Как заставить ребёнка слушать, с помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным? Возможны ли надолго удержать в нём чувства радостного удивления перед школой? Дети с речевыми нарушениями очень эмоциональны, впечатлительны, у них слабая нервная система, повышенная утомляемость, неустойчивое внимание. Им требуется смена видов деятельности, разнообразие занятий, подбор коррекционно-развивающих заданий.
Творчество во многом определяется умением выразить свои чувства, представления о мире различными способами. Развитию творческих способностей школьников помогают:
- речевые праздники;
- состязания сказочников-исполнителей собственных версий известных или просто любимых сказок;
- составление сказок по опорным словам;
- инсценирование скороговорок;
- игры (двигательные игры, словесные игры-имитации, игры-шутки, игры-забавы);
- развивающие задания, упражнения
Кто-то из детских писателей сказал, что у каждого ребёнка в глубинах его души спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели добрым и весёлым звоном, чтобы мир стал светлым и радостным!
Цели: развивать умение различать звуки [ж] и [ш]”, развивать фонематический слух; работать над выразительностью, эмоциональной окрашенностью речи; развивать творческое и логическое мышление, смысловую память, чувство взаимопомощи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы, цели занятия.
- Сегодня мы продолжим работу по различению звуков [ж] и [ш]”. Путешествие в страну Грамматики продолжается. Это нелёгкий путь – учиться грамотно писать, дорога будет трудная, будет много преград, но мы преодолеем их вместе.
III. Путешествие.
- Чтобы легче было идти, мы разделимся на две команды, команда “Жуки” и команда “Лягушата”. Если одна команда попадёт в беду, другая её выручит. Чтобы отправиться в путь, нам надо посчитаться, кто в какой команде. Кто из вас знает считалки, где встречаются звуки [ш] и [ж]? (Учащиеся проговаривают считалки, набирают две команды.)
Первая остановка в нашем путешествии.
Какие же звуки чаще встречаются в этих считалках? Проследим за артикуляцией.
При произнесении звука [ш]:
- губы несколько выдвинуты вперёд;
- кончик языка поднят к нёбу (за альвеолы), но не касается его, образуя щель;
- боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха;
- нёбная занавеска поднята;
- голосовые связки разомкнуты.
Чем звук [ж] при произношении отличается от звука [ш]?
При произношении звука [ж] положение частей артикуляционного аппарата то же, что при [ш], только голосовые связки сомкнуты и вибрируют, язык более высоко поднят по направлению к твёрдому нёбу; выдыхаемая струя воздуха слабее.
На пути мы встретили непроходимую чащу (заросли из леса). Чтобы пройти, нам нужны пилы.
1. Игра – имитация “Пила”.
- Команда “Лягушата” взяла пилу и пилит: ш-ш-ш. Ничего не спилили, пила тупая, так как звук [ш] глухой согласный. Зовём на помощь команду “Жуков”. У них пила острее, так как звук [ж] звонкий. Начали пилить, произносим с движением ж-ж-ж. Молодцы, помогли друг другу, теперь мы сможем пройти сквозь лесные заросли.
жа – ша шо – жо ши – жи ша – жа жо – шо жи – ши ша – жа – ша жа – ша – жа
Ну, а сейчас идём дальше, следующая остановка.
2. Игра “Заселим животных”.
- Вот два домика стоят, вместо номера буквы Ж и Ш. Домики маленькие, подойдут только для животных, в названиях которых есть такие звуки. Вы должны заботиться о них. Вдруг дождь, непогода, им будет где спрятаться. Пора заселять животных, команда “Лягушата” заселит домик Ж, команда “Жуки” - домик Ш.
3. Игра “Волшебный колодец”.
- Шли вы, шли, устали, захотели пить. Вот колодец, он волшебный. Стоят два ведра, одно с буквой ы, а другое – с буквой и. Звуки [ш] и [ж] – всегда твёрдые согласные. Когда мы произносим жи, ши, слышим гласную ы, а по правилам царицы Грамматики пишем и.
Тот, кто дружит с грамматикой, возьмёт ведро с нужной буквой. Колодец откроется и угостит нас колодезной водой.
(Учащиеся по одному из каждой команды выходят вставлять буквы в слова с сочетаниями жи, ши.)
Соотношение (звуков) букв с геометрической формой.
- Вы будете регулировщиками, у каждого из вас карточка с квадратом и карточка с прямоугольником. Услышите в слове звук
[ж] – поднимите карточку с прямоугольником, звук [ш] – квадрат.
На доске записаны слова с пропущенной буквой. Вставьте квадрат или прямоугольник: ё..ик, ма..ина, ..ираф, ..ина. Лево – право ( ориентация в пространстве), счёт.
- В тетрадях запишите слова в два столбика. Справа – слова, в которых есть звук и буква ж, слева – ш. Проверим: читаем слова в столбике с буквой ж. Сколько всего слов? Слова с буквой ш. Сколько их всего? Вам надо пройти по камешкам через реку, не замочить ноги, а для этого надо дописать указанные слоги – ши, жи.
ска... напи... сло... ды... мы... лы...
(Два слога дописывает команда “Жуки”, два – команда “Лягушата”.) - В слова предложения надо вставить пропущенные буквы: В ..ивом уголке ..живут мы..и.
4. Конкурс скороговорок со звуками [ж] и [ш].
5. Работа над выразительностью, эмоциональной окрашенностью речи.
Скороговорка: шла Саша по шоссе и сосала сушку. - Интонацией голоса можно показать отношение к Саше: или вы жалеете Сашу, или ругаете, что грязными руками взяла сушку и ест на улице. Ученики читают с разными интонациями, остальные угадывают смысл интонации.
- Обе команды преодолели все препятствия, и все члены команд награждаются медалями от царицы Грамматики.
IV. Итог урока.