Метапредметный подход на примере занятия по информатике, посвященного использованию графических элементов SmartArt

Разделы: Информатика


1. Метапредметность на уроках информатики

Термин “метапредметность” в связи с проведением учебных занятий в наше время звучит достаточно часто. Необходимость метапредметного подхода очевидна: у учащихся должна складываться целостная картина окружающего мира. Они должны видеть, что все учебные дисциплины – это не нечто разрозненное, существующее само по себе, как рассыпанные кусочки пазла, а связанные между собой элементы, позволяющие, как только все фрагменты будут состыкованы, увидеть полную и целостную картину.

Информатика – учебная дисциплина, являющаяся непосредственной производной математики, имеет с ней много общего. Однако, вопросы передачи, хранения и обработки информации, принятия решений на основе полученной информации, связаны с довольно большим количеством дисциплин. Метапредметность информатики проявляется сразу же, как только педагог начнет ориентироваться на применение получаемых учащимися знаний в реальной жизни. Моделирование, алгоритмизация, алгебра логики – все это имеет своё применение в повседневной жизни. И сразу же ученики перестают воспринимать предмет, как некую навязываемую абстракцию: повышается интерес, растет мотивация к изучению дисциплины.

Особенно это актуально для студентов, получающих в колледже среднее профессиональное образование на базе 9 классов, и первый год обучения изучающих общеобразовательные дисциплины. Каждая тема большинством из них придирчиво рассматривается с точки зрения возможности применения если не в будущей профессии, то хотя бы при ее освоении и защите дипломной работы.

2. Применение графических элементов SmartArt

Умение применять информационные технологии играет важную роль в жизни любого человека. Одно из таких умений – умение грамотно подготавливать презентационный материал. Весьма существенной и распространенной ошибкой при создании презентации является размещение на слайдах больших объемов текста. Однако, не всегда можно представить материал только в виде рисунков, особенно если речь идет о проектной работе, не подразумевающей обилие иллюстраций. В этом случае может помочь использование графических элементов SmartArt.

С помощью этих элементов пакета Microsoft Office можно легко оформить схему, которая заменит текст, ничуть не убавляя информативности демонстрируемого в презентации материала, а только позволяя представить его же в более наглядной форме. Разнообразие видов рисунков SmartArt предоставляет возможность построить схему, описывающую иерархию, классификацию, этапы конечного или циклического процесса и многие другие варианты взаимосвязей набора элементов.

Метапредметный подход здесь имеет место при формулировании примеров и заданий. Примеры и задания должны опираться на знания, уже усвоенные в рамках других учебных дисциплин.

Цель такого занятия – не только приобретение навыков с элементами SmartArt, но и демонстрация связи информационных технологий с другими предметами, а также развитие коммуникативных навыков (навыков работы в группе).

3. План проведения занятия по теме “Применение графических элементов SmartArt”

Технологическая карта проведения занятия по теме представлена в таблице ниже. Занятие рассчитано на учащихся старшего школьного возраста (10-11 класс). Время проведения занятия – 45 минут. В случае проведения занятия для студентов колледжа в формате пары (90 минут) занятие может быть дополнено дополнительным материалом.

№ п/п Наименование этапа, формы работы, цели Время (мин.) Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся
1 Организационный момент

Ознакомление обучающихся с темой, целями, задачами и основными видами деятельности на занятии

3 Называет тему, объясняет цели и задачи занятия, мотивирует обучающихся, перечисляет виды деятельности Слушают преподавателя, делают записи, задают вопросы
2 Актуализация знаний по теме (мотивация). Индивидуальная работа

Актуализация уже имеющихся у обучающихся знаний по теме “Графические средства Microsoft Office”

3 Предлагает обучающимся вспомнить известные им варианты графического оформления работ Отвечают на вопросы преподавателя
3 Ознакомление с новым материалом (осмысление). Индивидуальная работа

Формирование новых навыков по теме “Работа с объектами SmartArt”

15 Демонстрирует работу с объектами SmartArt Слушают преподавателя, делают записи в тетрадях, задают вопросы
4 Выполнение практической работы (закрепление материала). Работа в малых группах

Формирование навыков практического применения полученных знаний при выполнении заданий при выполнении заданий, связанных с темами других дисциплин

20 Формирует малые группы

Предлагает вытянуть жребий с номером варианта для задания по работе с объектами SmartArt

Объясняет последовательность действий при выполнении практической работы.

Оказывает консультативную помощь.

При необходимости корректирует результаты групповой работы

Выполняют предложенный вариант задания
5 Подведение итогов (рефлексия)

Формулирование вывода о применении изученного материала в профессиональной деятельности

4 Задаёт вопросы.

Подводит итоги.

Даёт домашнее задание.

Отвечают на вопросы.

Записывают домашнее задание.

Варианты заданий

Во время выполнения практического задания обучающиеся делятся на малые группы. В качестве варианта задания они получают текст, который необходимо оформить в виде слайда презентации. Текст должен присутствовать на слайде в качестве рисунка SmartArt. Обучающиеся сами должны выбрать макет рисунка из имеющихся в MS Office. Критерий выбора: макет должен как можно наглядно передавать содержание текста. Чтобы правильно выбрать макет, необходимо иметь уже сформированное в рамках других дисциплин представление об описываемом в тексте объекте, явлении или процессе. Варианты заданий могут быть распределены как по жребию, так и по выбору самих учеников.

Вариант 1. Систематика в биологии

К началу XX века в систематике оформилось семь основных таксономических категорий:

  • царство — regnum
  • тип — phylum (у растений отдел — divisio)
  • класс — classis
  • отряд (у растений порядок) — ordo
  • семейство — familia
  • род — genus
  • вид — species

Вариант 2. Фазы Луны

Луна проходит следующие фазы освещения:

  • новолуние — состояние, когда Луна не видна.
  • молодая луна — первое появление Луны на небе после новолуния в виде узкого серпа.
  • первая четверть — состояние, когда освещена половина Луны.
  • прибывающая луна
  • полнолуние — состояние, когда освещена вся Луна целиком.
  • убывающая луна
  • последняя четверть — состояние, когда снова освещена половина луны.
  • старая луна.

Вариант 3. Семейства химических элементов

1. Щелочные металлы

  1. Натрий
  2. Калий

2. Щёлочноземельные металлы

  1. Магний
  2. Кальций
  3. Барий

3. Галогены

  1. Фтор
  2. Хлор
  3. Бром
  4. Йод

4. Инертные газы

  1. Гелий
  2. Неон
  3. Аргон

Вариант 4. Исторические периоды

  1. Первобытное (доисторическое) общество: приблизительно до 3000 года до н.э.
  2. Древний мир (античность): до 476 года н.э.
  3. Средние века: 476 год – конец XV века.
  4. Новое время: конец XV века – 1918 год.
  5. Новейшее время: 1918 год – наши дни.

Вариант 5. Составляющие здорового образа жизни

Здоровый образ жизни включает в себя:

  • физические упражнения, закаливание;
  • рациональное питание;
  • личная гигиена, эстетика труда и отдыха;
  • отказ от вредных привычек;
  • положительные эмоции.