Цели:
- Организовать деятельность для расширения знаний учащихся о профессиях столяра и плотника.
- Формировать навыки уважительного отношения к людям труда.
Задачи:
- Познакомить с трудом плотников, их инструментами, секретами плотницкого мастерства.
- Познакомить с украшениями русской избы.
- Развивать качество коллективной работы, умение работать в группах.
- Воспитывать уважение к труду плотника, чувство гордости за русских мастеров по дереву, за свою малую родину.
Ход урока
1. Подготовительный этап. Присоединение.
Мне приятно начать урок «Истоки». Я рада приветствовать вас. Видеть ваши заинтересованные взгляды, улыбки. Это вселяет в меня добрую надежду, что у нас всё получится. Желаю успехов!
2. Вводная беседа.
А) Какую тему мы изучаем с вами на уроках «Истоки»? (Труд земной)
С каким трудом людей мы уже познакомились?
(пахарь, ткачиха, говорили о разведение домашних животных)
Назовите современные названия этих профессий (агроном, портной, швея)
Б) Слушаем звуки и смотрим на иллюстрацию
(Звуки топора и пилы иллюстрация избы)
О чём вы подумали? Связаны звуки и иллюстрация? (да)
Каким образом? (пила и топор нужны при строительстве дома.)
Людям какой профессии это требуется? (строитель, плотник)
Правильно, молодцы!
Отгадайте загадку: «Кланяется, кланяется, придёт домой растянется» (топор)
Почему именно сегодня я загадала вам эту загадку? (Они используют этот инструмент в работе чаще других , это главное орудие труда для плотника)
3. Тема урока.
Назовите тему урока (мастера-плотники).
Значит цель урока какая будет? (узнать об их труде, об инструментах, которые они используют в работе, секретами плотницкого дела, с ещё одним трудом земным).
План работы
а) о профессии
б) деревянные постройки
в) профессия плотника в современной жизни
4. История.
В давние времена в крестьянских семьях плотницкому мастерству обучали мальчиков с раннего возраста. И осваивалось это мастерство, ребята, с топорища (учитель показывает топор). Первый экзамен, который сдавал подросток – смастерить топорище и насадить топор. Бралась сухая берёзовая плашка и начиналась работа. Не сразу получалось, иной несколько заготовок изведёт, прежде чем хорошее топорище сделает. А потом топор надо насадить, расклинить, чтобы не слетел, да осколком стекла топорище зачистить. Да наточить топор на мокром точиле.
Откроем учебник с.65 и познакомимся с трудом мастеров-плотников.
Что строили из дерева? Почему людям нравились деревянные дома?
Какой этап урока выполнили?
5. Просмотр видео.
Посмотрите видео (у автора) по острову Кижи (Карелия) и поразитесь красоте мастеров-плотников
(набор открыток от поездки)
В Вологодской области на Новый год, где были с вами? (Семёнково)
Видели постройки мастеров-плотников? Беседа об экскурсии.
А у нас в городе есть деревянные дома? Беседа.
В городе есть станкостроительный завод по переработке древесины ул. Залинейная
Какой этап урока завершён?
Игра.
Сейчас мы с вами поиграем, и заодно постараемся раскрыть секрет ремесла мастеров-плотников. Я буду перечислять качества, категории, а вы хлопните в ладоши, если услышите характеристику, которая подходит образу мастера– плотника.
Слова для выбора: трудолюбие, опыт, лень, ответственность, хитрость, доброта, злость, смекалка, зависть, хитрость, любовь.
После игры дети отвечают на вопросы:
- Почему мастер не должен быть злым?
- Что такое зависть и почему она не нужна мастеру?
- Зачем плотнику нужна любовь?
- Что он может любить в работе?
- К чему относится с любовью?
– Вслушайтесь: доброта, любовь, красота. Значит, плотник трудится душой, как и любой другой мастер.
6. Работа в тетради.
Поработайте в парах и ответьте на вопросы с.15.(зелёный карандаш)
Время 5 минут потом проверка.
Легко было в паре работать? Быстро договорились?
Работа в четвёрках.
Вы уже знаете, что плотники работают не в одиночку, а трудятся группой, артелью. Каждая четвёрка – артель. В ней есть лидер – самый опытный плотник. Артель приглашается для строительства дома. Мастерам-плотникам необходимо собрать плотницкий инструмент.
Время – 7 минут. Экспертная оценка.
К чьему мнению вы прислушивались?
7. Итог урока.
– Сегодня мы познакомились с трудом плотников, их инструментами, секретами плотницкого мастерства, с трудом земным.
Детям предлагается ответить на вопросы:
– Есть ли в вашем роду люди, связанные с плотницким мастерством?
(Раньше на Руси плотницкое дело было делом каждого. Основными умениями обладали все. Различались лишь уровнем мастерства: срубить избу мог почти каждый мужчина. Каких– то особых секретов здесь не таили. Но выстроить храм, терем, мельницу и сделать это на высоком художественном уровне могли немногие.
Какой этап урока завершён?
Ресурсный круг (в круге стоят дети центральной колонки, остальные слушают на месте)
– Наши прадеды завещали нам строить свою жизнь без зла и вражды. Что для этого мы можем сделать? Как выполнить их завет?
Дети, передавая по кругу бумажный топор, высказываются: «Совершать добрые поступки, любить близких, помогать старшим и т.д.
– Я благодарю вас за работу и желаю мира и согласия в ваших домах и в ваших душах.
Рефлексия (я узнал, я запомнил, мне интересно…)
– Кому понравилась эта профессия, заинтересовала?
– Что новое сегодня для себя открыли?
...
Домашнее задание найти и объяснить пословицы о плотницком деле.