Цель: Формировать у детей знания о народно-прикладном искусстве и России.
Задачи:
- Образовательные: продолжать расширять у детей знания о народно-прикладном искусстве. Упражнять в рисовании росписей характерных для каждого промысла элементов и цветовой гаммы.
- Развивающие: развивать связную речь, закреплять умение выразительно читать стихи и пословицы, поговорки.
- Воспитательные:
- Воспитывать у детей любовь к народному творчеству.
- Осуществлять духовно-нравственное воспитание через формирование бережного отношения ко всему прекрасному.
Интеграция образовательных областей: “Коммуникация”, “Социализация”, “Познание”, “Здоровье”, “Художественная литература”, “Безопасность”. “Музыка”.
Активизация словаря: Дымка, Городец, Хохлома, Гжель, чудо-конь, сказочная птица, купавка, розан, рушник, сундук.
Предварительная работа: Знакомство детей с историей возникновения промыслов. Разучивание народных игр, народных песен, стихов о дымковской, городецкой, хохломской и гжельской росписи, знакомство с элементами росписи. Заучивание пословиц, поговорок, дидактическая игра “Разукрась дымковскую игрушку”, “Сошьём барышне платье”.
Развивающая среда: Дымковские игрушки; предметы: городецкой, хохломской, гжельской росписи, силуэты (дымковские барышни, лошадки, доски, чайники, посуда для росписи), гуашь, кисточки, палитра, тряпочки, сундук, рушник, народный костюм, русская народная музыка.
Ход занятия
Звучит русская народная музыка. Входит тетушка Агафья.
- Здравствуйте, ребята, здравствуйте гости дорогие. Шла я мимо на ярмарку, да решила заглянуть к своим ребятам. Давненько я к вам не заглядывала. Обратите внимание на то, как я одета сегодня. Как вы думаете в каком костюме я сегодня к вам пришла? (Ответы детей.)
- Правильно, в русском народном костюме. В течении года мы совершали с вами путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. Знакомились с разными видами народного искусства.
- С давних пор на Руси люди собирались на посиделки. Долгими вечерами (особенно зимними), женщины пряли пряжу, вязали, вышивали. Мужчины занимались резьбой по дереву. Во время работы они вели беседы, сочиняли сказки, русские народные песни, частушки. Люди передавали все это друг другу из уст в уста. Поэтому и называется все это устным народным творчеством.
- А только ли сказки придумывали и передавали люди? (ответы детей)
- Чем они развлекали детей? (потешками)
- Какие потешки вы помните? (дети вспоминают потешки)
Котик, брысь, котик, брысь,
На кроватку не ложись.
Сходи к речке погулять,
Не мешай Андрюше спать.
Ты, Андрюшенька, усни,
Дремота тебя возьми.
Как по снегу, по метели
Трое саночек летели.
И шумят, и гремят,
Колокольчики звенят!
Динь! Динь! Динь!
- Русский люд всегда был очень трудолюбив и сообразителен. И это отразилось в пословицах и поговорках, которые придумывали люди. Особенно много у русского народа пословиц и поговорок о труде.
- Какие пословицы и поговорки вы знаете? (ответы детей).
Пословицы.
— Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.
— Где работают, там и густо, а в ленивом доме пусто.
— Каков мастер, такова и работа.
— Хорошая работа два века живёт.
— Делу время, потехе час.
— Кто работы не боится, тот и пляшет и поёт.
— Голод не тётка, заставит работать.
- Молодцы.
- Из поколений в поколения передавались не только сказки, потешки, пословицы и поговорки, но и старинные вещи.
- А ка вы думаете, где в старину хранили вещи? (ответы детей). В сундуках.
- Сегодня я познакомлю вас вот с этим старинным сундуком. Вещи, которые в нем хранятся тоже старинные. (Достает рушник)
- Это рушник, лицо и руки вытирать. Посмотрите какой он расписной и красивый. Давайте вместе повторим это название. (ответы детей)
- Скажите, а как теперь называется этот предмет. (полотенце)
- А в моем сундуке еще спрятались и загадки. Интересно отгадаете вы их. Готовы?
1.
Игрушки эти не простые
А волшебно расписные,
Белоснежны как берёзки
Кружочки, клеточки, полоски,
Простой казалось бы узор
Но отвести не в силах взор.
- О чем эта загадка?
- Почему их так называют?
- Какие элементы росписи используют дымковские мастера?
- Какие цвета красок используется в этой росписи?
2. Следующая загадка.
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют (Хохломой)
- О чем эта загадка?
- Почему их так называют?
- Какие элементы росписи используют хохломские мастера?
- Какие цвета красок используется в этой росписи?
3. Еще одна загадка.
Голубизну небесную,
Что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашечку
Легко перенесла.
- О какой росписи говорится в этой загадке? (Гжельской)
- Почему так называется эта роспись?
- Какие краски используют мастера?
- Какие узоры? (животные, птицы, цветы)
4. Ну и еще одна загадка
Конь бежит
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают
И купавки расцветают!
- О какой росписи говорится в этой загадке? (Городецкой)
- Почему так называется эта роспись?
- Какие краски используют мастера?
- Какие узоры? (купавки, розаны, листочки, чудо-конь, чудо-птица)
- Какие вы молодцы, все знаете. А вы знаете в народе любили не только трудиться, но и веселиться петь, плясать, да в игры играть. Давайте мы тоже с вами поиграем.
Игра
- Ну убедилась я, что вы знаете народные промыслы. Пора мне на ярмарку собираться, еще товар успею продать. Ой, что же это? Пока к вам добиралась шел сильный дождь. Дождь смыл узоры. Что же мне делать? Ребятушки, может вы мне поможете?
- Вы, наверное, не только знаете промыслы, но и сами умеете по-разному расписывать. Выбирайте изделия и расписывайте.
Работа детей под русскую народную музыку.
- Спасибо, ребятушки! Выручили. Ну, а, работы ваши, давайте подарим нашим гостям.
- А, вам, дети, за ваши добрые сердца да за руки золотые – сюрприз. Пришло время прощаться.
И в шесть, и в десять лет, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует: цветы, рисунки, лес и сказки…
Всё нарисуют, были б краски.
Да лист бумаги на столе,
И мир в семье и на Земле!
- Живите в мире и согласии! Будьте добрыми, внимательными, любите и берегите своих родных.
До свидания! До новых встреч!