Урок обобщения знаний. 1-й класс. НВОНР

Разделы: Логопедия

Класс: 1


Цели
  • Логопедическая. Развитие слухового восприятия, произношение и выделение звука  «М» в слогах, словах, предложениях.
  • Лексическая. Игрушки. Геометрические фигуры (повторение). Цвет (повторение).
  • Грамматическая. Согласование имен прилагательных с существительными мужского, женского, среднего рода. Притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ.

Цель. Развитие слуховой памяти и слухового восприятия. Развитие звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.

Задачи:

  • расширение и уточнение словаря по теме геометрические фигуры; цвета и оттенки;
  • упражнения на согласование имён прилагательных с существительными в роде;
  • совершенствование мыслительных операций - обобщение;
  • упражнения в употреблении притяжательных местоимений МОЙ, МОЯ.

Оборудование: фланелеграф; игрушки (гном, кукла, мишка, клоун, собачка, петушок); разноцветные геометрические фигуры. Раздаточные картинки по теме согласования прилагательных и  существительных в мужском, женском и среднем роде. Дидактическая игра «Ниткопись». Схемы предложений.

Ход занятия

1. Организационный момент.

1) психологический настрой на работу: игра «Улыбнемся, друг другу».

2) звукодвижения – А, О, У, И, Ы, Э.

3) сядет тот ребёнок, у кого розовая (желтая, синяя и т.д.) кофточка, брюки и др.

2. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы отправляемся в гости к Гному, но сначала построим ему дом. Нам нужно вспомнить цвета и геометрические фигуры, которые уже знаем. Мы должны выучить новый звук и букву. Будем красиво писать. Составлять предложения.

1) Конструирование.

Ребята, к нам обратился Гном  с просьбой помочь ему построить новый дом. Детали для постройки дома висят на доске (разноцветные треугольники, квадраты, прямоугольники, круги). Дети конструируют собственные варианты домиков.

- А теперь построим дом для Гнома.

Инструкция: с помощью фигур сложите домик из квадратика, треугольника и круга (каждому ребёнку в задании оговаривается определённый цвет фигуры). Ребенок выбирает на магнитной доске квадрат – это домик, треугольник – это крыша, круг – это окошко, выполняет задание, делает вывод: «У меня получился  желтый дом, красная крыша и серое окошко».


2) Развитие слухового восприятия. Обобщение.

Гном приглашает на новоселье друзей: куклу Машу, мишку Мишу, клоуна Мартина, собачку Мухтара, петушка Максима. Что общего у всех друзей? (при затруднении акцентировать речевую атаку на  звук «М»).  Дети должны услышать первый звук во всех словах и называют обобщающее понятие «игрушки». 

3) Уточнение акустико-артикуляционнной характеристики звука «М».

Гости,  помогите Гному дать характеристику звуку «М».

«М» – согласный, звонкий, твердый.

4) Употребление местоимений мой, моя.

Роли друзей Гнома, с опорой на игрушки, выполняют дети.

- Чья кукла (собачка)? Чей мишка (клоун, петушок)?

- Моя кукла (собачка).  Мой мишка (клоун, петушок).

5) Закрепление операции звукового анализа.

Определение положения (в начале, середине, в конце слова) звука М в словах (с демонстрацией картинок). Дети, с помощью схемы слова и кружочка, устанавливают положение звука «М» в словах: морковка, комар, сом, замок, муравей, альбом, мыло.

6) Физминутка. Пальчиковая гимнастика. Инсценировка рифмованных историй

У Антошки есть игрушки:
Вот весёлая лягушка.
Вот железная машина.
Это мяч. Он из резины.
Разноцветная матрёшка
И с хвостом пушистым кошка. 

(Поочерёдно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого).

Упражнение «Ниткопись». Дети на бархатной бумаге выкладывают с помощью нитки букву М.

7)  Работа в тетради. Прописывание «М», «м»

  • прописывание образца логопеда
  • обводка в воздухе
  • предупреждение возможных ошибок на письме

Под диктовку, анализируя состав слога, записывают прямые открытые и обратные слоги (ма, мо, му, мы, ам, ом, ум, ым).

Рисуют схемы слогов ____      ____.

8 – 9) Чтение слогов, слов.

Гном предлагает вам сыграть в игру. Игра «Реши пример и напиши полученное слово:

КО+МО+ДА-А, ЗА+МОК,  МА+С+КАЗ-З, МОН-Н+ТОР, МО+РЕКА-КА, МУ+ХАН-Н, ТУ+МЫ-Ы+БА [2]

Дорогие гости, выберите из полученных слов, предметы, необходимые в доме. Это будут подарки Гному на новоселье (из полученных слов дети выбирают «КОМОД», «ТУМБА» и записывают).

10) Физминутка. Гимнастика для глаз.

11) Работа с предложением.

На доске схемы предложений.

½_______ и __________.        У________  _______.      А у _______     _________.

Кукла и собачка. Мишка и петушок. У мишки часы. У клоуна очки. У собачки хвостик. У петушка гребешок. А у куклы шапочка.
Дети выбирают соответствующие схемы предложений и читают.

12)  Упражнения по наращиванию предложений.

А теперь, расскажите о Гноме. Как его зовут? В каком домике он живёт? Кто его друзья? Каким цветом у него рубашка, сапоги, берет?

Примерные ответы детей.

- Гном Марат. Гном Марат живёт в домике. Гном Марат живёт в желтом домике с красной крышей и серебристым окошком. У Гнома Марата много друзей. У Гнома Марата есть друзья: это моя кукла Маша (мой мишка Миша, мой клоун Мартин, моя собачка Мухтар, мой петушок Максим). У Марата красная рубашка, желтый берет, зелёные сапоги.

3. Закрепление. Игровой момент «Волшебный карандаш».

На фланелеграфе выставлены дом Гнома Марата и силуэты солнца, облака, озера. Дети по контуру догадываются, что это такое. Логопед предлагает раскрасить их. С помощью волшебного карандаша (кисти) «наносится» краска, дети участвуют в выборе цвета. Незаметно логопед переворачивает силуэты картинок на ярко - раскрашенную сторону: солнце желтое, облако серое («белое и чуть-чуть черное»), озеро голубое.

Следить за произношением окончаний.

Игровой момент «Стройся в ряд».

На фланелеграфе силуэты игрушек. Дети делят игрушки на две группы, отвечающие на вопрос: «мой», «моя» и выкладывают в два ряда.

4. Итог урока.

Обратная связь.

5. Домашнее задание. Карточка задание.

Вставить пропущенные буквы.

…альчики пой…али …ышку. В лесу растёт олений …ох. …ы рисуе… до… . Этой зи…ой были сильные …орозы. [1]

Литература.

  1. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., Владос, 2001 г.
  2. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. С.-Петербург, фирма «Стройлеспечать», 1995 г.