Цель – создание условий для развития познавательного интереса с использованием занимательного материала.
Правила игры:
- в игре принимает весь класс, разделённый на группы (команды);
- руководит игрой учитель;
- оценивают учащихся судьи (по маршрутному листу);
- используются разные формы организации познавательной активности;
- путешествие проводится по предложенным маршрутным листам каждой команде
Ход игры: дается сигнал и дети отправляются по станциям
Станция “Лесная аптека”
Цель: узнать как практически для лечения используются лекарственные растения Кузбасса, расширить представление об их разнообразии
1. Ты натёр ногу в пути, как облегчить боль? (Приложить лист подорожника).
2. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Мох сфагнум или торфяной мох. Он хорошо впитывает и содержит дезинфицирующие вещества)
3. Какая лесная ягода может заменить лимон? (Клюква, она содержит лимонную кислоту).
4. Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черной смородины, шиповника).
5. Каким лечебным свойством обладает мать-и-мачеха? (Отвар из листьев и цветов – хорошее средство от кашля).
6. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает людям? (Валериана. Капли, настои употребляют при нервных расстройствах, бессоннице ).
7. Какие болезни лечит красавица берёза? (Берёзовые почки используют как мочегонное средство).
Чем полезны ягоды земляники? (Богаты минеральными солями, полезны при малокровии, содержат много витаминов).
Станция “Самая, самая…”
Цель: выделить в органическом мире лидеров по разным морфологическим и экологическим признакам, по процессам жизнедеятельности
1. Самый ядовитый гриб (Бледная поганка)
2. Дерево самым длинным детством (Пихта)
3. Самые редкие ягодные кустарники нашей области (Морошка, княженика, голубика)
4. Самые распространенные древесные формы хвойных пород (Пихта, кедр, сосна, ель, лиственница)
5. Самое распространенное лиственное дерево (Осина)
6. Самое красивое, медоносное, душистое дерево (Липа)
7. Самая большая площадь природной зоны (Тайга)
8. Самый лесистый район Кузбасса (Таштагольский район)
Станция “Давайте сохраним”
Цель: ознакомление с редкими и исчезающими видами растений Кузбасса, занесённых в Красную Книгу, назвать заповедные зоны и их назначение
1. По рисункам и фотографиям определить название цветов и выбрать из них те, которые занесены в Красную Книгу. (Адонис, башмачок крупноцветковый, настоящий, пестрый, кандык сибирский, бруннера сибирская, касатик сибирский, саранка, ятрышник шлемоносный, Марьин корень, радиола розовая, ревень алтайский, ковыль Иоанна, перистый, чилим, можжевельник ложноказацкий).
2. Перечислить заповедные территории Кузбасса (кто больше?), рассказать об одном из них, показать на карте Кемеровской области.
- Заповедник “Кузнецкий Алатау”;
- Шорский национальный парк
- Заказники: Антибеский, Белогорский, Китатский, Таштагольский
- Заповедные урочища: Белокаменный плёс, Орлиная гора, Катунские утесы и многие др.
Станция “Правила поведения в природе”
Цель: повторить правила поведения в природе и выполнять их для сохранения биологического и экологического равновесия.
Задание можно выполнить в виде “Ромашки”, где на каждом лепестке записано начало правила поведения в природе, а участники команды должны его дописать
1. Чтобы не привести к пожару костры (Не разводить под деревьями)
2. Уходя с привала, мусор (Нужно закопать в яму)
3. Для костров использовать только ( Сухие деревья, ветки)
4. Чтобы не уничтожить грибницу, собирая грибы (Следует срезать их ножом)
5. Цветов не следует рвать (Много и с корнем)
6. Не уничтожать (Муравейники), не разорять (Птичьи гнезда).
Станция “Угадайка”
Цель: используя частично-поисковый метод, в занимательной форме вспомнить разнообразие растительности своего края.
- Сто одёжек и все без застежек. (Капуста).
- Кругла, желта, но не луна, зелена, а не дубрава, с хвостиком, а не мышь. (Репа)
- Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет. (Смородина)
- Стоит Егорка в красной ермолке, кто не пройдёт, всяк поклонится. (Земляника).
- Четыре листа – вроде креста. Да чёрный глаз глядит на нас. (Вороний глаз)
- Золотист он и усат, а в карманах сто ребят. (Початок кукурузы).
- В желтом домишке черные детишки, среди них есть серые, но они незрелые. (Семена подсолнечника).
- Вверху зелено, внизу красно. (Морковь).
- Не огонь, а жжется. (Крапива).
- Весной я красный, как кумач, летом я похож на мяч, а осенью в домишке живут мои детишки. (Мак).
- Над лугом парашютики качаются на прутике. (Одуванчик).
Использование наглядности, применение элементов мультимедийных технологий, создание игровых ситуаций на уроках дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к любому школьному предмету, который кажется им скучным.
Подобные виды деятельности развивают индивидуальную мыслительную и творческую активность учащихся, повышает интерес к предметам, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь.
Помимо этого, происходит психологическая разгрузка классного коллектива, что сказывается не только на производительности учебного процесса, но и на стабилизации психического состояния, что крайне важно при работе с данной группой детей.
Кроме того, применение на уроках занимательного материала позволяют учителю индивидуализировать работу на уроке, давая задания, которые посильны каждому ученику, развивая его познавательную деятельность. Игры способствует развитию наблюдательности, умения видеть необычное в знакомых вещах, задавать себе вопросы о тех явлениях, с которыми встречаются в жизни.
Маршрутный лист
Команда __________________
Станции | Время | Оценка | Подпись жюри |
УГАДАЙКА | |||
САМАЯ, САМАЯ | |||
ДАВАЙТЕ СОХРАНИМ | |||
ЛЕСНАЯ АПТЕКА | |||
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ |
Список литературы.
- Боднарук М.М Ковылина Н.В Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах 5-11 классы. - Волгоград, 2005
- Балабанова В.В. Максимцева Т.А .Предметные недели в школе:биология, экология, здоровый образ жизни. - Волгоград “Учитель”, 2003