1. Метапредметность на уроках информатики
Термин “метапредметность” в связи с проведением учебных занятий в наше время звучит достаточно часто. Необходимость метапредметного подхода очевидна: у учащихся должна складываться целостная картина окружающего мира. Они должны видеть, что все учебные дисциплины – это не нечто разрозненное, существующее само по себе, как рассыпанные кусочки пазла, а связанные между собой элементы, позволяющие, как только все фрагменты будут состыкованы, увидеть полную и целостную картину.
Информатика – учебная дисциплина, являющаяся непосредственной производной математики, имеет с ней много общего. Однако, вопросы передачи, хранения и обработки информации, принятия решений на основе полученной информации, связаны с довольно большим количеством дисциплин. Метапредметность информатики проявляется сразу же, как только педагог начнет ориентироваться на применение получаемых учащимися знаний в реальной жизни. Моделирование, алгоритмизация, алгебра логики – все это имеет своё применение в повседневной жизни. И сразу же ученики перестают воспринимать предмет, как некую навязываемую абстракцию: повышается интерес, растет мотивация к изучению дисциплины.
Особенно это актуально для студентов, получающих в колледже среднее профессиональное образование на базе 9 классов, и первый год обучения изучающих общеобразовательные дисциплины. Каждая тема большинством из них придирчиво рассматривается с точки зрения возможности применения если не в будущей профессии, то хотя бы при ее освоении и защите дипломной работы.
2. Применение графических элементов SmartArt
Умение применять информационные технологии играет важную роль в жизни любого человека. Одно из таких умений – умение грамотно подготавливать презентационный материал. Весьма существенной и распространенной ошибкой при создании презентации является размещение на слайдах больших объемов текста. Однако, не всегда можно представить материал только в виде рисунков, особенно если речь идет о проектной работе, не подразумевающей обилие иллюстраций. В этом случае может помочь использование графических элементов SmartArt.
С помощью этих элементов пакета Microsoft Office можно легко оформить схему, которая заменит текст, ничуть не убавляя информативности демонстрируемого в презентации материала, а только позволяя представить его же в более наглядной форме. Разнообразие видов рисунков SmartArt предоставляет возможность построить схему, описывающую иерархию, классификацию, этапы конечного или циклического процесса и многие другие варианты взаимосвязей набора элементов.
Метапредметный подход здесь имеет место при формулировании примеров и заданий. Примеры и задания должны опираться на знания, уже усвоенные в рамках других учебных дисциплин.
Цель такого занятия – не только приобретение навыков с элементами SmartArt, но и демонстрация связи информационных технологий с другими предметами, а также развитие коммуникативных навыков (навыков работы в группе).
3. План проведения занятия по теме “Применение графических элементов SmartArt”
Технологическая карта проведения занятия по теме представлена в таблице ниже. Занятие рассчитано на учащихся старшего школьного возраста (10-11 класс). Время проведения занятия – 45 минут. В случае проведения занятия для студентов колледжа в формате пары (90 минут) занятие может быть дополнено дополнительным материалом.
№ п/п | Наименование этапа, формы работы, цели | Время (мин.) | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
1 | Организационный момент Ознакомление обучающихся с темой, целями, задачами и основными видами деятельности на занятии |
3 | Называет тему, объясняет цели и задачи занятия, мотивирует обучающихся, перечисляет виды деятельности | Слушают преподавателя, делают записи, задают вопросы |
2 | Актуализация знаний по теме (мотивация).
Индивидуальная работа Актуализация уже имеющихся у обучающихся знаний по теме “Графические средства Microsoft Office” |
3 | Предлагает обучающимся вспомнить известные им варианты графического оформления работ | Отвечают на вопросы преподавателя |
3 | Ознакомление с новым материалом
(осмысление). Индивидуальная работа Формирование новых навыков по теме “Работа с объектами SmartArt” |
15 | Демонстрирует работу с объектами SmartArt | Слушают преподавателя, делают записи в тетрадях, задают вопросы |
4 | Выполнение практической работы
(закрепление материала). Работа в малых группах Формирование навыков практического применения полученных знаний при выполнении заданий при выполнении заданий, связанных с темами других дисциплин |
20 | Формирует малые группы Предлагает вытянуть жребий с номером варианта для задания по работе с объектами SmartArt Объясняет последовательность действий при выполнении практической работы. Оказывает консультативную помощь. При необходимости корректирует результаты групповой работы |
Выполняют предложенный вариант задания |
5 | Подведение итогов (рефлексия) Формулирование вывода о применении изученного материала в профессиональной деятельности |
4 | Задаёт вопросы. Подводит итоги. Даёт домашнее задание. |
Отвечают на вопросы. Записывают домашнее задание. |
Варианты заданий
Во время выполнения практического задания обучающиеся делятся на малые группы. В качестве варианта задания они получают текст, который необходимо оформить в виде слайда презентации. Текст должен присутствовать на слайде в качестве рисунка SmartArt. Обучающиеся сами должны выбрать макет рисунка из имеющихся в MS Office. Критерий выбора: макет должен как можно наглядно передавать содержание текста. Чтобы правильно выбрать макет, необходимо иметь уже сформированное в рамках других дисциплин представление об описываемом в тексте объекте, явлении или процессе. Варианты заданий могут быть распределены как по жребию, так и по выбору самих учеников.
Вариант 1. Систематика в биологии
К началу XX века в систематике оформилось семь основных таксономических категорий:
- царство — regnum
- тип — phylum (у растений отдел — divisio)
- класс — classis
- отряд (у растений порядок) — ordo
- семейство — familia
- род — genus
- вид — species
Вариант 2. Фазы Луны
Луна проходит следующие фазы освещения:
- новолуние — состояние, когда Луна не видна.
- молодая луна — первое появление Луны на небе после новолуния в виде узкого серпа.
- первая четверть — состояние, когда освещена половина Луны.
- прибывающая луна
- полнолуние — состояние, когда освещена вся Луна целиком.
- убывающая луна
- последняя четверть — состояние, когда снова освещена половина луны.
- старая луна.
Вариант 3. Семейства химических элементов
1. Щелочные металлы
- Натрий
- Калий
2. Щёлочноземельные металлы
- Магний
- Кальций
- Барий
3. Галогены
- Фтор
- Хлор
- Бром
- Йод
4. Инертные газы
- Гелий
- Неон
- Аргон
Вариант 4. Исторические периоды
- Первобытное (доисторическое) общество: приблизительно до 3000 года до н.э.
- Древний мир (античность): до 476 года н.э.
- Средние века: 476 год – конец XV века.
- Новое время: конец XV века – 1918 год.
- Новейшее время: 1918 год – наши дни.
Вариант 5. Составляющие здорового образа жизни
Здоровый образ жизни включает в себя:
- физические упражнения, закаливание;
- рациональное питание;
- личная гигиена, эстетика труда и отдыха;
- отказ от вредных привычек;
- положительные эмоции.