Цель: Формирование у детей интереса к родному языку.
Задачи:
Образовательные:
- уточнять, активизировать и актуализировать словарь дошкольников;
- формировать базовые параметры грамматики: словообразовательных и словоизменительных навыков и умений.
Развивающие:
- развивать у детей высшие психические функции: внимание, мышление, память;
- развивать связную речь детей;
- развивать необходимые речевые умения и навыки для ответов на вопросы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к родному языку;
- воспитывать навыки сотрудничества в игре, самостоятельность, инициативность.
Ход досуга
1. Приветствие. Введение в тему.
Учитель-логопед читает стихотворение:
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ многолик,
Как держава наша могуч…
Далее учитель-логопед дает детям информационную справку.
21 февраля – Международный день родного языка. Этот день призван показать равенство всех языков мира.
Землю населяют разные живые существа: от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. Без языка сегодня мы бы не сумели передать все наши эмоции, мысли переживания.
С первых дней своей жизни человек слышит речь близких ему людей – мамы, папы, бабушки. Еще не зная слов, ребенок по звукам голосов узнает близких людей. Постепенно малыш начинает овладевает речью и познавать окружающий мир.
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши:
Оно бывает то свинцово, Обсуждение смысла стихотворения.
То рождено теплом души.
Оно ограбит, им одарит,
Пусть ненароком, пусть любя,
Подумай, как бы не ударить
Того, кто слушает тебя.
В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков, среди них мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский.
Международный день родного языка – это право пользоваться привычной с детства манерой общения.
В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникален. В России государственным является один язык – русский.
Я люблю…
Русский народ создал русский язык.
С благоговением относился к родному языку Александр Сергеевич Пушкин.
Как же прекрасен родной мой язык,
Волшебный, певучий, играющий,
Словно прозрачный хрустальный родник
Сердце и душу ласкающий.
В нем каждое слово – бесценный алмаз.
В нем каждая песня красавица.
Порою прекрасный, суровый подчас.
Отечество наше им славится.
Русский язык невозможно представить без пословиц и поговорок.
Учитель-логопед проговаривает пословицы и обсуждает ихз смысл с детьми.
- Сначала подумай – потом говори.
- Меньше говори – больше дела твори.
- Не храбрись словом, а покажи делом.
На нашей планете живут люди с разным цветом кожи, с разной историей, с разными обычаями, и говорят они на разных языках. Каждый народ бережет свой язык, свою речь – это его культура.
На каком языке говорят:
В России – на русском | Во Франции – |
В Испании – |
В Германии – |
В Японии – |
В Китае – |
В Англии – |
|
Самое длинное слово русского языка: рентгеноэлектрокардиографического.
Далее учитель-логопед предлагает детям разделиться на команды и посоревноваться в знаниях русского языка.
1. Представление команд. «Знайки» и «Грамотеи».
2. Разминка: Загадки
1. Он долго дерево долбил и всех букашек истребил. Зря он времени не тратил, длинноклювый, пестрый (дятел). 2. Добродушен, деловит, 3. Он совсем не хрупкий, 4. На спине свой носит дом. |
6. Злая как волчица. 7. Вкус у ягоды хорош, 8. На ромашку у ворот 9. То погаснет, то зажжется |
3. Знакомство детей с понятием «антонимы»
Учитель-логопед дает объяснение понятию «Антоним». Антонимы в загадках.
1. Я антоним к слову «зной». Я в реке, в тени густой И в бутылке лимонада, А зовут меня …………… (прохлада) 2. Я антоним к слову «лето» В шубу снежную одета, Хоть люблю мороз сама, Потому что я …………. (зима) 3. Я антоним к слову «холод». В речке все – и стар, и молод, Меня любит детвора, Называюсь я …………… (жара) |
4. Я антоним к слову «день». |
4. Образуйте одно слово из двух.
Правильные ответы демонстрируются на экране.
1. Как называется машина, которая возит бензин? (бензовоз)
2. Как называется машина, которая ездит по снегу? (снегоход)
3. Как называется явление, когда падают листья? (листопад)
4. Как называется машина, которая возит молоко? (молоковоз)
5. Как называется агрегат, который рубит мясо? (мясорубка)
6. Как называется зверь, у которого на носу рог растет? (носорог)
7. Как называется агрегат, который сосет пыль? (пылесос)
8. Как называется явление, когда на реке тает лед? (ледоход)
9. Как называется машина, которая возит лес? (лесовоз)
10. Как называется аппарат, который умеет ходит по Луне? (луноход)
5. Назовите профессию.
Учитель-логопед задает вопросы. Дети отвечают. Как только получен правильный ответ, картинки демонстрируются на экране.
1. Кто дрессирует зверей? (дрессировщик)
2. Кто вставляет стекла? (стекольщик)
3. Кто на вокзале помогает переносить тяжести? (носильщик)
4. Кто работает на экскаваторе? (экскаваторщик)
7. Кто чинит часы? (часовщик)
8. Кто сочиняет сказки? (сказочник)
9. Кто летает на вертолете? (вертолётчик)
10. Кто ходит в разведку? (разведчик)
11. Кто играет в хоккей? (хоккеист)
12. Кто подметает двор? (дворник)
6. Объясни смысл пословиц. С приведением примеров из собственного жизненного опыта
- Ласковое слово, что весенний день.
- Слово не воробей, выпустишь – не поймаешь.
- Умный человек слово на ветер не пустит.
- Хорошее слово – половина дела.
7. Конкурс на знание детьми сказок.
В этом конкурсе вас ждет сюрприз вести его, будет сказочный персонаж. Отгадайте, кто это:
Бабусю знает целый свет,
Ей от роду лишь триста лет.
Там, на неведомых дорожках,
Дом её на курьих ножках. (Баба Яга).
Появляется Баба Яга (кукла би-ба-бо): Правильно угадали! Здравствуйте! Я к вам прилетела, все самое лучшее надела, и вопросы очень трудные приготовила.
1. На чем летает Баба Яга? (На метле, в ступе).
2. Чем машут волшебники, произнося заклинание? (Волшебной палочкой).
3. Какой предмет дома лежит на полу, а в сказках — летает? (Ковер-самолет).
4. Если она лежит на столе, еда появится сама. (Скатерть-самобранка).
5. Обувь, помогающая передвигаться очень быстро. (Сапоги-скороходы).
6. Она все может сделать невидимым. (Шапка-невидимка).
7. С ее помощью творил чудеса старик Хоттабыч. (Борода).
8. В ней жил джинн, друг Аладдина. (Волшебная лампа).
9. Подведение итогов. Награждение обеих команд.