Цель:
- Обобщить прочитанное произведение, формируя систему нравственных понятий, оценок, качеств.
- Осознанно, правильно, выразительно читать вслух, ориентироваться в тексте прочитанного произведения;
- Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
- Создавать условия для создания общей картины прочитанного, образа героев;
- Самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- Осуществлять анализ и синтез;
Устанавливать причинно-следственные связи:
- выстраивать рассуждения;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
- создавать условия для развития речи учащихся, используя технологию критического мышления;
- создавать условия для развития умений устанавливать причинно - следственные связи и строить рассуждения
Оборудование:
- карточки с названиями событий, описанных в рассказе: 1.Наступление осени. Ледостава; 2.Печальное известие; 3.Гуси в опасности; 4.К Мишке за помощью; 5. Спасение гусей;
- 2 карточки с описанием черт характера: доброта, сострадание, безразличие, трусливость, отзывчивость, милосердие, бессердечность, внимательность, решительность, гуманность, нерешительность, жестокость, справедливость, черствость, эгоизм, малодушие, отважность, смелость.
- Иллюстрации к произведению В.Астафьева “Гуси в полынье”;
- Текст произведения В.Астафьева “Гуси в полынье”;
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |
I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности | ||||||
-Проверьте готовность к уроку;
настройтесь на работу на уроке; -Мы рады друг друга видеть. Будем сегодня работать сообща, и у нас все получится; |
Создание ситуации успеха; | Приветствие друг друга. | Готовность строить отношения с партнером. | Правила поведения на уроке. | Самоконтроль готовности к уроку, настрой на урок. | |
II. Актуализация изученного материала | ||||||
1.Вспомните название произведения и автора произведения, которое прочитали. | Актуализировать знания, необходимые для работы на данном уроке. Постановка целей урока |
Взаимодействие с учителем во фронтальном режиме | ||||
2. Восстанови последовательность
событий этого рассказа: Спасение гусей; Печальное известие; Наступление осени, ледостава; Гуси в опасности; К Мишке за помощью; 3. Назови героев произведения. |
Умение восстанавливать последовательность прочитанного содержание рассказа | Контроль ответов собеседника, умение корректно исправить ошибку | ||||
III. Постановка проблемно-поискового вопроса | ||||||
1.Сравнение двух отзывов о
прочитанном рассказе. Первый отзыв: “Мальчишки спасли гусей. Дети проявили заботу, милосердие, смелость, мужество. Благодаря этим качествам, гуси остались живы”. Второй отзыв: “ Я бы не полез в воду, я мог бы утонуть. Я - человек, а гуси-птицы”. Цель обсуждения – как поступить нравственно, автор какого отзыва прав. Действительно ли мальчишки рисковали жизнью, спасая гусей, проявили духовно – нравственные качества |
Подбор нравственных черт характера, которые характеризуют личность | Дети высказывают свою точку зрения, какой отзыв им ближе, доказывают свой выбор | Выслушивают мнение других | |||
IV. Поиск решения – обобщение прочитанного | ||||||
Анализ прочитанного текста. 1. Беседа по прочитанному содержанию. -Докажите, что в рассказе описывается весна и на реке ледостав. -Какое печальное известие принесли ребята из деревни? (гуси остались в полынье). - Как это действие характеризует ребят? (Внимательность, чуткость, небезразличие к чужой беде) -Как гуси оказались в полынье? -Какие варианты спасения гусей обсуждались? -Доказали ли ребята еще раз, что они внимательны к чужой беде и не могут пройти мимо? -К кому мальчишки обратились за помощью из взрослых? -Как были спасены гуси? -Какие черты характера показал Мишка? (уверенность, настойчивость) -Какие чувства испытал мальчик, когда полз по доске? -Как вела себя гусыня во время спасения? Что происходило со льдом? |
Ответы на вопросы учителя, поиск
необходимых ответов в тексте. Чтение, пересказ
необходимых отрывков. Объяснение фразы “отчаянная головушка” |
Высказывают свою точку зрения,
рассуждают. Дают характеристику героям, оценивают их поступки. Пытаются пережить те ощущения, которые пережили герои, “встать” на место героев |
Весь класс работает фронтально, слушает мнения учащихся | Умение выслушивать до конца, формулировать мысль, обосновывать свою точку зрения, высказывать мысль распространенным предложением, вести диалог достойно, не навязывая свое мнение | Оценивают правильность и точность ответов | Умение слушать, дополнять, уточнять высказывания |
2. Работа с иллюстрациями. -Какие эпизоды изображены на иллюстрациях? |
||||||
3. Работа по карточкам. Предлагаются две карточки: Первая карточка “Черты характера Мишки”; Вторая карточка: “Черты характера мальчишек”. -Сравнение черт характера Мишки и мальчишек |
Обсуждение данных черт характера.
Мишка, мальчики-доброта, сострадание,
безразличие, отзывчивость, внимательность, решительность, нерешительность, жестокость, справедливость, черствость, эгоизм, малодушие, отважность, смелость |
Сопоставление поступков героев и
предлагаемых черт характера. Знание значения слов – в данном случае черт характера |
Совместная работа в группах | Умение прислушиваться к мнению товарища, умение сотрудничать, договариваться | Контроль и самоконтроль правильности подобранного эпизода | Умение выделять лишнее |
4. Работа с иллюстрациями. -Какие эпизоды изображены? Найдите эти эпизоды в тексте |
Рассматривание иллюстраций,
соотнесение иллюстраций с эпизодами текста. Работа по подгруппам |
Выразительное чтение эпизодов.
Умение передать настроение героев (страх, забота,
уверенность и т.д.) Нахождение соответствующих черт характера |
Умение работать сообща, слушать мнение товарища, умение доказывать свой выбор, переубедить товарища в случае неправильного выбора. Уважительно относится к выбору товарища | Обобщение полученной информации.
Соотнесение наглядного варианта с текстовым
вариантом. Сравнение качеств характера |
||
V. Подведение итогов-результат решения проблемы. Рефлексия | ||||||
-Нам необходимо было выяснить,
правильно ли поступили дети, спасая гусей. -Какой отзыв близок вам. -Обратить внимание на то, что самовольно решения по спасению кого-либо принимать категорически запрещено. Оценка работы учащихся |
Участие в беседе. Установление причинно – следственных связей. Выводы, опираясь на прочитанный текст и анализ текста. |
Строить согласованные, развернутые
предложения, высказывая свою точку зрения. Обоснование своего выбора. Модель поведения в экстренных ситуациях. Правила поведения на воде |
Самооценка работы на уроке | Умение делать выводы, оценивать свою работу, осознавая, достигнута цель или нет | ||
VI. Домашнее задание | ||||||
- Написать свой отзыв о произведении В.Астафьева “Гуси в полынье” | Написание отзыва о поступке мальчишек | Выражать свои мысли на письме, составляя сложносочиненные и сложноподчиненные предложения | Формировать умение обобщать полученный опыт на уроке чтения |