1. Дидактическое обоснование научно-методического портфолио и принципы его работы
Введение в обиход школы «методического портфолио учителя» создает условия для развития исследовательской культуры учителя, его интеллекта, помогает провести рефлексию собственной педагогической деятельности. Учитель свободно выбирает свой собственный индивидуальный маршрут профессионального совершенствования, который проходит в индивидуальном темпе и творческом поиске.
Портфолио учителя – это яркое отражение его индивидуального стиля работы, его уникальности и таланта. Очень важным для учителя и руководителя школы является доказательная составляющая портфолио, поэтому важная цель портфолио – представить отчет о работе учителя по теме самообразования, о характере его деятельности, проследить творческий и профессиональный рост учителя, способствовать формированию навыков рефлексии.
Грамотно разработанное портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, методической, исследовательской. Кроме того, он ясно демонстрирует умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения. Все разделы и рубрики портфолио служат основанием для обсуждения результата работы учителя в течение учебного года. Наглядность педагогического продукта, представленного в портфолио, помогает установить связи между прошлым и настоящим опытом, между настоящими достижениями, «точками роста» и планируемыми результатами в будущем.
Методическое портфолио учителя разрабатывается под конкретный педагогический замысел, которым является формирование адекватной самооценки в процессе профессиональной деятельности. В основе процесса формирования лежат ценностные ориентации, целевые установки (учусь работать и оценивать свой результат), имеющие конкретный ожидаемый результат. И работа над портфолио выстраивается в соответствии с целью.
Портфолио имеет две основные функции: накопительную и модельную.
Накопительная функция подразумевает портфолио как набор различных разработок учителя, связывающий отдельные аспекты его деятельности в более полную картину. И в то же время, портфолио – это нечто большее, чем просто папка, это спланированная заранее индивидуальная подборка достижений учителя. В нашей работе с портфолио мы используем оба подхода, поскольку, действительно, методический портфолио – это и набор материалов, собираемых по ходу работы, и «накопитель» достижений.
Кроме «накопительной», портфолио выполняет модельную функцию, отражая динамику развития учителя, его отношений, демонстрирует стиль работы, свойственный каждому отдельно взятому учителю, показывет особенности его общей культуры и отдельных ее сторон, помогает проводить рефлексию собственной работы, служит формой обсуждения и оценки работы учителя.
Алгоритм запуска методического портфолио учителя может быть представлен следующим образом:
1. В начале учебного года научно-методический Совет утверждает набор обязательных разделов для портфолио педагогов и дает право выбора нескольких необязательных, по желанию учителей.
2. Педагогам объясняется, зачем необходим портфолио, какие цели он преследует и какие преимущества дает.
3. Определяются сроки работы и сдачи готового портфолио.
4. Обсуждается и принимается форма презентации портфолио, определяются критерии и способы оценивания.
В течение учебного года учителя работают над своими портфолио. Ход работы может обсуждаться на МО, в ходе индивидуальных консультаций со специалистами по отдельным аспектам и т.д.
В конце учебного года на итоговой общешкольной конференции проводится презентация готовых портфолио через портфолио-конференцию, стендовую презентацию, взаимооценивание и пр. Тайным голосованием выбираются три самых лучших портфолио, авторы которых поощряются администрацией школы.
Каков бы ни был вид портфолио, он представляет собой набор материалов, структурированных определенным образом. Крупные блоки называются разделы, внутри которых выделяют рубрики. Количество разделов и рубрик, как упоминалось выше, а также их тематика могут быть различными и определяются в каждом отдельном случае. Необходимо отметить, что количество обязательных рубрик должно быть ограниченным, но необходимым и достаточным для отражений особенностей работы преподавателя. Содержание же рубрик определяется их названиями, объем – назначением материала, который в неё включается, структура и оформление – индивидуальными особенностями учителя.
Итак, структура методического портфолио – это достаточно гибкий материал, поэтому одной из задач данного проекта и является разработка его вариативных форматов.
Примерной структурой методического портфолио учителя может служить следующая:
- титульная страница (Ф.И.О., должность);
- общие сведения об учителе (дата рождения, образование, специальность, стаж работы, педагогический стаж, квалификационный разряд и т.д.);
- содержание портфолио: документы, творческое досье, диагностики успешности учителя, отзывы; комментарии к портфолио.
Портфолио включает разделы со следующими возможными рубриками:
«Портрет», назначение которого – представить информацию об авторе. Раздел должен отображать особенности личности автора. Он может включать фотографии, размышления автора, записи других людей о нем, характеристику, дневниковые записи, описание увлечений, корреспонденцию, сертификаты, грамоты и т.д.
Возможная рубрика в этом разделе – «Моё педагогическое кредо». В ней учителю надо представить свою профессиональную позицию и отразить основные ценности, определяющие его отношение к ученикам и коллегам.
«Коллектор» - это накопитель, в который помещается любая новая для учителя информация (тексты, таблицы, образцы, алгоритмы, конспекты, материалы семинаров и т.д.), собранная в течение года. Обязательно в этот раздел включаются материалы, полученные педагогами на школьных методических семинарах.
«Рабочие материалы» включают материалы, отражающие основные результаты деятельности учителя (программы, разработанные в этом году; модульные развертки; конспекты уроков; образцы текстов; контрольных работ и др.)
Возможная рубрика – «Педагогическая матрешка», которая включает в себя наиболее удачные образцы разработок педагога: фрагмент модульной программы; конкретный модуль, представленный в виде модульной развертки и/или маршрутной карты ученика; разработанные или адаптированные дидактические материалы; описание эффективных методических приемов; материалы для промежуточного и итогового контроля; описания проектов; конспекты наиболее удачных постановочных и групповых занятий и т.д.
«Мои достижения», раздел, который состоит из любых материалов, которые автор считает своими достижениями. Это могут быть наиболее удачные разработки учителя, разнообразные грамоты, сертификаты, поздравления и т.п.
Как уже говорилось, подходы к построению портфолио могут быть разнообразными в зависимости от индивидуальных особенностей. Важно, чтобы учитель проанализировал свою работу, собственные успехи, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.
Поскольку методическое портфолио не только форма рефлексии педагогом собственной деятельности, а также своего рода отчёт о работе, успехах и достижениях, который позволяет представить окружающим собственную педагогическую деятельность. По результатам работы и содержанию портфолио учитель может быть рекомендован к повышению квалификационного разряда. Собеседование с администрацией школы о перспективах сотрудничества в следующем учебном году также может проходить на основе материала, представленного педагогом в портфолио.
Еще один аспект использования методического портфолио учителя – организация особого рода итоговой научно-практической конференции лицея. В этом случае в ходе портфолио-конференции учителя получают возможность познакомиться с портфолио друг друга, отметить те, которые показались им наиболее интересными, проблемными, перспективными. С учетом этого определяются приоритетные направления методической работы на следующий учебный год, формируется состав модельных площадок, корректируется содержание их работы.
Таким образом, портфолио учителя – это способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений учителя; это комплект документов, регламентирующих его деятельность, формирующий рефлексию его собственной деятельности. Он относится к разряду «аутентичных», то есть наиболее приближенных к реальному оцениванию, индивидуализированных документов, ориентированных не только на процесс оценивания, но и самооценивания. Особенности портфолио и работы с ним делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности профессиональных достижений конкретного учителя, отвечающей компетентностному подходу. Введение методического портфолио учителя может повысить профессиональную активность, уровень осознания им своих целей и возможностей и сделает его более заинтересованным и ответственным за свою деятельность.
Протфолио используются не только в работе педагогов, но и для обобщения и структурирования деятельности отдельных служб. Например, в школе может быть создан портфолио службы научно методического сопровождения.
Согласно современным словарям, портфолио — это полное собрание собственных достижений, своеобразное досье. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской.
Принципы работы портфолио педагога.
- Системность и регулятивность самомониторинга.
- Достоверность.
- Объективность.
- Нацеленность автора на самосовершенствование.
- Структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений.
- Аккуратность и эстетичность оформления.
- Целостность, тематическая завершенность представленных материалов.
- Наглядность результатов работы.
- Технологичность.
Возможные разделы портфолио.
Раздел 1. Общие сведения об учителе
Данный раздел включает материалы, отражающие достижения учителя в различных областях:
- фамилия, имя, отчество, год рождения;
- образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);
- трудовой и педагогический стаж работы в данном ОУ;
- повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);
- копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
- наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;
- дипломы различных конкурсов;
- другие документы по усмотрению аттестуемого.
Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога.
Раздел 2. Результаты педагогической деятельности
В этот раздел помещаются:
- материалы о результатах освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету;
- сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании контрольных срезов, участия воспитанников в школьных и других олимпиадах, конкурсах;
- результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
- сведения о наличии медалистов;
- сведения о поступлении в вузы по специальности и т. п.
Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя за определенный период.
Раздел 3. Научно-методическая деятельность
В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога:
- обоснование выбора аттестуемым образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы;
- обоснование выбора аттестуемым используемых образовательных технологий;
- обоснование применения аттестуемым в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
- использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития и т. п.;
- работа в методическом объединении, сотрудничество с районным методическим центром, вузами и другими учреждениями;
- участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;
- участие в методических и предметных неделях;
- организация и проведение семинаров, «круглых столов», мастер-классов;
- проведение научных исследований;
- разработка авторских программ;
- написание рукописей кандидатской или докторской диссертации;
- подготовка творческого отчета, реферата, доклада, статьи;
- другие документы
Раздел 4. Внеурочная деятельность по предмету
Раздел содержит документы:
- список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;
- список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;
- сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий (выставки, предметные экскурсии, КВН, брейн-ринги и т. п.);
- программы работы кружков и факультативов
- другие документы.
Раздел 5. Учебно-материальная база
В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии):
- список словарей и другой справочной литературы по предмету;
- список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.);
- наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.);
- наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные учебники и т.п.);
- аудио- и видеопособия;
- наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т. п.;
- измерители качества обученности учащихся;
- другие документы по желанию учителя.
Основная цель портфолио — оценивание работы учителя по теме самообразования, характера его деятельности, отслеживание творческого и профессионального роста учителя, способствование формированию навыков рефлексии (самооценки). Структура портфолио может быть разнообразной.
Комментарий к портфолио должен быть вдумчивым, отражающим собственные мысли учителя в отношении его деятельности, дающим полную картину творческого роста педагога. Он может быть представлен в виде отдельного письма читателю, выступления, краткого параграфа с выражением своих мыслей, эссе, объяснительной записки.
В документах собираются материалы, регламентирующие работу педагога (положение о едином орфографическом режиме, ведении и проверке тетрадей, нормах оценки и др.).
В творческом досье представлено собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ учителя, описание его авторских методик, разработок, программ; а также сведения об основных направлениях его творческой активности, участии в научных конференциях, конкурсах, педагогических чтениях, прохождении курсов повышения квалификации; карта творческого роста и др.
В диагностике успешности учителя содержатся результаты оценки и самооценки педагога: личности учителя, педагогической деятельности, педагогического общения, качества образовательного процесса (анализ работы за 3 года: срезы знаний, итоги успеваемости, учебная нагрузка учителя, программный банк, использование современных технологий, результаты олимпиад, план развития кабинета).
Отзывы включают в себя характеристики отношения педагога к различным видам деятельности, представленные администрацией гимназии, коллегами, родителями, а также самоанализ деятельности педагога: отзыв о творческой работе, выступлении на НПК, педагогических чтениях, педсовете и др., рецензия на статью, методический бюллетень о проведенных открытых уроках, заключение о качестве выполненной работы (творческой, исследовательской), резюме, подготовленное педагогом, с оценкой собственных профессиональных достижений.
Подходы к построению портфолио могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей учителя. Важно, чтобы учитель проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.
2. Результаты мониторинга профессионального становления педагога в контексте его научно-методического портфолио
Основными признаками, характеризующими муниципальное образовательное пространство, являются: территория под единым административным управлением, единство образовательной и культурной политики и идеологии, централизация управления образованием, интеграция.
Успешность взаимодействия учителя с субъектами данного пространства зависит от готовности молодым учителем глубокого осмысления целей и задач, стоящих перед социумом, и их решения. Позитивное влияние на интеграционные процессы педагога с общественными институтами, на осуществление его сложной полифункциональной деятельности могут оказать педагогические условия, способствующие его профессиональному становлению.
С целью выявления особенностей профессионального становления учителя в муниципальном образовательном пространстве проведена опытно-экспериментальная работа.
В экспериментальную работу были вовлечены 24 педагогических работника: учителя-предметники (10 человек), учителя начальных классов (4 человека), воспитатели ГПД (2 человека), педагог – психолог (1 человек), социальный педагог (1 человек), педагоги дополнительного образования (2 человек), преподаватель ОБЖ (1 человек), а также - руководители (директор, заместители директора – 2 человека).
Целью констатирующего эксперимента являлось выявление степени удовлетворённости педагогов своим трудом, влияния на продуктивность труда учителя социальных, психологических и материальных факторов; выяснение проблем, вызывающих наибольшие затруднения в деятельности учителя, а также уровней оценивания труда учителя руководством школы.
Проанализировав ответы респондентов, мы выявили, что 70% показателей удовлетворённости своим трудом учителя соотносят с непосредственным участием руководителя в собственном профессиональном становлении. Полученные данные позволяют спроектировать направленность управленческой деятельности с целью создания комфортных условий труда педагога, сопряжённых с: наличием возможностей для его профессионального роста, участия в жизни коллектива, взаимодействия с муниципальной педагогической общественностью; регулированием вопросов материального и морального стимулирования (премии, единовременные выплаты, систематизация и обобщение опыта, свидетельствующего о его карьерном росте); перспективой карьерного роста.
В ходе исследования предложено респондентам из 28 факторов, мотивирующих учителя трудиться успешнее, выбрать 7 наиболее важных, по их мнению.
Лидирующее положение, занимают следующие факторы-мотиваторы: интерес к работе, удовлетворённость успехами учеников - 92%; хорошие взаимоотношения в коллективе – 86%; планирование и организация труда – 65%; наличие необходимой материальной базы, способствующей успешной работе; условия труда – 64%; уровень заработной платы – 57%; перспектива карьерного роста – 45%;
Также учителя отмечают такие мотиваторы, как: признание результатов труда коллегами - 29%; признание результатов труда руководителями –29%.
Опрос учителей со стажем работы от 0 до 2 лет (1 группа) и от 3 до 5 лет (2 группа) позволил выявить, что в процессе профессионального становления участвуют различные представители окружения учителя, но потребность у учителя с накоплением практического опыта (к 3-5 годам стажа) возрастает в общении с людьми, способными оказать практическую профессиональную помощь и поддержку - коллегами, опытными учителями, наставниками, психологом, библиотекарем.
По результатам опроса 56% (1 группа) и 62% (2 группа) учителей нуждаются в индивидуальном методическом сопровождении.
В рамках эксперимента проведена диагностическая работа с руководителями образовательных учреждений, состоящая из 2 этапов: самооценка администрацией состояния управленческой деятельности, способствующей профессиональному становлению учителя, и оценка педагогами состояния управления процессом собственного профессионального становления.
Исследование выявленных предпочтений формы аттестации как фактора профессионального становления учителя показало, что 47% отмечают как наиболее значимые аттестационные курсы; 53 % аттестующихся отдают предпочтение презентации методического портфолио как форме собственного повышения квалификации, поскольку подготовка к представлению опыта побуждает к теоретическому обоснованию на основе психолого-педагогической литературы; стимулирует работу по систематизации аттестационного материала.
Проведённый корреляционный анализ показателей состояния использования ресурсов управленческой деятельности в целях развития положительной мотивации показал, что имеется согласованность в оценке деятельности руководителей учителями и самооценкой управленческой деятельности руководителями.
Основные расхождения приходятся на следующие направления: создание условий и обеспечение режима работы учителя, разработка и внедрение системы стимулирования труда учителя, пропаганда профессионального становления учителя (разработка карты карьерного роста, портфолио, информирование об успехах и достоинствах учителя в форме информационного листка). По результатам проведённого исследования в рамках констатирующего эксперимента выявлены значимые корреляционные связи между: факторами, способствующими профессиональному становлению и степенью удовлетворённости своим трудом учителями; самооценкой деятельности директора, заместителя директора, направленной на успешность процесса профессионального становления учителя и оценкой управленческой деятельности руководителя учителем.
Задачей формирующего этапа эксперимента являлось опытное подтверждение выявленных педагогических условий, которые будут удовлетворять потребности учителя и обеспечивать процесс его профессионального становления.
В ходе формирующего этапа эксперимента разработано и используется в работе учителя портфолио, как средство накопления, систематизации, документального подтверждения и демонстрации собственных достижений педагога руководителям, коллегам, родительской и муниципальной общественности.
Результаты экспериментальной работы показали, что портфолио отражает субъектную позицию учителя как профессионала, которая выражается в способности решать профессиональные задачи, используя профессиональные знания и умения. Портфолио способствует процессу профессионального становления в части мотивации учителя к повышению своего профессионального уровня, стимулированию к новым успехам и достижениям.
В ходе формирующего этапа экспериментальной работы с учётом выявленных потребностей учителя в индивидуально-дифференцированном методическом сопровождении на основе интеграции школьной и муниципальной методических служб разработаны новые подходы к методическому сопровождению, включающие организационную, содержательную и психологическую составляющие.
В процессе контрольно-оценочного этапа выявлено применение портфолио в процедуре аттестации учителей при проведении экспертизы уровня профессионализма и результатов труда учителя, а также - как критерий выдвижения для участия в профессиональных конкурсах, как инструмент повышения самооценки учителя и как предмет взаимообщения коллег.
Исходя из того, что одним из условий профессионального становления учителя, в соответствии с выдвинутой гипотезой, является индивидуализация и дифференциация методического сопровождения его педагогической деятельности на основе интеграции школьной и муниципальной методических служб, индикаторами успешности процесса методического сопровождения определены: повышение профессионального уровня учителя (обучение в аспирантуре, на курсах повышения квалификации, участие в работе школьных и районных методических объединений); результативность организации и проведения мероприятий, связанных с возможностью демонстрации собственного педагогического опыта учителями ; совершенствование деятельности молодого учителя по организации и содействию исследовательской работы учащихся на уроках и во внеурочной деятельности (наличие подготовленных учителями призеров).
3. Портфолио как форма аттестации педагогов
Как в мировой, так и в отечественной практике портфолио рассматривается и как средство педагогической диагностики, и как метод оценки профессионализма педагогов. В последнем случае портфолио – это набор материалов, демонстрирующий умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма работника.
В условиях модернизации системы общего образования обновляются профессиональные требования к педагогам: акцент переносится с профессиональных знаний на уровень профессиональных компетентностей и субъектной позиции учителя в осуществлении профессиональной деятельности. Следовательно, должны быть внесены изменения в содержание и формы квалификационных испытаний работников образования, которые должны отражать современные цели и задачи системы образования.
Согласно действующему Положению, аттестация педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений проводится на основе экспертной оценки уровня их квалификации, профессиональной компетенции, качества и результативности педагогической или управленческой деятельности.
Задачей первого (квалификационного) этапа аттестации является оценка уровня профессиональной компетенции педагога, которая состоит из профессиональных знаний, умений и навыков, освоенных профессиональных способов деятельности (профессиональных компетентностей) и субъектной позиции педагога как профессионала, выражающейся в умении ставить цели и решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать тактику и стратегию профессионального поведения, предполагающего «личностное развитие и совершенствование педагога». Если исходить из данного определения, то одной из наиболее адекватных вышеназванной задаче форм проведения аттестационных испытаний педагогических работников является презентация портфолио педагога. В этом случае можно оценить не только профессиональные знания педагога, но и остальные составляющие профессиональной компетенции, например, умение решать проблемы в своей профессиональной деятельности, соответствовать новым профессиональным требованиям.
Портфолио представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются материалы на бумажном носителе (распечатки, ксерокопии, в том числе с пометками автора, и рукописные материалы).
Представленные в портфолио материалы оцениваются как свидетельства профессионализма педагога. Поэтому педагогу, который рассматривает презентацию портфолио как предпочтительную форму прохождения аттестационного испытания, можно рекомендовать в первую очередь познакомиться с тем, какие профессиональные компетентности необходимо отразить в портфолио с помощью различных свидетельств.
Таблица. Требования к профессиональным компетентностям учителя
Требования к профессиональным компетентностям учителя | Вторая |
Первая |
Высшая |
Учитель должен обосновать выбор образовательной программы |
При выборе образовательной программы учитель использует методические рекомендации |
При выборе образовательной программы учитель основывается на результатах анализа альтернативы |
При выборе образовательной программы учитель ориентируется на цели и задачи / концепцию развития образовательного учреждения |
Учитель должен обосновать выбор педагогических (образовательных) технологий для достижения планируемых образовательных результатов |
При выборе педагогических (образовательных) технологий учитель использует методические рекомендации |
При выборе педагогических (образовательных) технологий учитель учитывает психолого-педагогические особенности учащихся |
При использовании педагогических (образовательных) технологий учитель ориентируется на результаты апробации / адаптации технологий в условиях своего образовательного учреждения |
Учитель должен использовать средства педагогической диагностики, адекватные образовательным результатам |
Учитель использует средства диагностики или методики оценки таких образовательных результатов, как знания, умений и навыки учащихся |
Учитель использует средства диагностики или методики оценки сформированности ключевых компетентностей учащихся |
Учитель использует средства диагностики или методики оценки индивидуальных образовательных результатов учащихся |
Учитель должен реализовывать основные направления региональной образовательной политики |
Отдельные элементы деятельности учителя направлены на реализацию одного из направлений региональной образовательной политики |
Реализация одного из направлений региональной образовательной политики проводится учителем в системе |
Учитель демонстрирует результаты реализации одного из направлений региональной образовательной политики |
Оценка портфолио проводится в строгом соответствии с требованиями к квалификационной категории.
Следует особо отметить, что некоего образца портфолио или исчерпывающего перечня материалов, входящих в него, не существует и не может существовать. Портфолио должен отражать субъектную позицию аттестуемого как профессионала, которая выражается в умении решать профессиональные задачи, используя профессиональные знания и умения, различные освоенные способы деятельности. При этом способы решения профессиональных задач, тактика и стратегия профессионального поведения педагога могут существенно отличаться.
К числу материалов, которые могут войти в портфолио, можно отнести, например, пояснительную записку к образовательной программе, по которой работает учитель, если в ней приведены ссылки на методические рекомендации (если аттестуемый претендует на вторую квалификационную категорию) или результаты сравнительного анализа двух или нескольких образовательных программ (если аттестуемый претендует на первую квалификационную категорию). Об использовании учителем различных средств педагогической диагностики образовательных результатов могут свидетельствовать разного рода оценочные материалы, только необходимо, чтобы для комиссии было очевидно, как измеряются / оцениваются результаты. Например, если учитель претендует на первую квалификационную категорию, в портфолио можно включить результаты выполнения учащимся компетентностно-ориентированных тестов, листы оценки сформированности ключевых компетентностей учащихся, заполненные листы портфолио проектной деятельности учащихся с комментариями учителя.
При подготовке портфолио следует помнить о том, что, согласно требованиям к нему, каждый отдельный материал должен датироваться. В связи с этим возникает вопрос, материалы за какой период представляются в портфолио. Идеальный вариант – если в портфолио включены материалы за время, прошедшее с момента прошлой аттестации. Однако поскольку портфолио – это новая форма прохождения аттестационного испытания, маловероятно, чтобы материалы для него готовились заранее. Поэтому считается, что в портфолио должны войти материалы, отражающие работу учителя как минимум на протяжении одного учебного года.
Портфолио представляется аттестуемым в соответствующую аттестационную комиссию не позднее чем за 2 недели до квалификационного испытания.
С содержанием портфолио должны ознакомиться заранее не менее двух членов экспертной группы. Они рассматривают представленные материалы и пишутрецензию. В рецензии указывается:
- соответствие представленного материала требованиям на заявленную квалификационную категорию;
- полнота раскрытия профессиональных достижений и эффективности педагогической деятельности аттестуемого;
- положительные стороны и недостатки профессиональной деятельности;
- общая оценка работы;
- другие позиции по усмотрению рецензента.
Для презентации методического портфолио, основная цель которой – в короткое время представить результаты проделанной работы за определенный период - аттестуемому отводится 10-25 минут. В ходе презентации аттестуемый должен обосновать, как представленные материалы свидетельствуют о его профессиональной компетентности.
Члены экспертной группы могут задать вопросы по существу представленных в портфолио материалов (не более 5-7). Аттестуемый отвечает на вопросы, иллюстрируя свой ответ (при необходимости) материалами из портфолио. Ответы на вопросы должны быть краткими и касаться только существа заданного вопроса.
Председателем экспертной группы зачитываются рецензии на представленный аттестуемым учителем портфолио. Автор дает пояснения по замечаниям рецензентов.
Обсуждение результатов защиты портфолио проводится на закрытом заседании экспертной группы без присутствия аттестуемого. В ходе заседания обсуждаются представленные аттестуемым материалы и определяется степень их соответствия заявленной квалификационной категории.
Оценка представленного аттестуемым портфолио производится экспертами в соответствии с требованиями, предъявляемыми к заявленной квалификационной категории, бинарным способом («+» или «-»).
Считается, что педагог успешно выдержал квалификационные испытания, если представленные в портфолио материалы свидетельствуют о том, что:
1) учитель:
- ведет активную работу в методическом объединении, сотрудничает с МУ «ИМЦ», вузами и другими учреждениями;
- использует на уроках различные методы и формы работы;
- учитывает при взаимодействии с учащимися их индивидуальные особенности;
- знает современные технологии обучения и методы диагностики уровня интеллектуального и личностного развития учащихся;
2) познавательная активность учащихся высокая, ученики показывают устойчивые положительные результаты по итогам проверки уровня обученности, принимают участие в школьных и окружных олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных марафонах и т.п.;
3) внеклассная работа по предмету проводится постоянно;
4) учебно-методическое и техническое оснащение кабинета соответствует современным требованиям и постоянно совершенствуется.
При экспертизе портфолио обращается внимание на наиболее интересные по тематике и проблематике формы работы, а также оценивается степень участия в них аттестуемого (активно: автор, выступающий, консультант; пассивно: слушатель, наблюдатель).
При проведении экспертизы инновационной и экспериментальной деятельности аттестуемого указывается, использованы ли результаты его работы в деятельности ОУ, на уровне города, области. Если есть отзывы о работе, то какие и от кого получены.
При наличии публикаций оценивается их актуальность, степень научной новизны, практическая направленность и использование в практике ОУ, города и республики.
Выводы и рекомендации членов экспертной группы, определяющие степень реализации педагогом своих профессиональных интересов, возможности и способности к дальнейшему развитию, доводятся до аттестуемого.
ОЦЕНКА МЕТОДИЧЕСКОГО ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ
Аттестуемый, претендующий на вторую квалификационную категорию, должен представить в портфолио материалы, которые свидетельствуют о том, что он:
- при выборе образовательной программы использует методические рекомендации;
- при выборе образовательной технологии использует методические рекомендации;
- корректно использует средства педагогической диагностики для оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Основания для работы эксперта по оценке методического портфолио учителя: | + |
- |
|
Во введении (пояснительной записке) указаны все материалы, которые вошли в портфолио |
|
|
|
Приведено обоснование включения данных материалов в портфолио |
|
|
|
Требования |
Показатели |
+ |
- |
1. Представленные в портфолио материалы свидетельствуют о том, что при выборе программы учитель ориентируется на методические рекомендации |
Даны ссылки на методические рекомендации |
|
|
2. Представленные в портфолио материалы свидетельствуют о том, что при выборе образовательной технологии учитель ориентируется на методические рекомендации |
Даны ссылки на методические рекомендации |
|
|
3. Представленные в портфолио материалы свидетельствуют о том, что используемые педагогом средства педагогической диагностики адекватны таким образовательным результатам, как знания, умения и навыки учащихся |
Представлены используемые средства диагностики или методики оценки таких образовательных результатов, как знания, умения и навыки учащихся |
|
|
Аттестуемый, претендующий на первую квалификационную категорию, должен представить в портфолио материалы, которые свидетельствуют о том, что он:
- при выборе образовательной программы основывается на результатах анализа альтернативы;
- при выборе образовательной технологии учитывает психолого-педагогические особенности учащихся;
- использует средства педагогической диагностики для оценки ключевых компетентностей учащихся;
- реализует в системе одно из направлений региональной образовательной политики.
Основания для работы эксперта по оценке методического портфолио учителя: | + |
- |
|
Во введении (пояснительной записке) указаны все материалы, которые вошли в портфолио |
|
|
|
Приведено обоснование включения данных материалов в портфолио |
|
|
|
Материалы портфолио соответствуют одному из основных направлений региональной образовательной политики |
|
|
|
Требования |
Показатели |
+ |
- |
1. Представленные в портфолио материалы свидетельствуют о том, что при выборе образовательной программы учитель основывается на результатах анализа альтернативы |
Проведен сравнительный анализ не менее 2-х программ. Дано объяснение, на основании чего учителем сделан выбор программы |
|
|
2. Представленные в портфолио материалы свидетельствуют о том, что при выборе образовательной технологии педагог учитывает психолого-педагогические особенности учащихся |
Приведены сведения о психолого-педагогических особенностях учащихся конкретного класса. Описано, как они повлияли на выбор образовательной технологии |
|
|
3. Представленные в портфолио материалы свидетельствуют о том, что средства педагогической диагностики применяются для оценки сформированности хотя бы одной из ключевых компетентностей учащихся |
Указаны используемые средства или методики. Приведены результаты оценки хотя бы одной из ключевых компетентностей учащихся |
|
|
4. Представленные в портфолио материалы свидетельствуют о том, что реализация одного из направлений региональной образовательной политики проводится учителем в системе |
Представленные материалы [1] подтверждают, что учителем реализуется одно из направлений региональной образовательной политики, описана система работы учителя |
|
|
Аттестуемый, претендующий на высшую квалификационную категорию, должен представить в портфолио материалы, которые свидетельствуют о том, что он:
- при выборе образовательной программы ориентируется на цели и задачи / концепцию развития образовательного учреждения;
- при выборе образовательной технологииориентируется на результаты апробации технологии в условиях своего образовательного учреждения;
- использует средства педагогической диагностики для оценки индивидуальных образовательных результатов учащихся; демонстрирует результаты комплексной реализации одного из направлений региональной образовательной политики.
Основания для работы эксперта по оценке методического портфолио учителя: | + |
- |
|
Во введении (пояснительной записке) указаны все материалы, которые вошли в портфолио |
|
|
|
Приведено обоснование включения данных материалов в портфолио |
|
|
|
Материалы второй части портфолио соответствуют одному из основных направлений региональной образовательной политики |
|
|
|
Требования |
Показатели |
+ |
- |
1. Представленные в портфолио материалы свидетельствуют о том, что при выборе образовательной программы учитель ориентируется на цели и задачи / концепцию развития образовательного учреждения |
Даны ссылки на стратегию или программу развития образовательного учреждения. Описано, как / каким образом на выбор программы влияют цели и задачи развития образовательного учреждения |
|
|
2. Представленные в портфолио материалы свидетельствуют о том, что при использовании образовательной технологии учитель ориентируется на результаты апробации / адаптации данной технологии в условиях своего образовательного учреждения |
Приведены сведения о результатах апробации / адаптации технологии в условиях конкретного образовательного учреждения. Описано, как анализ результатов повлиял на использование образовательной технологии |
|
|
3. Представленные в портфолио материалы свидетельствуют о том, что средства педагогической диагностики применяются для оценки индивидуальных образовательных результатов учащихся |
Указаны используемые средства или методики. Приведены результаты оценки индивидуальных образовательных результатов учащихся |
|
|
4. Представленные в портфолио материалы демонстрируют результаты комплексной реализации учителем одного из направлений региональной образовательной политики |
Представлены результаты комплексной реализации учителем одного из направлений региональной образовательной политики и анализ этих результатов |
|
|
Выводы.
1. Портфолио рассматривается и как средство педагогической диагностики, и как метод оценки профессионализма педагогов. В последнем случае портфолио – это набор материалов, демонстрирующий умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма работника.
2. Портфолио учителя – это способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений учителя; это комплект документов, регламентирующих его деятельность, формирующий рефлексию его собственной деятельности.
3. Подходы к построению портфолио могут быть разнообразными в зависимости от индивидуальных особенностей. Важно, чтобы учитель проанализировал свою работу, собственные успехи, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.
4. Презентация портфолио педагога является наиболее объективной формой проведения аттестации педагогических работников.
Литература.
1. Белова С.Н., Шамова Т.И., Ильина И.В. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. – М.: Педагогическое общество России, 2007.
2. Беркалиев Т.Н., Заир-Бек Е.С., Тряпицына А.П. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы. – Спб.: Изд. “Каро”, 2007.
3. Голуб Г.Б. Портфолио в системе педагогической диагностики.//Школьные технологии. – 2005 №1 с.181-196.
4. Демакова И.Д. Гуманизация пространства детства//Народное образование. – №4, 2001 с.145-156.
5. Ильина И.В. Портфолио как новая форма оценки личностных достижений школьников. // Завуч для администрации школ.-2006. №8 с.136-142.
6. Загвоздкин В.К. Роль портфолио в учебном процессе. Некоторые психолого – педагогические аспекты (на основе материалов зарубежной прессы).// Педагогическая психология. – №1, 2006.
7. Загвоздкин В.К. Портфолио в учебном процессе.// Вопросы образования. – 2004. №2 с.251-260.
8. Захарченко Е.Ю. Структура портфолио учителя.//Практ.админ. работы. – 2006 №8 с.29-31.
9. Калмыкова И.Р. Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности. // Педагогические технологии. – №5, 2002.
10. Копылова С.А. Портфолио как средство мониторинга профессионального развития педагога.// Практика административной работы. – 2006 №8 с.31-33.
11. Лобода Ю.Ю. Метод портфолио как метод оценивания результатов обучения. // Педагогическая диагностика. 2005 №4 с.71-80.
12. Макарова Т.Н., Макаров В.А. Презентация портфолио как альтернативная форма аттестации учителя.// Заместитель директора школы по воспитательной работе. – №3, 2005 с.56-62.
13. Михайловский О.С. Портфолио учителя. Обобщение и систематизация педагогических достижений.//Образование в современной школе. 2006 №9 с.19-23.
14. Михеева В.Н. Портфолио и построение образовательного рейтинга выпускника основной школы.// Педагогическая диагностика.-2005 №5 с.56-58.
15. Молчанова З.М., Тимченко А.А., Черникова Т.В. Личностное портфолио старшеклассника. – М.: Глобус, 2006.
16. Новикова Т.Г., Прутченков А., Пинская М. Портфолио учащихся в профильном обучении: философия, структура, методика работы.// Народное образование. – №1, 2007.
17. Новикова Т.Г., Прутченков А., Пинская М. Портфолио в российской школе.// Народное образование. – №1, 2005.
18. Новикова Т.Г., Зарубежный опыт использования портфолио.// Народное образование - 2005 №9 с.151-154.
19. Новикова Т.Г. Пятнадцать ловушек на пути раскрытия способностей. О типичных ошибках при использовании технологии портфолио.// Первое сентября – 2005 №72 с.3.
20. Новикова Т.Г. Использование портфолио в практике российской школы.// Педагогическая техника – 2006 №3 с.109-128.