Здоровье детей в любом обществе, в любых экономических и политических условиях являются актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации, являясь при этом, наряду с другими демографическими показателями, одним из важных показателей страны.
Лишь здоровые дети в состоянии должным образом заниматься разными видами деятельности, обучаться, развиваться, достигнуть успехов и вершин познания мира. Только полноценное здоровье способствует становлению гармонически развитой личности. Поэтому здоровье детей, его охрана и обогащение является приоритетным направлением не только медицинских и образовательных учреждений, но и всего общества в целом.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья, до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Воспитатели дошкольной ступени вместе с родителями стараются именно в этом возрасте сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Реализуя данное направление, нам приходится постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. На сегодняшний день существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил общее название “здоровьесберегающие технологии”.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. По мнению Е.В.Михеевой (ст. преподавателя кафедры педмастерства ИПК и ППРО) их можно выделить в три подгруппы:
- организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
- психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
- учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся.
Значительное место при организации работы по обучению заботы о своем здоровье наших воспитанников отводится питанию, которое оказывает существенное влияние на иммунитет ребенка, повышает работоспособность и выносливость детей, создает оптимальные условия для их нервно-психического и умственного развития.
Требования к качеству дошкольного образования сегодня нам дают возможность реализовать это направление с непосредственным участием родителей, которые становятся равноправными участниками воспитательного процесса своих детей.
Совместно с родителями, наших воспитанников на дошкольной ступени проводятся мероприятия, которые помогают дошкольникам в процессе образовательной деятельности не только узнать что-то новое, но и дают возможность применять знания и умения полученные в познавательно-исследовательской деятельности в жизни. Что является одним из основных видов деятельности по ФГОС.
Этому способствуют проводимые мероприятия, такие как:
- досуги и праздники: “Капустные посиделки”, “Матушка-картошка”, “Поговорим о фруктах”, “Спасательный круг для апельсина”, “Винегрет”, “Фруктовый салат”, “Сказка для малышей о пользе фруктов”;
- беседы с детьми: “Пейте дети молоко - будете здоровы”, “Чудо-фрукты”, “О пользе злаков”, “Богатырская еда”, “Молоко и молочные продукты”, “Каша - здоровье наше”
- тематические занятия с использованием ИКТ: “Овощи и фрукты - полезные продукты”, “Каша - пища наша”, “Как хлебушек на стол пришел”; “Домашние животные. Корова”, “Овощи-волшебники”, “О пользе перца”;
- оформление игр “Овощеландия”; создание пальчикового театра овощей и фруктов на новый лад “Теремок”; создание книжек-малышек по любимым блюдам детей;
- опыты и исследовательская деятельность:
- исследование молочных продуктов, овощей, фруктов на цвет, вкус, свойства;
- выращивание овощей на огороде;
- выращивание овощей в огороде на окне;
- оформление выставок и создание мини-музеев:
- выставка молочных продуктов;
- конкурс рецептов с использованием молочных продуктов;
- конкурс рецептов каш наших бабушек;
- использование круп в продуктивной деятельности;
- тематические лекции сотрудниками НИИ Гигиены детей и подростков ФГАУ “НЦЗД”Минздрава РФ “Путешествие в стану Здоровья”, “Азбука здоровья”.
- тематические презентации: по итогам творческих проектов по здоровьесбережению воспитатели ежегодно участвуют в семинаре-практикуме, на котором делятся опытом с коллегами и родителями
Так мы маленькими шагами идем вперед вместе с детьми и родителями по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.
Знания и умения детей, полученные на дошкольной ступени, успешно используют и постепенно приобретают новые на средней и старшей ступенях, что дает возможность тесного взаимодействия и преемственность между ступенями нашей образовательной организации во всем комплексе.