Основы научно-методического портфолио

Разделы: Иностранные языки


ВВЕДЕНИЕ

Изменения, происходящие в жизни нашего общества, выражаются в демократизации различных ее сфер, повышении активности и личной ответственности каждого члена общества, объективно порождают общественную потребность в модернизации образования. Новые подходы к модернизации образования исходят из гуманистической парадигмы в организации образовательного процесса, предполагающего обеспечение возможности выбора и самоопределения каждого его участника, субъект-субъектных взаимоотношений учителя и обучающихся. Очевидно, такое образование может осуществить только высококвалифицированный, творчески работающий, социально активный учитель, ориентированный на гуманистические ценности. Переход школ в режим инновационного развития, прогресс педагогических и информационных технологий и другие нововведения значительно повысили требования к профессиональной компетентности учителя, уровень которой отражает соответствующая квалификационная категория, присвоенная в процессе аттестации. Одной из форм аттестации педагогов является научно-методическое портфолио.

Современная ситуация образования, его модернизация не могут протекать без сопутствующего анализа результатов этой деятельности, оценки и самооценки труда учителя, что в значительной мере повышает роль аттестации. Аттестация является одним из наиболее важных факторов профессионального становления учителя, позитивно влияющим на реализацию его творческого потенциала. В работах В.Н. Аверкина, Е.Е. Вендрова, В.Р. Веснина, Ю.А. Конаржевского, М.М. Поташника, Т.И. Шамовой и др. раскрываются сущность и принципы современного образовательного менеджмента, определяющие ценностные ориентации в аттестации учителя. Изучению различных теоретических аспектов аттестации посвящены работы Т.Г. Браже, Т.Ю. Базарова, В.И. Зверевой, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, С.Г. Молчанова, Ю.А. Самсонова, В.П. Симонова, Т.Б. Харисова. Психолого-гуманистический аспект процесса становления личности исследуется в работах зарубежных (А. Маслоу, Л.К. Роджерс, Э. Фромм и др.) и отечественных (Б.Г. Ананьев, Е.И. Исаев, А.Н. Леонтьев, Л.М. Митина, В.И. Слободчиков и др.) психологов и педагогов (С.Г. Вершловский, С.Б. Елканов, Э.Ф. Зеер, К.М. Левитан, О.Л. Подлиняев и др.). Заслуживает внимания разработка новых подходов к проблеме становления человека как субъекта собственной жизнедеятельности и саморазвития, рассматриваемые в работах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Анцыферовой, Е.В. Бондаревской.

Общее среднее образование является основным приоритетным направлением в образовательной политике страны, а педагог — один из тех, кто претворяет её в жизнь. Современная школа в условиях перехода на национальную модель образования нуждается в «новом» типе учителя — творчески думающего, обладающего современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.

Проблема становления и развития профессионализма является общественно-государственной проблемой, решению которой отводится приоритетное направление. Не случайно основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность — умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире.

Учитель является главным действующим лицом любых школьных преобразований, которые требуют от него переориентации его деятельности на новые педагогические ценности, что, в свою очередь, высвечивает одну из основных проблем в работе по повышению профессионального мастерства педагогов — формирование исследовательской культуры.

Сегодня учитель поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методологии образования. Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образовании, так как качество образования — это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания.

Сегодня существует много подходов к формированию навыков рефлексии (самооценки) у учителя. Учителя не загонишь в формулу «знания — умения — навыки», и нет инструмента, которым можно измерить все благородство души учителя, неповторимые моменты его творчества в повторяющемся учебном процессе. Ничем не измеряются в труде учителя и озарения, которые не возникают из ничего и ниоткуда, а подготавливаются всем предыдущим опытом учителя, его бесконечными диалогами с самим собой.

С другой стороны, у учителя должно быть «досье успехов», в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни учителя. Таким «досье успехов» может стать «портфолио педагога».

В Федеральной целевой программе развития образования на 2015-2019 годы одним из основных направлений реализации программных мероприятий по решению стратегических задач развития системы обеспечения качества образования называется создание общероссийской системы оценки качества образования, согласованной по всем уровням и ступеням образования, что в итоге позволит обеспечить его качество и доступность. В этой связи значительной становится оценочная функции учителя. Новые социальные условия, процесс обновления образовательных структур, переход их в режим развития вновь обращают внимание ученых и педагогов-практиков на эту проблему. Становится необходимым создание форм оценивания, соответствующих современным технологиям обучения и образовательным ценностям. Одной из альтернативных форм оценивания, отвечающей этим требованиям, является портфолио.

Актуальность портфолио обусловлена существенными недостатками традиционной системы оценивания: неполнота, ограниченность, игнорирование учета психофизиологических возможностей различных групп обучающихся. Вместе с тем в оценивании все большее значение уделяется продуктивным методам, рассчитанным на самостоятельную поисковую деятельность. При этом используются критерии анализа, самоанализа, развиваются творческие способности. Одной из форм такого оценивания, способствующего повышению качества образования и профессиональному  становлению педагога, является портфолио.

В связи с актуальностью данной проблемы была сформулирована тема исследования: «Научно-методическое портфолио педагога как условие его профессионального становления», целью которого явилось: теоретическое и практическое обоснование научно-методического портфолио педагога как условия его профессионального становления.

Объект исследования: процесс профессионального становления педагога.

Предмет исследования: портфолио педагога как условие его профессионального становления.

Гипотеза исследования заключается в том, что процесс профессионального становления педагога будет успешным, если научно-методическое портфолио является оценкой результатов его деятельности.

В связи с объектом, предметом и целью исследования были определены его задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогические и научные источники по проблеме исследования.
2. Проанализировать теоретические основы создания научно-методического портфолио.
3. Обосновать научно-методическое  портфолио  педагога.
4. Разработать методические рекомендации  по созданию научно-методического портфолио педагога в рамках его профессионального становления.

Реализация вышеобозначенных задач предусматривала использование следующих методов исследования:

- теоретические – анализ, синтез, обобщение, моделирование;

- эмпирические – наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование;

- проксиметрические – изучение передового педагогического опыта.

Базой исследования явилось Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Щелковский лицей №7

Практическая значимость исследования: разработка и внедрение модели портфолио учителя в научно-методическую работу школы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПОРТФОЛИО

1.1. Историческая справка научно-методического портфолио педагога в российском и зарубежном опыте

Известно, что как само слово “портфолио”, так и основная идея собирания работ не является изобретением XX века. В прошлом веке итальянским словом “portfolio” называли альбом с фотографиями. В эпоху Ренессанса художники и архитекторы привозили с собой портфолио чтобы заявить свои претензии на место в Академии художеств или на строительный проект. При помощи представленных в портфолио документов можно было составить впечатление не только о качестве работы, но и о профессиональном пути претендента. В этом смысле как идея, так и термин “портфолио” применяются до сих пор художниками и фотографами. В области финансовой системы портфолио служит для выставления напоказ состояния ценных бумаг предприятий или частных владельцев.

Идея применения портфолио в школе пришла из Соединенных Штатов, где она возникла в 80-х гг. Настоящий бум начался в конце 80-х – начале 90-х гг. С этого времени использование портфолио в школах носит лавинообразный характер. Число публикаций и книг, посвященных идее портфолио в обучении, за короткий срок резко возросло, достигло к 1995 г. своего пика и стало в настоящее время практически необозримым. Один из авторов говорит о настоящей “портфолиомании”, захватившей образовательный мир. Идея портфолио становится все более популярной в Европе и Японии, ее называют одним из трех трендов современного образования.

Однако обилие литературы не внесло ясности в саму идею. Скорее наоборот. На вопрос о том, что имеется в виду под “портфолио” в связи со школой, ответить не так легко по различным причинам. До сих пор ни в англо-американской, ни во франко-канадской, ни в немецкой литературе нет единого понимания школьного портфолио. В значительной степени исследование опирается на теоретические разработки систем оценивания результатов обучения в контексте приоритетных направлений обеспечения качества образования (Т.И. Шамова, В.А. Кальней, С.Е. Шишов), теоретические основы и методы управления школой (В. Лазарев, П. Третьяков, Ю. Конаржевский, Ю. Бродский, М. Поташник); методологию исследовательской деятельности (Ю. Бродский, Т. Шамова, В. Загвязинский); технологию моделирования образовательного процесса (П. Пидкасистый, Г. Селевко); системный и деятельностный подходы в педагогике (В. Афанасьев, В. Давыдов); исследования в области личностно-ориентированного обучения (И. Якиманская); исследования, посвященные актуальным проблемам образования (А. Белкин, М. Поташник, Н.Вербицкая); теорию развивающего обучения (Л. Выготский, Ю. Бабанский).

В зарубежной школе портфолио рассматривают как вид так называемого “аутентичного оценивания”, которое выявляет уровни сформированности компетентностей.

В зарубежной педагогической практике разработан ряд моделей портфолио, из которых чаще всего используются:

Портфолио документации (“рабочий” портфолио)- представлен работами и идентифицированными результатами, собранными на протяжении всего периода обучения; показывает развитие и рост в обучении учащегося.

Портфолио процесса – показывает, как развивались умения и навыки школьника; полезен при изучении документации полного процесса обучения.

Портфолио показательный – используется для “суммирования” мастерства учащихся по определенным пунктам учебного плана; обязательно содержит письменный анализ.

Оценочный портфолио - непрерывный и продолжающийся; многомерный, т.е. отражает широкий спектр возможностей изучения процесса обучения.

В профильном обучении за рубежом используют следующие модели портфолио:

Индивидуальный портфолио на основе сочетания групповой и междисциплинарной проектной работы- представляет собой набор эссе, комплексное оценивание всех видов деятельности школьника.

Оформление паспорта карьеры на основе портфолио, где в упорядоченной форме показано, какие профессиональные и академические знания, умения и навыки приобрели учащиеся в процессе обучения, трудовой практике и внепрофессиональной деятельности.

Введение индивидуальных планов деятельности учащихся и персональных портфолио, которые разрабатываются с помощью школьного психолога – консультанта; документирует последовательность образовательных шагов, результаты обучения и включает индивидуальный план обучения.

Портфолио в форме проекта часто используется в школах США в форме выпускного проекта, который предусматривает исследовательский проект, конкретный продукт деятельности, устную презентацию; в Дании выполнение междисциплинарного проекта портфолио официально заменило выпускные экзамены.

Электронные варианты портфолио являются средством мобильности молодежи к изучению иностранных языков.

Портфолио совместной деятельности используется в школах, где принята концепция совместной деятельности учащихся и преподавателей, с особым акцентом на поликультурное образование.

Разработчики моделей создания портфолио (портфель достижений) ориентировались на три распространенных за рубежом его типа: показательный, рабочий и оценочный. По аналогии с ними предложили три раздела портфолио и рекомендации по их применению, которые можно использовать в любых комбинациях (представляя в этом случае различные модели портфолио). Эти модели позволяют отслеживать, оценивать и учитывать индивидуальные образовательные достижения учащихся  и включают все разнообразие материалов, демонстрирующих эти достижения, – от официальных дипломов олимпиад и конкурсов до проектных работ и социальных практик.

Рабочая группа по введению профильного обучения при Министерстве образования и науки РФ, опираясь на сложившийся опыт, считает целесообразным ориентироваться на три основных его типа:

А) “Портфолио документов”

Преимущества: итоговая балльная оценка делает портфолио этого типа механизмом определения образовательного рейтинга ученика, так как может стать значимой составляющей рейтинга (наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации).

Ограничения: портфолио этого типа дает представление о результатах, но не описывает процесс индивидуального развития ученика, разнообразие его творческой активности, его учебного стиля, интересов.

Таблица 1. Примерная схема структуры “Портфолио документов” и оценки его материалов

Позиции

Компоненты

Результаты(баллы)

Блок А
Олимпиады

Городская:

  • победитель
  • призер

Районная

  • победитель
  • призер

Школьная (победитель)

 

5
4

 

3
2
1

Блок Б
Иные сертификаты

Мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями системы дополнительного образования, ВУЗами, культурно-образовательными фондами.
Образовательные тестирования и курсы по предметам.
Школьные и межшкольные научные общества.
Конкурсы и мероприятия, организованные муниципальной образовательной сетью.

От 1 до 5

Максимальный общий балл портфолио может соответствовать максимальному баллу за один экзамен – 5; за два экзамена – 10 либо 20 баллов.

Итоговая оценка портфолио может определяться максимальным баллом за один из его компонентов; она может быть интегральной, включающей максимальные баллы компонентов блока А и блока Б; по одному из каждого либо как-то иначе.

Б) “Портфолио работ”

Преимущества: портфолио этого типа дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки.

Ограничения: качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей.

Примерный вариант записей в “портфолио работ”:

  • Проектные работы. Указывается тема проекта, дается описание работы. Может быть приложена в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте.
  • Исследовательские работы и рефераты. Указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций.
  • Техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, дается ее краткое описание.
  • Работы по искусству. Дается перечень работ, фиксируется участие в выставках.
  • Другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре. Указывается продолжительность этих занятий, участие в гастролях и концертах.
  • Элективные курсы и факультативы. Делается запись о названии курса, его продолжительности, форме, в которой проходили занятия.
  • Различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая. Фиксируются вид практики, место, в котором она проходила, ее продолжительность.
  • Занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах. Указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты.
  • Участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый учеником результат.
  • Участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем ученика.
  • Спортивные достижения. Делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда.

В) “Портфолио отзывов”

Преимущества: эта форма портфолио дает возможность “включить” механизмы самооценки ученика, что повышает осознанность процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.

Ограничения: сложность формализации и учета собранной информации.

Примерный перечень документов “портфолио отзывов”:

  • заключение о качестве выполненной работы (в научном обществе школьников);
  • рецензия на статью, опубликованную в СМИ;
  • отзыв о работе на курсах, в учреждении дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции старшеклассников;
  • резюме, подготовленное школьником, с оценкой собственных учебных достижений;
  • эссе школьника, посвященное выбору направления дальнейшего обучения;
  • рекомендательное письмо о прохождении социальной практики.

На основании предложенных вариантов портфолио предлагается конструировать и апробировать либо “комплексные” модели портфолио (включают названные типы в качестве своих разделов), либо “простые” (включают один из названных типов).

1.2. Научно-методическое портфолио педагога как условие его профессионального становления

Проведённый психолого-педагогический анализ исследования профессионального становления учителя позволил выявить следующие характеристики данного процесса: неразрывная связь процесса профессионального становления с развитием и формированием личности; индивидуальное развитие социально-значимых психологических, нравственных качеств личности, а также взглядов и убеждений; систематизация и обобщение профессиональных умений и знаний в процессе практической педагогической деятельности.

Рассматривая периодизацию процесса профессионального становления личности, многие учёные (С.Г.Вершловский, Т.В.Кудрявцев, Т.В.Зеер, Е.А.Климов, Э.Н.Гусинский, Ю.Н.Турчанинова, О.Ю.Ильина, Л.Н.Лесохина, А.С.Нордзельская, Е.И.Рогов, К.М.Левитан) выделяют этапы, которые проходит, в том числе, и учитель в своем профессиональном продвижении.

Исследуя в данной работе начальный период профессионального становления молодого учителя (первые 5 лет пребывания в профессии),  установлены следующие этапы:

  • первый этап (от 0 до 1 года) – адаптация: освоение новой социальной роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, приспособление молодого учителя к профессиональным требованиям, овладение необходимыми навыками и умениями;
  • второй этап (1-2 года) – самоутверждение: развитие индивидуального стиля способов выполнения деятельности, формирование профессионально значимых педагогических качеств и способностей, приобретение педагогической компетентности;
  • третий этап (3-5 лет) – самореализация: идентификация с профессиональным сообществом, профессиональная позиция, обобщение профессиональных представлений, активизация профессионально-ценностных ориентаций, развитие доминирующих мотивов, возрастание компетентности.

В ходе исследования выявлено, что процесс профессионализации непосредственно связан с личностным становлением, которое способствует становлению статусному (внешнему), и характеризуется изменением взаимоотношений с социумом, формированием профессионального самоопределения и социально-профессиональной позиции, становлением профессионального мировоззрения.

Профессиональное становление учителя определяют факторы, которые рассматриваются как совокупность существующих условий и обстоятельств, вляющих на протекание определённого процесса. Определение факторов (макро-, мезо-, микрофакторов) профессионального становления учителя проводится с целью выявления педагогических условий, поддающихся регулированию в муниципальном образовательном пространстве и характеризующих его специфику.

Одним из условий является реализация муниципальной целевой программы, обеспечивающей целостность и устойчивость муниципального образовательного пространства, интеграцию и широту взаимодействия его субъектов. С целью совершенствования практики межведомственного взаимодействия органично включены субъекты муниципального административного территориального образования в выполнение программных мероприятий, решение наиболее актуальных и сложных проблем.

Следующим условием профессионального становления учителя является развитие положительной мотивации к повышению уровня профессионализма посредством использования ресурсов управленческого воздействия руководителя муниципального образовательного учреждения. Мотивация является одним из важнейших компонентов педагогической деятельности. Субъективная активность человека определяется системой устойчиво доминирующих потребностей, мотивов, интересов, ориентаций В основе мотивов выделены два определяющих компонента: побуждение к действию, выражение потребностей.

Современные исследователи (Н.Н.Михайлов, Г.Н.Загородникова) рассматривают выражение потребностей личности как составляющую мотивов. Вместе с тем выявлено, что мотив не только выражает потребность, но и, придавая смысл поведению, направляет его на объекты, в которых потребность находит удовлетворение.

Профессиональное становление учителя невозможно без определённых усилий и умений в деятельности руководителя, направленных на обеспечение условий и помощи учителям, развитие их профессионально-личностной мотивации.

В рамках решения исследовательской задачи выявлено, что смысл управленческого воздействия лежит в плоскости комплексного подхода, при котором без обеспечения мотивации труда, завоевания авторитета и доверия руководителем, постановки целей, объяснения смысла работы, постоянного обучения и стимулирования кадров, обучающего анализа реального положения дел профессиональное становление учителя не только не будет успешным, но и будет затруднено.

Следовательно, развитие положительной мотивации к повышению уровня профессионализма посредством использования ресурсов управленческого воздействия руководителя муниципального образовательного учреждения является важным условием профессионального становления  учителя, которое поддаётся регулированию в муниципальном образовательном пространстве.

В числе условий, способствующих профессиональному становлению учителя, нами рассматривается использование портфолио как форма презентации индивидуальных профессиональных результатов педагогической деятельности, демонстрирующих умение учителя решать профессиональные задачи, практически применять полученные знания в процессе образования и самообразования, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения.

В контексте оценки качества профессиональное портфолио позволяет обеспечить отслеживание личностного профессионального роста педагога, выполняя следующие функции: диагностическую, целеполагающую, мотивационную, содержательную, развивающую, рейтинговую.

Стандартного образца портфолио учителя или исчерпывающего перечня материалов, входящих в него, на данный момент не существует по причине недостаточной разработанности проблемы, поэтому в рамках настоящего исследования разработан примерный образец портфолио  педагога как инструмент самооценки педагогической деятельности и оценки профессиональных достижений учителя муниципальной общественностью.

Особой заботы и внимания со стороны руководителей  педагогов и методистов требует индивидуализация и дифференциация методического сопровождения педагогической деятельности  учителя на основе интеграции школьной и муниципальной методических служб, рассматриваемое нами как одно из условий его профессионального становления.

Перспектива и стратегия методической работы с учителями подразумевает удовлетворение интересов и потребностей  педагогов посредством совершенствования организационных, содержательных, психологических аспектов с учётом индивидуализации и дифференциации методического сопровождения на основе интеграции школьной и муниципальной методических служб, как условия профессионального становления учителя.

В век новых технологий и информационного бума всё новые требования предъявляются к информационным потокам, движущимся в общеобразовательном учреждении. В изменяющемся образовательном пространстве возникает необходимость в полной информации о его деятельности для принятия тех или иных оценочных решений. В современных общеобразовательных учреждениях существуют различные виды и формы документов, фиксирующие информацию о педагогах. Очевидным становится противоречие между потребностью своевременного и объективного получения запрашиваемой информации разными участниками общеобразовательного процесса и отсутствием базы данных, позволяющей оперативно и качественно решать некоторые возникающие информационные проблемы. На сегодняшний момент существует множество баз данных, позволяющих в какой-то мере разрешить данное противоречие. Но в основном они ограничиваются ведением общей информации о сотрудниках (общая информация, данные об образовании, категории, награды, контактная информация, ИНН, страховой номер и т.п.). Новинкой педагогического словаря в последнее время явилось понятие “портфолио”, пришедшее в образование и науку из политики и бизнеса.

Портфолио – визитная карточка, т.е. совокупность сведений о человеке, организации; досье, т.е. собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах фирмы или специалиста.

Идея применений портфолио в школе происходит из Соединённых Штатов, где она возникла в 80-х годах, а в конце 80-х начале 90-х годов начался настоящий бум. Применение портфолио в школах с середины 80-х годов принимает лавинообразный характер. Число публикаций и книг, посвященных идее портфолио в обучении, за короткий срок резко возросло и в настоящее время стало практически необозримым.
Портфолио учителя – индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования России за определенный период времени.

Основной смысл – “показать всё, на что ты способен”.

Основная цель портфолио – проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах воспитательной, творческой, самообразовательной деятельности, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя.

Педагогическая философия портфолио предполагает:

  • интеграцию количественной и качественной оценок;
  • смещение акцента на достижение, успех;
  • перенос акцента на самооценку.

Портфолио позволяет учитывать все многообразные достижения, фиксировать промежуточные и конечные результаты в самых разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной. Потрфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные задачи:

  • поддерживать высокий уровень мотивации;
  • поощрять активность и самостоятельность;
  • расширять возможности обучения и самообучения;
  • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности.

Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой для:

  • повышения или подтверждения квалификационной категории учителя, а также объявления ему поощрений и представления к наградам и денежным премиям по итогам учебного года;
  • своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога.

Поскольку указанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности достижений конкретного субъекта, правомерно применить его и как форму представления индивидуальных достижений учителя.

Портфолио учителя обычно оформляется в папке-накопителе с файлами. Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться. Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой сам учитель или администратор.

Таким образом, мониторинг профессиональной деятельности посредством портфолио позволит

Учителю:

  • реально представить результаты своего труда;
  • увидеть свои резервы;
  • иметь стимул к самосовершенствованию;
  • освоить технологию работы с портфолио с позиции учащегося для более качественного ведения портфолио ученика.

Администрации:

  • осуществлять непрерывную диагностику результатов труда педагогов;
  • способствовать развитию профессиональной карьеры педагога;
  • развивать навыки рефлексивной деятельности педагогов;
  • поддерживать и стимулировать мотивацию педагогов к саморазвитию.

Типы портфолио:

  • Папка достижений;
  • Рефлексивное портфолио;
  • Проблемно-исследовательское;
  • Тематическое портфолио;
  • Портфолио-презентация.

Варианты использования портфолио:

  • как инструмент при обсуждении результатов деятельности;
  • как возможность рефлексии собственной работы;
  • как документ, в котором отражено развитие учителя.

Основные части портфолио: обязательные документы и дополнительные документы (вариативная часть).

Обязательная часть:

  • личная карточка (основные сведения об учителе)
  • копия диплома (других документов об образовании)
  • копия аттестационного листа
  • копия документа о повышении квалификации
  • копии наградных документов
  • копия результатов аттестационного обследования ОУ по предмету

Вариативная часть:

результативность педагогической деятельности:

  • справки о результатах мониторинга качества обучения по предмету (результаты итоговой аттестации учащихся; ВШК; мониторинг регионального, общероссийского, международного уровней)
  • справки, подтверждающие участие в работе экспертных комиссий и жюри (олимпиад, конкурсов для учащихся и учителей) различного уровня
  • копии наград учащихся
  • перечень публикаций

учебно-методическая работа

  • используемые рабочие программы и УМК
  • основные направления учебно-методической работы
  • материалы об использовании педагогических технологий
  • авторские разработки планирования учебных занятий и внеклассных мероприятий
  • дидактические материалы

научно-методическая работа

  • тема самообразования и этапы ее реализации
  • накопленный материал в соответствии с темой самообразования
  • список используемых источников информации
  • сведения об участии в методической работе (дата, уровень, тема, степень участия)

общественно-педагогическая деятельность

  • сведения об участии в работе общественных организаций (профсоюз, выборные комиссии, педагогические ассоциации, союзы, клубы и т.п.)
  • копии материалов, подтверждающих степень участия в их работе
  • копии наградных материалов.

Анализ материалов использования технологии «Портфолио» показал, что сегодня используются различные модели и варианты, но встречаются ошибки, способные негативно повлиять на отношение к самой технологии “Портфолио” и привести к педагогическим “сбоям”.

Первая группа ошибок связана со сбором материалов портфолио.

Ошибка первая: нарушение принципа добровольности при сборе документов и формировании портфолио.

Ошибка вторая: сбор материалов вместо педагога. В данном случае сбором документов и материалов занимается не сам педагог, а администрация (например, готовя материалы к очередной аттестации).

Ошибка третья: отказ педагогу в помощи при формировании портфолио.Восприятие администрацией процесса формирования портфолио только как сугубо личного дела самого педагога.

Ошибка четвертая: формализация и соревнование при сборе портфолио.Объяснить это можно тем, что у человека развит инстинкт “собирательства”, который и толкает (особенно при неверно понятом замысле самой идеи портфолио) на интенсивные поиски доказательства своих достижений, а не на собственное развитие и удовлетворение реальных интересов и потребностей.

Вторая группа ошибок связана с формированием объема портфолио.

Ошибка пятая: сбор в портфолио только официальных документов. При сборе информации для портфолио довольно часто его авторы-составители проявляют определенную однобокость – увлечение сбором только официальных сертифицированных документов (дипломов, сертификатов, свидетельств, удостоверений и т.д.), которые выдаются официальными органами образования и т.д. Как следствие этого увлечения, у тех, кто собирает портфолио, не хватает времени или они сознательно игнорируют творческие работы, самоотчеты, отзывы, рекомендательные письма и т.д.

Ошибка шестая: включение в портфолио всех без исключения собранных документов и материалов. На первый взгляд, такое желание не противоречит идее портфлио, который и рассматривается как “папка достижений”, но не следует буквально воспринимать ее, представляя портфолио своеобразным сундуком, в который собирается все, что смог продемонстрировать педагог.

Ошибка седьмая: сбор материалов только за ограниченный период. Полученный за это время информации может оказаться недостаточно.
Третья группа ошибок связана с подменой идеи портфолио традиционными схемами.

Ошибка восьмая: подмена портфолио зачетной книжкой. Это довольно частая ошибка. В школе принимают решение издать и использовать зачетную книжку, где все уже заранее разграфлено и остается только вписать свои показатели. Папка личных достижений не должна становиться зачетной книжкой с пронумерованными страницами и невозможностью изъятия или замены того или иного документа.

Ошибка девятая: подмена портфолио обязательной характеристикой администрации или педагогического совета.

Ошибка десятая: подмена систематической работы над портфолио разовой акцией. Это объясняется тем, что массовая практика использования портфолио еще только начинает формироваться.

Ошибка одиннадцатая: завышенные требования к внешнему оформлению портфолио.

Четвертая группа ошибок связана с оценкой материалов портфолио.

Ошибка двенадцатая: стремление оценить баллами все материалы портфолио.В некоторых российских регионах приняли решение оценивать определенными баллами все документы и материалы портфолио. Это в корне противоречит замыслу портфолио, тем более в части оценки творческих работ.

Ошибка тринадцатая: отсутствие единства оценки материалов портфолио. Отсутствие необходимых нормативных документов, в соответствии с которыми документы и материалы портфолио оцениваются по единой шкале и признаются всеми субъектами образования.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение качества школьного образования.
2. Позитивная динамика в изменениях отношений “учитель-ученик-родители”.
3. Повышение качества образовательного процесса и труда педагогического коллектива.
4. Повышение профессионального уровня учителей.
5. Повышение уровня деятельности школы по всем направлениям.

Анализ литературы, посвященной применению портфолио в обучении, убедительно показывает, что в идее портфолио заключены большие возможности для модернизации школьного обучения, т.е. для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время к школе. Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой   учебный процесс, который позволяет развивать или формировать некоторые когнитивно-личностные качества (компетентности), которые выдвигаются миром образования как необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современного общества. Хотя утверждение, что школа ХХI века – это “школа портфолио”, т.е. когда портфолио выступает, как некая панацея, которая должна перевернуть всё традиционное образование, - явно преувеличено, освоение метода портфолио в российской школе может стать одним из важнейших направлений модернизации, но только при условии обеспечения его надлежащим теоретико-методологическим анализом и связанными с ним дидактико-методическими материалами.

Программа формирования портфолио учителя.

Идея использования портфолио в системе образования в последнее время получает широкое распространение. Однако, как правило, речь идёт о портфолио учащегося. Например, в рамках федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования отмечается, что «изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, влекут за собой и изменение системы оценивания». При этом «Портфель личных достижений ученика», представляющий собой «подборку личных работ ученика», в которые могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс ученика в какой – либо  области, продукты учебно-познавательной деятельности ученика, - самостоятельно найденные информационно–справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения, размышления об отобранных материалах  и своём продвижении», рассматривается как  «средство предъявления собственных достижений  ученика для их оценки».

Вместе с тем, как в мировой, так и в отечественной практике, портфолио рассматривается не только как средство педагогической диагностики, но и как метод оценки профессионализма педагогов, его профессиональной компетенции. Следовательно, портфолио учителя – это набор материалов, демонстрирующий умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбрать стратегию и тактику  профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма работника.

Педагогическая философия портфолио предполагает: интеграцию количественной и качественной оценок; смещение акцента на достижение, успех; перенос педагогического акцента  на самооценку. Таким образом, портфолио позволяет учитывать все многообразные достижения учителя, фиксировать промежуточные и конечные результаты  в самых разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной.

Потрфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные задачи: поддерживать высокий уровень мотивации; поощрять активность и самостоятельность; расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности и т.д.

Поскольку указанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности достижений конкретного субъекта, правомерно применять его и  как форму представления индивидуальных достижений конкретного учителя. Именно портфолио  может стать инструментом, оптимизирующим самооценочную деятельность педагога в межаттестационный период, сделать этот период «прозрачным» и, следовательно, повысить общественный  контроль за всем аттестационным процессом.

Единых требований к содержанию и моделированию портфолио учителя в настоящее время  пока не существует. Вместе с тем уже есть накопленный опыт учёных, методистов и педагогов – практиков во многих регионах России. Опираясь на имеющийся опыт, можно предложить некий алгоритм формирования методической папки (портфолио) учителя:

1.Портфолио – пакет работ индивидуума, который связывает отдельные аспекты его деятельности в более полную картину, или спланированная заранее индивидуальная подборка достижений индивидуума.

Это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений личности в определённый период его деятельности

2. Накопительная функция:

а) Набор теоретических документов:

  • фиксированных достижений учителя;
  • грамоты и сертификаты;
  • документы, подтверждающие повышение квалификации;
  • банк методических разработок, текстов выступлений, научных статей, публикаций;
  • классификаторы и другие  материалы.

б) Набор рабочих материалов:

  • рабочие программы учителя и тематическое планирование учебных курсов (для каждой параллели класса по преподаваемым предметам);
  • авторские или индивидуальные образовательные программы, рекомендованные (сертифицированные, утверждённые) различными органами управления образованием или структурами образовательного учреждения;
  • опорные конспекты уроков;
  • конспекты открытых уроков и мастер – классов;
  • тексты тестовых заданий; контрольных, лабораторных  или практических работ;
  • дифференцированные задания  для учащихся, карточками с заданиями и т.д.

3. Модельная функция:

  • отражает динамику развития учителя;
  • показывает результаты самореализации;
  • демонстрирует стиль преподавания и уровень компетенций учителя;
  • помогает проводить рефлексию и спланировать деятельность учителя.

4. В содержание портфолио учителя, кроме набора теоретических документов и рабочих материалов, могут войти:

  • динамика (анализ результатов диагностики) уровней психологического развития классного коллектива и отдельных личностей, обученности учащихся их достижений, эффективности использования современных информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий и т.д.;
  • результаты проверочных (контрольных, «срезовых») работ учащихся;
  • отзывы и рецензии коллег, сотрудников муниципальных органов управления образованием и региональных (областных, краевых, республиканских);
  • отзывы и рецензии на творческие работы (достижения) учащихся сотрудников учреждений дополнительного образования, культуры и спорта;
    проекты и творческие работы учащихся;
  • аудио- и видеоматериалы, фотографии и т.д.

5. Условная структура портфолио учителя:

  • портфолио документов;
  • портфолио работ;
  • портфолио отзывов.

6. Портфель сертифицированных (документированных) достижений:

  • представить информацию об авторе;
  • дать представление о результатах деятельности;
  • отобразить особенности личности автора портфолио.

Таким образом, диагностика профессиональной деятельности педагога позволяет:

а) учителю:

  • реально представить результаты своего труда;
  • увидеть свои резервы;
  • иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию.

б) администрации:

  • осуществлять непрерывную диагностику результатов труда учителя.

Научно-методические требования к методической папке (портфолио учителя):

  • высокий уровень теоретической и научно-методической подготовки;
  • актуальность;
  • общественная и практическая значимость;
  • возможность разработки учителем избранной темы;
  • учёт своего опыта, особенностей, условий работы;
  • анализ и оценка качества знаний;
  • эффективность и устойчивость результатов;
  • оригинальность, творчество, новаторство;
  • обобщение опыта работы, выводы.

3. Выводы.

1. В числе условий, способствующих профессиональному становлению  учителя, рассматривается использование портфолио как формы презентации индивидуальных профессиональных результатов педагогической деятельности, демонстрирующих умение учителя решать профессиональные задачи, практически применять полученные знания в процессе образования и самообразования, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения.

2. Стандартного образца портфолио учителя или исчерпывающего перечня материалов, входящих в него, на данный момент не существует по причине недостаточной разработанности проблемы, поэтому в рамках настоящего исследования разработан примерный образец портфолио  педагога как инструмент самооценки педагогической деятельности и оценки профессиональных достижений.

3. В идее портфолио заключены большие возможности для модернизации школьного обучения, т.е. для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время к школе. Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой учебный процесс, который позволяет развивать или формировать некоторые когнитивно-личностные качества (компетентности), которые выдвигаются миром образования как необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современного общества учителя муниципальной общественностью.

Литература.

1.  Белова С.Н., Шамова Т.И., Ильина И.В. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. – М.: Педагогическое общество России, 2007.

2. Беркалиев Т.Н., Заир-Бек Е.С., Тряпицына А.П. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы. – Спб.: Изд. “Каро”, 2007.
3. Голуб Г.Б. Портфолио в системе педагогической диагностики.//Школьные технологии. – 2005 №1 с.181-196.

4.  Демакова И.Д. Гуманизация пространства детства//Народное образование. – №4, 2001 с.145-156.

5.  Ильина И.В. Портфолио как новая форма оценки личностных достижений школьников.//Завуч для администрации школ.-2006. №8 с.136-142.

6. Загвоздкин В.К. Роль портфолио в учебном процессе. Некоторые психолого – педагогические аспекты (на основе материалов зарубежной прессы). // Педагогическая психология. – №1, 2006.

7. Загвоздкин В.К. Портфолио в учебном процессе.// Вопросы  образования. – 2004. №2 с.251-260.

8. Захарченко Е.Ю. Структура портфолио учителя.//Практ.админ. работы. – 2006 №8 с.29-31.

9. Калмыкова И.Р. Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности. // Педагогические технологии. – №5, 2002.

10. Копылова С.А. Портфолио как средство мониторинга профессионального развития педагога. // Практика административной работы. – 2006 №8 с.31-33.

11. Лобода Ю.Ю. Метод портфолио как метод оценивания результатов обучения. // Педагогическая диагностика. 2005 №4 с.71-80.

12. Макарова Т.Н., Макаров В.А. Презентация портфолио как альтернативная форма аттестации учителя. // Заместитель директора школы по воспитательной работе. – №3, 2005 с.56-62.

13. Михайловский О.С. Портфолио учителя. Обобщение и систематизация педагогических достижений.//Образование в современной школе. 2006 №9 с.19-23.

14. Михеева В.Н. Портфолио и построение образовательного рейтинга выпускника основной школы.// Педагогическая диагностика.-2005 №5 с.56-58.

15. Молчанова З.М., Тимченко А.А., Черникова Т.В. Личностное портфолио старшеклассника. – М.: Глобус, 2006.

16. Новикова Т.Г., Прутченков А., Пинская М. Портфолио учащихся в профильном обучении: философия, структура, методика работы. // Народное образование. – №1, 2007.

17. Новикова Т.Г., Прутченков А., Пинская М. Портфолио в российской школе.// Народное образование. – №1, 2005.

18. Новикова Т.Г., Зарубежный опыт использования портфолио.// Народное образование- 2005 №9. с.151-154.

19. Новикова Т.Г. Пятнадцать ловушек на пути раскрытия способностей. О типичных ошибках при использовании технологии портфолио. // Первое сентября – 2005 №72 с.3.

20. Новикова Т.Г. Использование портфолио в практике российской школы.// Педагогическая техника –2006 №3 с.109-128.