем индивидуально при проверке знаний. Карточка может состоять из двух частей – на одной название термина, а на другой содержание термина и ученик должен правильно их сложить.

С целью адаптации объема и характера учебного материала к познавательным возможностям учащихся систему изучения того или иного раздела программы нужно значительно детализировать: учебный материал преподносить небольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий, такие как: дополнительные наводящие вопросы; наглядность – картинные планы, опорные, обобщающие схемы, «программированные карточки», графические модели, карточки-помощницы, которые составляются в соответствии с характером затруднений при усвоении учебного материала; приемы-предписания с указанием последовательности операций, необходимых для решения задач; помощь в выполнении определенных операций; образцы решения задач; поэтапная проверка задач, примеров, упражнений. На каждом уроке обязательна словарная работа («расшифровка» терминов по обществознанию через простые, где-то даже бытовые понятия). Каждого ученика следует стараться выслушать до конца; необходимо включать предметно-практические действия, цель которых - подготовить детей к усвоению или закреплению теоретического материала. Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия ее целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий, а в нашей школе на уроках обязательно проводятся физкультминутки. Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживают использованием красочного дидактического материала, введением в занятия игровых моментов. Исключительно важное значение имеют мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребенку, поощрение его малейших успехов. Темп урока должен соответствовать возможностям ученика. Особое внимание следует уделять обучению анализу образца: целенаправленное рассмотрение с вычленением существенных признаков, умение ориентироваться в задании, учить полному и самостоятельному описанию образца с указанием всех необходимых его признаков. При формировании умения анализировать образец необходимо соблюдать принцип постепенного усложнения подбираемых упражнений. Следует уделять внимание обучению действию по словесному образцу, которое нужно начинать с объяснения основной функции образца, а затем - с помощью в его вычленения из текста. Для того чтобы научить детей умению видеть (находить) образец в данном тексте, им нужно указать на то, что в разных упражнениях образец может иметь разное местонахождение, может быть разных типов, но независимо от этого его функция всегда одна и та же: как нужно выполнять. Необходимо научить находить образец, соотнести его с инструкцией, разобрать, что показывает данный конкретный образец, т.е. проанализировать его. Действия по образцу сначала следует отрабатывать на упражнениях с одним заданием, а затем постепенно вводить образец в упражнения с несколькими заданиями. Нужно, чтобы ученик возвращался к образцу на каждом этапе деятельности: «Правильно ли я сделал, так ли у меня получилось, как в образце?», что позволит закрепить полученные знания.

В процессе самостоятельной познавательной деятельности развиваются мышление, память, внимание, творческое воображение, а также вырабатываются практические умения и навыки, формируется психологическая установка на самостоятельное пополнение знаний. Необходимо организовать деятельность ученика таким образом, чтобы ему были доступны все компоненты самостоятельной деятельности: осмысление цели, планирование своей деятельности, самоконтроль, сопоставление конечного результата работы с заданной целью, использование справочного материала учебника. Степень самостоятельности ученика, как правило, соответствует его учебным возможностям и постепенно возрастает. Большой объем информации, который необходимо освоить в ходе изучения курса «обществознание», требует организации самостоятельной работы учеников. Каждому ученику предоставляется возможность широкого использования справочного материала, словарей, памяток, схем. Только при соблюдении всех этих условий самостоятельная работа становится средством развития познавательной активности учащихся. Необходимо учить детей с ЗПР проверять качество своей работы, как по ходу ее выполнения, так и по конечному результату; одновременно нужно развивать потребность в самоконтроле, осознанное отношение к выполняемой работе, для чего на уроках следует отводить специальное время на самопроверку.

Дети с ЗПР очень остро реагируют на критику и поощрения. Если не соблюдать это требование, то у детей возникает страх перед учителями, они не обращаются за помощью, но и самостоятельно освоить материал им удается в редких случаях. Также не все дети с ЗПР чувствуют себя успешными, обучаясь в общеобразовательной школе, многие ученики не могут общаться «на равных» с учениками параллельных классов, которые в свою очередь толерантно относятся не ко всем ученикам коррекционного класса. Эту проблему необходимо решать через проведение внеклассных мероприятий в которых принимают участие как дети с ЗПР, так и нормально развивающиеся сверстники.
Таким образом, При подготовке к урокам нужно помнить о необходимости отводить достаточное количество времени на рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь обществознания с жизнью, с теми явлениями, наблюдениями, которые хорошо известны ученикам из их жизненного опыта. Важно также максимально использовать межпредметные связи, ибо дети с ОВЗ особенно нуждаются в преподнесении одного и того же учебного материала в различных аспектах, в его варьировании, в неоднократном повторении и закреплении полученных знаний и практических умений.

Учет особенностей детей с ОВЗ требует, чтобы при изучении нового материала обязательно происходило многократное его повторение:
а) подробное объяснение нового материала;
б) беглое повторение с выделением главных определений и понятий;
в) осуществление обратной связи — ответы учеников на вопросы, работа по плану и т.п.

Эффективная динамика развития детей с ЗПР намечается тогда, когда своевременно реализуется необходимая психологическая коррекция, медицинское лечение, а педагогическая коррекция и обучение ведутся с учетом всей сложности, неравномерности и дисгармоничности развития интеллекта и личности этой категории детей.

Литература.

1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / Под ред. К.С. Лебединской - М., 2006.
2. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. - М., 2001.
3.  Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 2010.
4.  Дети с задержкой психического развития. / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского - М., 2012.
5. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. – М., 2001.
6. Костенкова Ю.А., Триггер Р.Д., Шевченко С.Г. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения. – М., 2009.
7. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. – М., 2008.