Одним из основных направлений развития непрерывного образования является его информатизация. Информатизация общества предполагает всестороннее и массовое внедрение методов и средств сбора, обработки, передачи, архивного хранения больших объемов информации на базе средств микропроцессорной и вычислительной техники, средств информационных технологий, а также разнообразных средств передачи информации, включая телекоммуникационные сети и спутниковую связь. Будущее требует от современной молодежи огромного запаса знаний в области использования информационных технологий. Важнейшей задачей образования становиться научить человека жить и плодотворно трудиться в мире глобальных коммуникационных сетей, интернета, подготовить его к восприятию различной информации, научить человека понимать ее.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, обеспечивающая широкое внедрение в практику психолого-педагогических разработок, направленных на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствования форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения фактологических знаний к овладению умениями и навыками самостоятельно приобретать новые знания. Это приводит к повышению информативности получаемых учащимися в ходе образовательного процесса впечатлений. Компьютеры приобретают все большее значение в процессе образования и вообще познания нового, так как эта деятельность связана с получением, восприятием и обработкой больших объемов информации.
В настоящее время при обучении современной молодежи необходимо учитывать, что новое поколение выросшее на мобильных телефонах и компьютерах, требует быстрого, динамичного, с постоянной зрительной стимуляцией образовательного процесса. Новые информационно-коммуникативные технологии позволяют справиться с этой проблемой и направить интеллектуальный потенциал учащихся на позитивное развитие.
Химия считается одним из наиболее трудных общеобразовательных дисциплин, изучаемых в колледже. И уже через некоторое время после начала изучения активность, интерес учащихся и качество знаний падает из-за большого объема теоретического материала и большого количества практических упражнений, в разнообразии которых учащиеся не успевают хорошо разобраться из-за недостаточного количества времени, отведенного на изучение тем. Как повысить познавательную активность учащихся на уроках химии, ведь качество знаний учащихся во многом определяется их отношением к учебному предмету? Информационно-коммуникационные технологии помогают решить эту проблему.
Уроки с применением ИКТ имеют коренное отличие от классической системы обучения. Это отличие состоит в изменении роли учителя: он уже не основной источник знаний, его функция сводится к консультативно – направляющей. Это происходит благодаря применению современных электронных учебников, виртуальных химических лабораторий, интернета, новых средств обучения. Задача учителя – подобрать эти средства в соответствии с содержанием учебного материала, возрастными и психологическими особенностями обучаемых, а также с умением учащихся использовать компьютер.
Цель применения компьютера на уроке химии - создание дидактически активной среды, способствующей продуктивной познавательной деятельности в ходе усвоения нового материала, развитию мышления учащихся, повышению мотивации к изучаемому предмету.
Формы использования ИКТ на уроках химии:
- мультимедийные презентации;
- видео-опыты;
- тестирование;
- дистанционное обучение (Решу ЕГЭ, Learning Apps);
- мультимедийные лабораторные и практические работы;
- исследовательская и проектная деятельность;
- использование электронных учебников.
Кроме того, компьютерные технологии дают возможность:
- найти дополнительные источники информации для учителя и учащихся;
- шире использовать аудиовизуальные средства для увеличения наглядности материала, для лучшего понимания его студентами;
- сопровождать учебный материал динамическими рисунками;
- моделировать процессы, которые в обычных условиях невозможно воспроизвести;
- воспроизводить химические эксперименты с опасными, токсичными, взрывчатыми реактивам;
- проводить быстрое и эффективное тестирование учащихся;
- дает возможность осуществлять индивидуальную траекторию обучения учащихся, возможность их роста и развития;
- организовать самостоятельную работу учащихся с информацией, возможность осуществлять самоподготовку к лабораторным и практическим работам, урокам контроля и итоговому контролю знаний, подготовку собственных исследований и т. д.;
- проводить дистанционное обучение учащихся в случае их болезни или других причин;
- размещать методические работы учителя и творческие работы учащихся на различных сайтах.
В нашем колледже созданы оригинальные тренажерные технические средства, применяемые в учебной практике на занятиях по химии, в том числе виртуальный тренажер определения состава вещества методом качественного химического анализа. Обучающая программа-тест по химии разработана на Delphi с применением Flash-анимации. Она представляет собой виртуальный тренажер, предназначенный для проверки готовности студентов к выполнению качественного химического анализа, а также закреплению знаний качественных реакций на катионы и анионы при изучении тем курса неорганической химии.
В процессе проверки пользователю, проходящему обучение, необходимо распознать соль, которую “загадывает” программа. На основе предоставленных программой результатов химических реакций, ему (пользователю) необходимо осуществить выбор аниона и катиона “загаданной” соли. В конце теста отображается результаты виртуального анализа, критерии их оценки, набранный балл, и соответствующая итоговая оценка.
Кроме выше перечисленного есть шанс показать с помощью ИКТ учащимся те эксперименты и опыты, которые невозможно провести по каким-либо причинам в лаборатории колледжа. При организации практических работ компьютер становится эффективным помощником. Например, при изучении токсичных веществ (бензол, галогены и др.) виртуальный мир даёт возможность проводить химический эксперимент без риска для здоровья учащихся. С помощью электронных учебников показываю видеофрагменты опытов, которые не всегда можно провести на уроке в полном объёме, ввиду отсутствия необходимого оборудования.
Применение компьютеров на уроках химии облегчает отработку материала, способствует повышению познавательного интереса к химии, развитию желания и умения учиться, даёт возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении и позволяет объективно оценить знания учащихся. Наблюдения за процессом обучения показали, что на уроках с использованием ИКТ даже “слабые” учащиеся работают более активно, не отвлекаются, заинтересованно выполняют задания.
Использование компьютерных технологий усиливает восприятие, облегчает усвоение и запоминание материал, воздействует сразу на несколько информационных каналов учащегося. При этом повышается интерес учащихся к урокам химии
Но, преподавание химии с применением ИКТ имеет и ряд “минусов”:
- качество технических средств, их характеристик; помимо ошибок в изучении учебного предмета, появляются еще технологические – ошибки работы с программой;
- необходимость учитывать в работе Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2.2821-10);
- разработка урока с использованием информационных технологий возможна только при наличии определенного электронного ресурса, педагогического программного средства, собственной презентации или материалов из сети Интернет;
- диалог с программой лишен эмоциональности и однообразен;
- не учитываются особенности группы, класса; крайне важна роль учителя;
- не обеспечивается развитие речевой, графической и письменной культуры учащихся;
- встречается некачественное программное обеспечение, не учитывающее специфику работы с учащимися, имеющее много фактических или методических ошибок; разработчики зачастую не учитывают содержание ФГОС.
Как можно видеть положительных моментов в использовании ИКТ намного больше.
Внедрение новых информационно - коммуникационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, что, конечно же, существенно влияет на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру. Но их использование на уроке должно быть продуманным, целесообразным и грамотным.