Девиз:
«Танец — это твой пульс, биение твоего сердца, твое дыхание. Это ритм твоей жизни. Это выражение во времени и движении, в счастье, радости, грусти и зависти». (Жак д'Амбуаз)
Цель:
- Приобщение к культуре танца, эстетическое воспитание, развитие творческого потенциала.
- Создание условий для обучения, развития и постижения культурных традиций и духовно-нравственных ценностей.
Задачи:
- прививать интерес и любовь к танцам, хореографическому искусству;
- создать положительный эмоциональный настрой, развивать чувство ритма и гармонии;
- передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм;
- дать знания основ детского народного и характерного танца;
- формирование творчества.
Методы и приемы: Практический, словесный, наглядно-двигательный.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска.
На современном этапе педагогической теории и практики уделяется особое внимание развитию творческой личности. Именно данное качество формирует неординарное отношение к рукотворному миру, миру природы и человеческих отношений.
Творчество - это сознательная, целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание действительности, создающая новые, оригинальные, никогда ранее не существовавшие предметы, произведения для совершенствования материальной и духовной жизни общества. Творчество изначально заложено в каждом ребенке, но как важно своевременно создать необходимые условия для его проявления.
Детское музыкальное творчество имеет большой диапазон. Оно активизирует фантазию ребенка, побуждает к достижению самостоятельно поставленной цели, к поискам для воплощения своих замыслов в разных формах, способствует обучению.
В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возросла потребность в эффективных методах воспитания детей дошкольного возраста. Явление это не случайное и связано, прежде всего, с пониманием ценности этого периода детства, значения общего и музыкального развития в дошкольном возрасте, проявление детского творчества для последующего становления личности ребёнка. И музыкально-ритмическое воспитание, в этом смысле, оказывается одним из стержневых видов деятельности, поскольку по своей природе является синтетическим, объединяющим музыку (пение, движение и слово). Ритмика - это ритмические движения с музыкальным сопровождением. Ритмика - это радостное приобщение к миру танца. Танец - это творчество, это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир.
Музыкально-ритмические упражнения условно можно разделить на подготовительные и самостоятельные.
К первым относятся упражнения, в которых предварительно разучиваются отдельные виды движений. Так, дети учатся ритмично, непринуждённо выполнять «пружинку», поскоки с ноги на ногу, прямой галоп, подпрыгивание на двух ногах и т.д. В дальнейшем эти движения включаются в игры, пляски и хороводы, и они служат средством выразительной передачи музыкальных образов, персонажей.
Самостоятельных музыкально-ритмических упражнений немного. К ним относятся «Вертушки» (украинская народная мелодия), «Упражнение с лентами» (музыка В. А. Моцарта), «Всадники» (музыка В. Витлина. Этот тип упражнений по сравнению с предыдущими имеет более законченную форму.
Музыкально-ритмические упражнения и игры необходимы дошкольникам не только для развлечения, но и для их физического, умственного и эстетического развития. Они помогают детям полюбить музыку, эмоционально реагировать на нее; развивают музыкальный слух и чувство ритма, обогащают детей новыми музыкальными знаниями, расширяют их музыкальный кругозор.
Стретчинг - одна из инновационных здоровьесберегающих технологий, направленная на развитие двигательной творческой деятельности детей посредством игры.
Игровой стретчинг - это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Это упражнения: «Кораблик»,»Лодочка», «Качеля», «Бутерброд», «Цапля», «Деревце».
Благодаря стретчингу увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг повышает общую двигательную активность. Упражнения стретчинга направлены на формирование правильной осанки. Кроме этого развивается эластичность мышц, воспитывается выносливость и старательность.
Результативность деятельности по развитию у детей гибкости, пластичности, выносливости через использование игрового стретчинга, достигнутая посредством построения воспитательно-образовательного процесса с использованием игр, упражнений - оптимальна.
Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности использования игрового стретчинга с целью достижения более высокого уровня развития у детей гибкости, пластичности и выносливости, что позволит им в дальнейшей жизни быть крепкими и здоровыми.
Эвритмия - одна из инновационных педагогических технологий, обеспечивающих творческое развитие личности каждого ребенка и используемая в музыкальной деятельности.
Эвритмическая гимнастика – вид оздоровительно-развивающей гимнастики, основанной на ритмических закономерностях речи, музыки, общеразвивающих упражнений, базовых шагов и элементов аэробики.
Разнообразие видов упражнений, форм их реализации, индивидуальный подбор упражнений, применение музыки способствуют формированию положительных эмоций, чувства ритма, развитию слуха, что делает эвритмическую гимнастику поистине бесценным средством оздоровления и здоровьесбережения дошкольников.(«У жирафа пятна»,«У оленя дом большой», «Четыре шага»)
«Дети номер показали просто на "отлично"!
Все под музыку плясали дружно и ритмично.
Что ребята исполняли в праздник в музыкальном зале?» (Танец)
Известно, что дети очень любят танцевать.
Танец – это хорошее средство эмоциональной отзывчивости на музыку. Танцы приобщают детей к миру прекрасного, прививают с ранних лет хороший эстетический вкус.
Танец приучает детей к нормам культурного общения. В детях воспитывается доброжелательность, приветливость. Мальчики начинают внимательно, бережно относится к своей партнерше. Танец становится одним из средств нравственного воспитания ребенка.
Виды танцев:
1. Танец с зафиксированными движениями, т.е. авторский.
- Современный детский танец.
- Народный танец.
- Хороводы с пением.
2. Танец-импровизация на основе разученных движений. Они используются с целью развития детского творчества. К ним относятся:
- танец «зеркало»
- танец, где дети сочиняют движения на первую ее часть, а для второй части движения показывает педагог;
- танец, где дети сочиняют движения для ее первой и второй частей.
Таким образом, танцевальное движение — это один из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.
Даже если ребёнок не станет профессиональным танцором, он может состояться, как всесторонне развитая личность.
Методы при обучении детей музыкально-ритмическим движениям, танцам, играм, упражнениям музыкальные руководители используют различные:
— наглядно-слуховой (выразительное исполнение музыки);
— наглядно-двигательный (показ игр, плясок, отдельных ритмических упражнений);
— словесный (указания, пояснения в ходе выполнения движений);
— упражнения: многократные повторения, варьирование знакомого материала; упражнения в умении воспринимать и передавать образ, продиктованный песней или музыкой.
Если эти методы будут правильно подобраны, они помогут ребенку более глубоко и осознанно усвоить содержание и характер произведения.
Материал, посредством которого осуществляется музыкально- ритмическое воспитание, должен отвечать интересам и возможностям ребенка, быть высокохудожественным.
Инструментальная музыка и хороводы должны быть яркими, с приятной мелодией, простой гармонией и выразительными динамическими оттенками. Исполнение музыкальных произведений должно быть точным и художественным. Необходимо, чтобы музыкальные произведения были доступны при воспроизведении и передаче в танце. Это даёт возможность детям в простейших движениях передать характер музыки, помогает глубже воспринять и закрепить содержание произведения.
Детский танец. Тематика детских танцев.
Танцы — один из любимых и популярных видов искусства — дают широкие возможности в деле физического, эстетического и этического воспитания детей. При создании репертуара для детей основными критериями являются содержательность танца, его соответствие современным задачам эстетического воспитания и возрастным особенностям детей.
Репертуар должен прививать любовь и уважение к танцевальному искусству своей Родины и к танцевальной культуре других народов, гуманные нравственные чувства, свойственные Российской хореографической школе. Знакомство с основными элементами классического, народного, историко-бытового и современного танца и приобретение в процессе занятий специальных навыков развивают у детей художественный вкус, воспитывают у них благородство и изящество исполнения, формируют общую культуру. Для овладения танцевальной грамотой необходимо усвоить азбуку классического танца — это даст ту культуру исполнения, без которой немыслим любой сценический танец.
1. Народный танец является одним из средств национального, интернационального и патриотического воспитания школьников. Народный танец, как правило, мажорный, развивает у детей положительные эмоции, ощущение радости бытия, обогащает танцевальный опыт разнообразием ритмов и пластики. Интерпретация элементов народного танца в соответствии с детской тематикой является непременным условием занятий.
2. Историко-бытовой танец, запечатлевший характер пластики прошлых эпох, прививает красивые манеры, поскольку эти танцы создавались хореографами в те времена, когда «благородным манерам» придавалось особое значение.
3. Особый интерес детей вызывает работа над сюжетными танцами, темы которых близки и понятны детям, заимствованы из окружающей действительности или из мира сказок. . В сюжетных танцах используются сюжеты народных сказок и былин.
Надо отметить, что ребята с большим интересом относятся к постановкам сюжетных танцев (детей привлекает возможность актерского перевоплощения).
4. Танцы-игры, танцы с предметами (мячами, обручами, лентами и т.д.) занимают особое место. И чем органичней связан танец со знакомой всем детской игрой, тем теплее он воспринимается зрителями.
5. Тематические танцы. Сказки — излюбленная тема детей; в мир сказок зритель попадает одновременно с исполнителями. Неотъемлемой частью репертуара являются тематические танцы.
6. Народно-сценический танец — требует от постановщика глубокого знания фольклора, бытующих тем и сюжетов, манеры исполнения, композиционных особенностей. Желательно, чтобы народно-сценический танец строился на какой-либо теме, сюжете.
7. Танцы из детских балетных спектаклей и опер — для более подготовленных коллективов. Хорошо, если в творческой постановочной работе принимают участие весь коллектив детей. Здесь многое зависит от балетмейстера- педагога. Он должен суметь вовлечь детей в творческий процесс, пробудить инициативу и активность.
При постановочной работе очень важно учитывать возрастные особенности участников, которые делятся на три группы:
1) младшая,
2) средняя,
3) старшая.
Физическая нагрузка зависит от развития костно-мышечного аппарата (например, у младшей группы мягкие кости), интенсивность и длительность — от возраста и степени подготовки обучающихся.
Массовый танец. В массовом танце участвует не менее 16 исполнителей. К массовым танцам относятся хороводы, хороводные пляски, кадрильные пляски, сюжетные массовые танцы, тематические танцы. В массовом танце чаще всего ярким выразительным средством является рисунок. Движение исполняется одновременно всеми участниками, смена движений происходит через большой промежуток времени.
В развитии танца (ступени перед кульминацией) часто используются сольные, трюковые выступления танцующих, в которых показывается техническое совершенство и мастерство исполнителей.
Кульминация — массовая яркая пляска всех исполнителей.
Секрет народного хоровода. В мире существует большое множество танцев. Русский народный танец является одним из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. Русский народный танец делится на два основных жанра – хоровод и пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов. Наиболее легким и простым для детей дошкольного возраста является хоровод. Танец дошкольника – яркий и эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний ребенка. Еще один способ раскрыть свой внутренний мир и показать его окружающим. В мире существует большое множество танцев.
Основное построение хоровода – круг, его круговая композиция и движение по ходу солнца, хождение за солнцем, берут свое начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца – Ярило. Солнце вращается вокруг своей оси против хода часовой стрелки при наблюдении с северного полюса эклиптики. И Земля (как и все планеты Солнечной системы, кроме Венеры и Урана) вращается вокруг своей оси против часовой стрелки. Основой хоровода является современное исполнение хороводной песни всеми его участниками. Но участники не только поют, они движутся, приплясывают и разыгрывают действие.
В жанре хоровода различают два вида – орнаментальные и игровые хороводы.
а) Орнаментальные хороводы. Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участники хоровода ходят кругами, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры – орнаменты, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся лишь музыкальным сопровождением. Такие хороводы называются орнаментальными.
б) Игровые хороводы. Если в песни имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается в лицах и исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы и характеры героев. Иногда содержание песни разыгрывается всеми участниками хоровода одновременно. Часто персонажами песни являются животные, птицы и тогда участники хоровода, изображая птиц, зверей, подражают их движениям, поводкам. Такие хороводы называются игровыми. Основные фигуры хороводов. «Круг», «Два круга рядом», «Круг в круге», «Корзиночка», «Восьмерка», «Улитка», «Змейка», «Колонна», «Улица», «Ворота», «Гребень».
Основные элементы русских народных танцев (хороводов): «Простой ход», «Скользящий шаг», «Русский переменный шаг вперед», «Приставной шаг», «Шаг с припаданием», «Гармошка».
В хороводе всегда проявляется чувство единения, дружбы, товарищества. В танце – хороводе, особое внимание уделяется движению рук, которые очень украшают танец и помогают передать его содержание. Участники его, как правило, держатся за руки, иногда за платок, шаль, пояс, венок.
В некоторых хороводах участники за руки не берутся, а движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут парами, тройками. Народные хороводы: «Метелица», «Березонька», «У калинушки», «Заинька, выходи», «Как у наших у ворот», «Плетень» давно включены в программы музыкального развития детей.
Работа педагога. Работать с детьми — значит ежечасно, ежедневно, из года в год отдавать ребенку свой жизненный и душевный опыт, формируя из него человека нашего общества — личность, развитую всесторонне и гармонично. Это долг каждого, кто посвятил себя работе с детьми. Работа эта включает в себя образование и воспитание в семье и школе и, конечно, художественное воспитание ребенка. Приобщать маленького человека к миру прекрасного, научить ребенка отличать подлинное произведение от подделки, прививать с самых ранних лет хороший вкус, закладывать те добрые основы, которые помогают ему вырасти настоящим человеком с тонким чувством изящного, человеком, чья душа открыта всем проявлениям творческого таланта — задача чрезвычайно важная и столь же сложная.
Музыкальные руководители (хореографы) должны всегда помнить о нашем творческом долге, помогать в сложнейшем процессе формирования прекрасного, всесторонне развитого человека. только от педагога и его преданности избранному делу, его таланта, его изобретательности и знаний зависит успех воспитания.
История искусства уходит корнями в седую древность. На заре своего существования человечество открыло способы выражения мыслей, эмоций, поступков через движения. Танец безмолвен, здесь не звучит слово, но его (танец) понимают все народы мира. Выразительность пластики человеческого тела и музыкальных ритмов и мелодий оказывается могущественной, и поэтому язык танца интернационален и понятен всем. Музыкальный руководитель, работающий с детьми — профессия, сложная вдвойне. Ведь кроме обычных трудностей, всегда сопутствующих сочинению танца, кроме воспитательных задач педагог должен умело разбираться в возрастных особенностях своих «артистов». Основу репертуара для детей должны составлять танцы игрового характера, отражающие их главные интересы, инсценировки детских песен, сказок, представления школьной тематики, а также народные танцы, базирующиеся на несложных танцевальных элементах и простых композициях. Большое внимание должно быть уделено разучиванию фольклорных танцев, а также танцев, основанных на спортивных движениях (танцы с лентами, обручами, мячами). Также следует уделить внимание бальному танцу. Необходимо вызвать у детей подлинный интерес к урокам, привлечь их к активному творчеству, а этого можно достичь, лишь поставив перед ними ясные перспективные цели. В лучших хореографических коллективах дети четко представляют перспективу своей творческой работы, что пробуждает в них целеустремленность и заинтересованность.
Очень продуктивна в этом отношении постановочная работа. Дети любят ее, относятся к ней с большим интересом, активно в нее включаются, непринужденно фантазируют, словом, работают с огромным увлечением и отдачей. Очень важно, чтобы заложенные в танце мысли, воссозданные танцем реальные события жизни волновали ребят.
Анализируя собственный педагогический опыт, и учитывая всё вышесказанное, заставило меня искать эффективные средства активизации образовательного процесса, к подбору и подаче музыкального материала, к поиску новых методов работы. В процессе музыкально-ритмического воспитания дошкольников, оказалось, что при реализации данного направления существуют трудности.
Прежде всего: недостаток методической литературы по музыкально-ритмическому развитию дошкольников; отсутствие разработок педагогических методов и приёмов, позволяющих рационально использовать время для выполнения большего объёма двигательных упражнений, эффективного развития способностей детей к музыкально-ритмическим движениям. Пытаясь как можно продуктивнее использовать время общения с детьми, я стараюсь сделать музыкальные занятия не только познавательными, но и творческими, разнообразить формы и технологии приобщения детей к миру музыки, ритма, танца.
Чтобы добиться успеха, детям нужно стараться, и для этого, необходимо привлечь внимание, сформировать интерес, мотивировать детей к музыкальной деятельности.
Для себя я определила следующие задачи:
1. Приобщение к танцевальному искусству, расширение знаний о танцах;
2. Побуждение к импровизации под музыку, сочинению собственных композиции из знакомых движений;
3. Развитие чувства ритма, темпа, координации и свободы движений.
4. Обучение навыкам основных танцевальных движений.
5.Обучение приемам самостоятельной и коллективной работы.
6. Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
7. Формирование нравственно-эстетических отношений между детьми.
8. Развитие творческой самостоятельности в создании художественного образа танца.
Перед тем как приступить к работе с детьми мною была проведена диагностика. Основная задача состояла в том, чтобы определить индивидуальные музыкально-ритмические особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.
В своей работе я применяла различные методические приёмы:
1. Показ выполнения движения без музыкального сопровождения, под счет;
2. Выразительное исполнение движения под музыку;
3. Словесное пояснение выполнения движения;
4. Внимательное отслеживание качества выполнения упражнения и его оценка;
5. Творческие задания.
Решила внедрить в музыкальную образовательную деятельность детей дошкольного возраста свои авторские танцевальные постановки, разнообразила и обогатила музыкальный репертуар для танцевальной импровизации. Старалась подбирать музыку с богатым образным содержанием, близким детскому опыту, способную активизировать фантазию ребенка, направлять ее, направлять исполнение тех или иных выразительных движений и влиять на их качество.