Методическая работа по теме «Учитель и ученик – сотворцы урока»

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии


Сегодня перед нами, учителями, стоят непростые задачи: создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление  к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее  реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предмета, поощрять их индивидуальные склонности и таланты. Необходимо, чтобы они  научились не только отвечать на наши вопросы, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала.

Развитие самостоятельности, подготовка к взрослой жизни и воспитание личности — вот сверхзадачи, по отношению к которым обучение знаниям, умениям и навыкам выступает как средство образования. Мы считаем, что нам, учителям, нельзя останавливаться на достигнутом, а надо обязательно идти вперёд.

Мы, педагоги, в наше время — друзья детям, их помощники, советчики и союзники, которые соединяют в себе любовь к делу и ученикам, умеют не только учить детей, но и сами способны учиться у своих учеников.

Современные учителя находятся в творческом поиске, интересуются всем тем, что их окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребёнку.

Мы стараемся быть доброжелательными к детям, их родителям, коллективу, всегда уважать мнение учеников, поддерживать их в разных ситуациях, не быть равнодушным к их высказываниям, не допускать превосходства над учеником, не оставлять ученика в трудную минуту.

Мы, учителя, должны сделать всё возможное, чтобы в будущем наши ученики успешно шли по жизни, достигая поставленной цели.

Мы согласны с автором, который определил, какими качествами должны обладать современные учителя.

У — уникальные, умные, успешные, универсальные, умеющие хорошо  подавать материал;

Ч — честные, человечные, чуткие, с чувством юмора;

И —  искренние, индивидуальности;

Т — тактичные, толерантные, терпеливые;

Е — естественные, единомышленники;

Л — любящие детей, любящие свою работу; 

Ь — очень мягкие, как мягкий знак и само слово!

От себя добавим: умеющие слушать и слышать ученика, творческие, артистичные.

Все эти качества необходимы учителю, чтобы привлечь учеников к сотрудничеству, чтобы учитель и ученик стали сотворцами урока.

Мы думаем, что больше всего для реализации этой задачи подходит проектная технология.  Преимущества этой технологии очевидны, потому что она:

- включает в себя интегрированную межкультурную работу ;

- оказывает содействие социальному и культурному развитию ребёнка;

- через привлечение  к продуктивной деятельности дети могут ощутить радость успеха;

- придаёт учебному процессу динамичность и привлекательность;

- проекты развивают независимость, так как дети учатся не только выражать своё мнение, но  и принимать решение, а также оценивать свою работу и работу членов группы;

- проекты всесторонне развивают ребёнка, обогащают его образовательный уровень;

- положительно влияют на эмоциональное развитие ребёнка;

Важным компонентом при организации обучения проектным методом является социальное взаимодействие, поскольку межличностное общение, построенное по определённым принципам, позволяет видеть проблему, создать атмосферу творчества, комфортности, что способствует проявлению индивидуальности каждого ученика.

Надо отметить, что при обучении в сотрудничестве учитель также приобретает новую, очень важную роль — организатора и вдохновителя самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него появляется больше возможностей дифференцировать процесс обучения, используя межличностную коммуникацию школьников в процессе совместной деятельности для совершенствования их умений, а также реализовать потенциал, заложенный в ребёнке.

Хочется поделиться своим опытом использования проектной технологии, так как много лет готовим и проводим мероприятия, основанные на проектной методике, в сотрудничестве с учителями английского, французского и немецкого языков нашей гимназии.

Вот виды проектов, сделанных учителями иностранных языков и учениками гимназии:

- литературные гостиные, посвященные творчеству великих английских, немецких и французских поэтов и прозаиков;

- пресс-конференции «Европа — наша надежда», «Великая Победа»;

- круглый стол «Вокруг света за час», «Язык до Киева доведёт»;

- инсценировки зарубежных произведений: «Свинопас», «Белоснежка и 7 гномов», «Золушка» и другие;

- уроки-проекты «Прекрасная  Шотландия», «Любовная поэзия» (А.С.Пушкин,  У. Шекспир, Р.Бернс, Д.Г.Байрон)

Одним из последних и запоминающихся уроков-проектов был урок по  теме «Mass Media and Me” в 11 классе.  Учащиеся были разделены на группы  и  каждая группа выбрала один из видов средств массовой информации, которая наиболее близка им: телевидение, радио, пресса и Интернет. Перед учащимися  была поставлена задача изучить историю зарождения средств массовой  информации в нашей стране, в Великобритании и США, определить роль  СМИ в современной жизни  и высказать своё мнение по этой теме.

В течение нескольких недель учащиеся и на уроках, и вне урока  искали информацию о средствах массовой информации, используя тексты учебника, дополнительную литературу и интернет. Также готовили презентации о СМИ.

Надо отметить, что учащиеся подошли очень творчески к своему  проекту и использовали газеты на английском языке, например, «The Moscow Tribune”, газету, привезённую из Лондона «The Sun”, песню «Осtober and April”.

В ходе подготовки к проекту учащиеся нашли много интересных  фактов. Например, что слово «television” произошло от греческого слова,  означающего «далёкий» и латинского слова «видеть», таким образом  слово «телевидение» означает «видеть далеко».

Учащиеся рассказали о программах, которые идут на Российском,     Британском и Американском телевидении, о популярных каналах и своих  любимых передачах.

Так как в во время подготовки проекта проходили Зимние  олимпийские игры в Сочи, учащиеся нашли рекламу Олимпийских игр, которая  шла на Британском телевидении. Это было неожиданно и очень впечатляюще.

Пресса была представлена нашими газетами, такими как:

«Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Аргументы и факты» и местной газетой «Луховицкие вести», в которой была статья о местной жительнице, являющейся волонтёром на Олимпийских играх.

В процессе подготовки проекта мы с учащимися прочитали и обсудили статью о Российских волонтёрах в Сочи в газете «The Moscow Tribune”, издающейся в России.

Интересной находкой группы учащихся, которые рассказали о радио и своих любимых каналах, таких как: «Маяк», «Авторадио», было исполнение песни на английском языке «October, April”.

Конечно же, Интернет открывает огромные возможности  для людей  в наши дни в плане общения, поиска информации для урока и другие. Также  можно посмотреть любимые фильмы. Об этом и многих других возможностях  Интернета учащиеся подготовили отличную презентацию и рассказали о  наиболее популярных сайтах. Затем мы с учащимися обсудили сайт нашей гимназии, на котором имеется информация о мероприятиях, происходящих в школе.

Затем учащиеся обменялись мнениями «за» и «против» о средствах  массовой информации. Ребята с воодушевлением говорили о преимуществах и недостатках СМИ.

Не обошли вниманием мы и очень важное событие для всей планеты, т.е. Олимпийские игры в Сочи. Учащиеся нашли в Интернете видео об открытии Олимпийских игр, а также информацию о медалях, завоёванных российскими спортсменами.

На уроке выдалась возможность поговорить с учеником, который занимается спортом, и выяснить, хочет ли он в будущем участвовать в Олимпийских играх. Я думаю, что этот разговор был интересен и учащимся.

В заключение учащиеся сделали вывод: несмотря на все недостатки СМИ люди всё ещё читают газеты и журналы, смотрят телевизор, слушают радио и пользуются Интернетом. Благодаря СМИ мы являемся свидетелями великих событий нашей истории, таких как Олимпийские игры.

Как видно из вышесказанного, и учителя, и ученики являлись сотворцами урока-проекта, так как в процессе подготовки урока и на уроке дети получили информацию от учителей, а учителя узнали интересные факты от учеников, т.е. произошло взаимообогащение знаниями и информацией, полезными как для ученика, так и для учителя.  Учитель предложил концепцию  урока, а ученики развили её и детализировали.

Комфортная обстановка на уроке дала возможность ученикам показать себя, высказать своё мнение, и мы думаем, что они испытали радость  успеха от проделанной работы.