Технология проектирования компетентностно-ориентированных заданий по русскому языку / литературе

Разделы: Русский язык


В качестве основного технологического инструмента, обеспечивающего комплексное внедрение компетентностного подхода, использую КОЗ.
Конструирование компетентностно-ориентированного задания подчинено определенным требованиям.

Структура  компетентностно-ориентированного задания:

Стимул погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение.

Задачная формулировка точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания.

Источник информации содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания.

Бланк для выполнения задания задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания.

Для оценивания результатов КОЗ используется 3 варианта:

Ключ (то есть тест: прочитать и выбрать) - эталон результата выполнения учащимся задания закрытого типа, чаще всего для первого уровня.

Модельный ответ (это примерный ответ) - перечень вероятно верных и частично верных ответов для задания открытого типа с заданной структурой ответа.

Критерии оценивания (за что и в каких пределах даются баллы) процесса деятельности учащегося по выполнению задания.

Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчинена тому, что это задание должно организовать деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий.

Для применения на уроке компетентностно-ориентированных заданий могут быть использованы следующие дополнительные возможности изучаемого материала:

  • прикладной характер содержания темы;
  • содержание, включающее в себя оценку явлений и событий; различные концепции; различные толкования причин и следствий, другие противоречивые сведения или позиции, допускающие различное толкование;
  • содержание программы, связанное с событиями, явлениями, объектами, доступными непосредственному восприятию школьника (в том числе в учебных ситуациях);
  • материал, работа с которым допускает выход за пределы школы, его изучение на базе предприятий, высших учебных заведений, учреждений культуры.

Среди способов организации изучения программного материала, позволяющих эффективно использовать компетентностно-ориентированные задания, можно назвать:

  • организацию изучения нового программного материала без предварительного объяснения учителя,
  • укрупнение дидактических единиц, концентрированное объяснение нового материала, обеспечивающее изучение основ содержания темы (понятийного аппарата, закономерностей, причинно-следственных структур, формирование обобщенной картины) с последующим расширением грани содержания на основе дополнения полученной из учебника или представленной учителем информации информацией, самостоятельно полученной из других источников.

Оценивание уровня сформированности ключевых компетенций на уроках русского языка при помощи компетентностно-ориентированных заданий.

Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции, овладении культурой речевого общения и поведения.
Компетентность как результат образования формируется и проявляется в деятельности, а компетентностно-ориентированные задания позволяют формировать и развивать универсальные учебные действия.

Как же происходит рождение учениками личного образовательного продукта? Путем создания на уроке той среды, в которой наиболее полно смогут раскрыться творческие потенции ребенка и будет осуществляться его постоянный интеллектуальный рост.

А значит, первая задача учителя – изменение организации традиционного урока, включение специально организованной деятельности учащихся в образовательный процесс на основе использования компетентностно-ориентированных заданий.

Технология формирования ключевых компетентностей учащихся предполагает использование компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ) в системе.

КОЗ можно применять на любых уроках, в нашем случае, это уроки русского языка.

Структура КОЗ по русскому языку выглядит следующим образом:

  • Введение в проблему (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение, желательная связь с практикой).
  • Формулировка задания:
    • текст задания должен начинаться с глагола;
    • в тексте задания указано ЧТО делать и  есть указание на то КАК делать (в зависимости от уровня).
  • Информация, необходимая для решения данной задачи.
  • Форма предъявления результатов КОЗ (задается структура предъявления учащимися результата своей деятельности по выполнению задания).
  • От обычного задания КОЗ отличается тем, ученику предлагается определенный план действия при поиске ответа на вопрос и обязательно включается элемент решения проблемы. Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса: «А зачем мы это делаем?»

Изучение орфографии в 8-11 классах превращается в повторение давно изученного материала. Этому способствуют и учебники, которые не отличаются разнообразием упражнений. Работа с ними не приносит удовлетворения ни учащимся, ни преподавателю. Считаю, что компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) являются одним из способов повышения мотивации к изучению русского языка, развития УУД учащихся.

Прежде чем разработать и внедрить в урок компетентностные задания, изучила методическую литературу по теме «КОЗ»,сделала для себя вывод о том, что данные задания расширяют возможности учителя по организации самостоятельной работы учащихся, помогают более точно определить проблемы ученика по изучаемой теме, по овладению им основных лингвистических компетенций.

Компетентностно-ориентированные задания можно использовать в виде раздаточного дидактического материала (самостоятельная, проверочная, работа с ОК, контрольная работа) или показать через проектор на уроках изучения или закрепления данной темы для групповой или индивидуальной работы.

Раздел «Орфография»

Тема «Правописание безударных гласных в корне слова».

Данная тема предполагает изучение трех видов орфограмм:

1) гласные, проверяемые ударением,

2) гласные, не проверяемые ударением,

3) чередующиеся гласные.

Она требует особого внимания на любом уровне обучения: знакомство с темой в начальной школе, более полное изучение в 5 классе, закрепление и повторение в среднем звене и в старших классах.
Данная тема в школе изучается традиционно: объяснение учителя, закрепление изученного материала, практическая отработка навыков. Можно изучать эту тему несколько по-другому: использовать КОЗ как способ для мотивации деятельности учащихся, что позволит учителю проверить степень сформированности языковых компетенций и обеспечить понимание основных принципов русской орфографии и процессов развития языка.

Задание №1.

Компетентность: разрешение проблем

Стимул

Наташа, нет ничего проще, чем проверить гласную в корне. Подбирай проверочное слово с ударной гласной – и всё.

Нет, Оля, не всё так просто. Если будешь пользоваться этим способом проверки, допустишь
много ошибок.

Задачная
формулировка

Кто прав? Сформулируйте причины различия безударных гласных в корне.

Оформите результаты в виде таблицы, озаглавив столбики и распределяя примеры.

Источник
информации

Пр..токол, соб..ру, укр..тить, ст..рожка, ум..рать,
р..внение, к..т..лог, к..сить, к..сание, пр..оритет,
пром..кашка, к..согор, к..нкурент, пр..зидент, объед..нить.

Бланк
для заполнения  
задания

Безударные гласные в корне

?

?

?

1.

1.

1.

2.

2.

2.

3.

3.

3.

4.

4.

4.

 5.

5.

5.

Инструмент
проверки

Критерии оценивания

1 столбик

2 столбик

3 столбик

Классификация корней

 

 

 

Выбор гласной

 

 

 

Наличие правильного доказательства
(можно графического)

 

 

 

Примечание: количество предложенных слов может быть увеличено по желанию учителя.

  • За каждый верный ответ ученик получает 1 балл.
  • За каждый правильный, но неполный ответ – 0,5 балла
  • За каждый неверный ответ – 0 баллов.
  • Максимальное количество – 15 баллов. 

Приступая к выполнению задания, ученик должен внимательно прочитать задачную формулировку, изучить бланк для заполнения. В процессе работы учащийся должен продемонстрировать следующие умения:

  • классифицировать корни с безударной гласной (корни с гласной, проверяемой ударением; корни с непроверяемой гласной; корни с чередующейся гласной);
  • выбирать гласную (с помощью подбора проверочного слова, нужного правила или орфографического словаря);
  • аргументировать свой выбор

Если учитель не владеет навыками составления компетентностно-ориентированных заданий, он может воспользоваться упражнениями учебника, составив по их текстам задания, учитывая необходимость организации деятельности детей в непривычной для них ситуации.

Задание 2.

Компетентность: разрешение проблем

Стимул

Разговор на перемене двух учениц 9 класса.

Эти корни с чередованием гласных выучить невозможно! Их так много!

По-моему, ты преувеличиваешь. Нужно просто запомнить алгоритм работы.

Поможешь мне?

Задачная
формулировка

Помогите ученице восстановить алгоритм работы и, воспользовавшись им, вставьте буквы. Объясните, какое слово и почему здесь «лишнее».

Источник
информации

Алгоритм:
Выделяем корень
?
?
Вставляем букву.

Слова для работы: выск..чить, забл..стать,
выр..щенный, зам..реть от восторга, зам..рать
от счастья, прим..рять соперников, непром..каемый,
подр..внять клумбу, обм..кнуть перо, р..сток,
бл..стательное исполнение, подр..вняться.

Инструмент
проверки

Крите
рии

оценки

Умение
выделять
корень

Умение
определять
лексическое
значение корня

Причина
выбора гласной

«Лишнее»  слово

 

Корни

 с
чередо
ванием

 

 

 

 

Корни
с
проверя
емой
гласной

 

 

 

 

Примечание.

  • За каждый верный ответ ученик получает 1 балл.
  • За каждый правильный, но неполный ответ ученик получает 0,5 баллов.
  • За неверный ответ ученик получает 0 баллов.
  • Максимальное количество баллов – 12.

Задание №3

Компетентность: разрешение проблем

Стимул

Завтра у вас контрольная работа по теме «Правописание гласных в корне». Хотите проверить вашу готовность различать группы корней с чередованием гласной?

Задачная
формулировка

Прибегните к классификации корней в данных словах и «решите» пропорции, выполнив задание по аналогии.

Источник
информации

1) выр..сли    к..снуться     2) изб..рать          выт..реть
_____    =      _________         _______  =      ______
р..стение            ?                        ?                   выт..рать

2) зорька       загар             4)  м..кать             р..внение
_____  =       _____                 _______   =      ________
з..ря                  ?                    пром..чил                ?

Инструмент
проверки

Критерии оценивания

1 пропорция

2 пропорция

3 пропорция

4 пропорция

Классификация корней

 

 

 

 

Наличие верного доказательства

 

 

 

 

Выбор гласной в корне

 

 

 

 

Наличие верного примера

 

 

 

 

Примечание. За каждый верный ответ ученик получает 1 балл.
За каждый правильный, но неполный ответ ученик получает 0,5 баллов.
За неверный ответ ученик получает 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 16.

Задание 4.

Компетентность: разрешение проблем

Стимул

Как, по-вашему, будет выглядеть логическая
цепочка по теме «Гласные в корне слова»?

Задачная формулировка

Попробуйте выстроить ее, используя
необходимые компоненты материала для информации.

Источник информации
+ бланк для работы

Корень, касательная, ударение,
корень с безударной гласной, слово,
безударный, омонимичные корни, часть слова,
чемодан, корень с чередующейся гласной, колючий.

Инструмент проверки

Ключ

Трудная работа с гласными в корне станет, на наш взгляд, интересней и продуктивней, если вместо традиционного «вставьте буквы» мы предложим подобные задания. Их выполнение как нельзя лучше сможет убедить учителя в том, способен или не способен ученик применить на практике навыки, полученные при изучении темы «Безударные гласные».

Для оценивания уровня  сформированности ключевых компетенций на уроках русского языка предлагаю следующие виды компетентностно- ориентированных заданий для учащихся 6 класса.

Тема «Правописание приставок»

Задание 1.

  • Компетентность разрешения проблем (самоменеджмент 1 уровень): определяет, с какой позиции он приступает к разрешению проблемы, сформулированной учителем; определяет последовательность шагов по решению задачи.
  • Коммуникативная 1 уровень: оформляет мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации.
  • Информационная 1 уровень: указывает, какой информацией для решения поставленной задачи обладает, а какой нет.
  • Стимул: Вам предстоит сдать зачёт по изученной нами теме "Правописание приставок". Сегодня у вас есть возможность проверить  готовность к  зачёту с помощью предложенного задания. Оцените свои знания по данной теме.
    Задачная формулировка:

Прочитайте словосочетания, вставьте пропущенные буквы в приставках.

Подумайте, на какие группы можно поделить данные слова? Впишите соответствующие названия колонок в таблицу. Заполните таблицу данными примерами.

Добавьте в каждую колонку свои примеры (по 4 слова).

Можно ли преобразовать эту таблицу в более сложную для всех пунктов правила?  Начертите более сложную модель.

Источники информации:

пр...близиться к родным местам   

  ра...жать ладони

в...пахать землю                            

  пр...градить путь

пр...открыть дверь                         

  бе...жалостный человек

пр...ступить закон                         

  пр...шить пуговиц

пр...школьный участок               

  ра...чистить двор

Бланк для выполнения задания

 

 

 

 

 

 

 

 

Модельный ответ: таблица №1

Пре

При

Буква З на конце приставки

Буква С  на конце приставки

преступить

приблизиться

разжать

вспахать

преградить

приоткрыть

безжалостный

расчистить

 

пришкольный

 

 

 

пришить

 

 

таблица №2

Пре = очень

Пре
=
пере

При-
Прибл.
присоед.

При-
около чего-либо

Словарные слова

З на конце приставки

С на конце приставки

свои примеры

Критерии оценивания:

  • "5"

учащийся дал верное название колонок;  правильно распределил слова по колонкам, добавил свои примеры в каждую колонку и грамотно  построил таблицу №2.  Вы к зачёту готовы.

  • "4"

а) учащийся дал верное название колонок; верно распределил слова по колонкам, добавил свои примеры в каждую колонку, но неправильно построил таблицу №2 или не сделал совсем

б) учащийся  назвал колонки; распределил слова по колонкам, добавил свои примеры в каждую колонку и правильно построил таблицу №2, но допустил 2-3 ошибки. Вы хорошо подготовились к зачёту, но знаете по данной теме ещё не всё.

  • "3"

а) учащийся  назвал колонки; распределил слова по колонкам, добавил свои примеры в каждую колонку и правильно построил таблицу №2, но допустил 3-4 ошибки.

б) учащийся  назвал колонки; распределил слова по колонкам, добавил свои примеры в каждую колонку и неправильно построил таблицу №2 или не построил совсем, но допустил 2-3 ошибки. Увы, вам нужно серьёзно заняться изучением этой темы,  иначе зачёт вы не сдадите.  

Тема «Значение приставок»

Задание 3.

Компетентность: разрешение проблем

Стимул: люди очень много занимаются тем, что присоединяют друг к другу разные предметы. Чего только они не придумали для этой работы!
Верёвка, иголка с нитками, молоток с гвоздями, клей – всем этим они пользуются, чтобы присоединять. А вы можете образовать слова?

Задачная формулировка: Замените данные слова и словосочетания одним словом.

Источники информации:

Присоединить: 1)  с помощью верёвки; 2) с помощью молотка и гвоздей; 3)  с помощью иголки с ниткой; 4)  с помощью клея; 5)  с помощью винтов и шурупов.

Вопрос-шутка: Можно ли одним словом присоединить с помощью слона, с помощью собаки. Если нет, то почему?

Инструмент проверки: за правильный ответ - 5 баллов.

Список литературы.

  1. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании//На сайте: http: //www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm
  2. Блинов В. И., Сергеев И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2007
  3. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе//Педагогика. – 2003. - №10
  4. Зимин В.Н. Методы активного обучения как необходимое условие овладения обучающимися ключевыми компетенциями. – Иркутск, 2003
  5. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. – 2004. - №5
  6. Хуторский А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики. Центр «Эйдос»//На сайте: www/eidos/ru/news/compet.html

Продолжение статьи.