Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочное время

Разделы: Начальная школа, Экология


Школьное экологическое образование призвано решить одну из важнейших задач – заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения – экологическим. Если еще вчера самым страшным словом считалось слово “война”, то сегодня – “экологическая катастрофа”. Слово экология прочно вышло в обиход. И каждому человеку необходимо овладеть набором экологических знаний. Ежедневно мы слышим призывы и предостережения “Образумьтесь, люди! Будущие Земли в опасности”, но все они так и останутся призывами, если мы не осознаем главного: человечество стоит на пороге экологической катастрофы, оно нуждается в безопасной среде обитания. Родная природа – могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы проявляется очень рано. Дети замечают все: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка, крохотного паучка в густой траве. В начальной школе внимание детей привлекаю к сезонным изменениям в природе, к яркости красок, многообразию звуков и запахов. Учу детей открывать для себя новый мир. Подвожу младших школьников к пониманию взаимосвязи человека и природы, зависимости жизни на земле от всей окружающей природы, космоса, солнца и т.д.

Хочется подчеркнуть, что изучение существующих в окружающем мире связей служит одним из основных звеньев формирования экологической культуры школьников, необходимым условием становления ответственного отношения их к природе. Ведь без знания экологических связей трудно предвидеть возможные последствия вмешательства в природные процессы. Современную экологию можно определить как науку о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы. Детям свойственны доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, начальная школа занимает особое место в системе экологического образования, где целенаправленно закладываем основы экологической культуры детей. Цель экологического образования состоит в развитии экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде. Это означает, что знания об экологических связях отражает саму сущность экологии как науки. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание. Работу по экологическому образованию и воспитанию начинаю с первого класса. Основное представление об окружающем мире о связях между предметами и явлениями в природы, формируем на уроках ознакомления с окружающим миром. Здесь на доступном учащимся уровне, рассматриваются связи между живой и неживой природой, между различными компонентами живой природы,(растениями, животными) между природой и человеком. Это позволяет школьникам приобрести основы диалектико-материалистического мировоззрения, способствует развитию логического мышления, памяти, воображения речи. В учебниках А.А. Плешакова много методических находок. Рубрику на следующем уроке я часто использую для того, чтобы вызвать потребность у учащихся найти дополнительный материал, поработать с научной литературой, поделиться своими знаниями с одноклассниками. Очень нравится моим детям работать в рабочих тетрадях, проводить различные наблюдения, делать опыты, обобщать и систематизировать материал, делать выводы. Работая с атласом, определителем “От земли до неба” у учащихся вырабатываю привычку более внимательного отношения к окружающей природе, способность задавать вопросы и находить ответы, используя справочную литературу. На уроках дети рисуют цепи питания в природе, готовят сообщения по темам. Уже в букварный период рассказываю детям о грибах, насекомых, птицах, диких животных. Учу классифицировать их по определенным признакам, учу описывать внешний вид, повадки. В период изучения букв и звуков детям даю сведения о животных, зверях, птицах, насекомых. Знакомлю с разными растениями, грибами. Подвожу их к тому, что в природе не все вечно, что она беззащитна перед человеком. Несмотря на то, что формирование экокультуры происходит в основном на уроках окружающего мира, эту работу можно продолжить на любом другом предмете курса начальной школы. Например, предметы эстетического цикла, литературное чтение, изобразительное искусство и художественный труд способствуют грамотному поведению в ней, способствуют развитию эстетических и нравственных отношений, творческой активности и проявление определенного отношения окружающей природной среде. Большие возможности для экологического образования заложены на уроках чтения, внеклассного чтения и в самих учебниках по чтению. Произведения многих авторов рассказывают об объектах природы, их разнообразии, о связях между ними. Это произведения Ю.Дмитриева, В.Бианки, Л.Н.Толстого, М.Пришвина, А.Майкова, З.Александровой и др.

На уроках чтения и внеклассного чтения мы стараемся с помощью произведений разных авторов (Ю.Дмитриева, М.Пришвина, В.Бианки, Н.Сладкова, Л.Толстого, А.Пушкина, С.Есенина, Н. Некрасова, и многих других) сформировать чувство красоты природы (М. Пришвин. “Золотой луг”), показать взаимосвязь всего живого, гуманного отношения к природе. (С.Михалков “Будь человеком”, К.Паустовский “Заячьи лапы” и др.), о мерах по охране природы (В.Бианки “Птичья столовая”).

Процесс формирования экологической культуры не исчерпывается экологическим образованием. Экологическое воспитание и экологическое образование – два взаимосвязанных, самоценных, но не самодостаточных процесса. Если стержнем образовательных программ является определенный круг знаний, умений и навыков учащихся, то стержнем экологического воспитания – становление нравственно–экологической поэзии личности её взаимодействие с окружающей средой. В программе экологического воспитания выделяю следующие направления работы.

Познавательное направление работы (дидактические игры, беседы, викторины).

Познавательно-развлекательное направление (праздники, утренники, экологические игры, игры-путешествия)

Практическое направление работы (посадка деревьев, озеленение класса, подкормка птиц)

Исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты). Работу по данным направлениям реализую при проведении внеклассной воспитательной работы, в рамках экологического кружка “Юный эколог”. На занятиях кружка я использую следующие формы работы. Наблюдение объектов живой и неживой природы (являются основной формой)

  • Экскурсии в природу.
  • Беседы, доклады, сообщения.
  • Экологические игры.
  • Праздники.
  • Исследовательские проекты.

Наблюдения в природе играют особую роль в формировании положительного отношения школьников к природе, оказывает глубокое воздействие на всесторонние развитие личности ребенка. На мой взгляд большие возможности в её решении имеют экскурсии т.к. позволяют максимально использовать образовательный потенциал природного сооружения. Экскурсии, походы должны стать для учащихся школой любви и активного отношения к природе. Отправляясь с детьми на экскурсию или турпоход, даю своим воспитанникам советы передвигаться по лесу или вдоль речки тихо, осторожно. Вы сразу увидите и услышите много интересного и постепенно поймёте, что в природе, как говорит поэт Ф. Тютчев, есть душа, есть свобода, есть язык. Также важным дополнением к экскурсиям в природу, наблюдениям за объектом природы служит природоведческая информация в виде бесед и докладов. Большое познавательное значение имеют беседы природоведческого характера. У детей расширяется кругозор, активизируется их внимание, развивается мышление, прививается интерес к природе. Мы ведем активный образ жизни, общаясь с природой. Совершаем туристические походы и проводим экологические игры на местности. Продолжаем изучение природы родного края. Совершили экскурсию в Иркутский зоопарк, в музей природы. С помощью родителей изготовили и повесили скворечники и кормушки. Провели праздники по экологической тематике “Бал цветов” и т.д. На занятиях нашего экологического кружка мы с ребятами проводим большую работу. Облагораживаем пришкольный участок на котором нам отведено место. Принимали участие при посадке саженцев на школьной площадке. Думаю, что дети моего класса уже не сломают просто так ветку дерева, что они задумаются, прежде чем нанести вред природе. В прошлом году приняли участие в районной научно-практической конференции “Человек и окружающая среда” где защитили проект “Прогноз по приметам”. Школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие уже современное качество образования. В концепции модернизации российского образования определены важнейшие задачи воспитания: формирование ответственности за свои действия, за судьбу общества и страны, за охрану окружающей среды. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, так как развитие личностных качеств учащихся невозможно без приобретения ими опыта разнообразной деятельности. На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что воспитание экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему занятий, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы. Система достаточно технологична, легко применима в условиях любого образовательного учреждения. Особая ее ценность состоит в том, что она охватывает большинство учащихся. Причем достигается не только пассивное участие школьников в различных мероприятиях, а активная творческая работа направленная на достижение пусть и небольшого, но конкретного и значимого результата.

Содержание деятельности и показатели сформированности экокультуры младших школьников

Интерес ребенка к объектам окружающего мира сопровождается попытками ребенка их анализировать;

  • участие в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;
  • общение представителями животного и растительного мира, вызванное в большей степени заботой о них, нежели получением удовольствием;
  • выполнение ряда правил поведения в окружающей среде, ставших привычным методом.

Презентация.