Познавательная экскурсия «В гостях у Солнышка»

Разделы: Работа с дошкольниками


Участники: дети, педагоги, родители ДОУ.

Цель: Развивать экологическое познавательное отношение детей к природе родного края посредствам знакомства с живым и растительным миром на территории ДОУ.

Задачи:

  • Воспитание любви к природе через прямое общение с ней.
  • Формирование у детей основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе.
  • Развитие экологических чувств: умение видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею, желание сохранить ее.
  • Участие в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Ход экскурсии

В. – Кто же смотрит к нам в окно? Это солнышко, друзья!

Мы захлопаем в ладошки. Позовем его скорей!
Солнце, солнце ярче грей, приходи сюда скорей.

(Выбегает Солнышко.)

С. – Здравствуйте, ребятишки девчонки и мальчишки! Вы меня узнали?

Д.- Да.

С. - Я – Солнышко красное, самое прекрасное, греют лучики мои, долетают до земли! Я, ребята, раньше всех встаю, птиц, зверей, людей, всю природу стараюсь разбудить пораньше! Вы готовы отправиться вместе со мной в путешествие?

Д.- Да!

С.

- По дорожке мы идем. Мы идем, мы идем.
Дружно песенку поем. Мы поем, мы поем.
У нас веселая игра. Мы путешествуем, ура, ура!

С.- Вот и наша первая остановка “Белоствольная березка”. Посмотрите, кто нас встречает? А встречает нас Аленушка.

А. - Здравствуйте, ребята! Скажите, а вы любите загадки? Тогда отгадайте мою загадку.

Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
(Береза)

А. - Правильно, это берёза. А что вы знаете о берёзе? (Ответы детей)

А. - Береза растет почти везде. Она неприхотлива, если растет на просторе, то доживает до 150 лет, а в высоту достигает до 30 метров. Это единственное белоствольное дерево на земле, поэтому так любимо народом. После пожара, когда выгорает вся лесная растительность, первой на пепелище вырастает берёза, т.к. ее легкие семена разносит ветер повсюду.

А. - Берёза - это образ и символ России. Её ветвями украшают церкви и жилища на праздник Троица, из березы получаются ценные дрова, веники для бани, из бересты плетут корзинки и лукошки, из берёзовых наростов делают изящные поделки: шкатулки, табакерки и другое.

А. - А знаете ли вы, что для наших предков дерево всегда было символом жизни? В честь рождения дочери они высаживали именно берёзку. Дерево становилось как бы "двойником" человека и считалось его покровителем - оберегало, передавала часть своей силы, а при болезни человека - чахло и увядало. А когда мы вредим березе? (Ответы детей)

А.- Правильно, когда по весне собираем берёзовый сок, а потом забываем замазывать отверстия в её коре, через которые могут проникнуть вглубь ствола болезнетворные микроорганизмы и дерево погибнет.

А. - Чем мы можем порадовать белоствольную красавицу? А давайте встанем в хоровод и исполним для нее песню " Во поле береза стояла". (Проводится хоровод)

Дети прощаются с Аленушкой.

С. – Продолжаем наше путешествие.

С.- Вот и вторая остановка “Наши шумные соседи” и встречает нас мудрая Сова.

С. - Здравствуй, тетушка Сова!

Сова. – Здравствуйте! Я рада вас видеть у себя в гостях! Вот и весна пришла. Чувствуют весну и птицы. Давайте послушаем, кто так громко чирикает.

Дети слушают, потом говорят, что это воробьи.

Сова.- Воробьи скачут целыми стаями. Давайте понаблюдаем, что носят воробьи в клювиках.

Дети видят, что птицы собирают пушинки, кусочки ниток.

Сова. – А зачем они все это носят в клювиках, кто знает?

Д. – Они строят гнезда, что бы снести яйца и вывести птенцов.

Сова.- Правильно, а давайте им в кормушку положим не только корм, но и кусочки ваты, нитки, тряпочки.

Дети вместе с воспитателем все это делают.

Сова. – Весной все птицы вьют гнезда .А какие птицы прилетают первые в наши края?

Д.- Грачи

Сова. - Правильно, еще говорят “Грачи прилетели весну принесли.” Скоро появятся и скворцы. Они деловито проверяют скворечники и , если им понравится, тут же заселяют их. Скворцы очень любят петь, сидя возле скворечника на дереве. Поют они самозабвенно, закатывая глаза и трепеща крыльями.

Воспитатель предлагает прислушаться, и к своему удивлению, дети слышать пение скворца.

Сова. – Ой, да в нашем скворечнике уже заселились жильцы-скворцы. Давайте рассмотрим их внешний вид.

Дети рассматривают и описывают скворца.

Сова. – Ребята, а вы знаете какие-нибудь стихи про птиц?

Дети читают стихи.

Мудрая Сова предлагает поиграть в игру “Перелет птиц.”

С. – Нам пора продолжать свой путь. До свидания!

С.- Следующая остановка “ Цветочная” и нас встречает Цветочница Анюта. Здравствуй, Цветочница Анюта!

А .-Здравствуйте, ребята! Ребята, давайте с вами вспомним какое сейчас время года? (Весна)

А. - Совершенно верно! Весной природа словно оживает и это время важно для садоводов и огородников. Как вы думаете почему? (Ответы детей)

А. - Правильно, весной солнце греет сильнее, становится тепло и люди сажают растения на огороде и в цветнике. Скажите для чего нужен цветник? (Ответы детей)

А. - А помните, осенью мы в наш цветник посадили луковицы тюльпанов? Давайте посмотрим, что же у нас там происходит.(Подходим к цветнику.)

А. - Посмотрите, какие-то ростки. Так это и есть наши тюльпаны! Только сошел снег, а они уже вылезли из земли. Теперь нам надо за ними ухаживать. Как мы будем это делать? (Ответы детей)

А. - Да, правильно, будем рыхлить землю, обрабатывать землю от сорняков и поливать по необходимости. Сейчас только показались листочки, но скоро появится стебель и мы увидим на нем красивый цветок. Обычно, тюльпаны распускаются уже к празднику Победы. Мы будем каждый день наблюдать, как растут наши тюльпаны.

С.- До свидания, Анюта! Спасибо за интересный рассказ, но нам пора в путь, нас ждет тетушка Тыква на своих грядках.

Т. – Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть на своих грядках. А вы, знаете когда сажают огород?

Д – Весной

Т. – А почему именно в это время надо сажать огород?

Д – На улице становится тепло, солнышко сильнее пригревает, земля прогревается, поэтому люди весной сажают огороды.

Т. – Молодцы! А чтобы посадить огород что мы должны сначала сделать?

Д – Вскопать, разрыхлить землю, сделать грядки.

Т. – Какие вы молодцы, вы, наверное, на даче помогаете своим бабушкам и мамам сажать огороды. А сейчас, ребята, давайте разберемся, кто кроме людей помогает овощам расти в огороде (дети вместе с воспитателем обсуждают, что помогает растениям расти)?

1 Солнце согревает землю, дает растениям свет.

2 Почва кормит растения. В ней растение растет. В почве у растения находятся корни.

3 Растение дышит, им нужен воздух. Воздух попадает в почву, когда человек рыхлит её мотыгой. Тоже самое, только без мотыги, делают дождевые черви.

4 Что бы напоить растение, человек поливает грядки, а ещё их поливает дождь.

5 Помогают растениям и птицы – синицы, воробьи, грачи, скворцы. Они ловят жучков, склёвывают с листьев гусениц.

6 А ещё на гусеницы охотятся жабы. Они наши маленькие помощники, поэтому обижать их нельзя.

Т. – Вот видите, мы с вами назвали всех, кто помогает нашим овощам расти. А вот про каких помощников мы с вами забыли ребята? Вспомните летом кого мы летом видим на цветах. Что они там делают?

Т. – Правильно Матвей, мы видим пчел, шмелей, бабочек. Они пьют из цветов сладкий сок. Переносят на своих крылышках и лапках пыльцу с одного растения на другое. Без этих помощников у огурца и у меня, Тыквы, не было бы плодов.

Т. - Ну что? Теперь приступаем к посадке огурцов. Сначала землю нужно разравнять. Андрей, возьми грабли и разровняй земельку. Молодец! А сейчас наметим места, где будем высаживать рассаду. Затем сделаем небольшие ямки лопаткой, берем наш горшочек и ставим в ямку, присыпая землей. Теперь нужно плотно уложить землю, утрамбовать и в конце посадки обязательно полить.

Т. – Сейчас каждый проходит берет лопатку, становится на свое место и делает неглубокую ямку на грядке, берет горшочек и сажает, так как я показала (дети сажают рассаду огурцов)

Т. – Посмотрите, как красиво смотрится наш огород, потрудились мы с вами на славу. Но мы еще не все сделали, нужно еще установить табличку с надписью, что здесь посажено и когда (устанавливаю табличку, с помощью детей).

Т. – Ребята, мы с вами забыли самое главное, подскажите что?

Д – Полить рассаду.

Т. – Верно! Ксюша и Вера возьмите леечки и полейте рассаду.

Т. – А вот теперь все. Под действием тепла, солнца, при постоянном поливе, рыхлении, наши огурцы быстро вырастут, начнут цвести, появятся маленькие огурчики, а потом мы будем радоваться и собирать урожай. Спасибо ребята, что заглянули на мой огород, помогли тетушке тыкве посадить огурцы. Вы очень многое знаете, умеете. А на прощание давайте я с вами поиграю в игру “Зайцы и огородник”

С.- Спасибо, тетушка Тыква, нам понравилось у тебя, но пора двигаться дальше. До свидания!

С.- Вот мы и добрались до “Деревенского подворья” и встречает нас Марья Петровна.

М.П. - Здравствуйте, ребята! Спасибо, что пришли ко мне, на “Деревенское подворье”. Я-хозяйка этой фермы, а зовут меня Марья Петровна. Прежде чем рассказать о моих животных, которые у меня живут на ферме, я хочу вам загадать загадки:

Голодна – мычит
Сыта – жует
Малым ребяткам молоко дает.
(корова)

То ни в жару, ни в стужу
Не снимает шубу.
(овца, баран)

Спереди пятачок, сзади – крючок
Посредине спинка
На спине – щетинка
(свинья)

Идет, бородой трясет
Травки просит: “ме-е-е”
“Дай вкусной ме-е-е-е”
(коза)

М.П. – Молодцы! Загадки вы отгадали, а еще каких домашних животных вы знаете?

Д – Кошка, собака, лошадь

М.П. – А посмотрите ребята, сколько животных на моей ферме. И у каждого есть свое жилище. Давайте вспомним их названия.

Проводится игра: “Кто где живет.”

(Собака – конура; лошадь – конюшня; корова – хлев; свинья – свинарник…)

М.П. – А теперь я хочу рассказать вам о своей работе. Я очень люблю своих питомцев и стараюсь о них заботиться. Я их кормлю – у каждого свой корм. А кто из вас знает чем питается.

Д - Корова – трава, сено. Лошадь – овес, трава, сено. Овца – трава, сено.

Кошка – молоко, рыба, мясо. Собака – косточка, мясо. Кролик – морковка.

Свинья - человеческие отходы, отруби, фрукты, коренья

М.П. – Молодцы, я рада, что вы знаете, чем питается домашние животные. Содержу их ,ребята, в чистоте, и животные в свою очередь приносят мне пользу. Я думаю, многие из вас знают, какую пользу приносят животные.

Проводится игра “Закончи предложение.”

  • Корова дает – молоко.
  • Лошадь перевозит грузы.
  • Коза дает – молоко, мясо.
  • Свинья дает – мясо.
  • Овца дает – шерсть, мясо .
  • Курица дает – мясо, яйца.

М.П. - Вот такая у меня интересная работа. А почему, ребята, домашние животные называются домашними?

Д – Потому что за ними ухаживает человек, заботится о них.

М.П. – Понравилось вам, у меня на деревенском подворье? Приходите ко мне в гости, я буду рада видеть вас. Давайте поиграем в игру “Стадо”.

Проводится игра: “Стадо.”

С.- Сейчас, ребята, мы с вами отправляемся на последнюю станцию нашего путешествия. Она самая интересная, увлекательная и ждет нас там Капитоша.

Детей встречает Капитоша.

Кап. - Здравствуйте, ребята! Я очень рад вас видеть! А давайте с вами немного поэкспериментируем ?

Кап.- Вы любите играть с песком?

Д. – Да.

Кап. – Тогда смотрите! У нас сухой песок и вода, налейте воду в песок и понаблюдайте, что же будет?

Дети выполняют задание.

Кап. – Куда делась вода? Какой стал песок?

Дети делают вывод: вода впиталась в песок и он стал мокрым.

Кап. - Молодцы, продолжим экспериментировать с песком у вас сухой и мокрый песок с помощью формочек и совочков постройте фигурки.

Дети выполняют задание.

Кап. – Из какого песка лучше получается фигурки?

Д. – Из мокрого песка лучше получается, а из сухого все рассыпается.

Кап. – Теперь я предлагаю вам порисовать сухим песком.

(На столах лежат листочки с изображенными животными, клей карандаш и сухой песок).

Кап. -По контуру обведите клеем, а потом посыпьте сухим песком и посмотрите, что получится.

Дети выполняют задание и у них получаются картины.

Кап. – Какие у вас красивые картинки получились. Вы можете их забрать себе в подарок.

С. - Спасибо тебе, Капитоша! У тебя очень интересно, но нам пора. До свидания! Вот и закончилось наше путешествие по экологической тропе. Вам понравилось?

Д.- Да.

С.- В следующий раз мы пойдём в гости к нашим другим друзьям. А сейчас я прощаюсь с вами. До новых встреч!