Интегрированный урок (русский язык + бурятский язык) по теме "Способ выделения окончания в слове"

Разделы: Начальная школа


Цель: сконструировать способ нахождения окончания в словах русского и бурятского языков.

Задачи:

  • через анализ, наблюдение выявить понятие «окончание» и его работу;
  • нахождение сходств и различий в способах выделения окончаний в словах русского и бурятского языков;
  • развивать устную речь учащихся;
  • воспитывать умение работать с другими учениками в группе, парах, интерес к предмету, умение выполнять первичные навыки самоконтроля и самооценки.

Планируемые результаты ( УУД)

Предметные: уметь использовать способ для выделения в слове окончания

Регулятивные: умение определять и формулировать учебные задачи урока, высказывать свое предположение и оценивать результат своей работы на уроке.

Коммуникативные: уметь слушать, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения, участвовать в коллективном обсуждении, сотрудничать с одноклассниками при работе в группе, паре.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от известного; строить рассуждение; уметь понимать значение и роль русского языка в жизни каждого человека.

Личностные: понимание, зачем нужно выполнять те или иные учебные действия.

Оборудование: В.В Репкин, Т.В. Некрасова, Е.В. Восторгова“Русский язык ” учебник для 2 класса, карточки для групповой , парной работы;
Компьютер, проектор.

Ход урока

Организационный момент

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Какое настроение у вас? Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

Сейчас урок русского языка. Как нужно работать, чтобы урок прошел с пользой для вас? /внимательно слушать, стараться, дружно работать, уважать друг друга. Мне очень приятно, что вы так настроены.

 Актуализация опорных знаний

- Распределите эти слова по способу проверки орфограмм по своему усмотрению, объясните эти пропуски. Работаем по парам.

Таня, х..дил, руч..ка, р..бята, ябл..ко, зу.., ж..вёт, н..гой, слово

- Сколько способов проверки орфограмм слабых позиций? /3 способа/
Посмотрите на экран, проверьте себя правильно ли вы сделали.

1
2
3
ходил
ребята Таня
зуб яблоко речка
 ногой   живёт

1 способ: по сильной позиции. Ходил (безударное гласное) – проверка ходит, зуб (парное согласное) –проверка зубы, ногой - ноги;

2 способ: словарные слова /по словарю. Ребята, яблоко;

3 способ: по правилу. Таня (имя человека), речка ( -чк –чн без ь ), живёт ( жи –ши через и)

- Проговорите эти способы.

(1 способ: позиционно-чередующиеся звуки обозначаются одной буквой. Буквы выбирают по звуку сильной позиции. Звук в сильной позиции нужно искать в изменении одного и того же слова;

2 способ: нужно посмотреть словарные слова в орфографический словарь;

3 способ: слова с изученными орфограммами надо писать правильно)

А в бурятском языке эти способы действуют? /да, нет

- Смотрим на экран. Распределите слова на группы. Работаем в группах.

ерэбэ, убгэн, морид, хоног, пулаад

- Как распределили? Объясните почему так распределили. Каждая группа объясняет по 2 слова.

1 группа.

Зу .. – зубы (изменение по числам в слабой позиции)

Хоно.. – хоногууд ( тоо т.е. тоже по числам)

2 группа.

Н..гой – ноги (изменение по числам в слабой позиции)

Мори.. – моридой

3 группа.

Х..дил – ходит (время в слабой позиции)

Пулаа.. – изменение по падежу )

Объяснения:

1 способ: аялганай hубарил (правило бурятского языка – например слово хоног - если в начале слова стоит буква О, тогда в следующем слоге должна быть буква О и т.д.)

2 способ: проверка орфограмм в слабой позиции ( морид –моридой лошадь – лошадей)

3 способ: проверка по словарю.

Физминутка.

Если называю слова, которые обозначают предмет – руки вперед.

Если называю слова, которые обозначают действие – шагаем на месте.

Если называю слова, которые обозначают признак предмета – руки в стороны.

- Какое слово мы не проверили по сильной позиции? / Слов... Пропускаем слабую позицию, изменили его, то получалось СЛОВА, значит на конце надо писать А, но в словаре написано СЛОВО)

Вывод: не всегда работает этот способ. Надо придумать новый способ проверки орфограмм слабых позиций.
- Какую цель мы поставим? / узнать тайну слова

Операционно-содержательный этап.

Важная тайна русских слов.

- Что это? /стол
- Из чего состоит стол? /состоит из частей: вот ножка, вот крышка, вот ящик. Их можно увидеть.
- Зачем они нужны эти части? / у каждой части своя особая работа.
-А есть части у слов? / ?
- Напишите слово рука . Что это? / предмет
-Что сообщает это слово? / часть нашего тела

Показ рук.

- А теперь что скажете? / руки

- Что сообщает это слово? / их стало много

- Как вы узнали, что их одна и много?/ мнения детей разные

- Давайте сравним их. Если одинаковые буквы ставим равно =, если разные – неравно.

Схема:

- О чем рассказывают эти буквы А и И? / о количестве этих рук

- Где находится изменившаяся часть? / в конце слова

- Как можно назвать эту часть? / окончание слова

- В слове СЛОВО как находим окончание?

СЛОВО – единств.ч.

СЛОВА – множеств.ч.

- Попробуйте составить предложения с этими словами.

- А какую работу выполняет окончание? /часть, которая сообщает о количестве предметов

- Как будем обозначать на письме окончание?

- О какой тайне слова узнали? / В словах есть части, одна из них - это окончание.

- Теперь сделаем вывод./выслушать мнения детей

Вывод: окончание – это показатель количества предметов.

- Как же правильно находить окончание? Составьте план нахождения окончаний в группах.

Алгоритм нахождения окончаний:

Чтобы найти окончание, нужно:

  1. изменить слово по числу
  2. сравнить изменения
  3. выделить изменившуюся часть

- Объясните способ выделения окончания. / выслушать мнения детей.

 3. Составление рассказа по картине. / Зима

Пришла зима. На улице выпал снег. Дети вышли играть. Они начали строить снежную бабу. Двое скатали тело. Катя с Димой сделали голову. Нос из морковки, а глаза из угольков. На голову надели ведро. Вместо рук ветки. Было очень весело.

- Используя этот способ, в словах зима, ведро, глаза выделите окончания

Рефлексивно-оценочный этап.

  • Самостоятельная работа.

- Выделите окончания в словах./ в тетрадях.

Коровы, ворона, окно, туча, нохойнууд, курица, стол, наран.

- Проверьте себя с экрана./самопроверка

  • Текст. Работа в группах.

Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет…

- Откуда этот отрывок? / «Руслан и Людмила»

- Кто автор этого произведения? /А.С.Пушкин

- Выделите окончания в словах белка, дом, орешки

3. - Как правильно выделить окончание? / изменяем слово

  • Если вам было интересно и вы поняли все про окончание – нарисуйте веселую мордочку.
  •  Если думаете, что еще недостаточно усвоили материал – нарисуйте грустную мордочку.

Домашнее задание. Выполнить упражнение по выбору: 226 или 227.