Урок русского языка "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Авторы учебника: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

Тип урока: урок построения системы знаний (общеметодологической направленности)

Цель: обобщение знаний учащихся о написании заглавной буквы в собственных именах существительных, создание условий для осознания и осмысления блока новой информации.

Задачи:

  • углубить знания об именах собственных, совершенствовать навыки правописания заглавной буквы в именах собственных;
  • формировать умение писать имена собственные с заглавной буквы;
  • развивать аналитическое мышление, память, монологическую речь;
  • формировать орфографический навык, исследовательские умения;
  • формировать умения соизмерять свои возможности, оценивать результаты своего труда;
  • воспитывать познавательный интерес к родному языку.

Оборудование, материалы и наглядные пособия:

Этапы урока Содержание этапа, деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые универсальные учебные действия
1. Мотивация к учебной деятельности Учитель приветствует учеников.

-Добрый день всем. Я рада видеть вас сегодня на уроке. Давайте поприветствуем наших гостей улыбкой, поделимся хорошим настроением. Надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться.

Используется презентация

Девиз нашего урока: “С маленькой удачи начинается большой успех”.

- Кто из вас хотел бы быть успешным человеком?

- Что это значит?

- Что нужно для того, чтобы стать успешным?

- Говорят: “Без знаний нет успеха”. Если вы готовы, продолжим наш урок! Откройте тетради, запишите число “Тринадцатое марта”, слова “Классная работа”

Ученики приветствуют учителя, садятся на свои места Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие Актуализация опорных знаний

- Прочитайте слова (на слайде): Москва, Света, город, Ангара, страна, Чуковский, собака, Шарик, Россия, шарик.

- Что общего у всех этих слов?

- На какие 2 группы вы их можете разделить?

- А как называются слова, обозначающие имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, рек?

- Что вы заметили среди этих слов?

- Почему в одном случае слово написано с заглавной буквы, а в другом с маленькой?

- Молодцы! Запишите имена собственные в тетради. Подчеркните орфограммы в этих словах.

- А теперь сделайте самопроверку и проверьте слова, в которых нужно было подчеркнуть буквы (слайд). Оцените свою работу знаком +.

 

Учащиеся читают слова.

Ученики отвечают на вопрос учителя.

 

 

 

 

 

Запись слов. Ученики подчеркивают буквы в словах.

Ученики называют свои варианты ответа на вопрос.

Объясняют значение и правописание слов.

Ученики формулируют правило.

Дети проверяют и корректируют записанные слова.

Формулируют тему “Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы”

Познавательные:

постановка и решение проблемы;

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Личностные:

развитие учебно-познавательной мотивации.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Построение речевого высказывания.

Контроль и коррекция

Прогнозирование, преобразование модели с целью выявления общих законов

Структурирование знаний

Самоопределение к деятельности

- Кто догадался, какая у нас сегодня будет тема урока?

- Какие задачи поставим перед собой?

- Уточнить...

- Закрепить...

- Обобщить...

- Систематизировать...

3. Систематизация знаний - Да, ребята, мы сегодня обобщим знания об именах собственных. Ваша задача – не только знать правило написания имен собственных, но и уметь применять его.

-Давайте вспомним, какие имена существительные относятся к собственным.

Работа в группах. (Приложение 2)

  Познавательные:

умение использовать информацию и вычленять необходимую для решения учебной задачи, анализ

Личностные:

уточнение собственных возможностей

Регулятивные:

формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

1. Написание географических названий.

Найдите в предложениях название города, реки и страны.

Столица России – город Москва. На берегах Ангары очень красивые места.

Сделайте вывод.

Названия городов, рек, стран пишутся с....

Вывешиваем табличку – ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ

2. Написание имен и фамилий.

Прочитайте предложение. Что вы заметили?

Мой любимый писатель – Николай Николаевич Носов. Первым в космосе побывал Юрий Алексеевич Гагарин.

Сделайте вывод.

Имена, фамилии, отчества пишутся с....

Вывешиваем табличку – ИМЕНА, ФАМИЛИИ, ОТЧЕСТВА

3. Написание кличек животных.

Прочитайте стихотворение. Найдите клички животных.

Кошка - Маришка,

Котенок - Тишка.

Щенок - Дружок,

Цыпленок – Пушок.

Сделайте вывод.

Клички животных пишутся с ....

Вывешиваем табличку – КЛИЧКИ ЖИВОТНЫХ

4. Написание имен сказочных героев.

Прочитайте предложения. Найдите имена сказочных героев.

Я люблю читать сказки. Буратино, Карлсон и Чиполлино – мои любимые сказочные герои.

Сделайте вывод.

Имена сказочных героев пишутся ....

Вывешиваем табличку – ИМЕНА СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ

5. Написание названий газет, журналов, книг.

Прочитайте предложения. Найдите названия газеты, журнала и книги.

Мы купили газету “Новости”, журнал “Мурзилка”, книгу “Золушка”.

Сделайте вывод.

Названия книг, газет, журналов пишутся ....

Вывешиваем табличку – НАЗВАНИЯ КНИГ, ГАЗЕТ, ЖУРНАЛОВ

6. Написание названий сказок, рассказов, картин, спектаклей

Прочитайте предложения. Найдите названия рассказа, картины, балета.

Я прочитал рассказ “Затейники”. В музее я видел картину “Богатыри”. Моей маме нравится балет “Щелкунчик”.

Дети работают в группах.

Представитель от группы, выполнившей задание, рассказывает о выполненной работе.

Сделайте вывод.

Названия сказок, рассказов, картин, спектаклей пишутся с ....

Вывешиваем табличку – НАЗВАНИЯ СКАЗОК, РАССКАЗОВ, КАРТИН, СПЕКТАКЛЕЙ

Составляется схема-кластер (Приложение 3)

ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ:

Клички животных -

Географические названия –

Имена, фамилии, отчества людей –

Имена сказочных героев –

Названия книг, газет, журналов –

Названия сказок, рассказов, картин, спектаклей -

Вывод: К именам собственным относятся - фамилии, имена, отчества, географические названия, клички животных, имена сказочных героев, названия книг, газет, журналов, названия сказок, рассказов, картин, спектаклей. Имена собственные пишутся с большой буквы.  
4. Включение системы знаний в учебную деятельность 1. Проблемная ситуация

- Прочитаем письмо: (на слайде)

“Привет, оля! Живу я хорошо. Я очень рад. У меня есть шарик! Твой брат лев”.

- Всё ли вы поняли из письма?

- Чему рад автор письма?

Читаем приписку.

“Шарик звонко лает”.

- О ком же идет речь в письме?

- Какие ошибки допустил мальчик?

- Как вы думаете, почему он ошибся?

- Какие правила нужно ему знать, чтобы его речь была понятной?

Анализируют проблемную ситуацию, ищут решение, выдвигают и проверяют гипотезу. Познавательные:

формирование навыков поисковой деятельности. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

2. Составление предложений

- Какое слово из письма нам уже встречалось сегодня в начале урока?

- Почему оно может писаться по-разному?

- Действительно, написание слов шарик/Шарик зависит от его значения.

- Составьте и запишите в тетрадь 2 предложения со словом “шарик”, чтобы смысл был разный. В одном предложении – воздушный шарик, а в другом – собака.

- Оцените правильность выполнения задания по шкале на полях.

- Молодцы!

Составляют и записывают предложения.

Выполняют самооценку в тетрадях.

 
5. Закрепление системы знаний с формулированием проблемы - Ребята, а теперь вас ждет одно интересное задание. Вы готовы проверить свои знания?

Самостоятельная работа (Приложение 4)

1. Найдите и отметьте знаком “плюс” слова, которые надо писать с заглавной буквы.

1) ягода
2) черемхово
3) буратино
4) яблоко
5) петя
6) михалков
7) композитор
8) россия
9) жучка
10) писатель
11) байкал
12) сергеевна

Учащиеся настраиваются на работу.

Самостоятельно выполняют задания с опорой на систему знаний.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и ясностью.

Познавательные: выбор основания для отбора объектов.

Познавательные: планирование, прогнозирование и структурирование знаний

Личностные: активизация самостоятельности в принятии решения.

2. Допишите предложения, используя слова для справок.

1) У моей сестры ______ растут в саду ____ .

2) Мой брат ______ нашёл в поле ________.

Слова для справок: Розы, розы; Василёк, василёк.

- Результаты выполненной работы оценим по критериям.

Оценочный лист (на слайде):

Умение найти имена собственные среди группы слов – 4 б (по 1 б за 2 правильно выбранных слова).

Умение дополнить предложения, используя слова для справок – 2 б (по 1 б за 1 предложение).

Итого – 6 б

- В каких случаях возникли затруднения, в чем нужна помощь?

Дети анализируют, отмечают (в 1 задании) и записывают (во 2 задании) правильный ответ.
6. Рефлексия учебной деятельности. - Вы сегодня молодцы! Спасибо за работу на уроке!

- Продолжите предложения:

Сегодня на уроке

Я научился ...

Я могу похвалить себя за ...

Были затруднения ...

Учащиеся анализируют деятельность на уроке, отвечают на вопросы учителя, продолжают фразы.

Анализируют свою познавательную активность и успешность

Личностные: объяснение самому себе “что во мне хорошо, а что плохо” (личные качества, черты характера), “что я хочу” (цели, мотивы), “что я могу” (результаты).

Регулятивные: соотнесение результата своей деятельности с целью и оценка его.

7. Итог урока - Ребята! Наш урок подходит к концу. Вы все хорошо работали.

- Посмотрите на карточки с домашним заданием.

(Приложение 5)

Какое правило поможет вам его выполнить?

- Вам надо будет выбрать и выполнить одно задание. Второе задание более сложное, при его выполнении предстоит вспомнить ещё одно правило о заглавной букве.

Домашнее задание на выбор:

1. Списать, раскрывая скобки

(Кк)орова (Нн)очка идет по (Сс)елу (Сс)тепаново. Она ведет (Тт)еленка (Гг)аврюшу. Возле дома их ждет хозяйка (Оо)льга (Сс)ергеевна.

2. Найти в предложениях ошибки. Списать без ошибок.

Брат.

у иры семеновой есть маленький брат. его зовут павлик. мальчику три года. павлик любит слушать сказку про колобка.

 

 

 

 

Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

Саморегуляция

 

 

 

Анализ объектов с целью выделения признаков (имена собственные, нарицательные)