НОД по развитию речи «День родного языка» (cтарший дошкольный возраст)

Разделы: Работа с дошкольниками


Ребёнок начинает общаться и взаимодействовать с самого раннего детства. И уже к моменту поступления в школу обладает неким набором коммуникативных и речевых возможностей, а именно: общение со сверстниками и взрослыми, владение выразительными средствами (речь, мимика, жесты), умение сотрудничать, слушать, слышать и видеть собеседника.

Педагоги должны создать все условия для формирования коммуникации по типу “ученик-ученик” и “ученик - учитель”. Это является основой для решения учебных задач, для возможности определения зоны ближайшего развития каждого обучающегося, и построения своей работы с учетом этих особенностей. У дошкольников – игра, у школьников – главным смыслом их жизни является учение, а умение учиться должны сформировать мы – педагоги. Всех детей: и больших, и маленьких нельзя отделять от игры вообще, так как благодаря игре происходит развитие способностей эмоционально реагировать, моделировать и проживать жизненные ситуации, прогнозировать, самоопределяться, а в дальнейшем закреплять полученные качественные умения, знания, навыки, которые будут необходимы для выполнения профессиональных, социальных и других функций. Так же в игре происходит непосредственное общение, а значит, появляется возможность почувствовать себя личностью, проявить и развить свое субъективное мнение, свою уникальность. Соблюдая данные условия, у детей проявятся способности к самостоятельному присвоению новых знаний, социального опыта, достижению умений. Они смогут самостоятельно включаться в подготовку и организацию образовательного процесса. А это, значит, что у них появится новая компетенция - умение и желание учиться, самосовершенствоваться. Следовательно, дети будут действовать в условиях коммуникации: выбирать, планировать, контролировать партнёра и себя, использовать речь для регуляции чувств и мыслей, сумеют договариваться, приходить к общему решению, учитывая разные мнения, научатся формулировать собственное, отстаивать позицию, а это означает, что будут развиваться их коммуникативные компетенции.

Л.С. Выготский писал, что общение - это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. С.Л. Рубинштейн считал, что общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты. При этом для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект. Общение есть не просто действие, а именно взаимодействие - оно осуществляется между участниками, каждый из которых равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах. М.И. Лисина в своих работах называет общение взаимодействием двух или более людей, которое направленно на координацию и объединение их усилий с целью согласования контактов и эффективного получения общего результата. Коммуникация непосредственно связана с деятельностью и может рассматриваться как особый вид деятельности. Общение – взаимосвязь людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией с целью налаживания отношений и объединения усилий для достижения общего результата. Педагоги должны научить детей взаимодействовать, а проще всего это сделать с помощью игровой деятельности, которую необходимо включать в образовательную.

Игра - один из инструментов воспитания и образования детей, который имеется в руках педагогов. Именно в ней проявляются и развиваются разные стороны жизни ребенка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Значит, игровая деятельность является средством формирования коммуникативных компетенций.

В.А. Сухомлинский писал, что “игра для ребенка – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. “Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”. А также В. А. Сухомлинский считал, что “духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества”. А процесс обучения и воспитания помогает развивать гармоничную личность учеников, способную к активной познавательной и жизненной позиции, творчеству, самостоятельности. Это обязательное условие, которое необходимо учитывать учителям в своей работе. Для педагогов игра должна стать: методом, средством, формой, действием и правилом проведения образовательно - воспитательной работы, как на уроках, так и вне урока.

Задачи:

  • закреплять знания о Международном дне родного языка;
  • активизировать и развивать речь через закрепление антонимов, синонимов, многозначных слов;
  • развивать творческие способности;
  • воспитывать любовь к своей стране, русскому языку;
  • воспитывать умение договариваться в процессе выполнения коллективной работы.

Области интегрирования:

  • художественное творчество;
  • познание;
  • коммуникация;
  • социализация

Участники: дети старшего возраста, воспитатель

Предварительная работа: беседы о Родине, о родном языке, дидактические игры: “Слова-друзья”, “Скажи наоборот”, “Скажи ласково”, рассматривание иллюстраций русской национальной одежды, сувениров; чтение русских народных сказок, пословиц, поговорок о родном языке, разучивание русских народны игр, слушание русских народных песен, разучивание стихов.

Оборудование и материал: фотоматериалы, иллюстрации о родном крае, картинки со словами, силуэты матрёшек, карандаши, мяч.

Ход занятия

- Как называется страна, в которой мы живем? Как называется город? Как называют жителей? На каком языке разговаривают жители нашего города? Свой язык, свой народ, свою Родину нужно любить! 21 февраля в странах мира отмечается Международный день родного языка.

- А что нам помогает общаться? - На каком языке разговариваем мы?

- Как вы понимаете, что такое родной язык?

Русский язык богат и необычайно красив. В нем есть много слов, красивых оборотов, крылатых выражений, с помощью которых мы придумываем рассказы, сочиняем сказки, стихи и общаемся друг с другом.

Викторина.

Две команды “Умники” и “Умницы”.

“Умницы” “Умники”

1. Разминка

Назовите:

  • русская еда
  • русские народные сказки
  • национальная мужская одежда
  • национальная женская одежда
  • русские народные игры
  • русские народные песни

Динамическая пауза хоровод “Во поле береза...”

2. Игра “Слова – друзья” - назвать слова, близкие по смыслу:

  • Недалеко - близко
  • Невысоко - низко
  • Сердито - зло
  • Течет - льется
  • Шумит - кричит
  • Говорит – лопочет

3. “Доскажи пословицу”

  • Язык до Киева...доведёт.
  • Язык без костей, что хочет, то и ....лопочет.
  • Язык мой - враг ....мой.
  • Языком не спеши – спеши ...делом.

4. “Многозначные слова” - найти пару и объяснить свой выбор

коса – прическа у девочки, коса – косить траву, ключ - от двери, ключ-родник, лук-растение, лук-оружие, набор-инструменты, набор - конфеты, побег-убежать, побег-молодая поросль, норка-животное, норка- углубление в земле, кисть - часть руки, кисть –рисование, ласка-нежность, ласка-зверек.

5. Игра “Скажи наоборот”

Большой – маленький (широкий, толстый, горячий, длинный, высокий, громкий, быстрый, черный, узкий)

6. Игра хоровод “Положу в кузов – ОК”

“Положу я в кузовок: сахар – ОК, гриб – ОК, пирож - ОК, сыр-ОК, свитер-ОК, цвет-ОК, короб-ОК,...”

7. Игра с мячом “Какой-какая-какое” (игра с мячом).

  • солнце - яркое,
  • река - быстрая,
  • ветер - холодный.

8. “Украшение матрёшки”

Загадка:

Алый шёлковый платочек, яркий сарафан,
Упирается рука в деревянные бока,
А внутри секреты есть, может 3, а может 6,
Разрумянилась немножко,
Это русская... (матрёшка)

Быстро и аккуратно украсить матрёшку.

Оценка работ. Итог.

На прогулке или во второй половине дня проводятся русские народные игры: “Золотые ворота”, “У медведя во бору”, “Горелки”, Перетяжка”, (перетягивание палки или каната), “Жмурки”.