Ребенок-дошкольник по природе своей – исследователь. Исследовательская, поисковая активность – это его естественное состояние.
Но при создании системы массового образования эта его особенность учитываться не стала, так как превалирует больше репродуктивная деятельность, направленная на усвоение уже готовых, добытых кем-то истин, на повторение и копирование за педагогом.
Исследовательская активность у него проявляется не столько в борьбе за выживание, сколько в творчестве.
Творчество – это психический процесс создания новых ценностей, как бы продолжение и замена детской игры. Творчество предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний, умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.
Поэтому, главная цель педагогов – формирование у ребенка умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Роль взрослого в сопровождении творческого процесса является крайне важной, так как дети сами не в состоянии полностью организовать свою деятельность, оценить полученные результаты. Поэтому взрослый должен разъяснить смысл каждого задания, стимулировать нестандартные и интересные решения.
Никогда не запуститься исследовательское поведение ребенка, если педагог просто объясняет, как сделать тот или иной рисунок, каким способом, по каким правилам надо играть в эту игру. В этом случае не остается ни капли исследовательского поиска, ребенку все растолковывается, “разжевывается” по шагам.
А вот если вы ставите проблему, говорите, что хотите получить с помощью рисунка, игры, задачи, вот тогда рисуя, играя, решая ребенок будет искать, исследовать, а вы только сопровождать этот процесс индивидуального творчества.
1. Игра “Магазин”.
1. Проблема, которую вы ставите перед ребенком – расположить товар в “магазине” строго по секциям: “игрушки”, “продукты”, “аптечные товары”.
2. Нарисовать рисунок “Клумба” (совместно с воспитателем). А далее вы ставите проблему перед ребенком: “А теперь нарисуйте рисунок на тему “Осенняя клумба”.
3. Создать из конструктора такую школу, в которой не встречаются дети из разных параллелей (например, с разными входами-выходами).
Возрастные стадии развития творческого мышления.
1 стадия. Наглядно-действенное мышление. Рождается из действия. В младенчестве и раннем возрасте оно неотделимо от действия. В процессе манипулирования с предметами ребенок решает различные мыслительные задачи.
2 стадия. Наглядно-действенное мышление. Уже к 5-6 годам дети обучаются совершать действия в уме. В качестве объектов манипулирования выступают не реальные предметы, а их образы представления. Чаще всего дети представляют наглядный, зрительный образ предмета.
Очень важным для развития мышления являются задания на исследование образа-представления. Дети обучаются расчленять представления на отдельные части, анализировать контуры предметов, сопоставлять похожие предметы между собой и находить сходство и различие.
3 стадия. Наглядно-образное мышление. Когда ребенок, думая, начинает опираться на образы и представления. Сам продуцирует их, фантазируя. Можно выделить несколько психологических качеств, лежащих в основе фантазирования:
- четкое и ясное представление образов предметов;
- хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая длительное время удерживать в сознании образ-представление;
- способность мысленно сопоставлять два и более предмета и сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей;
- способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами.
Задачи, направленные на развитие творческого мышления объединены в два блока:
- развитие представления,
- развитие умственных действий.
Мысленно ребенок должен уметь:
- комбинировать и сочетать в одном предмете свойства и признаки других предметов и объектов;
- находить в двух и более объектах общие и различные признаки;
- узнавать объект по описанию возможных действий с ним;
- переносить действия, применяемые к одному предмету, на другой;
- составлять сюжетный рассказ о каком-либо объекте;
- находить действия, противоположные по значению (увеличивать, уменьшать, разрешать-соединять).
Мозговая организация творчества. Роль правого полушария и межполушарного взаимодействия в творческом процессе.
Среди проблем неуспеваемости, необучаемости, трудностей усвоения информации, можно выделить одну из главных – неравномерность созревания мозговых зон, “незрелость психических процессов”.
Мозг ребенка работает как единое целое, однако, существует парная работа двух полушарий, каждое из которых отвечает за собственное поле деятельности. Спецификой “правополушарного” мышления многие авторы считают готовность к целостному “схватыванию”, к одномоментному восприятию многих предметов и явлений и мира в целом со всеми составными элементами.
С “левополушарным” мышлением связывается, напротив, способность с последовательному, ступенчатому познанию, которое носит соответственно аналитический, а несинтетический характер. Благодаря правому полушарию как бы сам по себе складывается целостный образ мира, а левое постепенно и кропотливо собирает модель мира из отдельных, но тщательно изученных деталей.
Специфика мышления маленького ребенка в том, что у него недостаточно развиты способности к логическому мышлению, а его образное мышление (при всем богатстве) недостаточно упорядоченно. Поэтому необходимо развивать так называемую образную логику.
Представление зависит от воплощения конкретной идеи в образе. Упорядоченность в представлении достигается четкостью и логичностью образа.
Упр. 1: Нарисуйте два яблока. С помощью цвета нарисуйте кислое яблоко и сладкое, вкусное яблоко.
Нарисуйте два зеленых леса – один мрачный, другой – радостный.
Упр. 2: Педагог читает детям любой фрагмент рассказа, сказки, повести. Затем просит нарисовать детей конкретную деталь из фрагмента: каким был сарафан главной героини, как выглядела крыша и окна дома, зарисовать, какие ягоды и как располагались они на поляне и т.д. Для более четкого и яркого представления детям лучше закрыть глаза во время чтения.
Упр. 3: Проблемные рисунки-задачки.
“Зайцу необходимо перейти с одного берега реки на другой. Река очень бурная, глубокая и с сильным течением. Придумайте и зарисуйте, как ему перебраться”.
“На свете исчезли все зеркала сразу и везде. Как людям смотреть на себя? Придумайте и зарисуйте”.
“Вы попали на каменную планету. Вся ее поверхность – из камней. Как вырастить траву, цветы и деревья. Придумайте и нарисуйте”.
Для развития образной логики необходимо удерживать образ в уме и видеть его в динамическом изменении.
Упр. 1: Зрительное запоминание.
Особенно эффективно, когда ребенок запоминает двух-трех этажные фигуры, а воспроизвести вы его просите только второй этаж, или только третий этаж.
Запомнив фигуру, попросите детей перевернуть фигуру в уме сверху-вниз и нарисовать, что получилось.
Упр. 2: Мыслерисование.
Вы диктуете ребенку следующий тест, а он должен с закрытыми глазами все представлять, а затем открыть глаза и нарисовать, что получилось: “Представь в уме круг. Разрежь его сверху вниз на две части. Раздвиньте эти части по сторонам. В середине нарисуйте маленький круг. Правую часть раскрасьте красным цветом, левую – синим. Маленький круг опустите ниже. Откройте глаза и нарисуйте, что получилось”.
Упр. 3: Кинезиологическая гимнастика для мозга перед процессом творчества.
Данный вид гимнастики (при условии, что ребенок будет выполнять их систематически) поможет пробудить у детей еще “дремлющие” клетки головного мозга и облегчает его обучение. Как физическая зарядка тренирует большие мышцы тела человека, сердце, легкие, так и работа мелких мышц ( в основном пальцев рук) активизирует клетки мозга. При этом деятельность мышц правой руки связана у большинства людей с левым полушарием, в котором находятся центры, влияющие на интеллектуальное развитие человека, а мышц левой руки – с правым полушарием, отвечающим за эмоциональную сферу.
Хочется еще раз подчеркнуть, что именно при работе двумя руками можно рассчитывать на гармоничное, сбалансированное развитие как тонкой моторики, так и обоих полушарий головного мозга.
Процедура:
Сначала ребенок рисует узор (рисунок) правой рукой слева-направо,
Затем правой рукой справа –налево,
Затем левой рукой слева-направо,
Затем левой рукой справа-налево,
В конце – двумя руками одновременно.
Упр. 4: Фигура в воздухе.
Педагог показывает круг, квадрат, или более сложную фигуру двумя руками в воздухе. Ребенок пытается увидеть и опознать, какая эта фигура и нарисовать ее в тетради.
Дети много и с удовольствием рисуют и лепят. Они делают это, опираясь на свои наблюдения и представления, а также на основе собственного воображения. Изобразительная деятельность – один из важнейших путей развития ребенка в целом и один из важнейших способов реализации его исследовательского поведения.
Для ребенка-дошкольника изобразительная деятельность не является по сути своей художественной – это вид поисковой активности. Фломастер оставляет замечательный след на листе бумаги, мягкий пластилин легко меняет форму, приобретая сходство с реальными объектами, краски, смешавшись на бумажном листе, создают неожиданные сочетания и как по волшебству меняют свои цвета. Все это очень интересно и увлекательно, и хочется знать, как и почему это происходит, что будет, если попробовать, что-то новое.
Значительная часть создаваемого в этом процессе детьми носит случайный характер. Это естественно, а потому нормально. Ряд специалистов все же склонны к тому, чтобы обучать детей создавать рисунки и лепить различные изображения по заранее намеченному плану.
Пусть он будет очень приблизительным, но они считают, что он необходим. Значительно важнее, с точки зрения развития навыков исследовательского поведения, умело использовать импровизационные моменты.
Упр. 1:
Нарисуйте щенка, который живет в маленькой будке, напротив леса и большого озера, которое находится слева от леса.
Примечание: это не просто рисование “какого угодно щенка”, а по
заданным в инструкции ограничениям.
В процессе развития представления у детей, целесообразно овладеть следующими умениями.
1. Научиться анализировать зрительный образ.
Упр. 2:
Найди различия (10-12) в двух фигурах.
Найди две одинаковые фигуры. Это задание требует аналитического мышления, более свойственного точным наукам.
2. Умение сопоставлять образ и силуэт.
Упр. 3:
Детям необходимо найти, какой силуэт соответствует изображению спортивно автомобиля, ветки яблони, груше и т.д.
3. Создание новых образов и поиск уже знакомых, когда-то виденных ребенком.
Упр. 3: “Акварельная монотипия”. На небольшой кусок плотной бумаги нанесем крупной кистью акварель. И пока листок остается влажным и краски не успели слиться в общий “непонятный цвет”, наложим сверху такой же листок бумаги и крепко прижмем его ладонью. Разъединим листочки. У нас в руках два симметричных, ярких цветовых пятна. Теперь самое главное – попытаться увидеть в этом цветовом пятне основу реального изображения и, доработав это “пятно”, превратить его в сюжетный рисунок.
4. Для старшего дошкольного возраста прекрасно подходит задание, основанное на представлении парадоксального.
Упр. 4:
“Образ - проблема”.
Нарисуй стол, за которым нельзя сидеть.
Нарисуй солнце, которое не светит.
Нарисуй пол в доме, по которому нельзя ходить.
В годы возрастного созревания широкие возможности для развития заметны у всех детей. Каждый полноценный ребенок, совершенно беспомощный при рождении, ничего не умеющий и не понимающий, за немногие годы, поначалу с помощью и под руководством старших, обретает ориентировку в окружающем, у него развиваются речь и сложнейшие свойства ума.
Всем нормальным детям свойственна умственная активность, тяга к умственным усилиям – в этом органически нуждается их созревающий мозг. В детские годы формирование, обогащение психики идут в таком темпе, с такой интенсивностью, которые будут уже не доступны уже в более зрелом возрасте. В этом отношении все дети одаренные.
В человеческой психики все частные способности произрастают и в дальнейшем питаются из единого, общего основания, именуемого одаренностью, или интеллектуально-творческим потенциалом. И если частные способности формируются преимущественно в том виде деятельности, на который они ориентированы, то такая интегративная характеристика как интеллектуально-творческий потенциал личности формируется во всех без исключения контактах ребенка со средой.
Среди них не случайно особая роль отводится искусству и художественной практике. В высших своих проявлениях искусство – всегда творчество. Именно поэтому, занимаясь художественно-практической деятельностью с детьми, знакомя их с произведениями искусства, мы решаем не только частные задачи художественного воспитания и образования, но и более глобальные – формируем и развиваем художественную одаренность.
Литература.
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.
- Богоявленская Д.Б., Сусоколова ИЛ. К вопросу о дивергентном мышлении // Психологическая наука и образование. 2006. № 2.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрсте., М. 1997.
- Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. Москва, 1984.
- Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. М., 2000.
- Яковлева Е.Л. Методические рекомендации педагогам по развитию творческого потенциала детей. Под ред. В.И. Панова, М., 1998.