Цель урока: обобщение и оценивание знаний по теме "Антарктида".
Задачи урока:
Образовательные:
- обобщение знаний учащихся о характерных чертах природы материка - рельефе, климате, внутренних водах, растительном, животном мире;
- проверка умений учащихся определять местонахождение основных географических объектов Антарктиды и устанавливать причинно-следственные связи между различными компонентами природы материка.
Развивающие:
- развитие таких мыслительных операций как сравнение, обобщение, анализ;
- развитие пространственного восприятия через закрепление зрительного образа материка посредством компьютерной презентации, через решение географических задач на пространственное ориентирование;
- развитие процессов памяти.
Воспитательные:
- развитие интереса к процессу обучения через использование «ситуации успеха» посредством игровой деятельности;
- развитие коммуникативных компетенций, умение работать в команде.
Тип урока: урок обобщающего повторения.
Форма урока: игра-соревнование.
Оборудование: проектор, экран, компьютер.
Учебно-наглядный комплекс: атласы для 7 класса, настенные физико-географические карты: карта мира, карта «Антарктида», конверты с заданиями, турнирная таблица, компьютерная презентация.
Ход игры
Вступительное слово учителя. Дорогие ребята! Заканчивается наше небольшое путешествие по Антарктиде, в ходе которого мы убедились, что Антарктида – это уникальный материк. Недаром материк имеет много образных названий.
«Ледяной континент». На материке расположен крупнейший покровный ледник Земли – Ледник Антарктический, его площадь 14 млн. кв. км., крупнейший шельфовый ледник мира – ледник Росса, его площадь 487 тыс. кв.
«Полюс холода». На материке была зарегистрирована самая низкая температура на Земле на станции Восток (-89,2 oС).
«Полюс ветров». В Антарктиде расположено самое ветреное место планеты. Район побережья бухты Содружества. Средняя скорость ветра 22 м/сек, что соответствует скорости 80 км/час. Наибольшая скорость до 90 км/час, что соответствует скорости 320 км/час.
«Полюс недоступности». Именно здесь расположена самая недоступная точка Земли 82 градусов 06 минут ю. ш. ; 54 градуса 58 минут в. д.
«Полюс сухости». На материке выпадает самое малое количество осадков – 0 мм в год.
«Материк за облаками». Благодаря большой толщине льда по средней высоте Антарктида значительно превышает высоту остальных материков.
Кроме этого, на материке расположена самая глубокая подледная впадина на суше – впадина Бентли (-2555 м); самый большой подледный водоем - озеро Восток, площадь которого 15,5 тыс. кв. км; самый южный действующий вулкан - вулкан Эребус (3797 метров), находящийся в районе побережья моря Росса.
Список природных рекордов можно долго продолжать…
Сегодня мы с вами отправимся в игровое соревнование «Путешествие на «Край Земли» (слайд 1).
Правила игрыКласс делится на команды. Каждая команда должна пройти семь игровых этапов. Текст заданий раздается командам в распечатанном виде. Члены команды коллективно выполняют задания и получают баллы в зависимости от уровня выполнения и сложности задания. Баллы заносятся в турнирную таблицу. По окончании игры определяются команды – победители. Набранные баллы переводятся в отметку. Игра сопровождается компьютерной презентацией.
1 этап «Антарктический пазл» (слайд 2)
Каждая команда получает файл с разрезанной картой Антарктиды, которую необходимо собрать.
Время выполнения задания – 3 минуты. Цена задания - 5 баллов.
2 этап «Карта путешественника» (слайд 3)
Команде необходимо на чистом контуре материка по памяти нанести и подписать как можно больше географических объектов.
Время выполнения задания – 5 минут. Цена задания - 0,2 балла за каждый верно нанесенный и грамотно подписанный объект.
3 этап «Из истории открытий» (слайд 4.)
Команде необходимо по краткому описанию узнать исследователей, которые внесли вклад в открытие и изучение материка Антарктида.
- Он не раз пересекал Южный полярный круг, но пробиться сквозь льды к материку так и не смог, после тщетных попыток найти Южный материк заявил: «...я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне. Земли, что могут находиться на юге, никогда не будут исследованы» (Джеймс Кук).
- Их влекла в неприступные воды Антарктиды «неутолимая жажда научного познания». Их встречали непроходимые льды, где-то в тумане, словно призраки, бесшумно двигались огромные айсберги. Корабли несколько раз пересекали Южный полярный круг, айсберги не раз оказывались возле кораблей; того и гляди, ледяная громада обрушится на них. Но искусные моряки умели обходить смертельные препятствия так, что ни одно судно, ни один человек не пострадали в этих опасных широтах. Плавание вошло в историю замечательных открытий: они в 1820 году первые увидели берега Антарктиды. Сомнений не оставалось: загадочный материк был открыт (Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев).
- Английский исследователь Антарктиды. В 1901—1904 годах руководил экспедицией, открывшей полуостров Эдуарда VII, Трансарктические горы, шельфовый ледник Росса, исследовал Землю Виктории. В 1911—1912 годах руководил экспедицией, достигшей 18 января 1912 года Южного полюса. Погиб на обратном пути (Роберт Скотт).
- Норвежский путешественник, рекордсмен, исследователь и великий человек известен во всем мире, как первый человек, покоривший оба полюса нашей планеты; первый человек, побывавший на Южном полюсе; один из пионеров применения авиации — гидросамолётов и дирижаблей в арктических путешествиях. (Руаль Амундсен).
Время выполнения задания – 2 минуты. Цена задания - 4 балла.
4 этап «Засекреченный объект» (слайд 5)
Командам предлагаются 5 географических координат.
- 90o юш 0o зд
- 85o юш 170o зд
- 78o юш 110o вд
- 65o юш 65o вд
- 70o юш 40o зд
С помощью атласа необходимо определить, какой объект «скрывается» за данными координатами.
Время выполнения задания – 3 минуты. Цена задания - 1 балл за каждый «расшифрованный» объект.
5 этап «Вопрос на засыпку» (слайд 6)
Командам предлагаются 10 вопросов.
- В какие месяцы в Антарктиде наступает полярный день и полярная ночь?
- Что такое «антарктическая пустыня»?
- Как называется самая высокая точка Антарктиды?
- Какому государству принадлежит Антарктида?
- Что такое «антарктические оазисы»?
- Назовите самый крупный полуостров материка.
- Откуда произошло название «Антарктида»?
- Как называется самая крупная и основная российская научная станция, расположенная на материке?
- Какова средняя толщина ледникового щита, которым покрыт материк?
- Сколько содержится всех пресных вод Земли в ледяном покрове Антарктиды?
Необходимо дать правильный ответ.
Время выполнения задания – 7 минут. Цена задания - 1 балл за каждый правильный ответ.
6 этап «В мире животных» (слайд 7)
Определите животное, о котором идет речь в коротком рассказе.
- Нелетающая птица. Один из самых распространённых видов на материке. Назван французским исследователем Жюлем Дюмоном-Дюрвилем в честь своей жены (пингвин Адели).
- Он имеет весьма солидный рост ― до 122 см и весит при этом 35-40 кг (хотя некоторые самцы достигают 45 кг). Благодаря плотному оперению, чувствует себя достаточно комфортно в любой мороз и стужу. Поддерживать оптимальную температуру тела и не страдать от холодов способствует толстый слой жира, который помимо терморегулирующей функции, выполняет роль своеобразной кладовой, пополняя энергетический баланс. Немаловажную роль для согревания тела играет чёрно-белый окрас пуха. При появлении солнца перья черного цвета активно поглощают и накапливают тепло солнечных лучей. Природа наделила этих животных уникальными механизмами выживания в суровых условиях. Например, они приспособлены ходить по снегу и льду, опираясь на пятки и хвост. Чтобы согреться, во время сильных морозов, они собираются в плотные группы. Прижимаясь друг к другу и постоянно перемещаясь, от внешнего круга к его середине, они нагревают воздух внутри такого круга до +35 градусов, при внешней температуре -20 °C (Императорский пингвин) .
- Самое большое современное животное, а также, вероятно, крупнейшее из всех животных, когда-либо обитавших на Земле. Его длина достигает 33 метров, а вес может значительно превышать 150 тонн. В сутки может съедать до 40 миллионов мелких ракообразных (Синий кит).
- Эта птица выглядит как чайка, но отличается от нее более крупными размерами. Кроме того, у этих птиц более темное оперение и крупный обтянутый кожей клюв. Длина тела составляет около 55 см, а размах крыльев достигает 135 см. За счет мощных крыльев птица проявляет чудеса проворства во время полета, атакуя жертву в воздухе до тех пор, пока не отберет у нее добычу. Этих птиц часто сравнивают с пиратами. Они так же присваивают себе чужое пропитание, как и морские разбойники. Такое поведение связано с тем, что эти птицы не умеют самостоятельно ловить рыбу, поэтому отбирают улов у других птиц (Поморники).
- Настоящий безжалостный антарктический хищник. Он единственный, кто постоянно питается крупными теплокровными животными – пингвинами, водоплавающими птицами и тюленями других видов. При весе до 380 кг и длине тела до 3,5 метров, удивительной сноровке и разнообразной тактике охоты, ему нет равных (Морской леопард).
На слайдах появляется коллаж из фотографий животных, которых необходимо узнать и правильно написать название.
Время выполнения задания – 2 минуты. Цена задания - 0,25 балла за каждое верно угаданное животное.
7 этап «Географическая задача» (слайд 8)
Командам предлагается 4 задачи.
- Станция «Восток» - полюс холода в Антарктиде. Здесь была зафиксирована самая низкая температура воздуха на Земле (-89,2o С). Какие причины обуславливают наибольшие холода в этой части Антарктиды?
- Побережье Тихого океана в районе станция «Русская» называют полюсом ветров. В год здесь наблюдается 176 дней с ветрами, скорость которых превышает 30 метров в секунду. Ветры такой силы рвут антенны, заносят снегом дома. Как образуются стоковые ветры в Антарктиде?
- Чем отличаются оазисы Сахары и Антарктиды?
- Какова причина образования подледниковых озер в Антарктиде?
Используя географический атлас, необходимо дать решение.
Время выполнения задания – 5 минут. Цена задания - 1 балл за каждое верное решение.
Итог игры
По турнирной таблице команды подсчитывают общее количество баллов. Команды-победительницы награждаются поощрительными призами.