Задачи: на примерах героев литературных произведений, а также реальных героев показать, что всё в жизни достигается через труд; сформировать понятия “прилежный”, “старательный” как синонимы, дать положительную оценку данным качествам; воспитывать трудолюбие и терпение, целеустремлённость, уважение к труду, людям труда.
Оборудование: пословицы о труде, портреты героев, тексты с произведениями, презентация, фонограммы, вещи для сценок.
Ход мероприятия
Слайд | Этап урока |
1 | 1. Орг. момент. Приветствие гостей.
Дети разделены на 4 группы. Долгожданный дан
звонок, - Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем занятии присутствуют гости. Давайте обернёмся к нашим уважаемым гостям и поприветствуем их улыбкой. |
2
3 |
2. Игра “ Рыбалка”. Рыбу ловят по
очереди 8 мальчиков – по 2 от группы. (2 удочки, 2
ведёрка, 8 рыбок). Поймали рыбку - получили слово
на карточке. Сбор пословицы “Без труда не выловишь и рыбку из пруда”. - О чём пойдёт сегодня речь? (Ответы детей.) |
4 | 3. Беседа. - Как вы понимаете слово труд? Что такое труд? (Ответы детей.) Учитель. У каждого человека есть врожденная потребность в действии, активности, и эта активность должна быть трудовой, приносить пользу людям. Труд - это такая деятельность человека, которая приносит пользу людям. Эта деятельность требует затрат умственной и физической энергии. - Какого человека называют трудолюбивым? (Трудолюбивый - любящий трудиться.) Кого называют тружеником? (Труженик – тот, кто трудится.) |
5 | 4. Анализ художественного
произведения. Посмотрите на слайд. К какой сказке иллюстрация? (Сказка Л.Н.Толстого “Две лягушки”.) Попали две лягушки в кувшин с молоком. Тонуть неохота. Чтобы не погибнуть, стали грести лапками. Гребут, гребут, а толку никакого. Устали лягушки, и одна решила, что грести бесполезно - всё равно не выбраться! Отчаялась она, тут силы её и покинули. Бедная лягушка утонула. А вторая решила грести дальше. Билась, билась и вдруг чувствует - стоит на чем-то твердом! Оказалось, что она сбила молоко в масло. Так и выбралась. - Благодаря чему лягушке удалось выбраться? (Терпению и труду.) |
5. Трудолюбие – достоинство человека. Учитель: К сожалению, сегодня с экранов то и дело слышится: “Выиграй миллион!”, “Как стать миллионером?”, то есть нам всячески дают понять, что в жизни все богатства лежат на блюдечке с голубой каёмочкой, стоит лишь протянуть руку или заявить о своём желании. Увы, это ничего не имеет общего с настоящей жизнью. Только трудом и терпением человек может достичь желаемого результата. В этом вы сами, наверное, не раз убеждались. |
|
6 | Рассказы детей. 1) Все великие люди были необычайно старательными и трудолюбивыми. Александр Васильевич Суворов от рождения был хилым, болезненным мальчиком. И только упорный ежедневный труд над собой помог ему стать непобедимым и великим полководцем. “Тяжело в учении - легко в бою!” - его знаменитые слова, ставшие поговоркой. 2) 300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова исполнилось в ноябре 20011 года. Это великий русский учёный. Круг его познаний необычайно разнообразен. А вы знаете, что учиться в Москву из Архангельска Ломоносов пришёл пешком, пройдя несколько тысяч километров, следуя за обозом, который снаряжался в Москву с мороженой рыбой (семгой). 3) Пешком до самой Москвы – учиться! Представить даже трудно, какая тяга к знаниям должна быть. Она у Михайло Ломоносова была именно такой. Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Потянулись холодные и голодные годы ученичества. К этому добавлялись другие мучения: 4) Запись из личного дневника Ломоносова: “Школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотрите-де, какой болван в лет двадцать пришёл латыни учиться!” Обучение в этой Академии было рассчитано на 13 лет. Ломоносов овладел всей программой за 5 лет, уже в первый год закончив три класса. |
7 | Учитель: А надо ли учиться? Почему? (
Ответы детей) Учитель: Учение – это большой труд. От человека требуется быть терпеливым, старательным, усидчивым. Ведь не всегда всё легко даётся. Если математика даётся вам без труда, то каллиграфия требует от вас определённых усилий. Или, к примеру, никак не запоминается стихотворение. Что вы предпримите? Со временем труд должен стать привычкой, к которой быстро привыкаешь. |
8 | 6. Работа с Толковым словарём С. И.
Ожегова. Старательный - делающий что- либо хорошо и добросовестно; прилежный – отличающийся усердием в труде, учении. - Каким вы представляете себе прилежного, старательного человека? Опишите его. (Ответы детей). - Часто учителя обращаются к ученику с просьбой: старайся. - Что это значит? (Значит, выполнить задание так, чтобы результат имел высокую оценку и доставил радость). |
9 | 7. Трудиться должны все – взрослые и
дети. Обратимся к стихотворению Сергея
Васильевича Погореловского “Попробуй
волшебником стать”, в котором описываются
обязанности детей. Девочка. Стать добрым волшебником Мальчик. На клумбе – цветок, Девочка. Хоть мама ещё не вернулась с работы, Мальчик. Тут ты совершаешь |
10 | 8. Песня “Всегда найдётся дело для умелых рук”, (муз. А.Александрова, сл. М.Ивенсена). Приложение 1. |
11 | 9. Учитель. А вот о девочке Лене этого
сказать нельзя. Она не любит трудиться, помогать
маме. Итак, стихотворение “Про Лену” (по
Н.Садовому). Автор. Мама дочке говорила: Мама. Скоро сварится обед. Лена Не могу, Мама. Значит, плохо наше дело, Лена. Давно... Мама. Очень жаль, Лена (покраснев). Кажется, прошло колено! Учитель. Вот так помощница. Не только ленивая, но ещё и лгунья. Думаю, что среди нас таких нет. Дети. Конечно, нет! Учитель. Ну, вот и хорошо! |
12 | 10. Басня “Стрекоза и Муравей на новый
лад” Попрыгунья Стрекоза |
13 | 11. Старательный человек бережёт
время своё и чужое. У него в жизни всё чётко
распределено. Такие люди планируют свои дела на
день, на неделю. Когда человек придерживается в
жизни определённого режима, то у него всегда
хватает времени и на отдых. Сергей Баруздин написал стихотворение “О человеке и его часах”. Ведут часы секундам счёт, Учитель. Часто слышишь от людей: “ Я ничего не успеваю делать!”. Таких людей, как правило, удача не посещает. Как вы думаете, почему это происходит? (Ответы детей) Есть очень хорошая пословица: “Кто рано встаёт, тому Бог подаёт”. Можно её посоветовать тем, кто ничего не успевает. |
14 | 12. Физминутка. Песня “Умелые руки” (муз. Г.Булякова, сл. В.Волжанина). Приложение 2. |
15 | 13. Учитель. Человек счастлив в
труде. Его труд радует и других. А с лентяями
надо бороться. Вот так и было однажды. Посмотрим
сказочную сценку “Лень, Работа, Федот и
Пол-Федота”. Приложение 3. Учитель. Эту сказку написал поэт Георгий Афанасьевич Ладонщиков. Чему учит эта сказка? |
16 | 14. Учитель. Не сразу человек
может выполнить большую и сложную работу. Надо
начинать с малого. Например, содержать в порядке
свои вещи, уметь ухаживать за своей внешностью,
одеждой. Поэт Олег Бедарев написал
стихотворение об одной девочке “Вот какая я!”.
Мама. Чья это ложка валяется Девочка. Моя. Мама. Чья это книжка лежит Девочка. Моя. Мама. Пуговка чья закатилась Девочка. Моя. Мама. Чья это грязная кукла, Девочка. Моя. Мама. Чья там тетрадка Девочка. Моя. (Девочка смотрится в зеркало.) Мама. Что за девчонка Девочка. Ой! Учитель: Какие выводы мы сделаем? |
17 | 15. Песня “Милая мама”. Приложение 4. |
18
19 |
16. Посмотрите, как лентяй выглядит
некрасиво. (Рассматривают иллюстрацию.) - А теперь послушайте сказку Василия Сухомлинского “Лентяй и Солнце”. (Рассказывает подготовленный ученик.) - Солнышко, передвинься, пожалуйста, немножко в сторону, мне жарко. Солнце рассмеялось: - Разве мыслимое это дело, чтобы солнце передвигалось, куда Лентяю захочется? Лентяй рассердился и закричал: - Значит, не хочешь передвинуться? - Не хочу! – ответило Солнце. - Ах, так?! – сказал Лентяй. – Тогда я назло тебе буду лежать здесь. Обсуждение. - Что случится с лентяем, если он будет долго лежать на солнышке? - Кого лентяй накажет? Слайд на презентации. Какая пословица больше всего подходит к данной сказке? (Без труда жить – только небо коптить). |
17. Послушаем стихотворение о труде. Ничто,
никогда не входит само. |
|
20 | 18. Сценка “Кем хотите стать вы, дети?” (Подготовленные
дети рассказывают одноимённое стихотворение Л.
Олиферовой”). Кем хотите стать вы, дети? 1. Я хочу шофёром быть, 2.Я мечтаю о балете. 3. Я хочу врачом стать классным, 4.В красках я души не чаю. 5. Вы со мной, друзья, не спорьте, 6. Я хочу стать пианисткой. 7. Я мечтаю стать скорей 8. Все профессии прекрасны. Заключительный стих: |
21 | 19. Рассказы детей о профессиях родителей. |
22 | 20. Рефлексия. Продолжите фразу: “Я буду терпеливым и трудолюбивым, потому что...” |
23 | 21. Песня “Рыбка из пруда”. Приложение 5. |