Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цели.
- повторить, обобщить, закрепить знания учащихся по теме “Бунташный” XVII век.
- дать оценку деятельности исторических личностей данного периода.
- закрепить знание основных дат и понятий
- развивать интерес к изучаемому предмету, воспитывать уважение к прошлому нашего народа.
Задачи: развивать умение анализировать факты, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Оборудование: проектор, экран, доска, карточки из цветной бумаги, рисунки учащихся на тему “Народные выступления XVII в.
План.
- Организационный этап.
- Актуализация знаний. Игра “Угадай-ка”.
- Постановка целей и задач урока.
- Обобщение и систематизация знаний.
- Контроль усвоения.
- Рефлексия.
- Домашнее задание. Выставление оценок.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний. Игра “Угадай-ка”.
А) определите дату:
XVII век, как ни один из прошлых веков из прошлых веков, явился веком массовых народных выступлений. Давайте вспомним, какие народные выступления были в России в XVII веке. Для этого давайте поиграем в такую игру. Кто знает, какая дата скрывается за цветной бумагой, поднимает руку, и, если отвечает правильно, идет и открывает эту дату.
- 1601–1603 гг. – выступление Хлопка Косолапа
- 1606–1607 гг. – восстание И.И. Болотникова
- 1648 г. – “Соляной” бунт
- 1662 г. – “Медный” бунт в Москве
- 1668–1676 гг. – Соловецкое восстание
- 1667–1671 гг. – восстание Степана Разина
Б) Определите по характеристике имя исторической личности.
- Русский царь из династии Романовых. Занял трон после смерти отца Михаила Федоровича. Вошел в историю как “Тишайший” царь. (Алексей Михайлович)
- Руководитель и идейный вдохновитель старообрядцев. Бывший друг патриарха Никона. За свои взгляды был заключен в монастырь. За непокорность был приговорен к казни. (Протопоп Аввакум)
- Был в польском плену. В 1619 году провозглашен патриархом Московским и всея Руси. Управлял страной вместе со своим сыном. (патриарх Филарет)
- Провел церковные реформы, вызвавшие раскол. Его вмешательство во внутреннюю и внешнюю политику государства под тезисом “священство выше царства” вызвало разрыв патриарха с царем. Собором 1666-67 годов был лишён сана патриарха. Сослан на Север. (Патриарх Никон)
3. Постановка целей и задач урока.
Итак, тема сегодняшнего урока - “Бунташный век”.
- Какой корень в этом слове? (бунт)
- Что такое бунт? (стихийное восстание, мятеж)
- Какой глагол можно образовать от этого слова? (бунтовать)
- Подберите синонимы к слову “бунтовать”: (протестовать, бороться, возмущаться, выступать против чего-либо)
- Как можно объяснять понятие “бунташный век”? (период истории России, на который приходятся массовые восстания, бунты)
Сегодня предметом нашего изучения будут являться народные выступления, приходящиеся на время правления царя Алексея Михайловича, то есть какие?
(1648 г. – “Соляной” бунт, 1662 г. - “Медный” бунт в Москве, 1668 - 1676 гг. – Соловецкое восстание, 1667 - 1671 гг. – восстание Степана Разина)
Вопрос, который мы должны решить сегодня на уроке, следующий:
“Как объяснить, что век был “бунташный”, а прозвище царя Алексея Михайловича “Тишайший”, хотя “тишины” во время его правления в стране не было.
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выяснить, какие были причины массовых народных выступлений в XVII веке, что подготовило его “бунташность”. Пока мы будем это выяснять, попросим некоторых из вас начать на доске заполнение таблицы, которая поможет дать представление о характере и массовости народных выступлений.
4. Обобщение и систематизация знаний.
Несколько учащихся заполняют таблицу.
Народные выступления в XVII веке.
Соляной бунт | Медный бунт | Восстание Степана Разина | Соловецкое восстание | |
дата | ||||
участники | ||||
Причины | ||||
Требования восставших | ||||
Итоги, результат |
В это время учитель проводит беседу с классом.
Скажите, пожалуйста, что такое Смутное время? Какими политическими причинами оно было вызвано? (главная причина - пресечение правящей династии)
- Каковы экономические причины Смутного времени? (голод, разорение страны в Смутное время, во время Ливонской войны, опричнины, польско-шведской интервенции)
- Какое сословие становится опорой государственной власти в XVII веке, кто служит в приказах и в армии, кто составляет большинство в Боярской Думе? (дворяне)
- Какие указы были приняты в интересах дворян относительно крестьян? (урочные лета, заповедные лета)
- Каким документом было закреплено окончательное закрепление крестьян? (Соборным Уложением 1649 г.)
- Как на это реагировали крестьяне? (бежали на Дон, поднимали восстания)
Таким образом, закрепощение крестьян и рост их повинностей, усиление налогового гнета были одной из главных причин “бунташности” XVII века.
- Что в церковной жизни вызвало народные волнения? (церковный раскол и преследование старообрядцев)
- Какие особенности внешней политики России усугубляли положение страны и крестьян? (русско-польская война 1654–1667 гг., борьба с Турцией и Крымом)
Народные выступления в XVII веке носили массовый характер, в них участвовали представители разных слоев общества. Чтобы лучше это представить, посмотрим на таблицу.
Народные выступления в XVII веке
Соляной бунт | Медный бунт | Восстание Степана Разина | Соловецкое восстание | |
год | 1648 | 1662 | 1667-1671 | 1668-1676 |
участники | Горожане, стрельцы, крестьяне | Посадские люди. | Казаки, беглые крестьяне, посадские люди | Монахи, крестьяне, разинцы |
Причины | 1) усиление налогового гнета. 2) Повышение цены на соль. |
1) Усиление налогового гнета. 2) Голод и дороговизна из-за выпущенных медных денег. |
1) Недовольство государственными
порядками России 2) Скопление на Дону беглых крестьян, холопов, недовольство усилением крепостного права. |
1) Запрет служить по старым книгам 2) Церковная реформа, преследование старообрядцев. |
Требования восставших | Понизить цену на соль, наказать некоторых представителей власти, отменить белые слободы. | Прекратить выпуск медных денег | Освободить крестьян, перебить бояр. Стих. характер. | Служить по старым книгам. |
Итоги, результат | Казнь бояр, Соборное уложение. | Выпуск медных денег прекращен. | Поражение восставших, усиление крепостного права. | Поражение восставших. |
- Какие выводы мы можем сделать из представленной информации? (Главные причины народных выступлений в XVII веке: закрепощение крестьян и рост их повинностей, усиление налогового гнета, попытки ограничения казачьей вольницы, церковный раскол и преследование старообрядцев)
- Что общего в причинах “Соляного бунта” 1648 года и “Медного бунта” 1662 года? (были вызваны усилением налогового гнета)
- Чем различаются результаты? (Соляной бунт ускорил закрепощение крестьян, подготовку Соборного уложения. Восставшие не добились результата. После Медного бунта выпуск медных денег был прекращен)
- В чем особенности выступления старообрядцев? (Соловецкое восстание началось на религиозной почве, но переросло в социальный протест).
- Обратите внимание, кто помимо монахов участвовал в Соловецком восстании? (крестьяне, разинцы)
- О чем это говорит? (Все недовольные примыкали к любому народному выступлению)
- Какое восстание было самым массовым и охватило наибольшие территории? (восстание Степана Разина)
- Массовый характер восстания Степана Разина показал кризисное состояние всей страны.
- Мы выяснили, что главная причина – налоговый гнет, закрепощение крестьян. С чем это было связано? Какая новая форма правления складывается в правление Алексея Михайловича? (абсолютизм)
- Какие изменения происходят в хозяйстве страны в
XVII веке?
- складывается единый всероссийский рынок.
- появляются мануфактуры
- используется наемный труд.
- развивается мелкотоварное производство
Таким образом, в хозяйстве страны появляются черты капитализма. Массовые народные выступления XVII века отразили болезненность перехода к капиталистической форме ведения хозяйства в условиях складывания абсолютизма.
- Скажите, такие процессы, как складывание абсолютизма, капитализма, были характерны только для России XVII века? Где еще складывался абсолютизм? Где еще появляются рыночные отношения, капитализм? (В Англии, Франции)
- Чем осложнялось складывание абсолютизма, капитализма в Европе? (религиозными войнами)
- Можно ли здесь провести параллель с историей России? (Да, можно. В России в этот период возникает церковный раскол).
Теперь вернемся к нашему вопросу, почему век был “бунташный”, а царь получил прозвание “Тишайший”? Есть ли здесь противоречие? (Нет. “Бунташность” была связана со сложностями экономического развития страны, а наименование “Тишайший” было дано за благочестие царя, его религиозность, за его личные качества, а не за проводимую им политику).
Теперь я прочитаю цитаты – высказывания участников народных выступлений, а вы должны будете определить, к какому народному выступлению относятся эти слова.
- “Вот тебе, изменник, за соль!” (Соляной бунт)
- “Готовы мы единодушно все пострадать, а новой веры, и учения, и книг отнюдь все не приемлем” (Соловецкое восстание)
- “С Дону выдачи нет!” (восстание Степана Разина)
- “Буде добром нам тех бояр не отдашь, а мы у тебя учнем имать сами по своему обычаю” (Соляной бунт)
- “Силою не стану принуждать, а кто захочет быть со мною – будет вольный казак” (восстание Степана Разина)
5. Контроль усвоения.
Тест
Вариант 1.
1. Соляной бунт произошел в:
а) 1645 г.
б)1648 г.
в)1653 г.
г) 1667 г.
2. Чеканка правительством медной, более дешевой монеты, чем серебряной, привела к:
а) росту цен на товары и недовольству горожан, части армии
б) кризису финансов страны и отмене медных денег
в) увеличению доходов казны
г) росту налогов и крестьянскому восстанию
3. Поговорка: “Береги белую деньгу (то есть серебро) на черный день” появилась в связи с:
а) Соляным бунтом
б) Медным бунтом
в) восстанием под предводительством Степана Разина
г) Соловецким восстанием
4. “Бунташным” веком называют
а) вторую половину XVI в.
б) все XVI столетие
в) первую половину XVII в.
г) весь XVII в
5. Какое из названных понятий, терминов относится к царствованию Алексея Михайловича?
а) бироновщина
б) Смута
в) пугачёвщина
г) церковный раскол
6. Прочитайте отрывок из сочинения В.О. Ключевского и определите, о ком из российских правителей XVII в. в нем говорится; укажите имя и отчество царя.
“Этому-то царю пришлось стоять в потоке самых важных внутренних и внешних движений. Разносторонние отношения, старинные и недавние, шведские, польские, крымские, турецкие, западнорусские, социальные, церковные, как нарочно, в это царствование обострились... и над всеми ними как общий ключ к решению стоял основной вопрос: оставаться ли верным старине или брать уроки у чужих? Царь разрешил этот вопрос по-своему: чтобы не выбирать между стариной и новшествами, он не разрывал с первой и не отворачивался от последних. Нужды государства, отзывчивость на все хорошее, личное сочувствие тянули его на сторону умных и энергичных людей, которые во имя народного блага хотели вести дела не по-старому. Царь и не мешал этим новаторам, даже поддерживал их”.
Ответ: Алексей Михайлович.
Вариант 2.
1. Медный бунт произошел в:
а) 1649 г.
б) 1665 г.
в) 1662 г.
г) 1670 г.
2. Главное последствие Соляного бунта:
а) созыв Земского собора для разработки и принятия нового кодекса законов
б) отмена соляного налога
в) решительная борьба со взяточничеством
г) отставка и высылка из Москвы боярина Б. Морозова, фактического правителя государства
3. Самое крупное выступление XVII в.:
а) восстание под предводительством Василия Уса
б) Соляной бунт
в) Медный бунт
г) восстание под предводительством Степана Разина
4. Церковный раскол в церкви в России привел к;
а) распространению ересей
б) массовым религиозным выступлениям
в) столкновению светских и церковных властей
г) возникновению нового вероучения
5. Что требовали от правительства Алексея Михайловича посадские люди?
а) Ликвидации белых слобод, снижения налогов и повинностей
б) Права перехода и прекращение посылок карательных отрядов
в) Борьбы со взяточничеством и расширение земельных владений
г) Отмены льгот для иностранцев
6. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите царя, о котором идет речь.
“То, что современники назвали XVII столетие “бунташным” веком, во многом основано на реалиях истории России этого периода. Казалось бы, правивший в столь сложных условиях государь мог ожесточиться, очерстветь, ввести исключительно авторитарный режим, словом, походить на своего не столь далёкого предшественника Ивана Грозного. Царь, конечно, прибегал к жёстким и даже жестоким мерам, когда речь шла о подавлении народных выступлений, когда стоял вопрос о сохранении всей системы государственной власти. Но по своему характеру, склонностям, пристрастиям в быту он сильно отличался от русского тирана XVI в. Недаром и прозвали его Тишайшим”.
Алексей Михайлович
6. Рефлексия. Какие выводы мы можем сделать из урока?
Таким образом, современники назвали XVII век “бунташным”. Это было время массовых народных выступлений. Оформление крепостного права и рост налогов в условиях перехода к рыночным отношениям, к капитализму были главными причинами усиления борьбы народных масс. Народные выступления способствовали тому, что правительство с одной стороны, шло на некоторые уступки (издание Соборного Уложения, прекращение выпуска медных денег), с другой, народные выступления вынуждали царя усиливать свою власть: в России складывался абсолютизм. Подобные процессы происходили и в других странах.
7. Домашнее задание: подготовьте рассказ от лица участника любого народного выступления XVII в.