Принцип сезонности и краеведческий принцип в обучении – необходимое условие в системе экологического образования и воспитания дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Дошкольное детство – ответственный период жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру, ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому воспитанию детей этого возраста обладает большими возможностями и перспективой. Цель экологического воспитания детей - формирование начал экологической культуры, что позволит в дальнейшем успешно усваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общечеловеческие ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры, гуманистические качества в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности – в природе, рукотворном мире, окружающих людях и себе самом – это те ценности, на которых ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.

Великий педагог В.А. Сухомлинский писал: “Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины”.

Где бы ни жил ребенок, в поселке или в городе, везде есть свой интересный мир животных и растений. Если человеку мило место, где он родился, то ему дорог там каждый камешек, каждая былинка. И все это надо уметь показать детям, научить их смотреть и видеть, искать, выращивать и выхаживать, любоваться красотой своего родного края, его природой.

Любить можно только то, что хорошо знаешь, с чем соприкасаешься в своей деятельности. Перед воспитателем стоит задача ? приобщить детей к природе, обеспечить возможность чувственного и действенного её восприятия. Необходимо научить детей наблюдать природу и видеть интересное в ее обычных проявлениях, устанавливать видимые связи между растениями, животными и явлениями неживой природы. Эти задачи можно выполнить при условии знания местной природы и деятельности взрослого населения в ней. Воспитатель должен не только дать определенные знания, но и научить детей любить и беречь природу, родные места, свою родину.

Ознакомление дошкольников с родной природой – первые шаги в познании родного края, воспитании любви к родине. Понятие родины у маленького ребенка своеобразно: оно тесно связано с конкретными представлениями о том, что ребенку дорого и близко – с любовью к родителям, своему дому, природе, окружающей его. В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о родном крае. Дети знакомятся со всем богатством красок, звуков, форм, запахов окружающей природы. Это очень важно для развития мышления ребенка, поскольку познание природы начинается чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния.

В работе с дошкольниками предпочтение должно быть отдано принципу регионализма. Формирование экологических представлений (в том числе и о различных экологических проблемах) ребенка, навыков экологически грамотного поведения, соответствующего отношения к окружающей среде происходит на основе его знакомства с помещением дошкольного учреждения и его территорией, собственной квартирой, дачей, ближайшим парком, сквером, лесом, озером.

Например, в лесу, парке дети учатся различать окраску листвы: летом на всех деревьях она зеленая, а осенью у березы она лимонного цвета, у дуба – коричневая, у ивы – зелено-желтая, у осины – красная или лиловая. Картина леса, парка воспринимается ярче, полнее, если воспитатель предлагает детям послушать голоса птиц, шорох опадающих листьев, учит определять запах грибов, прелой зелени. Чем больше органов чувств участвует в таком познании, тем больше свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему сравнивать, различать, активно размышлять, сомневаться. Так осуществляется сенсорное воспитание, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства. Но детей нужно учить видеть красоту природы, понимать её. Например, на зимней прогулке воспитатель предлагает детям подумать: правильно ли зимнюю природу называют волшебной, сказочной. Размышляя над этим, дети открывают для себя столько удивительного в обыденном: оказывается, сугробы имеют причудливую форму, напоминающую притаившихся зверей; ель - стройная как свечка, с нарядными шишками на макушке и т. д.

Для целей экологического образования должны быть подобраны объекты, явления, доступные для ребенка, сущность которых он может познать в процессе детской деятельности.

Краеведческий принцип (регионализм) проявляется и в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего своего края, с учетом его историко-географических, этнографических особенностей. Это очень важный момент, так как опыт показывает: зачастую бывает так, что дошкольники лучше знают представителей животного, растительного мира тропических лесов, чем обитающих рядом с ними. Проведенный опрос дошкольников показал следующее. На вопрос: “Каких животных ты видел?” — дети отвечают, называя животных, которых видели по телевизору или на иллюстрациях в книгах, некоторые — в зоопарке, реже — на даче, в лесу. Практически единицы называли птиц, бабочек, обитающих в городах, рядом с ними. Поэтому крайне важно показать ребенку экологические закономерности, особенности взаимоотношений человека и природы на примерах своего региона.

Основной запас знаний, накопленных ребенком в дошкольном возрасте – это представления, т. е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее и ярче представления, тем легче ребенку использовать их в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой.

Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного, бережного отношения к ней.

Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. В этом убеждают нас биографии многих ученых-естествоиспытателей (К.А.Тимирязева, И.В.Мичурина), писателей, художников и композиторов (А.Пушкина, М.Пришвина, И.Левитана, П.Чайковского и др.).

Природа полна необыкновенных чудес. Человек должен преобразовывать природу рационально, с целью ее охраны и улучшения, только тогда природа предстанет перед человечеством доброй, щедрой, дающей людям свои богатства и радость общения с ней.